Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники международного




Право

Существенные особенности международного права вынуждают сконцентрировать внимание на сравнении этой правовой системы с системами внутригосударственного права. Заметим, систем внутригосударственного права ровно столько, сколько существует государств на планете Земля[9]. Лучший способ решения этой проблемы – вспомнить известное в целях познания специфики неизвестного.

Сначала вспомним фундаментальную общеправовую категорию «субъект права». Субъект права – это обладатель прав и обязанностей в рамках конкретной правовой системы.

Каждая правовая система по-своему решает вопрос о составе обладателей прав и обязанностей. Тем не менее в любой системе внутреннего права наиболее многочисленными и типичными субъектами являются физические и юридические лица. Субъектом определенных правоотношений является государство, конституционных – федерация и субъекты федерации. В Российской Федерации субъектами права являются трудовые коллективы как участники процесса приватизации.

В международном праве круг субъектов подразделяется на две категории: а) основные (первоначальные) и б) производные.

Первоначальные субъекты международного права – государства. Все другие – производны от их воли.

Во внутригосударственной правовой доктрине считается, что государство и право – явления, неразрывно связанные друг с другом. Нет такого государства, в котором бы отсутствовала внутренняя правовая система и нет такой внутренней правовой системы, которая бы существовала вне государства. И, следовательно, постановка вопроса о том, что произошло раньше – государство или право, равнозначна схоластическому вопросу о первенстве в происхождении курицы или яйца.

Одной из особенностей международного права является то, что в теоретическом смысле такая правовая система могла возникнуть только тогда, когда на политической карте мира возникли, как минимум, два государства. Лишь в результате сотрудничества двух и более государств мыслимо создание элементарных норм международного права. Вот почему государства – это первоначальные субъекты.

Государства, будучи первоначальными субъектами, в силу естественного хода событий одновременно оказались и основными. Все другие субъекты возникли в результате усиления потребности территориальных суверенов во взаимодействии для решения своих экономических, политических, социальных и культурных проблем.

Производные субъекты. В доктрине международного права существует разнобой в определении круга производных субъектов международного права. Однако большинство авторов, пишущих на эту тему, полагают, что к числу производных субъектов международного права относятся:

а) международные межправительственные организации;

б) народы, борющиеся за свою независимость;

в) особые субъекты международного права (государственно-подобные образования с ограниченной правосубъектностью);

г) физические лица (некоторые авторы правосубъктность физических лиц продолжают оспаривать).

Международные межправительственные организации – это организации, учрежденные государствами, и обладающие теми правами и обязанностями, которые были им делегированы в соответствии с международным договором (чаще всего, такой договор имеет наименование «устав», реже – «статут»). Самая правосубъектная межправительственная организация – это, конечно же, Организация Объединенных Наций. В числе главных органов ООН – Генеральная Ассамблея, являющаяся по сути всемирным парламентом, Совет Безопасности – орган, обладающий неограниченными полномочиями в сфере поддержания международного мира и международной безопасности. Членами ООН являются по состоянию на 2012 год 192 государства. Это практически все существующие ныне государства.

Точное количество международных межправительственных организаций, к сожалению, назвать невозможно. Это десятки организаций универсального и регионального характера, имеющие самые разнообразные наименования – «фонд», «банк», «союз», «агентство», «центр» и др. Однако возможно назвать точное количество организаций, тесно сотрудничающих с ООН – их 17.

От международных межправительственных организаций следует отличать международные неправительственные организации.

Неправительственные организации – это организации частных лиц, а потому они субъектами международного права не являются (например, Транспаренси Интернешнл – организация, занимающаяся мониторингом уровней коррупционной пораженности в мире; Международная амнистия - организация, занимающаяся защитой прав человека лиц, находящихся в местах лишения свободы; Международная Ассоциация международного права – организация, координирующая деятельность национальных ассоциаций международного права[10] и многие др.).

Народы, борющиеся за свою независимость. В теории международного права отсутствуют разногласия в вопросе признания международной правосубъектности народа. Борющийся народ расценивается в качестве государства в стадии своего становления. Считается, что общепризнанным способом реализации права на самоопределение является референдум.

Борющийся народ осуществляет международную правосубъектность посредством созданной им организационной структуры (например, народ Палестины осуществляет свою правосубъектность посредством Организации Освобождения Палестины).

Право на самоопределение провозглашено Уставом ООН в качестве одной из задач деятельности Организации. Оба основополагающих, юридически обязательных для го­сударств, международных договора, каковыми являются международные пакты о правах человека, начинаются с изложения назван­ного права, притом содержание статьи 1 каждого из них до­словно совпадает:

«I. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политичес­кий статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы для достижения своих целей могут свобод­но распоряжаться своими естественными богатствами и ре­сурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекаю­щих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из междуна­родного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

3. Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организа­ции Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

Признанию соответствующей нормы на международном уровне предшествова­ла длительная историческая практика. Притом история рас­порядилась таким образом, что самый большой вклад в ста­новление и международное признание принципа равнопра­вия и самоопределения народов внесла политическая груп­пировка, пришедшая к власти в России в результате ок­тябрьских событий 1917 года.

В Декларации прав народов России от 2 ноября 1917 года было объявлено: «... Съезд Советов в июне этого года про­возгласил право народов России на свободное самоопреде­ление.

Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и предельно.

Исполняя волю этих съездов. Совет Народных Комисса­ров решил положить в основу своей деятельности по вопро­су о национальностях России следующие начала:

1. Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного госу­дарства».

Итак, право народа на самоопределение вплоть до отде­ления и образования самостоятельного государства — это общепризнанная норма современного международного права.

Тем не менее существуют различные толкования понятия «народ», в то время как право на самоопределение признается именно за народом, но не за национальным меньшинством. Во-вторых, многие авторы счи­тают, что право на самоопределение относится только к народам, находящимся под колониальным или сходным с ним (иностран­ным, расистским) типом внешнего господства[11]. В-третьих, есть авторы, полагающие, что право на самоопределение распространяется и на народы, живущие в независимом, суверенном государстве.[12]

Противоречива и международно-правовая практика современных государств. Например, США и страны Евросоюза признали независимость Косово и тем самым аннексировали часть территории Сербии в пользу косовских албанцев, являющихся в юридическом плане национальным меньшинством. Напротив, эти и ряд других государств отказываются от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, несмотря на то, что на территории последних неоднократно проводились референдумы по вопросу о независимости от Грузии.

Думается, право на самоопределение необходимо толковать в контексте ограничительных оговорок Декларации принципов международного права 1970 года: «Ничто в приведенных абзацах не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к pacчленению или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше; и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».

Приведенная формулировка содержит две oграничительные оговорки. Первая направлена на защиту суверенитета и территориальной целостности государств, запрещая любой политической силе, действующей извне или на тер­ритории данного государства, стимулировать направление процесса самоопределения в русло самоопределения поли­тического. Вторая — ограничивает право государства пре­пятствовать самоопределению в случае, если такая пробле­ма поставлена в соответствии с действующими, материаль­ными и процессуальными нормами международного права.

В Декларации специально подчеркнуто, что признание права на территориальную целостность касается только го­сударств, «действующих с соблюдением принципа равно­правия и самоопределения народов, как этот принцип из­ложен выше».

Следовательно, право на самоопределение определимо как сбалансированная норма, безусловно признающая, с одной стороны, свободу политического самоопределения народа, а с другой — право государства защищать свою территориальную целостность, препятствуя любым действиям, направленным на подстре­кательство к сецессии.

Практическое осуществление международной правосубъектности народа находится в естественной и неразрывной связи с юридической интерпрета­цией понятия «народ».

Напомним, в научной литературе имеется тенденция к смешению понятия «народ» с понятиями «на­ция» и «население».

По мнению автора, понятие «народ» определимо как со­вокупность физических лиц одной и той же национальнос­ти, проживающих на территории исторической родины. Только такая группа индивидуумов обладает правом на по­литическое самоопределение в отличие от «национального меньшинства», то есть группы людей одной и той же нацио­нальности, проживающих за пределами исторической ро­дины.

«Нация» — термин, в юридическом отношении равно­значный термину «народ», который в социологии использу­ется, кроме того, в смысле — «граждане государства различ­ных национальностей» (или, что то же самое, представляю­щие различные народы), которые, в результате длительного обшения друг с другом, обнаруживают сходство в оценке су­щественных политических, культурных и психологических проблем.

«Население» — совокупность физических лиц, вне зави­симости от их национальности и гражданства, законно про­живающих на территории конкретного государства. В этом смысле, например, в отличие от Российской Федерации, представляющей собой сложнейший конгломерат много­численных народов, Соединенные Штаты Америки, насе­ленные представителями национальных меньшинств, явля­ются государством, в котором в практическом плане отсут­ствует проблема политического самоопределения. Вот по­чему для России, в отличие от Соединенных Штатов, адек­ватная законодательная имплементация международно признанного права на самоопределение имеет жизненно важное значение. И, напротив, отсутствие такового уже привело к самым раз­рушительным последствиям.

С предложенным определением понятия «народ» связа­но исключительно важное в практическом плане предложение.

Формулировка Конституции РФ 1993 года, провозгла­шающая в Преамбуле: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...» и т. д. совершенно неадекватно тому, что на­родом является совокупность физических лиц одной и той же национальности, проживающих на территории истори­ческой родины. Редакция преамбулы должна быть изменена за счет изменения вступительной фразы таким образом: «Мы, народы Российской Федерации».

Таким образом, право народов на самоопределение является императив­ным принципом общего международного права и ставиться под сомнение в настоящее время, естественно, не может. Однако кон­кретное его содержание до сих пор совершенно точно не опреде­ленно.

Особые субъекты международного права – это государственно-подобные образования с ограниченной правосубъектностью.

В международных отношениях могут участвовать особые полити­ко-территориальные образования, которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

К этой категории в исторической ретроспективе относились Вольный город Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная территория Триест (1947-1954 гг.); Западный Берлин до объединения Германии. Последний пользовался особым статусом, установленным в 1971 году Четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобритании и Франции.

Режим, близкий к статусу «вольного города», существовал в Танжере (1923-1940 и 1945-1956 гг.), в Сааре (1919-1935 и 1945-1955 гг.).

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений (как правило, мирных договоров).

Такие соглашения наделяли политико-территориальные образования определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы.

Международный режим, установленный в отношении «вольных городов» и аналогичных политико-территориальных образований, в большинстве случаев предусматривал их демилитаризацию и нейтрализацию. Гарантами соблюдения их международного режима ста­новились либо международные организации (Лига Наций, ООН), либо отдельные заинтересованные страны.

В настоящее время статус особых субъектов международного права имеют Иерусалим, Ватикан, Мальтийский орден.

Иерусалим. Международно-правовой статус Иерусалима предусмотрен резолюцией Генераль­ной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1947 г.

Город Иерусалим как предполагалось, учреждался в виде отдельной единицы (corpus separa­tum), пользующейся специальным международным режимом под управлением Организации Объединенных Наций. На Совет по Опеке возлагалось осуществление от имени Организации Объединенных Наций административной власти.

Совет должен был выработать и утвердить подробный статут Города, назначить Губернатора Города Иерусалима. Губернатор не должен быть гражданином ни одного из двух палестинских государств (еврейского и арабского).

Губернатор обязан представлять в Городе Организацию Объединенных Наций и пользоваться всей полнотой власти по управлению, включая веде­ние внешних сношений. В помощь ему предполагалось предоставить административ­ный персонал со статусом международных должностных лиц.

Существующие на территории Города единицы местного самоуправления наделялись широкими правами местного управления и администрации.

Среди прочих обязанностей Губернатор должен изучать и представлять на рассмотрение и утверждение Совета по опеке проект образования особых городских единиц, которые будут состоять, соответственно, из еврейских и арабских частей нового района Иерусалима. Эти новые городские единицы будут про­должать входить в состав нынешнего города Иерусалима.

Город Иерусалим предполагалось демилитаризовать. Он должен иметь нейтральный статус. На его территории не будут разрешены никакие организации, упражнения и виды деятельности даже полу­военного характера.

Для поддержания законности и порядка на территории Города, а в особенности для охраны Святых мест и зданий и земель, принадлежащих религиозным организациям, губернатор обязан создавать специальные полицейские силы (они подлежат формированию из лиц, проживающих вне преде­лов Палестины).

Предусматривалось создание Законодательного совета, из­бираемого взрослыми жителями Города, без различия национальной при­надлежности, на основе всеобщего и тайного голосования и пропорцио­нального представительства, который будет иметь право издавать законы и облагать налогами.

Представители Арабского и Еврейского государств должны быть аккредитованы при гу­бернаторе Города, и им предполагалось поручить защиту интересов представляемых ими государств и граждан последних в связи с международным управлением Города.

Однако в результате последовавших затем политических событий Иерусалим был оккупирован Израилем. Следовательно, на сегодняшный день Иерусалим только формально-юридически имеет статус вольного города.

Ватикан (Святой престол) в полной мере является особым субъектом международного права. Его право­субъектность выводится из международной роли Ватикана как незави­симого руководящего центра католической церкви, организованной в мировом масштабе и активно участвующей в мировой политике.

В 1929 г. на основании Лютеранского договора, подписан­ного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было создано «государство» Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). Создание Ватикана диктовалось стремлением итальянского фашизма в его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. В преамбуле Лютеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной не­зависимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный сувере­нитет на международной арене, выявилась необходимость создания «го­сударства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и су­веренную юрисдикцию».

Главная цель Ватикана — создать условия независимого правления для главы католической церкви.

Вместе с тем Ватикан является само­стоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями (ст. 14 Венской конвенции о диплома­тических сношениях 1961 г.). Делегации Ватикана участвуют в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда межправительственных организаций (МАГАТЭ, МСЭ, ВПС и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, ФАО, ЮНЕСКО и других организациях.

Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право пред­ставлять государство принадлежит главе католической церкви — папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.

Мальтийский орден. Более сложен вопрос о правосубъектности Мальтийского ордена (официальное название - Суверенный военный орден госпиталье­ров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты).

После потери территориального суверенитета и государственно­сти на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1834 года в Италии, где ему были подтверждены права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает офи­циальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая Россию[13], представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих офи­циальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена — Великий магистр обладает иммунитетами и при­вилегиями, присущими главе государства.

Проблема особой международной правосубъектности субъектов Российской Федерации возникла в начальный период существования России как суверенного, независимого государства. До принятия Конституции 1993 года, в течение почти двух лет независимого существования России, регионы успели принять свои конституции и законы, регулирующие их международную деятельность. Эти правовые акты по-разному определили их правовой статус и полномочия в международных отношениях. Что же касается Татарстана и Башкортостана, то они объявили себя суверенными государствами, а Татарстан даже объявлен субъектом международного права. В ст. 61 Конституции Республики Татарстан (РТ) 1992 г. особо оговорено: «Республика Татарстан - суверенное государство - субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». А в статье 62 разъяснялось: «Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет над законами Республики Татарстан».

В Конституции Башкортостана также подчеркивалась международная правосубъектность республики: «Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики... Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику». В продолжение этих конституционных деклараций 23 декабря 1992 года принят Закон «О международных договорах Республики Башкортостан», урегулировавший процедуру разработки и заключения международных договоров этой республикой (кстати говоря, аналогичный федеральный закон был принят только в 1995 году).

Существенным шагом на пути правового ограничения международной деятельности регионов стал Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», принятый Государственной Думой 2 декабря 1998 г.

Закон конкретизировал норму статьи 72 Конституции РФ в части определения предмета совместного ведения РФ и ее субъектов.

Прежде всего, там четко определен круг партнеров, с которыми субъекты Федерации могут вступать в международные связи. Такими партнерами могут быть только субъекты иностранных федеративных государств и административно-территориальные образования иностранных государств (и ни в коем случае не иностранные государства!).

Согласно статье 10 Закона запрещено наделять представительства субъектов РФ на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта РФ статусом дипломатических представительств. На сотрудников таких представительств не распространяются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Закреплено в законе и еще одно важное новшество. Его статья 7 указывает, что соглашения, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.

И главное, этот закон также обязал субъекты РФ привести их нормативные акты в сфере международной деятельности в соответствие с федеральным законодательством.

В дальнейшем об этом говорится и в федеральном законе от 24 июня 1999 года «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». В нем хотя и допускается принятие регионами собственных правовых актов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, однако после принятия актов федерального законодательства регионы обязаны приводить их правовые базы в соответствие с федеральным законом.

Все это позволяет судить о том, что в составе Российской Федерации особых субъектов международного права нет.

Физические лица – это самые «молодые» обладатели прав и обязанностей по международному праву, потому до сих пор возобновляется дискуссия по поводу международной правосубъектности физических лиц. В учебнике МГИМО 2003 года и вовсе утверждается: «Многие межгосударственные договоры посвящены урегулированию правоотношений между правительствами государств и их физическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспе­чения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяем индивида некоторыми правами на основе международного права. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.

Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в международных отношениях, а также в создании норм международного права. Соответственно, следует считать, что физические и юридические лица субъектами международного права не являются»[14].

Это утверждение внутренне противоречиво, поскольку вначале утверждается, что международное право «объективно наделяем индивида некоторыми правами».

Но, если объективно наделяет, то, значит, индивид и есть субъект международного права. Далее утверждается: «во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер».

Но, как мы выяснили, права и обязанности любого из производных субъектов «имеют исключительно вторичный характер». В таком контексте совершенно непонятен итоговый вывод об отсутствии международной правосубъектности индивида.

На сегодняшнем этапе развития международного права совершенно очевидно, что физическое лицо выступает обладателем прав и обязанностей по международному праву (т.е. в качестве субъекта) в трех категориях правоотношений.

- Когда привлекается к международной ответственности (в этом случае физическое лицо становится обладателем прав и обязанностей по международному уголовному и уголовно-процессуальному праву).

Если вспомнить историю, то это практика деятельности известных послевоенных международных уголовных трибуналов - Нюрнбергского Трибунала и Трибунала для Дальнего Востока. В настоящее время функционируют два международных уголовных трибунала – Трибунал для бывшей Югославии и Трибунал для Руанды. Это временные уголовные международные суды, имеющие статус вспомогательных органов Совета Безопасности ООН[15].

В 2002 году произошла революция в сфере международного уголовного правосудия: вступил в силу Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.). На основе Статута учрежден и функционирует на постоянной основе Международный уголовный суд[16].

- В случае обращения за защитой своих прав в международные юрисдикционные органы. Для лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, открыты двери двух такого рода инстанций – Европейского Суда по правам человека и женевского Комитета по правам человека.

- В случае поступления на службу в международную межправительственную организацию (субъект международного трудового права). Например, в Правилах о персонале ООН от 1 июля 2009 год предусмотрены такие основные обязанности физического лица: дать присягу на верность интересам Организации Объединенных Наций; не принимать указаний относительно выполнения обязанностей от какого бы то ни было правительства или из источника, постороннего для Организации; проявлять уважение ко всем культурам; обеспечивать высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности; воздерживаться от любых действий, и в особенности от всякого рода публичных заявлений, которые могут нанести ущерб их статусу или той добросовестности, независимости и беспристрастности, которых требует этот статус; не использовать свое служебное положение или сведения, ставшие известными им при исполнении их служебных функций, для финансовой или иной личной выгоды или для личной выгоды любой третьей стороны, включая семью, друзей и тех, к кому они благорасположены; не принимать от какого бы то ни было правительства никаких почетных званий, наград, услуг, подарков или вознаграждений (если отказ от неожиданно предложенных правительством почетных званий, наград, услуг или подарков поставит Организацию в затруднительное положение, сотрудники могут принять их от имени Организации и затем сообщить и передать их Генеральному секретарю, который либо оставит их для Организации, либо распорядится ими на благо Организации или в благотворительных целях); сотрудники уровня Д-1 и выше обязаны представлять декларации о доходах и финансовых активах при назначении и с периодичностью, установленной Генеральным секретарем, в отношении себя, своих супругов и находящихся на иждивении детей.

Основные права: заниматься профессиональной деятельностью или работой по найму, если это не мешает выполнению сотрудником его служебных функций и не противоречит статусу международного гражданского служащего; с разрешения Генерального секретаря принимать из неправительственного источника или от университета или сходного учреждения академические награды, почетные звания или символические подарки памятного или почетного характера, такие, как приветственные адреса, сертификаты, призы и другие предметы фактически номинальной денежной стоимости; присутствовать на правительственных или других мероприятиях, таких, как совещания, конференции, обеды и дипломатические приемы; получать от правительства, межправительственной организации, неправительственной организации или из частного источника оплату проживания и путевых расходов и суточные по ставкам, в целом соответствующим тем, которые использует Организация Объединенных Наций; пользоваться программами обучения и повышения квалификации; получать субсидии на образование теми сотрудниками, которые проживают и работают за пределами страны, признанной их родиной, и дети-иждивенцы которых проходят полный курс обучения на дневном отделении школы, университета или таких других аналогичных учебных заведений.

Все это наглядно подтверждает: физическое лицо – субъект международного права по внутреннему праву международных организаций.

Из сравнения круга субъектов международного и внутригосударственного права следует, что общность между системами права на данном этапе развития пока исчерпывается наличием в них государств и физических лиц. Однако государство, будучи основным и первоначальным субъектом международного права, не является таковым в системе внутригосударственного права, а физическое лицо, участвующее лишь в указанных категориях правоотношений международного права, – один из основных субъектов внутреннего права.

Тем не менее качестве существенного общеправового обстоятельства видится то, что в сферах и международного, и внутригосударственного регулирования наблюдается тенденция к уменьшению роли государства и, напротив, - к возрастанию значимости физического лица как субъекта права.

В международном праве указанная тенденция находит отражение с одной стороны, в расширяющейся практике делегирования государствами своих полномочий международным организациям, в предоставлении объединениям физических лиц консультативного статуса при данных организациях, в признании за физическими лицами правомочий по возбуждению международного судопроизводства против государств, нарушающих их права, в усилении значимости международных частно-правовых отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.263 сек.