Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История экономический учений изучает процесс возникновения, эволюции, борьбы и смены экономических теорий

ВВЕДЕНИЕ

Задачи изучения дисциплины

Введение.

1. Экономические учения Древнего мира.

2. Экономическая мысль в период средневековья.

3. Эволюция классической политэкономии.

4. Маржинализм и формирование неоклассической экономической теории.

5. Институционализм.

6. Экономическое учение Дж. М. Кейнса.

Цели изучения дисциплины:

Целью изучения истории экономических учений является:

1) углубление и расширение знаний по экономической

теории, понимание внутренней логики, взаимосвязи экономических категорий, законов, концепций;

2) повышение экономической и общей культуры, расширение кругозора в области общих, специальных и отраслевых экономических наук;

выявление последовательности, причин эволюции научных положений, идей; уяснение их связи с происходящими изменениями в экономической практике;

3) изучение концепций, сформированных выдающимися экономистами мира.

 

1) систематизация материала, представленного в обширной

экономической литературе, в соответствии с сформировавшимися направлениями экономической науки: неоклассическим, неокейсианским, неолиберальным и неоинституциональным;

2) чтение трудов великих экономистов, основными из которых считаются пять основополагающих книг: Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», К. Маркс «Капитал» т. I,

А. Маршалл «Принципы политической экономии», П. Самуэльсон «Экономика», Дж. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег».

 

При первом знакомстве с историей экономических учений создается впечатление, что постичь ее невозможно, так как количество идей, авторов, теорий и школ необычайно велико, но постепенно становится очевидным, что новых идей и революционных прорывов в экономической теории не так

много. Экономическая теория достаточно легко поддается систематизации.

История экономических учений исследует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционируют трактовки базовых категорий, совершенствуются методы экономический исследований.

История экономический учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Знакомство с различными направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, народов, стран. Важно понять последовательность, причины эволюции научных положений,

идей, их связь с происходящими изменениями в экономической практике.

Основы наших сегодняшних взглядов уходят корнями в прошлое, но не принадлежат исключительно истории, они несут элементы наших сегодняшних и, возможно, нередко будущих взглядов.

Многие авторитеты признают неправомерным проведение прямой и непосредственной связи между изменением социально-экономических условий и отражением этих условий в экономических теориях. Эта связь существует, но она не носит прямого характера.

В литературе выделяют следующие наиболее существенные факторы, под воздействием которых формируются экономические взгляды и концепции.

1) Потребности экономической практики. Например, своей популярностью, возникшей во второй половине 70-х гг., теория предложения обязана обострившимся инфляции и безработице.

2) Труды и взгляды представителей более ранних концепций. Например, Дж. М. Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов.

3) Прогресс в областях знаний, смежных с экономикой: статистике, математике, социологии и др.

4) Расширение и изменение взглядов на предмет экономической науки. Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как «экономия» – наука о домашнем хозяйстве.

Термин «экономия» впервые был предложен Ксенофонтом. В произведениях средневековых ученых-схоластов экономические проблемы рассматривались в рамках учения о справедливости. Экономические вопросы в эту эпоху трактовали с позиции Священного Писания в рамках канонического права.

Становление капитализма предопределило возникновение

самостоятельной науки – политической экономии. В 1615 г. Антуан Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии – меркантилизм. Целью исследования меркантилистов были поиски источников буржуазного богатства, объектом изучения стала капиталистическая торговля.

Классики политической экономии пытаются найти источник богатства уже в сфере производства.

Во второй половине XIX в. капитализм утвердился в развитых странах. Разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономикс».

Под экономикс понимается наука о поведении человека в процессе принятия решения о производстве и потреблении благ в условиях ограниченных ресурсов.

Появление нового термина связано с именем Альфреда Маршалла, выпустившего в 1890 г. книгу «Принципы экономикс». Эта книга стала основой для современных курсов микроэкономики.

Подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Кейнса.

С его именем связано рождение нового направления экономической мысли – кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы макроанализа.

Изучение истории экономических учений позволяет выделить два типа анализа: позитивный и нормативный. Позитивная экономическая теория – часть экономической науки, которая изучает факты и зависимости между этими фактами.

Нормативная теория занимается суждениями о том, хороши или плохи экономические условия или политика, эти суждения имеют рекомендательный характер, говорят о том, каким должен быть мир. Экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) в конце XIХ в. в период возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части.

Авторы наиболее значительных экономических теорий являются лауреатами премии памяти А. Нобеля, которая с 1969 года вручается за достижения в области экономических наук. В курсе истории экономических учений изучаются наиболее яркие из них.

Потребовались сотни лет, чтобы сформировались сегодняшние направления экономической мысли: неоклассическое, марксистское, неокейнсианское, институциональное и неоинституциональное, неолиберальное. Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебные лекции № 1 - 8 (конспект) | Экономическая мысль Вавилона, Китая, Индии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.