Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аварийно-восстановительный ремонт нефтепроводов

Лекция 8

Аварией на магистральном трубопроводе считается истечение нефти в результате полного разрушения или повреждения нефтепровода или его элементов, сопровождаемые одним из следующих событий:

смертельным травматизмом людей;

травмированием людей с потерей трудоспособности;

воспламенением нефти или взрывом ее паров;

загрязнением рек, водоемов и водотоков сверх пределов, установленных стандартом на качество воды;

утечками нефти объемом 10 м3 и более.

Инцидентом на объектах МН является отказ или повреждение оборудования, отклонения от режима технологического процесса, нарушения законодательных и правовых актов РФ и нормативных документов, устанавливающих правила веде­ния работ на объектах МН, которые могут сопровождаться утечками нефти объемом менее 10 м3 без воспламенения нефти или взрыва ее паров, без загрязнения водотоков.

При эксплуатации МН имеют место два основных вида повреждений линейной части:

сквозные коррозионные повреждения (свищи);

трещины и разрывы в стенке трубопровода и сварных стыках.

Эти повреждения вызываются следующими причинами:

- коррозией металла из-за некачественной изоляции, нали­чия блуждающих токов, неудовлетворительной работой элек­трозащиты и т.д.;

- скрытыми дефектами труб, дефектами сварки при монта­же трубопроводов, нарушением технологии монтажа;

- нарушением правил эксплуатации;

- внешними воздействиями (повреждение посторонними лицами, наезд тяжелого транспорта, оползни и др.).

Быстрое обнаружение нарушений герметичности и ее оперативное устранение позволяют существенно снизить ущерб от повреждений трубопровода.

Объем выхода нефти в окружающую среду при потере герметичности зависит от диаметра трубопровода, расстояния между задвижками, рельефа местности, времени его обнару­жения и устранения. Количество вытекшей нефти может оказаться значительным даже при относительно небольшом повреждении, если оно считается незамеченным в течение длительного времени.

С учетом указанных факторов проверка герметичности является основной целью контроля технического состояния собственно трубопровода.

Ликвидация аварий, аварийных утечек нефти и их последствий на объектах магистральных нефтепроводов должна выполняться силами и средствами центральной ремонтной службы (ЦРС) с привлечением, при необходимости, сил и средств сторонних организаций.

ЦРС является структурным подразделением районного нефтепровода управления (РНУ). В состав этой службы вхо­дят:

Участок аварийно-восстановительных работ (УАВР);

Участок откачки нефти из трубопроводов (УОН);

Участки устранения дефектов на линейной части магист­ральных нефтепроводов и технологических трубопроводах НПС (УУД).

Границы обслуживания ЦРС рекомендуется устанавливать в пределах протяженности нефтепроводов, эксплуатируемых РНУ.

В обязанности ремонтной службы входят следующие функции:

- локализация и ликвидация отказов, аварий и несанкцио­нированных врезок;

- откачка нефти из трубопроводов при проведении плано­вых и аварийно-восстановительных работ;

- проведение плановых работ на линейной части магист­ральных нефтепроводов и технологических трубопроводов НПС по выборочному ремонту дефектов, замене дефектных участков, запорной арматуры и фасонных изделий;

- выполнение основных видов работ, направленных на пре­дупреждение аварий по заявкам ЛПДС (НПС) и служб РНУ, заданиям, графикам и распоряжениям ОАО МН;

- обеспечение постоянной готовности автотракторной и специальной техники, оборудования к проведению и выпол­нению возложенных на ЦРС задач;

- планирование работ и отчетность по выполненным рабо­там, оформление и ведение технической документации;

- экспериментальная отработка и внедрение новых техноло­гий и технических средств, предназначенных для предупреж­дения и ликвидации аварий;

- организация проведения обучения и аттестация работни­ков ЦРС;

- организация работ по охране труда и пожарной безопас­ности;

- содержание неснижаемого запаса ГСМ, резерва запчастей и материалов;

- организация и внедрение мероприятий, обеспечивающих охрану окружающей среды при выполнении плановых и ава­рийных работ.

Функции Участков заключаются в следующем:

1.Участок аварийно-восстановительных работ:

- локализация и ликвидация отказов, аварий и несанкцио­нированных врезок;

- выполнение различных работ на территории НПС базиро­вания;

- проведение учебно-тренировочных занятий; техническое обслуживание закрепленной спецтехники, оборудования и приспособлений.

2. Участок откачки нефти из трубопроводов:

- откачка нефти из трубопроводов при проведении плано­вых и аварийно-восстановительных работ;

- гидроиспытание запорной арматуры, трубных узлов, труб перед монтажом, выполняемым Участком аварийно-восстано­вительных работ и Участком устранения дефектов;

- вытеснение нефти из отключенных и выведенных из экс­плуатации участков МН и подводных переходов путем закач­ки воды при плановых и аварийных работах;

- пропарка оборудования, используемого при откачке нефти и очистке внутренней полости трубопроводов;

- техническое обслуживание закрепленной спецтехники и оборудования.

3. Участок устранения дефектов на линейной части маги­стральных нефтепроводов и технологических трубопроводов НПС:

- устранение дефектов на линейной части МН;

- вытеснение опрессовочной жидкости после гидроиспыта­ний участков;

- вырезка «катушек» и монтаж заглушек для отключения участков МН для замены трубы при капитальном ремонте;

- подключение участков к действующим МН после выпол­нения строительно-монтажных работ по их замене или ре­монту;

- вырезка и замена задвижек и нестандартных соединитель­ных элементов на линейной части МН и технологических трубопроводов НПС;

- заполнение нефтью участков после проведения плановых работ совместно с линейно эксплуатационной службой (АЭС);

- ревизия, сборка запорной арматуры и фасонных изделий в виде «катушки» перед установкой; изготовление вантузов;

- техническое обслуживание закрепленной спецтехники, оборудования и приспособлений.

Для объектов МН, в том числе участков нефтепроводов на подводных переходах через судоходные реки, НПС и перева­лочных нефтебаз МН, в соответствии с Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 в РНУ должны быть разработаны Планы ликвидации воз­можных аварий (ПЛА).

ПЛА для нефтепроводов должны быть разработаны для максимального объема разлившейся нефти, величина которо­го принимается следующей:

- при разрыве нефтепровода — сумма 25 % максимально­го объема перекачки в течение 6 ч и объема нефти между запорными задвижками на поврежденном участке нефтепро­вода;

- при повреждении стенки трубопровода 2 %максималь­ного объема перекачки в течение 14 дней.

Планы ликвидации возможных аварий определяют дейст­вия должностных лиц ОАО МН и РНУ, ремонтного персонала ABC по проведению аварийно-восстановительных работ и ликвидации последствий аварий.

План ликвидации возможных аварий должен содержать оперативную и техническую части.

Оперативная часть Плана должна отражать сле­дующие вопросы:

- распределение обязанностей между отдельными службами и лицами, участвующими в ликвидации аварии, и порядок их взаимодействия;

- организация управления, связи и оповещения должност­ных лиц, которые должны быть немедленно извещены об аварии, с указанием телефонов и домашних адресов;

- порядок действия группы патрулирования в начальный пе­риод после обнаружения аварии;

- перечень мероприятий по спасению людей и оказанию им медицинской помощи;

- перечень сторонних организаций, предприятий, землевла­дельцев и других заинтересованных организаций, а также порядок их оповещения о возможном распространении раз­лившейся нефти для принятия совместных мер по обеспече­нию безопасности населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

- маршруты следования групп патрулирования, техники и ремонтного персонала ABC к месту аварии;

- порядок, формы и сроки оформления документации об аварии.

Техническая часть Плана должна содержать:

- расчет объема предполагаемого стока и площадь растека­ния нефти, методы задержания и способы сбора нефти, ха­рактеристики водоемов или водотоков;

- расчет сил и средств для ликвидации аварии из условия, что время ее ликвидации в акватории должно быть не более 4 ч, а при разливе на почве — не более 6 ч;

- график выполнения работ по ликвидации аварии;

- перечень технической документации, необходимой для ор­ганизации и выполнения работ по ликвидации аварии;

- план и профиль участка нефтепровода с указанием всех подземных и наземных коммуникаций в техническом кори­доре;

- схему расположения вдольтрассовой ЛЭП и линейных по­требителей;

- описание методов ликвидации аварии на объекте МН;

- перечень мероприятий по обследованию состояния нефте­провода после ликвидации аварии, порядок закрытия и от­крытия линейных задвижек;

- перечень мероприятий по сбору и утилизации разлитой нефти, ликвидации последствий аварии;

- перечень мероприятий по охране окружающей среды;

- перечень мероприятий по сохранению качества нефти;

- обоснование времени доставки персонала и средств к мес­ту аварии;

- транспортную инфраструктуру в районе возможного раз­лива нефти.

С учетом конкретных факторов (диаметр трубопровода, погодно-климатические условия, профиль трассы и др.) рас­четная продолжительность работ по ликвидации аварий не должна превышать 80 ч в обычных условиях и может быть больше на 30 — 50 % при ликвидации аварий на болотах.

План ликвидации возможных аварий должен находиться у главного инженера РНУ, диспетчера РНУ, начальника ЛПДС (НПС), начальника ЦРС (СУПЛАВ- специализированное управление по предотвращению и ликвидации аварий) и оператора ЛПДС (НПС).

При получении сообщения об аварии на нефтепроводе оператор ЛПДС (НПС) должен сообщить об этом диспетчеру районного диспетчерского пункта (РДП) и начальнику ЛПДС (НПС).

Руководитель ЛПДС, на участке которого произошла ава­рия, после получения сообщения об аварии, обязан доложить о случившемся руководству РНУ и принять на себя руково­дство по ликвидации аварии до прибытия на место аварии руководителя работ от РНУ или ОАО МН.

Диспетчер РДП, получив сообщение об аварии, обязан:

- остановить перекачку нефти по аварийному участку неф­тепровода и отключить аварийный участок в режиме теле­управления;

- немедленно известить об аварии руководство РНУ, начальника ЦРС (СУПЛАВ), диспетчера ОАО МН диспетчера производственного технологического управления связи (ПТУС);

- организовать контроль за выездом аварийно-восстанови­тельной бригады и патрульной группы.

Диспетчер ОАО МН, получив известие об аварии, обязан:

- немедленно сообщить о возникновении аварии должност­ным лицам в соответствии со схемой оповещения по ПЛА;

- контролировать ход выполнения мероприятий по ликвида­ции аварии.

При поступлении сообщения об аварии для определения места повреждения трубопровода начальник ЛПДС (НПС) должен оперативно выслать на трассу нефтепровода патруль­ную (поисковую) группу для уточнения местоположения по­вреждения и закрытия линейных задвижек с целью локали­зации поврежденного участка, если их невозможно закрыть в режиме телеуправления с районного диспетчерского пункта.

Время на сбор патрульной группы устанавливается сле­дующим: в рабочее время — 0,5 ч, в нерабочее время — 2 ч. Время на обследование участка нефтепровода не должно превышать: в светлое время — 3 ч, в ночное время — 4 ч.

При обнаружении места выхода нефти на поверхность земли, водоема, водотока патрульная группа должна немед­ленно сообщить об этом начальнику ЛПДС, диспетчеру РДП, указав точное место аварии, обстановку на местности, харак­тер истечения и разлива нефти, наличие вблизи места аварии населенных пунктов, предприятий, водоемов, автомобильных и железных дорог и угрозы им от растекания нефти, состоя­ние подъездных дорог и проездов.

Кроме того, патрульная группа должна принять меры по предотвращению пожара, закрыть задвижки по команде дис­петчера РНУ, обозначить места выхода нефти, принять меры по локализации растекания нефти.

Выбор метода ликвидации повреждения зависит от вида дефекта. К аварийным дефектам обычно относят сквозные трещины в сварных швах и основном металле трубы, сквоз­ные коррозионные повреждения (свищи) и разрывы кольце­вых монтажных швов, продольных или спиральных сварных швов и по металлу трубы.

Одиночные дефекты в виде сквозных отверстий диамет­ром до 12 мм могут быть устранены забивкой стальных про­бок («чопиков») с последующей их обваркой. Для обеспече­ния плотности «чопики» изготавливают диаметром до 12 мм конической формы с уклоном поверхности не более 1:10. Отверстие для установки «чопика» формируется заранее по его диаметру с помощью сверла. «Чопик» не должен препятство­вать прохождению очистных и внутриинспекционных снаря­дов и выступать внутрь трубы более чем на 5 мм.

«Чопик» забивают до полного устранения течи, после чего наружную выступающую часть обваривают электросваркой с формированием на поверхности трубы усиления высотой не более 3 мм с шириной обварки 4 — 5 мм по периметру «чопи­ка». Не допускается устанавливать более одного «чопика» по периметру поперечного сечения нефтепровода. Расстояние между «чопиками» по продольной оси нефтепровода должно быть не менее 0,5 м.

При ремонте дефектов с небольшими утечками нефти разрешается использовать временные методы ремонта. В ча­стности, для прекращения течи нефти из нефтепровода могут применяться накладные элементы с уплотняющей проклад­кой, прижатой к поверхности трубы при помощи наружных центраторов, прижимных хомутов, струбцин или домкратов с последующей обваркой накладных элементов и установкой на них муфт временного ремонта.

Повреждения типа сквозных коррозионных свищей или несанкционированные врезки могут ремонтироваться при­варкой патрубков с заглушками.

Аварии и аварийные утечки на линейных задвижках лик­видируются в зависимости от вида неисправности следую­щим образом:

- в сальниковых устройствах — донабивкой уплотнений сальниковых камер с помощью специальных приспособлений после остановки перекачки при отсутствии избыточного дав­ления в нефтепроводе;

- во фланцевых соединениях (между крышкой и корпусом задвижки, на байпасах) — заменой прокладок, с остановкой перекачки нефти и, при необходимости, с опорожнением участка нефтепровода;

- при разгерметизации корпуса задвижки либо потере рабо­тоспособности запорного устройства — заменой задвижки на новую путем остановки перекачки нефти по нефтепроводу, опорожнением участка нефтепровода от нефти, вырезки де­фектной и монтажом новой задвижки. Поврежденную арма­туру вырезают таким же образом, как и поврежденный уча­сток трубопровода. Арматура соединяется с трубопроводом с переходниками заводского изготовления или «катушками» из труб с промежуточной толщиной стенки и длиной не менее 250 мм.

Согласно существующей НТД аварийно-восстановитель­ные работы на магистральных нефтепроводах с вырезкой дефектного участка проводятся в следующей организацион­но-технологической последовательности:

- сооружение земляного амбара и сбор в него нефти;

- подготовка ремонтной площадки и размещение на ней технических средств;

- вскрытие аварийного участка нефтепровода и сооружение ремонтного котлована;

- освобождение аварийного участка нефтепровода от нефти;

- вырезка дефектного участка нефтепровода;

- монтаж и вварка «катушки»;

- заварка контрольных отверстий и отверстий для отвода нефти;

- контроль качества сварных швов;

- пуск нефтепровода, вывод его на эксплуатационный режим;

- изоляция отремонтированного участка,

- засыпка нефтепровода, восстановление обвалования.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДОВ

 

Все технические средства, которые использу­ются при аварийном и капитальном ремонтах, для удобства изучения можно разделить на несколько групп:

- транспортные средства аварийных служб;

- землеройные машины и механизмы;

- грузоподъемные машины и приспособления;

- средства откачки нефти;

- специальные средства и приспособления.

Для производства аварийно-восстановительных работ на трассу нефтепровода необходимо доставлять людей, материа­лы, оборудование и приспособления независимо от времени года и местности, где произошла авария. В связи с этим в аварийных службах в основном применяется специализиро­ванный наземный транспорт высокой проходимости - это ав­томобили со всеми ведущими мостами, гусеничные машины с малыми удельным давлением на грунт, болотоходы.

Для перевозки персонала аварийно-восстановительных бригад к месту производства работ используются автобусы на шасси автомобилей КАМАЗ-4310, УРАЛ-4320. Салоны этих автомобилей рассчитаны на 20 - 30 человек, имеют автоном­ное отопление. Для перевозки мобильных групп применяются автомобили УАЗ различных модификаций с колесной форму­лой 4x4. Для работы в условиях болот хорошо зарекомендо­вали себя болотоходы серии ТТМ-3902 и ТТМ-4901 (пассажирские, со специальным и сварочным обору­дованием, пожарные).

Для транспортировки тяжелого оборудования: тракторов, бульдозеров, кранов-трубоукладчиков по шоссейным и про­филированным дорогам используются прицепы и полуприце­пы типа ЧМЗАП-83991 грузоподъемностью 58 т, ЧМЗАП-99865 грузоподъемностью 39 т, на пневмоколесном ходу с ав­томобилями-тягачами типа КрАЗ-6443, КЗКТ.

Для перевозки специального оборудования, приспособлений и материалов применяется современная техника с обо­рудованными кузовами в зависимости от перевозимых грузов на шасси автомашин повышенной проходимости КАМАЗ-4310, Урал-4320, МАЗ-642505, трубоплетевозы на шасси Урал-43204 с роспуском 8973-10.

Для обеспечения проживания персонала в полевых усло­виях используются передвижные вагоны-домики. Комплект­ность этих домов на колесах обеспечивает нахождение ре­монтных бригад в комфортных условиях. В оснащении бри­гад имеются вагоны-столовые, жилые вагоны для 4 — 8 чело­век, вагон-сауна, штабной вагон.

В условиях бездорожья иногда единственным транспорт­ным средством для доставки ремонтного персонала, оборудо­вания и материалов оказывается авиация. Для патрулирова­ния используют вертолеты Ми-2 и Ка-26, для перевозки бри­гад — вертолеты Ми-6 и Ми-8. Для перевозки крупногаба­ритных грузов (труб) на внешней подвеске с успехом приме­няют вертолет Ми-10К («летающий кран»).

Земляные работы, выполняемые при аварийном ремонте нефтепровода, весьма трудоемки. Они начинаются с локали­зации места повреждения, сооружения земляного амбара и рабочего котлована и заканчиваются рекультивацией земли. От того, насколько механизированы земляные работы, зави­сят степень влияния аварии на окружающую среду и быстро­та ее ликвидации.

Для выполнения земляных работ при ликвидации аварий применяются экскаваторы и бульдозеры. Экскаваторы на ко­лесном ходу мобильны, используются при ликвидации аварии в начальной стадии для возведения защитных сооружений, отыскания места повреждения трубопровода, вскрытия не­больших участков нефтепровода. Хорошо зарекомендовали себя одноковшовые экскаваторы УДС-114 на шасси автома­шины Татра-815, отечественные аналоги на шасси автомоби­лей-вездеходов.

Для выполнения значительных объемов земляных работ по вскрытию протяженных участков нефтепроводов, разработке котлованов больших объемов и возведении защитных соору­жений применяют экскаваторы на гусеничном ходу с объе­мом ковша до 1,6 м3 и бульдозеры. Для разра­ботки замерзшего грунта бульдозеры оборудуются рыхлите­лями.

Прошел эксплуатационные испытания и хорошо зареко­мендовал себя плавающий экскаватор ТТМ-6901Э с экскава­торной установкой Мотовилихинского завода. Эта машина способна самостоятельно передвигаться по боло­там и работать на слабонесущих грунтах.

Для проведения аварийно-восстановительных работ на нефтепроводах используются различные грузоподъемные машины и приспособления. При аварийном ремонте линей­ной части нефтепровода чаще всего используются автокраны грузоподъемностью до 25 т, смонтированные на шасси автомобилей повышенной проходимости.

При работах на трубопроводах больших диаметров, мон­таже протяженных участков используются краны-трубоукладчики, в том числе со стрелами-опорами.

При капитальном и аварийном ремонте возникает необхо­димость откачки нефти из нефтепровода, перекачки нефти в параллельный трубопровод, земляной амбар, резинотканевые или сборно-разборные емкости, автоцистерны. После окон­чания ремонтных работ проводят сбор нефти из открытых нефтяных амбаров и обратную закачку собранной нефти в отремонтированный трубопровод.

Для выполнения указанных операций, а также для запол­нения водой магистральных нефтепроводов из открытых во­доемов при подготовке к гидравлическим испытаниям, для работы в качестве временной нефтеперекачивающей станции магистрального нефтепровода применяют различные перека­чивающие агрегаты. В нефтепроводном транспорте основным таким средством является передвижная насосная установка в комплекте с насосно-транспортной машиной. В комплексе этих машин входят следующие технические средства: основ­ной и подпорный насосы, пакет быстроразборного полевого трубопровода, необходимую запорную арматуру, источник энергоснабжения, кран-манипулятор, средства освещения и пожаротушения. Энергетическое оборудование установлено во взрывозащищенном исполнении, силовые установки обо­рудованы искрогасителями.

Передвижные насосные установки ПНУ-1М состоят из двух машин: основной и вспомогательной, тех­нические характеристики представлены ниже.

Техническая характеристика насосной установки ПНУ-1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структуры | Модуль 2 – Основы теории управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 5950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.