Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чебоксары – 2007




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

СТАТИСТИКА

Е.В. МОИСЕЕВА

РГСУ

(ЧАСТЬ 1)


УДК 338.45(075.8)

ББК 65.9 (2 Рос) 29 73

Моисеева Е.В. Статистика: Конспект лекций, - часть 1. - Чебоксары: РГСУ, 2007. - 100 с.

 

В конспекте лекций излагаются вопросы организации статистики, сбора и обработки статистической информации методологии расчета и применение показателей статистики.

Коренные экономические преобразования, произошедшие в России в годы перестройки, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования, изменили и статистическую систему, действовавшую в России. В настоящее время идет процесс реформирования статистики. Россия вынуждена быстро и активно включаться в работу по адаптации к международным стандартам. Изменились методики статистического учета. Разрабатываются новые методики сбора и обработки статистической информации, интеграции полученных результатов, использования математико-статистических методов при анализе экономико-статистических показателей.

Для студентов экономических специальностей экономических вузов.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………………………………………....5

ТЕМА 1. Предмет, метод, задачи и организация статистики. …………………………….6

1.1. Понятие статистики и краткие сведения из ее истории. ……………………………………6

1.2. Предмет, метод, задачи и организация статистики. …………………………………………7

1.3. Основные понятия и категории статистики. ………………………………………………..12

Контрольные вопросы. ………………………………………………………………………..13

ТЕМА 2. Статистическое наблюдение социально-экономических явлений. ………….14

2.1. Понятие статистического наблюдения. ……………………………………………………..14

2.2. Формы, виды и способы статистического наблюдения. …………………………………...15

Контрольные вопросы. ………………………………………………………………………..19

ТЕМА 3. Статистическая сводка, группировки и классификация в статистике. ……20

3.1. Понятие о сводке. …………………………………………………………………………….20

3.2. Задачи и виды группировок. …………………………………………………………………20

3.3. Ряды распределения.…………………………………………………………………………24

Контрольные вопросы. ………………………………………………………………………..29

ТЕМА 4. Абсолютные и относительные величины. ………………………………………30

4.1. Понятие, формы, виды статистических показателей. …………………………………...…30

4.2. Абсолютные и относительные показатели. ………………………………………………...31

Контрольные вопросы. ………………………………………………………………………..34

ТЕМА 5. Средние величины. ………………………………………………………………...35

5.1. Сущность и значение средних величин. ……………………………………………………35

5.2. Виды средних величин и способы их вычисления. ………………………………………..35

5.3. Средняя арифметическая и ее свойства. ……………………………………………………36

5.4. Средняя гармоническая и другие виды средних величин. ………………………………..40

5.5. Структурные средние. ……………………………………………………………………….44

Контрольные вопросы. ……………………………………………………………………….47

ТЕМА 6. Показатели вариации. ……………………………………………………………..48

6.1. Понятие о вариации. …………………………………………………………………………48

6.2. Показатели размера и интенсивности вариации. …………………………………………..48

6.3. Свойства дисперсии и способы ее исчисления. ……………………………………………50

6.4. Использование дисперсии в изучении взаимосвязи между явлениями. ………………….52

Контрольные вопросы. ………………………………………………………………………..54

ТЕМА 7. Анализ рядов динамики. …………………………………………………………..56

7.1. Понятие о рядах динамики. Правила построения рядов динамики. ……………………...56

7.2. Анализ показателей ряда динамики. ………………………………………………………..57

7.3. Средние показатели в рядах динамики. …………………………………………………….59

Контрольные вопросы. ……………………………………………………………………….60

ТЕМА 8. Методы анализа основной тенденции развития в рядах динамики. ………..62

8.1. Метод укрупнения интервалов, скользящей (подвижной) средней. …………………….62

8.2. Метод аналитического выравнивания. …………………………………………………….63

8.3. Экстраполяция в рядах динамики и прогнозирование. …………………………………...65

8.4. Методы изучения сезонных колебаний. …………………………………………………....66

Контрольные вопросы. ………………………………………………………………………..68

ТЕМА 9. Выборочное наблюдение. ………………………………………………………….70

9.1. Понятие выборочного наблюдения (ВН). …………………………………………………70

9.2. Ошибки выборочного наблюдения. ………………………………………………………...71

9.3. Виды выборки. ……………………………………………………………………………….72

Контрольные вопросы. ………………………………………………………………………..74

ТЕМА 10. Индексы. Анализ индексным методом. ………………………………………...76

10.1. Понятие об индексах и их классификация. ………………………………………………..76

10.2. Индивидуальные индексы. …………………………………………………………………79

10.3. Общие индексы. ……………………………………………………………………………..80

10.4. Индексы средних величин. …………………………………………………………………83

10.5. Средний арифметический и средний гармонический индекс. …………………………...87

10.6. Базисные и цепные индексы. ……………………………………………………………….87

Контрольные вопросы. ………………………………………………………………………….89

Тема 11. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений. 91

11.1. Понятие о корреляционной связи и условия применения корреляционно-

регрессионного анализа (КРА). …………………………………………………………………..91

11.2. Задачи и основные этапы КРА. Выбор формы уравнения регрессии и расчет его

параметров. ………………………………………………………………………………………..93

11.3. Показатели тесноты связи и оценка их надежности при парной корреляции. …………96

11.4. Понятие о множественной корреляции. …………………………………………………..97

11.5. Оценка надежности параметров парной и множественной корреляции. ………………98

Контрольные вопросы. ……………………………………………………………………….99

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. ………………………………………...100

 

 

«В статистике число, которыми она занимается, также интересны лишь обусловленными ими качественными результатами»

 

Г. Гегель

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Статистика – одна из основных в перечне дисциплин, формирующих экономистов-менеджеров широкого профиля. Без статистической грамотности не может быть грамотного экономиста-менеджера. Это аксиома.

История развития человечества показала, что без статистических данных невозможно управление государством, его экономикой, социальной сферой. Полная и достоверная статистическая информация служит основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Принятие управленческих решений на всех уровнях – от общегосударственного или регионального до уровня отдельной корпорации или небольшой фирмы – невозможно без должного статистического обеспечения.

Практическая значимость статистики, - отмечал И.В. Гете, - составит в том, что «статистика не управляет миром, но она показывает, как он управляется!»

Предлагаемый конспект лекций представляет собой изложение первой части курса «Статистика», называемой «Теория статистики».

Автор приносит благодарность рецензентам за обстоятельное рецензирование рукописи и ценные замечания по улучшенного ее структуры и содержания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.