Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка проблемы сознания в философии

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердяев Н. Человек и машина / Н. Бердяев // Вопросы философии. 1989. № 2.

2. Веркмайстер В. Исторический спектр теории ценностей. Т.1. / В. Веркмайстер. М., 2003.

3. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. СПб., 1997.

4. Кант И. Лекции по этике / И. Кант. М.: Республика, 2000.

5. Леонтьев Д.А. Ценности общества и ценности личности / Д.А. Леонтьев. М., 2005.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.3. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: изд-во полит. лит-ры, 1965.

7. Мишлен Тизон-Браун. Завещание гуманиста / Мишлен Тизон-Браун // Звезда. 2001. № 12.

8. Ницше Ф. К генеалогии морали / Ф. Ницше // Соч.: в 2 т. Т.2. М., 1990.

9. Огурцов А.П. Аксиологические модели в философии науки / А.П. Огурцов // Философские исследования. 1995. № 1.

10. Проблема ценности в философии. М., 1966.

11. Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предистория, проблемы, результаты / В.К. Шохин // Альфа и Омега. 1998. № 18(3).

12. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993.

13. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие. М., 1993.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991.

15. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире / Н.С. Розов. Новосибирск, 1998.

16. Соловьев Вл. Оправдание добра / Вл. Соловьев. СПб., 2006.

17. Назаретян А.П. Каьастрофы и нравственность / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. 1992. № 1.

18. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.

19. Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.

20. Борзенко И.М. Человечность человека. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина. М., 2009.

21. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. М., 1989.

22. Леви-Стросс П. Три вида гуманизма / П. Леви-Стросс. М., 1994.

23. Ценностные ориентации в гуманитарном познании. К., 1989.

24. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. СПб., 1999.

25. Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи. М., 1980.

26. Тугаринов В.П. Доклад на симпозиуме по проблеме ценностей / В.П. Тугаринов // Философские науки. 1996. № 2.

 

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека
в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Понимание природы сознания предполагает широкий спектр вопросов, который становится предметом
исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии,
психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и
семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин
опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой
стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно
философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие информатики, создание "думающих" машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию,
вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет
человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая форма человеческого отношения к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки создание "идеального плана" этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, "пронизано" им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, "механизмом" вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом.

Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом
смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия,
оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем, это расширение "бытийного
горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки
сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции.
Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношений живых существ к среде, в рамках
которых, в качестве их "обслуживающих механизмов", возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие
последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и
сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако
определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую
работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а
функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает
и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы,
люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной
окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в
их индивидуальной психике.

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения сознания в целом. Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Уже в глубокой древности люди задумывались над таинством происходящих вокруг изменений, над своим
внутренним миром, Это привело к рассуждениям о душе. Первые философские представления о душе соотносились
с некими первоначалами (огонь, воздух, вода) и были безличностными, т.е. не отождествлялись с неповторимой
человеческой индивидуальностью. Так было до Сократа. Сократ и Платон проводили различие между материальным
и идеальным. Платон не только выделил идеальное начало, но и положил его в основу материального. Сознание
же отдельного человека, по Платону, непосредственно ассоциируется с соответствующим типом его души,
которая будучи бессмертной, переселяется в то или иное тело.

Средневековая философия, "служанкой религии", перевела вопрос о сознании в другую плоскость, связав его с пониманием Бога как надмирового начала существующего вечно и сотворившего мир, в том числе и человека с его душой из ничего. Разум человека - это частичка, "искорка" божественного разума и хотя он обладает активностью - самопознанием и самоанализом, эта работа сознания направлена на познание Всевышнего и общение с ним.

Представление о сознании расширилось в Новое время. Декарт, отождествляя сознание с мышлением, полагал его
самостоятельной мыслящей субстанцией, противопоставляя ее другой - протяженной, немыслящей, материальной.
Такая философская позиция (дуализм) в последующем явилась основанием для оформления двух противоположных
подходов к пониманию природы сознания. Один из них представлен материалистами различных оттенков (Гоббс,
Ламетри, Гельвеций, Гольбах), характеризуется сведением психологического к физическому, идеального,
духовного к материальному.

Немецкая классическая философия в лице Гегеля рассматривала индивидуальное сознание как одну из конечных форм абсолютной идеи, на основе которой все разворачивается. Сознание понималось как активное обусловленное исторически начало.

Такие философы как Бюхнер и Молешот рассматривали сознание с позиций вульгарного материализма, в соответствии с которым оно признавалось как сугубо материальный процесс, а его содержание связывалось с химическим составом продуктов питания человека.

Марксистская философия считает сознание "инобытием" материального. Оно переводит материальное путем отражения в идеальные формы, существующие по законам логики и психологии, например, воображение. В то же время это идеальное невозможно без материального (человек, общество) и неотделимо от мозга и языка. Вне человека, например в компьютере, моделирующем процесс мышления, его нет. Некоторые философские системы считают, что сознанию вообще невозможно дать строго определения или рассматривают его как непостижимое чудо.

Материалистический подход к пониманию сознания характеризуется стремлением объяснить появление сознания из самой материи, отрицая при этом сверхприродное, вневременное и нематериальное его происхождение. И хотя
для обоснования таких взглядов использовались научные и практические достижения, наиболее трудная задача
состояла в ответе на вопрос, как из косной материи возникает материя ощущающая, мыслящая, в чем отличие и
характерные особенности материи мыслящей?

Современная наука утверждает: сознание является процессом работы человеческого мозга, выступает как
его функция и не обнаруживает себя в отрыве от него. Установлено, что в мозгу человека непрерывно работает
свыше 100 миллиардов нервных клеток, каждая из которых обменивается информацией и сигналами еще со многими
тысячами клеток находящимися вне мозга, Мозг человека потребляет около 20% всей энергии, получаемой
организмом, хотя масса его составляет 2-3% от массы тела. На то, что сознание является результатом эволюционного развития живого вещества, указывают многие факторы, в частности тот, что у более высокоорганизованных организмов, имеющих головной мозг, параметры "серого вещества" более высокие. Так, например, мозг человека по объему в два раза, а по весу в четыре раза больше мозга обезьяны, и именно
здесь ученые видят принципиальную разницу реальных и потенциальных возможностей человека и обезьяны.
Обоснование таких взглядов базируется на основных принципах эволюционной теории Дарвина, которая в научном
сообществе считается наиболее разработанной и обоснованной, а потому и не уступившей до сих пор своего
лидирующего положения другим концепциям. Получение все новых естественнонаучных данных объективно
усиливает материалистические подходы к пониманию природы сознания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гуманизм как система ценностей духовной культуры | Информационное воздействие как генетическая предпосылка сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.