Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Структурные методы построения моделей предприятия

Структурные методы построения моделей предприятия. Укрупненно методы построения моделей предприятий можно разделить на структурные и объектно-ориентированные.

Do

……….

Else

Операторы языка С

 

Оператор if

If – управляющий оператор, который позволяет изменить порядок выполнения инструкций к программе. Синтаксис:

if (выражение)

{

оператор 1;

}

оператор 2; ]

После if (выражение); не ставится иначе компилятор не замечает этой ошибки и стоящий далее оператор выполняется вне зависимости от (выражения). Выражение может быть любым логическим или выражением целого типа. Считается что если значение выражения ≠0 то это истина. При использовании оператораif нужно помнить, что else относится к ближайшему if.

Пример программы применения оператора if для выявления наибольшей величины.

#include <stdio.h>

int x,y;

int main()

{

printf(“ Input x:”);

scanf(“ %d ”, & x);

printf(“ Input y:”);

scanf(“ %d ”, & y);

if (x==y)

printf(“ x is equal to y ”);

else

if (x>y)

printf(“x is greater then y ”);

else

printf(“y is greater then x ”);

return 0;

}

 

Примечание: Функция scanf считывает данные с клавиатуры в соответствии с форматом (% формат) &- операция взятия адреса передаваемой числовой переменной.

 

Пример программы нахождения значения функции f(x) по заданному значению x

Sin x, x>0

F(x) =

cos x, x≤0

 

#include <stdio.h>

float x,y;

int main()

{

printf (“ Input x:”);

scanf (“ %f ”, & x);

if (x>0) f=sin(x);

else f=cos(x);

printf(“F(%.2f)=%.2f ”, x, y);

system (“PAUSE”);

return 0;

}

 

Пример программы нахождения корней квадратного уравнения

 

#include <stdio.h>

Int a, b, c;

float x1, x2, d;

int main()

{

printf(“ Input a:”);

scanf(“ %d ”, & a);

printf(“ Input b:”);

scanf(“ %d ”, & b);

printf(“ Input c:”);

scanf(“ %d ”, & c);

d= b*b-4*a*c;

if (d<0)

printf(“ Korney net”);

else

{

If (d==0)

{ x1=x2=-b/(2*a)};

Else

{

x1=(-b+sqrt(d))/(2*a);

x2=(-b-sqrt(d))/(2*a);}

printf(“ x1=%f, x2=%f”, x1,x2);

}

System(“PAUSE”);

Return 0;

}

 

Переключатель SWITCH

Он аналогичен оператору выбора варианта в языке Паскаль. Синтаксис оператора

switch (выражение)

{

case конст1: оператор 1;

case конст2: оператор 2;

[default: операторы;]

}

Выражение должно принимать целочисленное значение типа char, long или int. Оператор вычисляет значение выражения и сравнивает значение с константами. Затем выполняется один из операторов. Если значение не совпадает ни с одной из констант, выполняется оператор после ключевого слова default. Оператор будет выполняться до тех пор пока не встретит break.

 

Пример программы использующей переключатель switch для организации структуры меню:

#include <stdio.h>

Int reply;

int main()

{

printf(“ Enter a number 1 - 5:”);

scanf(“ %d ”, & reply);

switch (reply);

{

case 0: break;

case 1:

{

puts(“You entered 1. ”);

break;

}

case 2:

{

puts(“You entered 2. ”);

break;

}

case 3:

{

puts(“You entered 3. ”);

break;

}

case 4:

{

puts(“You entered 4. ”);

break;

}

case 5:

{

puts(“You entered 5. ”);

break;

}

default:

{

Puts(“Out of range. ”);

}

} /* конец switch*/

return 0;

}

 

Оператор цикла while

Выполняет блок операторов до тех пор пока некоторое условие остаётся истинным.

Синтаксис:

while (условие повторения)

{

тело цикла;

}

Сначала проверяются значение выражения УсловиеПовторения. Если оно не равно нулю, т.е. условие истинно, то выполняются инструкции цикла (тело цикла). Затем снова проверяются значение выражения УсловиеПовторения, и если оно не равно нулю, инструкции цикла выполняются еще раз. И так до тех пор, пока значение выражения УсловиеПовторения не станет равным нулю. Т.е. если условие ложно выполнение оператора while прекращается.

int x=0;

while (x<10)

{

printf(“ X is %d”, x);

x++;

}

 

Вычисление y=n!

int y=1;

int k=1;

while (k<n)

{

y=y*k;

k++;

}

 

Оператор цикла do while

 

Синтаксис:

{

тело цикла;

}

while (условие повторения);

Сначала выполняются инструкции цикла (тело цикла), затем проверяется значение выражения УсловиеПовторения, и если условие истинно, не равно нулю, то инструкции цикла выполняются еще раз. И так до тех пор, пока УсловиеПовторения не станет ложным, т.е. равным нулю.

Пример: отрывок программы которая вводит числа пока не встретится число большее 99.

int b;

do

{

scanf(“%d”, &b);

}

while (b<=99);

Оператор цикла for

 

Синтаксис:

For (инициализация; условие выполнения; изменение)

{

операторы;

}

Инициализация – инструкция инициализации счетчика циклов. Является оператором присваивания, который устанавливает значение некоторой переменной (вычисляется 1 раз в начале выполнения цыкла)

Условия выполнения – выражение, значение которого определяет условие выполнения инструкций цикла. Инструкции цикла выполняются до тех пор, пока УсловиеВыполнения истинно, т.е. не равно нулю. Если условие истинно, то выполняется операторы в цикла, алее вычисляется выражение изменения (приращения) и выполняется снова вычисление условия.

Изменение – инструкция изменения параметра цикла. Как правило, эта инструкция изменяет значение переменной, которая водит в УсловиеВыполнения.

(n!) p=1; for (i=1; i<=n; i++) p=p*i;

 

Любая из частей оператора может отсутствовать, но наличие; обязательно

for (;;)

Для преждевременного завершения оператора for можно использовать оператор break

Оператор for часто используется для отсчёта прогона циклов путём увеличентя переменной счетчика

for (a=1; a<=20; a++) printf(“%d ”, a);

 

for (a=100; a>0; a--) printf(“%d ”, a);

 

for (a=1; a<=20; a+=5) printf(“%d ”, a);

 

Использование без операции инициализации

c=1;

for (; c<10; c++)

 

Использование без операции приращения

for (c=1; c<10;)

printf(“%d“, c++);

 

Оператор continue

Он может находиться только в теле цикла for, while, do… while. Выполнение оператора приводит к тому, что немедленно начинается следующая итерация цикла. Операторы, стоящие в теле цикла между continue и } игнорируются.

while(…)

{

continue;

break;

}

Оператор безусловного перехода goto

 

Переход осуществляется к оператору отмеченному меткой. Метка может стоять как в отдельной строке, так и в начале строки содержащей оператор. Метка дролжна быть уникальна и не может повторяться. Оператор goto и метка должны находиться в одной функции. Метка отделяется от оператора двоеточием.

 

Выполнение команд операционной системы

System() – выполняет команды операционной системы прямо из работающей программы. Для использования этой функции программа должна включать файл stdlib.h.

Формат команды:

System(команда);

Команда может быть строковой константой или указателем на строку

system(“dir c:”)

или

сhar *command=”dir c:”;

system (command);

 

После выполнения команды ОС, управление передается в программу в то же место, откуда был сделан вызов.

Структурным принято называть такой метод исследования системы или процесса, который начинается с общего обзора объекта исследования, а затем предполагает его последовательную детализацию. Структурные методы имеют три основные особенности: расчленение сложной системы на части, представляемые как «черные ящики»; использование графического представления взаимосвязей элементов системы. В составе методологий структурного анализа к наиболее распространенным можно отнести следующие: SADT (Structured Analysis and Design Technique) – технология структурного анализа и проектирования и ее подмножество стандарт IDEF0; DFD (Data Flow Diagrams) – диаграммы потоков данных; ERD (Entity-Relationship Diagrams) – диаграммы «сущность-связь»; STD (State Transition Diagrams) – диаграммы переходов состояний.

 

11. Объектн-ориентированные методы построения моделей предприятия. Объектно-ориентированный подход к построению моделей системы управления отличается от структурного большим уровнем абстракции и основывается на представлении системы в виде совокупности объектов, взаимодействующих между собой путем передачи определенных сообщений. В качестве объектов предметной области могут служить конкретные предметы или абстрагированные сущности – заказ, клиент и т.п. В результате применения объектно-ориентированного подхода модель системы также, как и при использовании структурных методов, представляется совокупностью диаграмм, которые строятся по определенным правилам. Одним из примеров объектно-ориентированных методологий может служить методология UML (Unified Modeling Language). Отметим, что объектно-ориентированный подход не противопоставляется структурному, а может служить его дополнением. Например, для формализации модели бизнеса может использоваться методология IDEF, а при построении модели системы управления – методология UML.

12. Разработка информационных систем. ИТР. Требования разработке. Предприятия нуждаются в различных типах информационных систем для под­держки принятия решений, помощи в выполнении функций на всех уровнях. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование на действия конкурентов, многие компании внедряют корпоративные системы, концентрирующие информацию, получаемую из различных регионов. Такие системы обычно требуют серьезных изменений в организационной и управ­ленческой структурах фирмы и значительных затрат, как материальных, так и временных.Информационные и расчетные задачи (ИРЗ) и их комплексы составляют основу любой автоматизированной информационной системы и опреде­ляют ее возможности по автоматизации профессиональной дея­тельности. Информационной задачей называется программа на ЭВМ, алгоритм переработки информации которой не приводит к созданию новой информации, а преобразования из одного вида в другой.

Разработка информационных систем организуется в соответствии с тре­бованиями Федеральных законов, указов, циркуляров, директив, ГОСТов и других руководящих документов. Руководя­щими документами определены основные требования и принципы разработки и поддержки элементов программного обеспечения: достоверность результатов; оперативность; соответствие ИРЗ и их комплексов уровню руководства; системный подход к созданию и применению программного обеспечения; обеспечение безопасности информации; централизованная разработка по единому плану и замыслу на общих информационных и математических основах; конкретность предназначения; непосредственное руководство и участие в создании задач предприятий и фирм (организаций), в интересах которых они создаются; обеспечение возможности перестройки задач в процессе их эксплуатации применительно к конкретной обстановке; непрерывное сопровождение разработанных ИРЗ. Порядок создания ИРЗ определен ГОСТами. Процесс создания ИРЗ и их комплексов, в принципе, одинаков и включает следующие этапы: разработка технического задания; эскизное проектирование; техническое проектирование; рабочее проектирование.

 

13. Разработка технического задания. Техническое задание является исходным доку­ментом, устанавливающим основное назначение, технические характеристики и требования, предъявляемые к создаваемым за­дачам и их комплексам, а также порядок работ на всех этапах и сроки их проведения. Техническое задание формируется заказчиком совместно с раз­работчиком. При разработке технического задания осуществляется: проведение информационного обследования объекта автома­тизации и уточнение функций и задач управления, подлежащих автоматизации; определение необходимого состава комплекса ИРЗ; разработка оперативных постановок задач; формирование задания (определение разработчиков, сроков и порядка создания задач и их комплексов) и исходных данных.

 

14. Эскизное и техническое проектирования. После утверждения заказчиком технического задания разработчик приступает к этапу эскизного проек­тирования, который часто объединяют с этапом технического проектирования. На этих этапах осуществляются следующие дей­ствия: определение принципов построения, состава и структуры тех­нических и программных средств ИРЗ и их комплексов; определение обобщенного алгоритма функционирования, назначения и порядка работы элементов задач и их комплексов; определение содержания и общих характеристик информаци­онных связей между элементами задач (комплексов задач); определение состава необходимого программного обеспечения для создания задач и их комплексов; выбор используемых математических методов и математичес­кое описание моделей экономических операций; оценка возможности выполнения основных требований опе­ративной постановки задачи; разработка детальных алгоритмов задач и комплексов, их ин­формационного и лингвистического обеспечения (этап техничес­кого проектирования); проектирование и разработка необходимых баз данных. Алгоритмы ИРЗ и их комплексов разрабатываются в строгом соответствии с утвержденным техническим заданием и оперативными постановками задач и являются определяющими документами для последующе­го написания программ. Схемы алгоритмов и программ выполня­ется в соответствии с нормативными требованиями.

 

15. Рабочее проектирование. На этом этапе в соответствии с разработанными ранее алгоритмами осуществляется разработка программ, их отладка и экспериментальная проверка (испытания) на ЭВМ и оформление документации по разработанной программе (или комплексу) в четырех частях: 1. Оперативная постановка задачи. 2. Алгоритмы задачи. 3. Описание программы. Инструкция оператору-програм­мисту по ее применению. Программы на магнитных носителях и их распечатки (тексты программ). 4. Инструкция должностному лицу по использованию за­дачи (комплекса задач). Прием в эксплуатацию разработанных ИРЗ и их комплексов осуществляется по приказу заказчика. Ответственность за внедрение, а также обеспечение безопасности информации в процессе ее обра­ботки возлагается на руководителя предприя­тия. Ответственность за поддержание задач и их комплексов в ра­ботоспособном состоянии возлагается на начальника вычислительного центра. В процессе эксплуатации задач разработчик осуществляет научно-техническое сопровождение.

 

16. Комплексная система автоматизации предприятия. Комплексная автоматизация управления предприятием реализуется в рамках комплексной системы автоматизации. Комплексная система автоматизации – это система управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивающая принятие обоснованных управленческих решений на основе качественной и достоверной информации, получаемой с помощью современных управленческих и информационных технологий. Она обеспечивает ведение оперативного, бухгалтерского и управленческого учета и строится на основе единого информационного пространства, охватывая и координируя всю совокупность управленческих процессов предприятия. В литературе эти системы часто называются корпоративными информационными системами (КИС). Комплексная автоматизированная система управления предприятием является сегодня одной из важнейших составляющих успешного развития предприятий. Если эта система выбрана и реализована правильно, она помогает устранить многие недостатки в управлении. Комплексная автоматизированная система управления предприятием должна обеспечивать: высшее руководство – информацией для стратегического планирования, финансово-экономического прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности; руководство среднего уровня – информацией для оперативного планирования и координации подконтрольных ему функций; рядовых сотрудников – эффективными инструментами для выполнения должностных функций, регистрации фактов хозяйственной деятельности и принятия оперативных решений.

17. Задачи комплексной автоматизации предприятия. При создании комплексной системы автоматизации управления предприятием должны быть решены следующие основные задачи: 1. создание или оптимизация единой системы планирования деятельности предприятия, основанной на учетных процедурах и дополненной эффективным механизмом управления; 2. постановка или оптимизация внутренней учетной политики предприятия с детализацией, обеспечивающей управленческий учет и объективный анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности; 3. поддержка принятия решений на всех уровнях управления на основе совершенствования процессов сбора и обработки различных видов информации. Частные задачи, решаемые КИС, во многом определяются областью деятельности, структурой и другими особенностями конкретных предприятий. Руководство предприятия: обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и прогноз на будущее; обеспечение четкой координации работ и ресурсов; предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправлению ситуации; формирование полной картины себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат. Финансово-бухгалтерские службы: полный контроль за движением средств; реализация необходимой учетной политики; оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженности; контроль за выполнением договоров, смет и планов, за финансовой дисциплиной; налоговое и бюджетное планирование; Управление производством: контроль за выполнением производственных заказов и технологической дисциплиной; формирование информации о состоянии производственных мощностей; определение фактической себестоимости производственных заказов; Службы маркетинга и рекламы: контроль за продвижением новых товаров на рынок, ведение статистики продаж; анализ рынка сбыта с целью его расширения; работа с существующими и потенциальными заказчиками (клиентами); информационная поддержка политики цен и скидок; Службы сбыта и снабжения: ведение баз данных товаров, продукции, услуг; планирование сроков поставки и затрат на транспортировку; оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки; ведение контрактов (в том числе со сложными платежами и сроками поставок); Службы складского учета: оперативный поиск товара (продукции) по складам; оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения; управление поступлениями с учетом контроля качества; инвентаризация.

18. Проблемы и задачи руководителя при внедрении систем комплексной автоматизации. Большинство руководителей управляют своим предприятием исходя из своего опыта, интуиции, видения предприятия и весьма неструктурированных данных о его состоянии и динамике. Однако анализ часто показывает, что фактически большинство сотрудников работают не так, как представляется руководителю, а так, как им удобнее и проще. Таким образом выясняется, что руководство просто не имеет реального представления о том, как (По материалам <a style="text-decoration:none;color:black;cursor:default" href=http://w%77w%2E%61v%61cco%2Eru>www.avacco.ru</a>) в действительности реализован процесс управления. Эти обстоятельства резко осложняют работы по комплексной автоматизации управления, поскольку после внедрения системы может выясниться, что она не приносит реальной пользы, а только усложняет управление. Поэтому, чтобы проект внедрения КИС оказался удачным, необходимо максимально формализовать все контуры управления, которые планируется автоматизировать, а также сформулировать общую и частные цели управления. Создание полномасштабной КИС – сложный, во многих случаях длительный и дорогостоящий процесс, требующий:изменения управленческих технологий в связи с новыми возможностями обработки и обмена информацией, а зачастую и перестройки существующих бизнес-процессов компании, с созданием новых бизнес-процессов и уничтожением старых;развертывания и поддержки современных программно-технических средств;настройки программных систем на всю совокупность информации, взаимосвязей, управленческих механизмов, алгоритмов обработки данных, отражающих специфику предприятия;обучения персонала новым технологиям;преодоления влияний человеческого фактора в процессе внедрения системы. Практика показывает, что при внедрении КИС обычно возникает определенное сопротивление сотрудников. Это касается рядовых сотрудников и руководителей среднего звена. Подобное сопротивление, как правило, носит неосознанный характер и вызывается обычными человеческими психологическими факторами, например: обыкновенным страхом перед нововведениями; консерватизмом, нежеланием осваивать новые приемы работы; опасением потерять работу или утратить свою незаменимость; боязнью существенно увеличивающейся ответственности за свои действия.

 

19. Организация корпоративных информационных систем. В соответствии с характером обрабатываемой информации в экономических информационных системах на разных уровнях управления выделяются следующие типы информационных систем:системы обработки данных – предназначена для хранения, учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, а так же подготовке стандартных документов, для внешней среды;информационная система управления – ориентированы на тактический уровень управления, т.е. среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель или месяцев и т.д. для данного класса задач характерны регламентированность т.е. периодическая повторяемость формирования результативных документов и чётко определенный алгоритм решения задач. Задачи решаются на основе накопленных оперативных данных;система поддержки принятия решений – используется в основном на верхнем уровне управления и имеют стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. Задачи решаемые этим классом систем имеют как правило нерегулярных характер. Для задач этого класса свойственны недостаточно имеющейся информации, её непротиворечивость, наличие различных ограничений и т.д. при этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.

20. Концепция MRPII. Одним из наиболее распространенных методов управления производством и дистрибуции в мире является стандарт MRPII (Manufacturing Resource Planning) – планирование производственных ресурсов, разработанный в США и поддерживаемый американским обществом по контролю за производством и запасами. MPRII представляет собой методологию, направленную на управление ресурсами предприятия. MRPII – это набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия. В основу MRP II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня.

21. Концепция ERP. По мере внедрения стандарта MRPII были выявлены его определенные недостатки, в результате устранение которых появилась новая методология ERP – планирование ресурсов предприятия. Основным отличием этой концепции от MRPII является ориентация на работу с финансовой информацией и возможность планирования не только производственных, но и иных ресурсов предприятия. В частности, дополнительно к функциям MRPII в концепции ERP появляются следующие: прогнозирование спроса; управление проектами; ведение технологической информации; управление затратами; управление финансами; управление кадрами. По сути ERP является более совершенной модификацией MRPII. Однако следует отметить, что расширение функционала системы за счет возможности комплексного управления не только материальными, но и другими ресурсами предприятия значительно увеличивает ее стоимость и усложняет работы по внедрению подобных систем. Концепция APS. Концепция APS – расширенное управление производственными графиками – является развитием фундаментальных основ, на которых построена ERP. Возникновение этой концепции связано с повышением динамизма современных производственных систем, определяющего важность таких задач как, например, обеспечение максимально точного срока выполнения заказов одновременно с минимальной длительностью выполнения соответствующих работ в условиях ограниченности имеющихся ресурсов. Особенностью этой концепции является, в частности, возможность решать такие задачи, как «проталкивание» срочного заказа в производственные графики и распределение заданий с учетом приоритетов и ограничений. В системах, реализующих концепции APS, при построении вариантов планирования и распределения ресурсов широко используются современные методы оптимизации. Отметим, что концепции APS в настоящее время часто используются при создании специализированных модулей в ERP системах.

 

22. Концепция СSRP. Последняя (по сроку разработки) из концепций управления производственными ресурсами – CSRP (Customer synchronized resource planning) – планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем, была предложена компанией SYMIX. Сущность данной концепции состоит в том, что при планировании и управлении компанией можно и нужно учитывать не только основные производственные и материальные ресурсы предприятия, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как «вспомогательные» или «накладные». Это все ресурсы, потребляемые во время маркетинговой и «текущей» работы с клиентом, послепродажного обслуживания проданных товаров, перевалочных и обслуживающих операций, а также внутрицеховых ресурсов, то есть элементы всего жизненного цикла товара. Реализация концепции CSRP на конкретном предприятии позволяет управлять заказами клиентов и в целом, всей работой с ними на порядок «тоньше», чем это было с применением ранее рассмотренных методологий. Например можно учесть возможные вариации спецификации изделия или технологической цепочки, что, как показывает практика, требуется достаточно часто. При расчете себестоимости можно учесть даже дополнительные операции по тестированию и административному обслуживанию заказа, не говоря уже о послепродажном обслуживании, что практически невозможно в MRP/ERP–системах, где данные расходы анализируются только «постфактум».

23. Подходы к автоматизации управления бизнесом. В истории развития отечественных систем автоматизации управления предприятием можно выделить четыре периода – от семидесятых до конца девяностых годов. Семидесятые и первая половина восьмидесятых годов. Период расцвета создания так называемых автоматизированных систем управления предприятиями (АСУ или АСУП). Этой работой на бюджетной основе занимались многие десятки специализированных отраслевых научно-исследовательских институтов и других организаций СССР. Ряд организаций разрабатывали подобные системы для себя самостоятельно.Создаваемые системы были реализованы на так называемых «больших ЭВМ» и предназначались для автоматизации трудоемких рутинных вычислительных и информационных процессов (ведение нормативно-справочной базы данных, планирование производственных и людских ресурсов, учет движения кадров, расчет заработной платы и т.п.). Вторая половина восьмидесятых годов. С развитием кооперативного движения и постепенным распространением персональных компьютеров в России появляются сотни мелких частных фирм, предлагающих услуги по автоматизации бухгалтерского, складского, кадрового и других видов учета. Разрабатываемые системы были ориентированы, как правило, на конкретного потребителя и не охватывали задач управления предприятием в целом. Первая половина и середина девяностых годов. Наиболее успешно функционирующие и дальновидные из фирм, предлагавших указанные выше услуги, преобразуются в компании, выпускающие на рынок тиражируемые программные продукты для автоматизации отдельных видов учета. Относительная легкость и небольшие сроки освоения подобных систем в сочетании со сравнительно небольшой ценой сделали их достаточно популярными не только в сфере малого бизнеса, но и на многих средних по величине предприятиях. Однако задач автоматизации управления предприятием эти системы по-прежнему не решают. Конец девяностых годов. Ряд разработчиков систем автоматизации соответственно расширяет функциональные возможности своих продуктов или создает новые системы. В результате на рынке появляется новый вид систем, особенностью которых является наличие, с одной стороны тиражируемого ядра, в потенциале обеспечивающего выполнение значительно большего числа функций, чем у традиционных тиражируемых систем, а с другой – более гибких средств настройки системы на конкретные особенности бизнеса заказчика(интегрированные адаптируемые системы).

27. Рынок систем автоматизации России: Крупные интегрированные системы. На сегодняшний день это наиболее функционально развитые и соответственно наиболее сложные и дорогие системы, в которых реализуются упоминавшиеся нами западные стандарты управления MRPII и ERP. На российском рынке этот вид систем представлен в основном продуктами западных фирм: SAP, Oracle, Baan, PeopleSoft и Platinum. Идеи ERP изначально разрабатывались для очень крупных по российским меркам компаний, занимающихся промышленным производством обширной номенклатуры продукции. ERP – это не просто способ построения системы, а достаточно жесткий стандарт управления, переход на который может потребовать весьма значительной реорганизации бизнеса компании. Для компании средних размеров классическая ERP система может оказаться недостаточно гибкой для организации процесса управления конкретным бизнесом, избыточной по функциональным возможностям (например, управления производством) и громоздкой при внедрении и эксплуатации.

24. Современные подходы к созданию автоматизированной системы. В настоящее время существуют различные подходы к построению КИС, отличающиеся признаками, положенными в основу классификации на рис. Классификация: 1. Без использования тиражированных средств. 1.1. Самостоятельная разработка. 1.2. законодательные системы. 2. С исользованием тиражируемых средств. 2.1. применение локальных (коробочных) продуктов. 2.2. применение интегрируемых адаптируемых ситем. 2.2.1. самостоятельная адаптация. 2.2.2. адаптация разработчиком/третьей фирмой. Данный подход предполагает разработку КИС собственными силами, без привлечения сторонних организаций и приобретения тиражируемого прикладного программного обеспечения. Заказные системы. При данном подходе предприятие заказывает разработку КИС. Он предполагает разработку системы, полностью соответствующей особенностям конкретного предприятия, что и является его основным преимуществом. В потенциале этот подход характеризуется сравнительно меньшей стоимостью и меньшими сроками реализации, чем самостоятельная разработка. Тиражируемые (коробочные) продукты. При использовании этого подхода приобретаются программы автоматизации различных видов хозяйственного учета. Основными преимуществами подобного подхода являются сравнительно низкая стоимость программ, простота и, соответственно, небольшие сроки их освоения и, в ряде случаев, хороший сервис по сопровождению обновления версий программного обеспечения. Адаптируемые интегрированные системы. КИС, построенные с использованием этого подхода отличаются сравнительно небольшим временем разработки, эффективностью решения задач автоматизации управления и сравнительной простотой модификации при изменении организационной структуры предприятия или существующих бизнес-процессов.

25. Рынок систем автоматизации России: Локальные системы - достаточно успешно справляются с решением отдельных задач учета на предприятии но, как правило, не предоставляют целостной информации для автоматизации управления. Преимуществом этих систем являются сравнительно низкая цена и простота внедрения. В качестве примеров можно назвать: «Инфо-Бухгалтер» (фирма «Информатик») и «Турбо-Бухгалтер» (фирма «Диц»). К этому же классу относится ряд продуктов фирмы 1С («1С: Бухгалтерия» и пр.) и др. Сегодня эти программы обладают возможностями адаптации к особенностям предприятия, а некоторые из них, например «Турбо-Бухгалтер», представляют собой так называемые программы-конструкторы, обладающие расширенными адаптационными возможностями.

26. Рынок систем автоматизации России: Средние интегрированные системы. В этот вид включают системы с ограниченным (специализированным) функционалом. Они вполне конкурентоспособны на отечественном рынке в своей области специализации с крупными западными системами, при этом их стоимость существенно (на порядок и более) ниже, чем крупных. В этом виде систем на российском рынке доминируют отечественные фирмы-разработчики. Примерами могут служить, в частности, системы «Галактика», «Инфософт», «NS2000» и «ABACUS Financial». Сюда же можно отнести систему управления предприятием фирмы «Парус»; интегрированную систему управления предприятием «БЭСТ ПРО» фирмы «Интеллект-сервис»; систему комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия AVACCO фирмы AVACCO SOFT; систему управления бизнесом «Монополия» фирмы ФОРМОЗА СОФТ и некоторые другие системы, в частности, «1С:Предприятие» фирмы «1С».

 

 

28. Обзор ERP систем в России. На российском рынке ERP-систем присутствует множество поставщиков: как иностранных, так и отечественных. По оценкам экспертов, большую долю отечественного рынка (свыше 48%) занимает немецкий SAP AG, далее продукты Microsoft Business Solution с долей около 13%, а затем компания Oracle, занимающая чуть больше 11% российского рынка ERP-систем. К «+» SAP R/3 можно отнести модульность систем, большую функциональную гибкость, наличие интегрированных систем производства и системы проектов. К «-» относятся сложная документация, высокие требования к аппаратной части, значительная стоимость техподдержки. Baan ERP - решение компании хорошо зарекомендовали себя в автоматизации дискретных производств, в процессном цикле позиции значительно слабее. Охватывает самые разные сегменты – от машиностроения и нефтегазовой отрасли до пищевой промышленности. Корпорация «Галактика» удерживает весьма сильные позиции в российской промышленности, имеет множество внедрений различного масштаба, занимая четвертое место на рынке с долей в 7%. «+» «Галактики»: глубокая интегрированность и четкая поддержка законодательной базы, легкая настройка печатных форм. COMEC CE2 – работает на рынке программного обеспечения с 1980г. в г. Белгород. Главный программный продукт – автоматизированная система «Управление экономикой предприятия» – «СЕ2». АС «СЕ2» - это интегрированный сетевой программный комплекс «Управление экономикой предприятия. Бухгалтерский учет и финансы». MICROSOFT AXAPTA – комплексное ERP-решение, созданное специально для средних и крупных компаний. Особенность - возможности использовать готовые компонентов других поставщиков. Система эта поддерживает средства разработки веб-приложений, электронный документооборот в формате XML и располагает большим набором готовых компонентов для интеграции с внешними приложениями и подключения веб-сервисов. Axapta охватывает весь спект бизнес-процессов компании. Oracle E-Business Suite объединяет и автоматизирует весь поток бизнес-процессов всех подразделений компании независимо от их географического положения. SAP R3 состоит из набора прикладных модулей, которые поддерживают различные бизнес-процессы компании и интегрированы между собой в масштабе реального времени. Компоненты: Финансы (FI),Контроллинг (CO),Управление основными средствами (AM). Управление проектами (PS), Производственное планирование (PP). Управление материальными потоками (MM), Сбыт (SD), Управление качеством (QM). Техобслуживание и ремонт оборудования (PM). Управление персоналом (HR). Управление информационными потоками (WF), Отраслевые решения (IS). Объединяет прикладные модули SAP SAP R/3 и дополнительную функциональность, специфичную для отрасли. Существуют обширные возможности работы в Internet/intranet, доступ внешних систем к логике SAP R/3 через интерфейсы BAPI (Business Application Programming Interface) и т.д. Compiere система с открытыми исходными кодами для предприятий малого и среднего размера. Охватывает стандартные функциональные возможности ERP систем, но чтобы избежать дублирования информации и обеспечить синхронизацию, Compiere организована нестандартным для таких систем способом. Openbravo - открытая ERP с веб интерфейсом для малого и среднего бизнеса. В Openbravo включены возможности по управлению финансами, поставками, проектами, производством, и многие другие.На данный момент Openbravo используется множеством компаний в области дистрибуции продукции, оказании услуг и производства.

29. Электронная коммерция и электронный бизнес. Электронная Коммерция все больше завоевывает популярность и в мире и в России. Электронная коммерция – это бизнес, основанный на информационных технологиях. Электронная коммерция предполагает:открытие своего сайта и виртуального магазина в Интернете;наличие системы управления компанией; использование электронной рекламы и маркетинга; использование моделей бизнес для бизнеса и/или бизнес для потребителя.Электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и поддержку партнерских отношений.Электронная коммерция представляет собой любой процесс, который деловая организация производит посредством сети, связанных между собой компьютеров. Тогда как Электронный бизнес представляет собой любую транзакцию, совершенную посредством сети, связанных между собой компьютеров, по завершению которой происходит передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.Тремя основными категориями электронной коммерции являются электронная коммерция по схемам 'бизнес-клиент' (B2C) 'бизнес-бизнес' (B2B) 'клиент-клиент' (C2C). Электронная коммерция по схеме 'бизнес-клиент' (B2C) подразумевает продажу товаров и услуг отдельным покупателям(продажа книг). Электронная коммерция по схеме 'бизнес-бизнес' (B2B) подразумевает продажу товаров и услуг одной компании(продажа инструментов для обрабатывающих компаний). Электронная коммерция по схеме 'клиент-клиент' (C2C) подразумевает продажу товаров и услуг от одного потребителя другим(сайты интернет-аукционов).Наиболее важные причины необходимости использовании Internet для развития бизнеса. 1. Новая экономическая система. Сегодня экономика представляет собой систему, использующую современные технологии, и ее основу составляют предприятия, которые активно переводят свой бизнес в Internet. 2. Интернет – идеальная среда для ведения бизнеса. В Internet потенциальными клиентами являются все пользователи сети, важен лишь механизм доведения информации до них. 3. Создание и поддержка имиджа компании. Web-сайт компании уже давно не является роскошью и выполняет множество функций, таких как: укрепление позиций и поднятие имиджа компании на рынке; оперативный инструмент для отделов маркетинга и сбыта и т.д. 4. Расширение возможностей для клиента. Обеспечение клиента необходимой информацией о предприятии, продукции или услугах, и обеспечивать эффективное взаимодействие между отделами компании, клиентом и поставщиком. 5. Минимизация издержек. 6. Возможность работать 24 часа в сутки. 7. Минимальные первоначальные вложения. 8. Возможность глобализации. Однако, более бурному развитию электронного бизнеса препятствует ряд факторов: 1. Недоверие крупного и среднего российского бизнеса к возможностям ЭК и ЭБ. 2. Разработкой Интернет-магазинов в России занимаются не профессионалы. 3. Небольшое количество Интернет-пользователей. 4. Слабое доверие потенциальных покупателей. 5. Завышенные цены в уже существующих Интернет-магазинах. 6. Недостаточное количество платежных инструментов и т.д.

30. Основные системы электронного бизнеса. Условно могут быть разделены на следующие типы: 1. Корпоративный сайт – предназначен для общения данной компании с другими партнерами, контрагентами, поставщиками и потребителями, действующими и потенциальными инвесторами. Сайт, как правило, содержит информацию о компании, ее персонале, руководстве, а также каталоги продукции и описание услуг. 2. Он-лайновый магазин – предназначен для обеспечения сбыта продукции предприятия. Такой интернет-магазин позволяет покупателям размещать заказы на требуемую продукцию непосредственно через Интернет, заключать контракты, проводить платежи и осуществлять контроль за поставками. 3. Служба закупок – позволяет предприятию осуществлять материально-техническое снабжение (МТС) непосредственно со своего интернет-сайта. Такая система содержит возможности публикации своей потребности поиска поставщиков, организации тендеров и конкурсов и т.д. 4. Информационные сайты предоставляют информацию об отрасли целиком, основных компаниях этой отрасли, обзор событий, касающихся данной отрасли, ключевые индикаторы и параметры состояния рынка, информацию об отраслевых стандартах, электронные справочники и т.д. Могут также содержать функции проведения электронных конференций и дискуссий. 5. Брокерские сайты работают в качестве посредника между покупателем и продавцом. 6. Электронные торговые площадки (ЭТП) предназначены для непосредственной организации он-лайн деятельности специалистов служб сбыта и снабжения различных предприятий или частных лиц. 7. Электронные биржи по функциям очень близки к торговым площадкам, однако, деятельность на такой бирже ведут не сами предприятия, а их агенты. 8. Интегрированные комплексы обеспечивают прямое взаимодействие внутрикорпоративных систем управления с внешней системой электронной коммерции, и являются наиболее законченным и привлекательным решением в области электронной коммерции.

31. Платежные интернет-технологии и услуги. Существует несколько способов оплатить товары, приобретенные через сеть Ин­тернет: 1. услуги платежной интернет-системы. 2. оплата товаров или услуг через интернет с помощью банков­ской кредитной карты. 3. почтовый перевод. 4. передача деньег курьеру из рук в руки. 5. перевод средств на счет магазина через интернет со своего банковского счета. Первый, второй и пятый способы можно осуществить через Интернет. Это не­сомненно удобнее, быстрее и дешевле, так как перевод совершается мгновенно, а комиссионные за операцию перевода минимальны. Платежные интернет-системы существуют за счет процентных платежей, пре­доставляя покупателям своеобразный электронный кошелек. Денежная сумма по­купателя помещается на его личный счет и существует там в виде электронных рублей или иных электронных денег, расчетных единиц. По сути дела электронные рубли представляют собой документ в электронном виде, имеющий реквизиты и удостоверенный электронной цифровой подписью. Физически электронный коше­лек может находиться па жестком диске компьютера в виде программного элемен­та, либо в виде магнитной карты. Если покупатель расплачивается средствами элек­тронного кошелька, проводится проверка на подлинность электронной подписи и, если платежная система подтверждает достоверность доступа пользователя и на­личие на его счете требуемой суммы, сделка может быть осуществлена. В России наибольшее распространение получили четыре платежные системы: CyberPlat, PayCash и КредитПилот, Рапида. Кратко рассмотрим технологии работы, а также достоинства и недостатки популярных платежных систем. Платежная система «CyberPlat». Система создана в 1999 г. и реализует возможности оплаты с помощью банков­ских кредитных карт, платежи с банковских счетов, а также предоплаченных карточек (скретч-карт). К преимуществам системы относят: большое количество подключенных интернет-магазинов (162), реализацию нескольких технологий оплаты, международную сертификацию. Рыночная доля системы в сфере онлайновых карточных интернет-платежей составляет 85-90%. Платежная система «WebMoney» имеет ряд отличий, так как в качестве средства рас­четов служат титульные знаки WebMoney (WM). Они бывают трех типов: WM-R (аналог рублей), WM-Z (аналог американских долларов), WM-C и WM-D (аналог американских долларов для специализированных С- и D-кошельков). Среди преимуществ системы отмечают анонимность пользователя и бесплатное подключение интернет-магазинов. Платежная система «PayCash» работает на рынке с 1999 г. В основе системы лежит принцип электронного кошелька, не привязанного к какому-либо конкретному компьютеру. Для доступа к кошельку имеется ключ, применяются технологии элек­тронной цифровой подписи под электронными документами. Началом работы с системой служит открытие счета в банке системы PayCash и конвертация денеж­ных средств в электронную форму. К преимуществам системы относят анонимность платежей, простоту использо­вания и бесплатное подключение интернет-магазинов. Платежная система «КредитПилот» работает на рынке с апреля 2001 г. Система не требует установки специального программного обеспечения, а при денежном переводе через Сбербанк на начинает функционировать уже на следующий день. Система работает на основе пластиковых карт и имеет передовое оборудование защиты информации от сбоев и несанкционирован­но доступа. Предусматривается поддержка покупке товаров через мобильные телефоны ряда операторов сотовой связи.

32. Интерактивные финансовые операции. К интерактивным финансовым операциям принято относить, в основном, интерак­тивные операции па фондовом рынке, услуги онлайновых банковых организаций и Интернет-страхование. Благодаря Интернет-технологиям приобретение ценных бумаг, или интернет-трейдинг, доступен сегодня всем желающим. В считанные секунды можно сформировать инвестиционный портфель, а затем управлять активами, получая без промедления всю необходимую информацию (котировки, анализ, прогнозы) в любой точке земного шара. Спрос на интерактивную торговлю акциями, опционами, фьючерсами растет с каждым днем. Интерактивные финансовые операции в банковской сфере -- интернет-банкинг -- представляет собой продолжение общепринятого банковского обслуживания, только с использованием Интернета. Если клиент удален от банка, это дает ему возможность более широкоговыбора между услугами различных банков.Сегодня c помощью систем интернет-банкинга, можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой связей, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам, и отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.В России около 400 российских банков предлагают клиентам услугу управления банковским счетом через Интернет. Правовые основы систем электронной коммерции. Системы интернет-банкинга постепенно начинают обретать поддержку со сторо­ны законодательства. Первым шагом в этом направлении можно считать включе­ние в Гражданский кодекс статьи, допускающей использование аналогов собственноручной подписи -- электронной подписи, если об этом между сторонами было достигнуто соответствующее соглашение. При условии заключения договора на обслуживание он становится базой для замены собственноручной подписи определенным набором цифр. Правовое регулирование отношений в области использованияэлектронной цифровой подписиосуществляется в соответствии Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи», Гражданским кодексом Рос­сийской Федерации, Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации », Федеральным законом «О связи», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.Следующим шагом к законодательной поддержке электронной коммерции в целом и интернет-банкинга, в частности, стало положение ЦБ, в кото­ром оговаривается возможность обмена электронными документами между финан­совыми организациями и их клиентами. Это положение распространяет основы Гражданского кодекса на финансовую сферу.

33. Административные информационные системы и технологии в исполнительных органах государственной власти в РФ. В Российской Федерации действует ряд законов, направленных на регулирование отношений в области информационного обеспечения граждан, государства, общества. Однако в настоящее время органы государственной власти РФ работают в условиях недостаточной информированности о состоянии и процессах, происходящих в экономической, социальной и других сферах жизни страны. Информационное обеспечение органов государственной власти - это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией. Пользователями информации являются любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за получением необходимой им фактографической, документальной, аналитической и другой информации и пользующиеся ею. Большинство органов государственной власти самостоятельно, в меру своих возможностей, решают проблемы как собственного информационного обеспечения, так и обеспечения внешних потребителей информации - физических и юридических лиц. Руководствуясь стремлением создать новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов была разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Распоряжением правительства Белгородской области утверждена концепция создания региональной информационно-аналитической системы (РИАС) Белгородской области. Новая система является информационно-аналитической подсистемой электронного правительства области и одновременно включает в себя телекоммуникационную систему, информационные ресурсы, аналитическую подсистему, подсистему управления внутренними процессами органов власти области, подсистему взаимодействия органов власти области с гражданами. Так, например, в рамках проекта «Электронное правительство Белгородской области» уже созданы: Учет строящихся строительных объектов в «управлении государственного строительного надзора департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области»; База данных услуг предприятий в «комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области по услугам, предоставляемым предприятиями Белгородской области»; Автоматизированная система учета экологических правонарушений в «государственной экологической инспекции Белгородской области».

 

34. Электронный офис и офисные задачи. Электронным офисом называется программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обработки документов и автоматизации работы пользователей в системах управления. К офисным относятся следующие задачи: делопроизводство, управление, контроль управления, создание отчетов, поиск, ввод и обновление информации, составление расписаний, обмен информацией между отделами офиса, между офисами предприятия и между предприятиями. Типовые процедуры, выполняемые в перечисленных выше задачах: 1. обработка входящей и исходящей информации (чтение и ответы на письма, написание отчетов); 2. сбор и последующий анализ данных (отчетность за определенные периоды времени по различным подразделениям в соответствии с критериями); 3. хранение поступающей информации (быстрый доступ к информации). Это требует выполнения следующих условий: должна быть скоординирована работа между исполнителями; движение документов по возможности должно быть оптимизировано; должна быть предоставлена возможность взаимодействия подразделений в рамках предприятия и предприятий в рамках объединения. Практически на всех предприятиях существуют отделы, организующие потоки документов (приказов, распоряжений, поручений, писем и т.д.). Документ – это некая обособленная часть информации представленная на определенном носителе. Можно выделить три главных типа носителей информации. Бумага. Микрофиши (документ в виде микроформы на прозрачной форматной плёнке с последовательным расположением кадров в несколько рядов). Электронные носители информации (жесткие диски, оптические диски). Основным принципом документооборота является отсутствие локальных архивов документов. Любой входящий документ, не попавший в общий архив документов, является потенциальным клиентом на неисполнение. В организации должен существовать только один канал поступления входящих документов. Система автоматизации документооборота организации не должна замыкаться только на канцелярии, а должна иметь продолжение в системах управления документооборотом подразделений организации. Деление документов на: - входящие - от внешних партнеров. Большинство входящих документов должны порождать соответствующие исходящие, причем в заранее установленные сроки. - исходящие. Большинство исходящих документов являются ответом организации на соответствующие входящие документы. Некоторая часть из них готовиться на основе внутренних документов предприятия. -внутренние. Эти документы используются для организации работы предприятия. Общие атрибуты документов: 1.Регистрационный номер документа. 2.Источник документа (контрагент). 3.Ответственный исполнитель документа. 4.Код документа по номенклатуре дел предприятия. Применение того или иного носителя информации для хранения документов определяется следующими факторами: стоимость хранения информации, стоимость (время) поиска необходимой информации, стоимость коллективного использования информации, стоимость (время) передачи документа от одного рабочего места к другому.В последнее десятилетие наблюдается однозначная и устойчивая тенденция перехода от бумажных и микрографических документов к электронным.

35. Географические информационные системы – это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных). ГИС предназначены для решения научных и прикладных задач инвентаризации, анализа, оценки, прогноза и управления окружающей средой и территориальной организацией общества. Основу ГИС составляют автоматизированные картографические системы, а главными источниками информации служат различные геоизображения. К географически координированным данным относятся:Географические широта и долгота; Прямоугольные координаты X и Y; Почтовые адреса; Почтовые индексы и иные коды, идентифицирующие предварительно разграниченные участки территории; Местоположение, зафиксированное на карте. ГИС – это система аппаратно-программных средств и алгоритмических процедур, созданная для цифровой поддержки, пополнения, управления, манипулирования, анализа, математико-картографического моделирования и образного отображения географически координированных данных. Основные области применения ГИС: административно-территориальное управление – городское планирование и проектирование объектов; ведение кадастров инженерных коммуникаций, земельного, градостроительного, зеленых насаждений; прогноз чрезвычайных ситуаций техногенно-экологического характера и т.д. телекоммуникации – стратегическое планирование; выбор оптимального расположения антенн, ретрансляторов и др.; определение маршрутов прокладки кабеля. инженерные коммуникации – оценка потребностей в сетях водоснабжения и канализации; проектирование, мониторинг состояния инженерных сетей и предотвращение аварийных ситуаций. транспорт – управление транспортной инфраструктурой и ее развитием; управление парком подвижных средств и логистика. силовые ведомства – планирование спасательных операций и охранных мероприятий; моделирование чрезвычайных ситуаций. экология – оценка и мониторинг состояния природной среды; планирование природоохранных мероприятий. сельское хозяйство – планирование обработки сельскохозяйственных угодий; учет землевладельцев и пахотных земель. Таким образом, геоинформационная технология является достаточно сложной системой, поскольку она развивается на стыке многих научных дисциплин и используется в самых разнообразных областях человеческой деятельности. В истории развития геоинформационных систем можно выделить три периода: 1950 – начало 1970 гг. Исследование принципиальных возможностей, пограничных областей знаний и технологий, наработка эмпирического опыта, первые крупные проекты и теоретические работы. 1970 – начало 1980е гг. Развитие крупных геоинформационных проектов поддерживаемых государством, формирование государственных институтов в области ГИС, снижение роли и влияния отдельных исследователей и небольших групп. 1980 – настоящее время. Широкий рынок программных средств, развитие настольных ГИС, расширение области их применения за счет интеграции с базами непространственных данных, появление сетевых приложений, появление значительного числа непрофессиональных пользователей. Можно выделить несколько классов программного обеспечения, различающегося по своим функциональным возможностям и технологическим этапам обработки информации: Инструментальные ГИС которые позволяют вводить обрабатывать и анализировать картографические знания. ГИС-вьюверы – облегченные пакеты с возможностью редактирования данных. Средства обработки данных дистанционного зондирования – предназначены для предварительной обработки аэро- и космических съемок. Средства пространственного моделирования. Справочно-картографические системы – электронные картыНачало формы. Среди отечественных продуктов выделяют: ГЛОНАСС. РФ развивает собственную ГЛОбальную НАвигационную Спутниковую Систему – ГЛОНАСС. Она является государственной системой, которая разрабатывалась как система двойного использования, предназначенная для нужд Министерства обороны и гражданских потребителей. Первый запуск спутника по программе ГЛОНАСС (Космос 1413) состоялся 12 октября 1982 года. Состоит система из 24 спутников управляемых наземным комплексом расположенным в РФ.

36. Экономическая эффективность информационных систем. Эффективность экономических процессов характеризуется системой показателей, отражающих соотношение их затрат и результатов.Согласно «Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвести­ционных проектов и их отбору для финансирования», эффективность проекта ха­рактеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и резуль­татов применительно к интересам его участников. К таким показателям относятся: коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность. Коммерчес­кая эффективность – финансовые последствия реализации проекта для его участ­ников. Бюджетная эффективность – финансовые последствия осуществления про­екта для государственных бюджетов различных уровней. Экономическая эффективность учитывает затраты и результаты реализации проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников. Народнохозяйственная эффективность возникает, когда проект имеет значение для государства и общества. Главный критерий эффек­тивности производства для предпринимателя – размер полученной прибыли или коммерческая эффективность. При этом повышение экономической эффективно­сти затрагивает как производителя продукции, так и ее потребителя. Повышение эффективности информационных технологий приводит к повышению уровня жиз­ни в регионе. Чем выше эффективность в регионе, тем выше отчисления в соответ­ствующий бюджет и, т.о., выше бюджетная эффективность. 2 практических подхода к определению экономической эффектив­ности компьютерных систем. 1. характерен для экономики не рыночного типа. Согласно 1 подходу, вывод об экономической эффективности компьютерных информационных систем может быть сделан на основании сопоставления годовой экономии год) с капитальными затратами на приобретение и установку программ (К) и текущими расходами на их эксплуатацию (С) с учётом коэффициента (Еп =0,19), то есть: Э = Эгод /(С + Еп К). Значение, полученное в результате расчета, должно превышать норматив Е илибыть равным Еп (Э >= Еп), что может говорить об экономической целесообразности совершенствования компьютерных информационных систем. 2. эффективность работы компьютерных систем определяется эффектом, полученным от их применения и величиной расходов на их приобретение и эксплуатацию. Эффект от применения компьютерных систем в определенной степени зависит от их производительности и способности отвечать поставленным задачам. Принимая решение о применении качественно новой системы, предприяти

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переведите предложение, используя грамматические трансформации | Лекция №10. 1. Классификация рекламы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.