Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная психическая асимметрия мозга и индивидуальные различия интеллектуальной деятельности

 

Интеллектуальная деятельность – эмерджентное динамическое свойство целостного мозга. Своеобразие интеллекта связано с индивидуальными особенностями (стилями) информационных психических процессов.

Способы (стили) кодирования и переработки информации – это субъективные средства, с помощью которых в ментальном опыте (индивидуальном опыте, онтогенетической памяти) человека воспроизводиться окружающий мир.

Впервые вопрос о существовании индивидуальных различий в способах кодирования информации поставил великий русский физиолог И.П. Павлов в рамках своего учения о двух системах информационного взаимодействия (сигнальных системах) с внешним миром.

Первая сигнальная система осуществляет анализ и синтез непосредственных воздействий внешней действительности и внутренней среды организма с опорой на чувственные впечатления (сенсорные и перцептивные сигналы)

Вторая сигнальная система обеспечивает ориентировку в среде посредством слова с опорой на различные формы речевой деятельности (словесные сигналы).

При этом И.П. Павлов всегда подчеркивал, что следует говорить о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, поскольку они в принципе не могут функционировать автономно или параллельно (И.П. Павлов, 1938; ….. Иванов- Смоленский, 1971).

П реобладание активности 1-й сигнальной системысоздает предпосылки для формирования личности «Художественного типа» (высокий уровень образно-пространственных способностей, трудности в произвольной регуляции деятельности и т.п.)

Преобладание 2-й сигнальной системысоздает предпосылки для формирования личности «мыслительного типа» (высокий уровень словесно-логических способностей, повышенная склонность к самоконтролю и т.д.)

По сути, И.П. Павлов описал два базовых способа (типа) кодирования информации, соответствующих особенностям структурно-функциональной организации мозга:

Чувственно-наглядный (образный) и

Словесно-речевой (вербально-логический).

Впоследствии было показано, что характер соотношения сигнальных систем оказывает существенное влияние на разные аспекты процесса переработки информации.

Иллюстрация (автор М.А. Холодная):

 

1. Попробуйте в течение одной минуты записать все слова, которые приходят в голову, когда Вы слышите слово «ХОЗЯЙСТВО».

2. Проанализируйте получившийся у Вас список с точки зрения преобладания в нем конкретных либо общих понятий. Возможны два основных варианта выполнения этого задания.

Вариант А.

Значение слова «ХОЗЯЙСТВО» раскрывается через набор общих понятий с отвлеченным содержанием (экономика, финансы, производство, страна и т.п.)

Вариант Б.

Значение слова «ХОЗЯЙСТВО» раскрывается через набор конкретных понятий, описывающих некоторые реальные, зримо существующие ситуации (в виде образа кухни, деревни, автомастерской и т.п.).

Таким образом, даже на уровне свободных словесных ассоциаци й можно определить характерный для конкретного человека первосигнальный или второсигнальный способ обработки информации.

На современном уровне психологии и психофизиологии индивидуальных различий проблема первосигнальных и второсигнальных способов кодирования информации оказалась представленной в виде проблемы межполушарной специализации (по-другому – проблемы функциональной асимметрии мозга).

За сто лет исследований функциональной асимметрии именно психофизиологические исследования принесли наиболее сенсационные результаты. Они были отмечены присуждением Нобелевской премии в 1981 году американскому психофизиологу Роджеру У. Сперри.

Современная типология асимметрий предполагает несколько оснований для классификаций. У высших млекопитающих и человека различают две формы асимметрии:

межполушарную, т.е. доминирование активности структур одного полушария, и

функциональную – специализацию каждого полушария при выполнении отдельных функций.

По характеру проявления можно выделить три вида функциональной асимметрии:

моторную,

сенсорную и

психическую.

Следует отметить, что эти виды асимметрии формируются и функционируют относительно независимо.

Моторная асимметрия проявляется в неравенстве участия правой и левой половин тела в движении. Так, по включенности той или иной руки в деятельность различают праворуких и леворуких людей (правшей и левшей). В английском языке, кроме термина handedness (“рукость”), есть слово, имеющее значение “ногость” (legness), что подразумевает лидирование в каком-либо движении одной из ног.

Под сенсорной асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств. Например, роль правого и левого глаз в бинокулярном зрении различна. Ведущий глаз первым устанавливается на предмете, и его информация более значима для процессов сознания. Подобные закономерности характерны и для слуха: выявлено, что острота слуха ведущего уха лучше.

Под психической (психофизиологической) асимметрией понимается своеобразие психической деятельности и сопровождающих ее нейрофизиологических процессов, связанных с активностью левого и правого полушарий (Леутин, Николаева, 2006)

Многочисленные исследования, связанные с анализом функций полушарий мозга, дали значительное количество информации, которую можно суммировать следующим образом.

Полушария эквипотенциальны относительно простых функций и специализированы относительно сложных: в их реализации принимают участие оба полушария, но вклад каждого уникален. Билатеральный принцип построения и организации доказан для многих высших психических (интеллектуальных) функций: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Так, например, доказано участие обоих полушарий в продукции речи. При повреждении правого полушария речь большинства людей становиться механистичной, без интонаций. Левостороннее повреждение не влияет на интонационный (просодический) компонент речи, однако влечет за собой нарушение грамматических и синтаксических способностей.

Считается доказанным, что с функциями левого и правого полушарий у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное.

Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:

  • Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление в отличие от образного базируется на способности к продуцированию речи);
  • Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление обеспечивает цельность восприятия);
  • Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления осуществляется ряд последовательных операций, тогда как образное мышление обладает способностью к одномоментному восприятию и оценке объекта).

 

Таким образом, левое полушарие обеспечивает анализ, детализирование, абстрагирование. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении и создает линейный контекст реальности, а также модели будущего.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации, в том числе - интеллектуальной. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами; обеспечивает взаимодействие поступающей информации с индивидуальным ментальным опытом.

Важно отметить, что конкретный тип функциональной асимметрии не формируется при рождении индивида, хотя нельзя отрицать существование генетической предрасположенности. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в подростковом возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Как уже отмечалось ранее, в процессе школьного обучения реализуются условия преимущественного развития интеллектуальных функций левого полушария при относительной стимульной депривации возможностей развития правого. Модифицирующее влияние обучения подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных.

(Можно привести пример про две системы письма у японцев: ОДНАКО установлен факт меньшей функциональной латерализации у людей, владеющих двумя системами письменной (буквенной и пиктографической) речи.)

Однако все разнообразие психического взаимодействия человека с реальностью далеко не исчерпывается только процессами школьного обучения. В процессе индивидуального развития артикулированность (простроенность) межполушарной асимметрии меняется — происходит дальнейшая латерализация функций головного мозга.

У многих людей к началу первого макропериода взрослости относительно устойчиво складывается индивидуальный латеральный функциональный профиль. Однако важно понимать, что ИЛП – всегда неоконченный результат, в нем возможны изменения практически в любом периоде онтогенеза.

Индивидуальный латеральный профиль (профиль лате­ральной организации) - это индивидуальное сочетание функ­циональной психической асимметрии полушарий, моторной и сенсор­ной асимметрии.

Количество сочетаний всех признаков асимметрий чрез­вычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость каж­дого человека. (По классификации П. Деннисона выделяют 32 типа латеральной организации мозговых функций)

Сильно упрощая схему индивидуального профиля функцио­нальной асимметрии полушарий, можно выделить три основных типа организации мозга:

левополушарный, правополушарный и равнополушарный.

Деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных в какой-то мере условно, но по­зволяет увидеть многое в человеческой личности яснее. Всегда следует помнить, что мозг при специализации полушарий работает как единое целое.

Левополушарный тип. Доминирование левого полуша­рия определяет склонность человека к абстрагированию и обоб­щению, словесно-логический характер познавательных процессов, способность к анализу, абст­рактное, концептуальное мышление.

Аудиальное (слуховое) восприятие информа­ции является ведущим у левополушарных людей. Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они рациональны и рассудочны, много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Часто такие люди занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

Правополушарный тип. Доминирование правого полу­шария определяет склонность человека к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов, дивергентное (нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы) мышление, способность к синтезу, целостному (холистическому) представлению ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

Ведущими модальностями правополушарных людей являются визуальная и кинестетическая. Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать (левополушарным, наоборот, легче писать, чем диктовать). Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, они открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто они действуют по настроению. Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное до­минирование одного из полушарий, оба активно участвуют в выборе интеллектуальных стратегий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности.

 

Среди многочисленных фактов, полученных в исследованиях недавнего времени, пожалуй, наиболее важными (по мнению М.А. Холодной, 2004; В.П. Леутина и Е.И. Николаевой, 2006) являются результаты, доказывающие непрерывное взаимодействие полушарий и, следовательно, процесс постоянного взаимоперевода поступающей информации в двух базовых модальностях ментального опыта (пространственно-образной и словесно-речевой).

Установлено, что характер межполушарного взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности зависит от задачи и характера стимульного материала. При разных ситуациях возможны разные по качеству виды взаимодействия полушарий (Николаева, 2003):

сотрудничество (распределение нагрузки между полушариями),

интеграция (сравнение информации, полученной разными полушариями), взаимное торможение и т.д. Установлено, что эмоциональный компонент ситуации оказывает модифицирующее влияние на характер межполушарного взаимодействия. «Учебный» стресс нарушает межполушарные взаимодействия.

Следует отметить, что до сих пор остается неясным, как осуществляется выбор вида межполушарного взаимодействия, вклад каждого вида взаимодействия в результат интеллектуальной деятельности. Однако известно, что межполушарные связи, как правило, повышают эффективность переработки информации (особенно сложной) (White et al., 1990). Более того, исследователи напрямую связывают высокие показатели интеллекта и креативности (способности к творчеству) с эффективностью взаимодействия полушарий (Симонов, 1999; Леутин, Николаева, 2006). Причем правое полушарие, возможно, обеспечивает набор объектов (элементов) для комбинирования, а левое – критическую оценку новых комбинаций (Леутин, 2006).

Креативность – способность преобразовывать знания, связывая элементы, ранее не представленные совместно, но в единстве создающие нечто новое. (Дружинин, 1999).

 

Заключение.

Разделение мышления на продуктивное (креативное, творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) достаточно условно. В любом мыслительном акте существует творческая, порождающая часть, связанная с генерацией гипотез, и исполнительная часть, связанная с их реализацией и проверкой. Эти две указанные составляющие могут быть выделены не только в мышлении, но и любом познавательном процессе.

Обучить творчеству (креативности в интеллектуальной деятельности) невозможно, ибо в само определение творческой деятельности входит ее неалгоритмический характер. Однако создать психофизиологические условия стимулирующие (или тормозящие) творческую деятельность студентов вполне реально.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интерпретация полученных результатов | Теплота. Температура. Температурное поле. Условия становления специалиста с высоким уровнем профессионального интеллекта и креативности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.