Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Социальные процессы и социальные конфликты




План

Лекция 6. Социальные движения, социальные изменения и социальный прогресс.

1. Социальные движения: сущность, классификация, этапы, факторы.

2. Личность в социальном движении.

3. Сущность социальных изменений и социального прогресса.

4. Основные проблемы типологии и эволюции общества.

5. Теория модернизации в современной социологии.

 

Деятельность человека многообразна. Социальные из­менения происходят в различных сферах общества и с по­мощью различных средств деятельности. Социальные дви­жения - это наиболее мощные силы, которые приводят к изменениям в современном обществе.

Одни изменения могут быть результатом заранее про­думанных, преднамеренных действий; другие - результатом стихийных, непреднамеренных действий.

Взаимодействие сознательного и стихийного в социаль­ном движении порождает:

латентные (скрытые) изменения, которые возникают «снизу»; например, благодаря людям, живущим реальной жизнью, делающим свой выбор и преследующим свои цели в экономической и социальной сфере. Многообразие разроз­ненных действий приводит к появлению долговременных или кратковременных тенденций в социальном движении;

латентные изменения, осуществляемые «сверху»; на­пример, благодаря действиям правительства, приводящим к неожиданным побочным явлениям, которые не предпола­гались;

· явные изменения, производимые «снизу»; например, когда правительство приступает к политическим или эко­номическим реформам под давлением масс;

· явные изменения, происходящие «сверху»; например, успешное выполнение планов, приведение в действие ре­форм правительством, административным или управленчес­ким аппаратом.

Выделим некоторые принципы социального движения:

- децентрализация, отсутствие жесткой и иерархической организации;

- коллективность действий людей, которая обладает низким уровнем формальной организации;

- единство целей и коллективных действий;

- действия имеют относительно высокую степень сти­хийности и не принимают институциализированных форм;

- наличие неформального лидера, роль которого изме­няется по мере развития социального движения;

- корпоративизм интересов и отношений внутри соци­ального движения;

- групповая мораль и идейная убежденность в достиже­нии конечных целей.

Генезис социального движения связан с возникновением в недрах общества конфликтов и дезорганизации, недоволь­ства социальной системой общества. Эрозия прежней систе­мы ценностей, побуждает определенную часть общества ис­кать новые формы самореализации, а затем по мере возрас­тания напряженности объединяться в социальное движение. Осознание единых ценностей может приобретать форму уто­пий, политических мифов, идеологических доктрин.

В противоположность старому рабочему движению но­вые социальные движения, такие, например, как экологическое, феминистское движение, движение за мир и безо­пасность, не выдвигают на первое место явно выраженных экономических требований. Их гораздо больше волнуют темы культуры, вопросы самостоятельности, прав челове­ка, а также проблемы, связанные с новыми ситуациями, риском, которому подвергаются люди, независимо от их социального положения.

Социальное движение - это свобод­но организованная общность людей, действующая совмест­но в неинституциализированной форме для того, чтобы про­извести определенные изменения в обществе.

Социальные движения имеют свои предпосылки и при­чины возникновения:

• демографическое объединение больших масс людей в регионах индустриализации и урбанизации, приводящее к высокой «моральной» плотности и социально-психологической напряженности населения. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки груп­повой идеологии;

• социальное отчуждение как обособление индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарно­сти с другими, а участие в социальном движении позволяет удовлетворить экзистенциальную потребность человека в установлении связей и идентичности;

• социальное неравенство, расслоение людей на «бога­тых» и «бедных» приводит к иерархии власти и престижа, к стремлению низших слоев населения объединиться в соци­альном движении; люди обнаруживают, что они лишены многих благ и это формирует психологическую готовность к участию в социальном движении;

• политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий большим массам людей;

• степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать реальность и манипули­ровать ею. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей - важная идеологическая уста­новка активности человека и мотивации социальных дви­жений;

• повышение образовательного уровня способствует бо­лее активному участию людей в социальных движениях, по­вышению их сознательности и развитию социального инте­реса;

• средства массовой информации (СМИ) ускоряют фор­мирование социальных движений, общественного мнения, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций.

Социальные движения проходят фазы возникновения, формирования, развития, угасания и исчезновения. Такой путь может быть коротким или продолжительным. Внутри движения на протяжении всего цикла идут постоянные внут­ренние процессы, которые охватывают не только участни­ков движения, но и его организации, институты и норма­тивные системы.

На первом этапе социальное движение аморфно, плохо организовано. Но по мере своего формирования коллектив­ное поведение приобретает организацию, набор стандарт­ных обычаев и традиций, ценностных ориентации. Что же касается правил, ценностей, институтов прошлого, то им бросается вызов, они критикуются, квалифицируются как недостаточные, неадекватные новым реалиям и ситуациям.

В то же время динамика социальных изменений предпо­лагает взаимодействия между различными социальными движениями, которые отличаются друг от друга:

• по мировоззренческой ориентации, особому мировос­приятию;

• по масштабам предполагаемых изменений;

• по качеству предполагаемых изменений;

• по отношению к целям предполагаемых изменений; одни движения сосредотачиваются на изменении соци­альных структур, другие - на изменении личности;

• по стратегической направленности изменений.

В соответствии с целями-достижениями социальные дви­жения подразделяются на:

реформаторские, которые выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы; напри­мер, движения за и против абортов, требующие изменений в законодательстве, движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними, движения за права сексуальных меньшинств, освобождение женщин, дви­жения за права фермеров и т.д.;

регрессивные, которые выступают за возвращение (ча­стичное или полное) к старым порядкам; основное внима­ние уделяется возрождению традиций. Обычно такие дви­жения организуют те политические силы, которые раньше были у власти. Например, экологические движения, фундаменталистские религиозные движения, эмигрантские, мо­нархические движения, движения за, этническое возрожде­ние, спасение Отечества, движения в защиту региональной культуры и т.д.;

· экспрессивные, когда люди находятся внутри ограни­ченной социальной системы, из которой они не в силах выр­ваться, не в состоянии изменить, но с; помощью мечты, фан­тазии, воображения, танцев, игр и других форм эмоциональ­ной экспрессии они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой;

утопические, которые выступают за построение иде­альных моделей общества, например, средневековые ком­муны, движения зеленых, движения антиглобалистов, дви­жение кришнаитов и др.;

революционные (радикальные), которые призывают к коренным изменениям существующего строя, его полити­ческой организации, социальных институтов, ценностей; например, движение за гражданские права, национальное освобождение, тотальное изменение общества, его соци­альных институтов, внедрение нового образа жизни. Такие движения ориентированы на будущее. Их в целом можно назвать прогрессивными;

движения сопротивления; если революционные движе­ния возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных людей, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком радикально и быстро. Подобные движения всегда сопровождаются усилиями определенных социальных групп, направленных на блокирование воз­можных или искоренение уже происшедших изменений.

социальный контрольчерез социализацию осуществ­ляется таким образом, что люди выполняют свои роли бес­сознательно в силу своих обычаев, традиций, привычек, предпочтений и желаний;

· социальный контроль через групповое давление, ког­да человек не может участвовать в реальном жизненном процессе, основываясь только на внутреннем контроле (са­моконтроле), так как на поведение индивида накладывает отпечаток включенность его в социокультурную среду, си­стему отношений институциональных норм группы или общности.

Если в обществе не происходит изменений, то оно поги­бает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - жи­вая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, об­щности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к из­менениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдель­ной личности, изменением статуса этой личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение - это переход социальных сис­тем, общностей, институтов и организаций из одного состо­яния в другое.

Социальные изменения различаются не только масш­табом, но и глубиной. Из всей совокупности социальных изменений можно выделить следующие типы: циклический, линейный, нелинейный.

Циклический тип - способствует воспроизводству социальной системы, воспроизводству ее функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения людей и др.), воспроизводству социальных общностей (этносы, на­ции, классы, страты), воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная и т. д.), социальных ролей (врач, юрист, воспитатель, воен­ный). Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. При этом очень важно знать, что каждый новый цикл не является абсолютным повторением прежнего. Воспроизвод­ство социума не означает полного содержательного тожде­ства фаз цикла, начала и конца цикла.

Социальные изменения по циклическому типу стремятся показать единство всемирной теории, ее по­вторяемость, сопряжение восходящей и нисходящих линий, либо рассматривают историю как совокупность различных культурно-исторических типов, имеющих свой жизненный срок (цикл).

Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и главное - направ­ленный процесс.

Особенность линейной динамики заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап дви­жения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично по­глощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают их. Наиболее ярким выражением линейных представлений являются идеи социального эволюционизма, являющиеся попыткой осмыслить исторический процесс как единую линию, как часть общей разнообраз­ной линейной космической эволюции, которая вбирает в себя сложные эволюционные процессы Земли и всей планетной системы.

Во второй половине XX века широкую известность и дальнейшее развитие получают теории «постиндустриаль­ного общества», которое называют также «информацион­ным обществом». Все развитие человеческого общества, с точки зрения авторов этих концепций, проходит три ста­дии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и по­стиндустриальную. В постиндустриальном обществе основ­ной ценностью становятся знание, интеллект, информация, творческая деятельность, воплощенные в человеке.

Нужно сказать, что линейная динамика предполагает не только прогресс, не только движение вперед, в будущее, но и регресс, то есть воспринимается как нисходящая линия в изменениях общества. Однако регресс не должен понимать­ся как простое повторение в обратном порядке уже прой­денных этапов. Абсолютное повторение прошлого невоз­можно в новых, изменившихся условиях, поэтому коррект­нее говорить об асимметричности линейных процессов. Линейный прогресс и регресс сменяют друг друга в истори­ческом процессе. История не бывает полностью обратимой.

Социологи выделяют также виды социальных изменений. Особое значение имеют инновационные изменения, которые превращаются в фактор социального развития. К ним относятся различные открытия и изобретения. Чело­вечеству известно множество открытий, изменивших его судьбу и облик планеты (колесо, азбука, паровой двигатель, автомобиль, учение об условных и безусловных рефлексах, таблица Менделеева, выборная демократия и др.).

Нередко инновации оказываются несовместимыми с су­ществующей культурой, и тогда проходит немало времени, прежде чем инновация будет принята обществом. Если технические, материальные изобретения мож­но испытать и проверить достаточно быстро, то социальные инновации доказывают свою целесообразность длительное время. Последним, даже нужным законам, приходится преодолевать сопротивление, а порой и протест социальных групп, прежде чем эти зако­ны докажут свою работоспособность.

Источник социальных из­менений, с точки зрения большей части социологов, нахо­дится внутри самого общества, то есть кроется во взаимо­действии его структур, сфер, групп и т. п. Решающую роль в изменении, развитии общества играет социальный конф­ликт. При этом марксисты выделили в основе социальных изменений конфликт между противоположными классами, партиями, идеологиями. Вся социальная история в марксиз­ме предстает как история борьбы классов угнетаемых и уг­нетателей. Социальные противоречия в марксистской кон­цепции есть источник развития.

Немарксистская современная теория конфликта в лице Л. Козера, Р. Дарендорфа, Л. Гумпловича, Э. Гидденса и других тоже рассматривает конфликт как естественное яв­ление, как способ движения, развития общества. Конфликт - неотъемлемая черта социальной жизни. Задача общества - научиться разрешать конфликты, рационально регулиро­вать их, а не подавлять. Консервация конфликта неминуе­мо приведет к высокому напряжению в обществе и в конеч­ном итоге - к взрыву социально-политической активности и разрушению социальной системы.

Иной подход в социологии связан с таким направлени­ем, как функционализм. Функционалисты не отрицают не­обходимости социальных изменений в обществе, в том чис­ле и глубоких. Но они предполагают, что такие изменения не должны нарушать «подвижное равновесие» социальной системы. Функционалисты предпочитают больше говорить о равновесии социума, чем о конфликтах в нем. Общество должно снижать вероятность конфликта. Именно за эту «бесконфликтность» критикуют функционалистов предста­вители конфликтологического направления.

Нелинейный тип предполагает, чтопоследовательная смена состояний, движение структурных элементов беспрерывно нарушают равновесие системы, а значит, существование в социуме линейных процессов в чистом виде практически невозможно. Главным субъектом социальных из­менений являются человек, люди, создающие социальную систему и ее разрушающие.

Социология подчеркивает, что общество может изменяться самым неожиданным, непредсказуемым обра­зом. Это происходит, когда социальная система не может восстановить свое равновесие с помощью прежних механиз­мов, а революционная либо инновационная активность масс стремится освободиться от всех системно-структурных ог­раничений. Возникает ситуация, когда перед обще­ством вырастает проблема выбора своего нового состояния. Такое разветвление, или раздвоение, называется «бифурка­цией». Очень важно сказать, что бифуркация означает на­рушение логики предшествующего развития и ее невозмож­но предсказать. Общество есть такая система, которая развивается, изменяется не только в силу причинно-следственных связей и отношений. Общество, переживающее бифуркацию, представляет собой хаотическую систему, в которой случайные отклонения (флуктуации) сменяют прежний по­рядок.

Таким образом, переход общества от одного состояния к другому не всегда носит детерминированный характер и направление движения может быть непредсказуемо. Истори­ческий процесс - это веер возможных альтернатив, это мно­говариантность общественного развития, источником кото­рого является энергия, воплощенная в поведении людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.