КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодрама, центрированная на группе
Психодрама, направленная на группу Психодрама, центрированная на теме Психодрама, центрированная на протагонисте Формы психодраммы Выделяют следующие формы психодрамы: 1. Психодрама, центрированная на протагонисте. 2. Психодрама, центрированная на теме. 3. Психодрама, направленная на группу. 4. Психодрама, центрированная на группе. Центрированная на протагонисте психодрама концентрируется на главном исполнителе, который с помощью ведущего и партнеров изображает реальную или воображаемую ситуацию своей жизни. Если на занятии группы нет актуального группового конфликта или мотивированного протагониста, как это бывает в новых группах, то всегда находится тема, затрагивающая всех членов группы, которая должна быть проиллюстрирована каждым через изображение соответствующих событий. Характерной особенностью направленной на группу психодрамы является работа с проблемой, затрагивающей всех членов группы. Центрированная на группе психодрама занимается эмоциональными отношениями участников группы друг с другом и возникающими «здесь и теперь» общими проблемами, вытекающими из этих отношений. Такая форма психодрамы применяется при синдроме ролевого дефицита, при делинквентном поведении, различного рода фобиях, при ролевых конфликтах, для повышения креативности. 7. Основные компоненты психодрамы: ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис, инсайт. Ролевая игра — участие в импровизированном представлении, когда человеку предоставляется возможность творчески проработать личные проблемы и внутренние конфликты. Спонтанность — это поведение и чувства, нерегулируемые воздействием извне, поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей. Д. Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме как противоядие от все
возрастающей ригидности социальных ролей. Спонтанность и креативность Я.Морено рассматривает как показатель и одновременно фактор личностного развития. Спонтанность — это действие по ситуации, творческая импровизация. Спонтанность означает не произвол, случайный импульс, а действие, наиболее соответствующее актуальному состоянию человека, в котором интегрируются его глубинные потребности. Изменения в человеке могут происходить на разных уровнях. Смена установок, убеждений происходит преимущественно на когнитивном уровне с использованием внушения, убеждения. Личностные проблемы захватывают более глубинные и генетически более ранние пласты, где в непосредственной связи представлены мысль, ощущение, переживание, действие. Я.Морено считал, что для актуализации чувств необходимо действие. Способ влияния на клиента в психодраме основан на использовании широкого диапазона средств, в основе которых лежит эффект катарсиса, инсайта и научения. Проигрывая ситуации прошлого травматического опыта, клиент заново переживает их; осознает свои потребности и интегрирует эмоциональный опыт. В психодраматическом действии протагонистом (а через идентификацию и другими членами группы) достигается новое понимание и вырабатываются новые способы реагирования. Эффект научения состоит из двух составляющих. Во-первых, человек апробирует себя в новых ролях, расширяет ролевой репертуар, чем достигает лучшего самопонимания и понимания других людей. Во-вторых, человек научается спонтанности, Наблюдается интересный парадокс: маска роли не только не ограничивает свободы самовыражения, но и позволяет расстаться с другими масками — защитной броней — и действовать спонтанно.
Д. Морено, спонтанность — это ключ, с помощью которого можно освободить творчество. Спонтанность предполагает два важных параметра: адекватность ответа, новизну. может достаточно глубоко раскрыть свое внутреннее «Я» независимо от того, идет ли речь о прошлом, будущем, настоящем. Если понятие «перенос», по 3. Фрейду, обозначает односторонний процесс передачи эмоций от пациента психотерапевту, а «контрперенос» — от психотерапевта пациенту, то «теле», по Д. Морено, обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером и среди членов группы дов друг в друга Морено называл цементом, который скрепляет группу. Психодрама создает в группе своего рода лабораторные условия, в которых одни участники могут анализировать свое восприятие других. Понятие «теле» наиболее приемлемо к социодраме — особой разновидности психодрамы, для которой характерна общая групповая тема. Участники социодрамы вместо того, чтобы исследовать личные проблемы каждого, имеют дело с фактором, вли яющим на всех присутствующих. Катарсис понимается как чувственное потрясение и внутреннее очищение. Д. Морено несколько расширил это понятие, распространив действие катарсиса не только на зрителей, но и на актера Морено образно отмечал, что различия между зрителями традиционного театра и зрителями психодрамы можно сравнить с различием между человеком, который смотрит фильм об извержении вулкана, и человеком, который непосредственно наблюдает извержение у подножия вулкана. Инсайт — это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию проблемы. Это прозрение, озарение. Инсайт — это изменение в структуре перцептивного поля участников психодрамы
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |