Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. В. Головко

 

15.02.2013. Лекция 1. Введение в дисциплину «Отечественная история» (ОИ). ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX-XI ВВ.

 

План

1. Дисциплина «ОИ» как часть фундаментального, развивающего образования. История как наука. Принципы изучения.

2. Образование Древнерусского государства. Принятие христианства Русью.

 

1.1. Дисциплина «ОИ» как часть фундаментального, развивающего образования

 

ОИ относится к «развивающим», не специальным предметам. Для чего они нужны? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим понятия о «фундаментальном» и «прикладном» образовании.

Прикладное («специальное») образование даёт знания, умения, навыки, необходимые для выполнения каких-либо конкретных профессиональных обязанностей. Пример в России – это краткосрочные курсы (водителей, пользователей персональных компьютеров) или начальное профессиональное образование (профессионально-технические училища), где учат выполнять определённой профессии и «не дают ничего лишнего». Если последовательно проводить это в среднем общем или высшем образовании, то на выходе получится «исполнитель», «человек массы». Как показывает С.Г. Кара-Мурза, в школах Испании подобная образовательная сеть «B» (для будущих «исполнителей»), «сдвинута к формированию пролетариев, пассивно подчиняющихся господствующей идеологии…[1]».

Фундаментальное («развивающее») образование наряду со специальными знаниями даёт «избыточные», «развивающие» - о закономерностях развития природы и общества, учит мыслить системно, воспитывает «творцов». Философ А.С. Панарин справедливо заключает: «Неприкаянное, то есть не годящееся для сиюминутного практического использования, знание представляет собой вездесущий вызов статус-кво [существующему положению] и порождает среду творчески неудовлетворенных, критически настроенных людей[2]». Люди, получившие такое образование, не довольствуются прежними достижениями. Они обладают широким культурным кругозором, способны к творчеству. По словам выдающегося социолога А.А. Зиновьева, «ненужные» («непрактичные», фундаментальные) знания, которые в избытке давала советская высшая школа, представляют собой «русский золотой запас», позволяющий выпускникам решать творческие, нестандартные задачи и при необходимости осваивать новые социальные роли. «Советская система образования, пишет он, давала широкое фундаментальное образование, на основе которого граждане имели возможность быстро приобретать узкую специализацию или, в случае необходимости, переучиваться»[3].

Значение фундаментального образования увеличивается в современную эпоху, когда человечество переживает глобальный экологический кризис, а страны «золотого миллиарда» (развитые государства Запада) стремятся выйти из него за счёт использования ресурсов стран «мировой периферии» (к каковым относится и Россия), превратив их в «новые колонии». «Вопросом эпохи и ставкой века, отмечает А.С. Панарин, стали не те или иные “экономические модели”, а само право народов на существование и человеческое достоинство». Фундаментальное образование и позволяет человеку быть не послушным «винтиком» - потребителем, но гражданином - творцом. Видеть происходящее в мире и находить своё место в борьбе за «спасение мира для всех», на началах солидарности, коллективной идентичности и патриотизма[4].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансовая политика. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики | Россия от Февраля к Октябрю 1917 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.