Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и педагогика советского периода




Характерные социально-экономические особенности, изучаемого периода. Воспитание и образование в работах классиков марксизма-ленинизма

 

Основные этапы развития советской школы и педагогики (1917-1920 гг.– период преобразования школы; 20–30 гг.– период поиска новой школы и педагогики; 30-40 гг.– период становления содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы школы и педагогики; 1941-1945 гг.– школа в период Великой Отечественной войны; 40-сер. 50-х гг.– период восстановления и развития школы; сер. 50-х – сер. 60-х гг. – период активизации деятельности школы и педагогики; сер. 60-х –80-е гг. - период осуществления всеобщего обязательного среднего образования, реформы общеобразовательной и профессиональной школы, поиска путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности, развития педагогической мысли; 90-е гг. – период перестройки).

Педагогическая мысль советского периода (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и др.). Педагогическая деятельность А.С. Макаренко (1888-1939). Педагогическая деятельность и литературно-педагогическое наследие В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Педагогические идеи русского зарубежья (С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин и др.).

История детского и юношеского движения в стране.

Основные этапы развития советской школы и педагогики (1917-1920 гг.– период преобразования школы; 20–30 гг.– период поиска новой школы и педагогики; 30-40 гг.– период становления содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы школы и педагогики; 1941-1945 гг.– школа в период Великой Отечественной войны; 40-сер. 50-х гг.– период восстановления и развития школы; сер. 50-х – сер. 60-х гг. – период активизации деятельности школы и педагогики; сер. 60-х –80-е гг. - период осуществления всеобщего обязательного среднего образования, реформы общеобразовательной и профессиональной школы, поиска путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности, развития педагогической мысли; 90-е гг. – период перестройки).

Коренные изменения в народном образовании в 1917 –19 гг. происходили на основе первых документов советской власти по образованию и школе. В ноябре 1917 г. выходит Декрет о создании государственной комиссии (народного комиссариата) по просвещению во главе с А.В.Луначарским. В декабре 1917 – январе 1918 гг. происходит ликвидация старой системы управления народным образованием и создание новой: отделы народного образования в губерниях, уездах, волостях; советы по просвещению с участием общественности. В январе 1918 г. Декретом о свободе совести, церковных и религиозных обществах отделяется церковь от государства и школа от церкви, провозглашается свобода вероисповедания или атеизм. Все учебные заведения, находившиеся ранее в ведении церкви, преобразовывались в светские и передавались Наркомпросу. В мае 1918 г. выходит Декрет о передаче Наркомпросу всех учебных и общеобразовательных учреждений с целью обеспечить единство школьной реформы и системы, введения совместного обучения детей обоего пола. В октябре 1918 г. публикуется Декрет ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Декларация о единой трудовой школе» Наркомпроса. В декабре 1919 г. выходит Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР.

Таким образом, в период с 1917 по 1919 гг. произошло становление новой системы народного образования, которую возглавил Наркомпрос. Вместо гимназий, реальных и коммерческих училищ, земских и других типов школ утвердился один тип учебного заведения – единая трудовая школа двух ступеней: первая ступень для детей от 8 до 13 лет (5 лет), вторая ступень для детей от 13 до 17 лет (4 года). Единой трудовой школе предшествовал детский сад для детей от 6 до 8 лет. Для облегчения детям рабочих и крестьян поступления в вузы создаются рабочие факультеты (рабфаки). В школе и вузах утверждается демократизм, провозглашается право всех трудящихся на «полное, всестороннее и бесплатное образование», отменяются всякие признаки сословности, вводится выборность всех педагогов и административно-хозяйственных должностей, создаются школьные советы и развивается самоуправление учащихся и студентов.

К началу 20-х гг. определились черты новой школы. Создаются интересные учебные заведения: школы-клубы, школы-коммуны, детские городки, опытные станции Наркомпроса. Большой известностью пользовались Московская опытно-показательная школа-коммуна имени П.Лепешинского, которую возглавлял М.М.Пистрак, школа имени Достоевского, возглавляемая В.Н.Сорока-Росинским. Растет число школ, где готовили детей трудящихся к работе на производстве – школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ), фабрично-заводские семилетки (ФЗС).

В декабре 1920 – январе 1921 гг. партийное совещание признало основной семилетнюю трудовую политехническую школу, которая охватывала детей с 8-15 лет и готовила их к специальному образованию. На ее базе предлагалось строить техникумы со сроком обучения 3-4 года, а над ними были высшие учебные заведения. Старшие классы второй ступени подлежали преобразованию. В техникумы. В начале 20-х годов в стране наряду с семилетней школой и техникумом продолжали существовать 9-летние общеобразовательные школы, а также различного типа технические и агрономические школы и училища со сроками обучения от 3 до 6 лет.

Острым оставался вопрос об учебно-воспитательной работе школы, нужны были новые учебные планы, программы, учебники. С 1923 по 1929 гг. в школы настойчиво внедрялись «комплексные программы» в различных вариантах: весь объем школьных знаний представлялся в виде трех комплексов – «Природа и человек», «Труд»,»Общество», а затем вместо преподавания традиционных предметов предполагалось изучение различных комплексных тем, например, «Наша деревня», «Домашние животные» и др. Одновременно в такие темы вводились знания по арифметике, языку, истории. Комплексные программы больше применялись в начальной школе и меньше на последних ступенях обучения, а до провинции такие программы часто вообще не доходили. В старших классах велись поиски более эффективных организационных форм и методов обучения, использовались (помимо отечественных) заимствования из-за рубежа – «Дальтон-план», метод проектов; получает все большее распространение педология.

1931 – 1945 гг. – один из самых сложных и противоречивых периодов в истории СССР – продолжались индустриализация и коллективизация, формируется культ личности Сталина, проходят массовые репрессии. Постановления ЦК ВКП(б) о школе 30-х гг. внесли существенные изменения в народное образование, содействовали становлению так называемой сталинской школы и педагогики.

В августе 1931 г. выходит постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», через год в 1932 г. – «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», которые положили начало наступлению на школьный демократизм. За образец берется дореволюционная гимназия с «твердым порядком», дисциплиной, режимом. Отменялись комплексные программы, вместо них – усовершенствованные программы, строго предметное обучение и обязательные проверочные испытания для всех учащихся в конце учебного года. Постепенно ликвидируется трудовое обучение, устраняются разнообразные формы педагогического творчества, утверждается единоначалие, происходит идеологизация школы. Общественное воспитание противопоставляется семейному, постепенно теряет свой самодеятельный характер пионерское движение. В июле 1936 г. выходит постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Репрессии обрушились и на педагогических работников.

В 1943-44 гг. появились новые типы общеобразовательных школ: школа рабочей молодежи (ШРМ), вечерние начальные и семилетние школы для сельской молодежи. Они дали возможность получить образование многим тысячам юношей и девушек, оставивших учебу ради труда на производстве во время Великой Отечественной войны. Создаются суворовские и нахимовские военные училища – закрытые военно-учебные заведения для мальчиков.

Вторая полвина 40-х и 50-е годы – это время значительного подъема советской системы народного образования. Этот подъем объяснялся окончанием войны, надеждами, вызванными победой, отсюда и всплеск внимания к образованию и культуре.

В 1946-48 гг. принимаются постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, где ставится задача покончить со свободомыслием, творческой самостоятельностью в литературе, кино, музыке. Снова ведется поиск врагов народа. В школьный учебно-воспитательный процесс вносятся изменения, особенно в преподавание литературы, истории, биологии. Возвеличивается роль Сталина, запрещаются произведения опальных писателей и поэтов. Замалчивались или искажались достижения генетики, кибернетики, информатики, быстро развивающихся за рубежом. Так начиналось наше отставание в науке, технике, технологии.

С 1953 г. в связи с разоблачением культа личности Сталина в стране происходят важные изменения, получившие название период «оттепели». Эти изменения затронули и народное образование: успешно осуществляется всеобщее семилетнее обучение(введено с 1948-49 учебного года); с 1956 г. появляется новый тип общеобразовательной школы – школа-интернат; с середины 50-х гг. в общеобразовательных школах вводится производственное обучение в сочетании с производственной практикой; с конца 50-х гг. число поступающих в вузы впервые превысило планы приема в них, начинается конкурсный прием в вузы, а перед школами ставится задача ориентации своих выпускников на рабочие профессии; в декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принимает Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР», вводится обязательное восьмилетнее образование; средняя общеобразовательная школа стала 11-летней(с производственным обучением и практикой); вскоре в учебном плане выпускных классов появился новый предмет – обществоведение; к 1962-63 уч.году се семилетние школы страны были преобразованы в восьмилетние. В целом, в конце 50-х – начале 60-х гг. советская школа окрепла, ее мировой рейтинг был высок – по международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССР занимал тогда 3 место в мире после США и Канады.

Проблемы просвещения в 1965-85 гг. связаны со сменой руководства страны, начавшимся периодом застоя, возрастающим невниманием к развитию социальной сферы, школы. Появляются проблемы руководства народным образованием, которые связаны с так называемым директивным руководством, исходящим от партийных и государственных органов. Возникают проблемы перехода ко всеобщему среднему образованию. Впервые такая задача была поставлена в 50-е годы и была вызвана требованиями НТР. В 1976 г. на ХХУ съезде КПСС, а затем и в Конституции СССР зафиксировано, что в СССР в основном завершен переход ко всеобщему среднему образованию. Имелось в виду, что определились три главных канала получения среднего образования всеми, окончившими 8-летнюю школу: 9-10 классы общеобразовательной школы, средние специальные заведения, профтехучилища. К 1976 г. на уровень среднего образования выходили 90-95 % юношей и девушек. Были внесены существенные изменения в учебно-воспитательный процесс – вводились новые учебные планы и программы, начальная школа перешла на 3-летний срок обучения, больше учебного времени отводилось математике и естественным дисциплинам, вводились факультативные курсы. Замысел был хороший, но он не получил надежного материально-технического и научно-педагогического обеспечения и этим обусловил причины тяжелого положения, в котором оказалась школа в середине 80-х гг. При резко возросших количественных показателях пострадало качество образования, снизился уровень подготовки выпускников средней школы, резко падает престиж образования, приоритетными становятся специальности, не требующие глубоких знаний, например, в торговле, обслуживании, острее становится нехватка учительских кадров.

В начале 80-х гг. остро встал вопрос о школьной реформе. В 1984 г. публикуются документы по школьной реформе, основные направления которой – обучение детей с 6-летнего возраста; завершение и подъем уровня всеобщего среднего образования с введением ряда новых учебных предметов; всеобщее профессиональное образование. Завершить реформу намечалось к 1995 г., но с первых шагов она «забуксовала» и начались традиционные отступления от намеченного.

С апреля 1985 г. новым руководством страны был взят курс на проведение коренных преобразований в экономике, социальной сфере, на создание правового государства с широкой гласностью. Появляется общественно-педагогическое движение, одним из направлений которого стало развитие творческой активности учителей, становятся известны имена педагогов-новаторов и их деятельность. Главные задачи общественно-педагогического движения – вовлечь в решение проблем образования самые широкие общественные силы, повышение активности и организованности самого учительства.

Становление советской педагогики проходило на фоне тех исторических событий в стране, которые в значительной степени повлияли на развитие теории педагогики. Большой вклад внесли П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.П.Пинкевич, М.М.Пистрак, А.С.Макаренко, В.Н.Сорока-Росинский и другие, работавшие в 20-е годы, которые сочетали развитие теории с практической деятельностью. Особое внимание при разработке проблем организации обучения в этот период обращалось на возможности использования исследовательского метода, который был заимствован из американской педагогики. Резкой критике подвергалась классно-урочная система обучения, на смену которой пришли студийная система, «Дальтон-план», метод проектов.

^ Станислав Теофилович Шацкий (1878 – 1934) начал свою педагогическую деятельность с начала ХХ в., когда в 1905 г. вместе с А.У.Зеленко и Л.К.Шлегер организует общество «Сетлемент», целью которого было распространение культурных образцов, поиск новых путей социального воспитания. В 1908 г. общество было закрыто «за попытку проведения социализма среди детей». В 1909 г. Шацкий создал новое общество «Детский труд и отдых», в программе которого изложены основные цели и направления работы, которые включали организацию детской жизни на основе изучения возрастных особенностей и интересов личности, создания детского самоуправления, педагогической организации «улицы».

В этот период он создает оригинальную модель трудовой школы, значительно отличавшуюся от зарубежных образцов. С.Т.Шацкий предложил рассматривать школу как организацию жизнедеятельности ребенка, в которой труд должен находиться в центре учебно-воспитательного процесса. Все остальные виды деятельности – социальная, эстетическая, умственная, игровая – утверждал он, должны быть связаны с трудовой деятельностью, обогащающей ее новыми гранями, стимулируя общее развитие ребенка. Воспитательная и образовательная работа должна быть прочно связана с жизнью окружающей среды и направлена на повышение культуры не только детей, но и взрослого человека.

В понятии «детское общество» Шацкий находил связь с процессами, происходящими в обществе, поэтому он ставит педагогическую задачу: найти методы, формы и средства управления детским обществом. По сути, Шацкий создает воспитательный коллектив, включающий детей и взрослых. Он установил этапы развития детского сообщества. Работа началась еще в Щелковской летней колонии и продолжалась в колонии «Бодрая жизнь». В основу организации деятельности группы детей, проживающих в районе Марьиной рощи Москвы, были положены сельскохозяйственный труд и работа по самообслуживанию. На первом этапе развития сообщества происходила адаптация детей к трудовой деятельности. Второму этапу, считал Шацкий, соответствует осознание и ощущение радости трудовой деятельности, ярко выраженное эмоциональное отношение к жизни. На третьем этапе развития происходит сближение трудовой деятельности с другими видами. Дети стремятся эстетически оформить жилище, активно развивается игровая деятельность. Большое значение придавал Шацкий детскому самоуправлению, которое обеспечивает нормальное развитие сообщества. Сообщество он рассматривает как систему, связанную с культурой детей и взрослых окружающего микрорайона.

^ Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) занимался изучением многих проблем педагогики, в том числе и проблемой – педагогика – наука или искусство. Он представлял педагогику как систему теоретических идей. Предмет педагогики – процесс воспитания, но она не прикладная наука, т.к. приложение теоретических знаний к действительности есть не наука, а искусство, приобретаемое лишь с опытом благодаря практике и развивающемуся в практике таланту. Педагогика – не нормативная наука, считал Блонский, т.к. ее интересуют не отвлеченные нормы, а их претворение в воспитании конкретного индивида. Блонский выступает против того, чтобы свести педагогику к психологии, т.к. психология – вспомогательная для педагогики наука, ибо изучаемые педагогикой явления более сложны и тонки по своей структуре, чем психологические. Педагог воспитывает ребенка в целом, поэтому его исследования должны быть целостными.

Главная цель воспитания, по П.П.Блонскому, помочь ребенку усвоить культуру. Важной задачей воспитательной работы школы является учет особенностей и специфики культуры микросреды, окружающей ребенка, ее норм, ценностей, идеалов, опора на них в воспитательной деятельности. Одним из основных требований выдвигает учет психологических особенностей личности, ее индивидуальности. Воспитание – это организация всей жизнедеятельности ребенка, утверждал Блонский, а не искусственный процесс манипулирования его сознанием при изучении отдельных предметов, при это важное значение имеют взаимоотношения между учителем и учащимися.

В 50-е годы разработкой теоретических проблем уже классно-урочной организации обучения занимались Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин, М.А.Данилов. Большинство педагогов пришло к выводу, что основным типом урока должен быть комбинированный урок, а учет знаний учащихся стал признаваться наряду с контролирующей функцией и как фактор стимулирования познавательной самостоятельности учащихся.

В области теории воспитания следует отметить вклад С.Т.Шацкого, который разработал и реализовал идеи социальной педагогики, и А.С.Макаренко, который разработал теорию детского воспитательного коллектива. Все эти теоретические исследования получили свое дальнейшее развитие в последующие годы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 12306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.