Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деонтологические принципы работы фармацевта

Специфика работы в торговом зале аптеки состо­ит в том, что работникам приходится постоянно об­щаться с большим количеством различных людей. Поэтому здесь должны работать люди, не только име­ющие склонность к такому труду, но и обладающие способностью к общению. Психологическими требованиями для таких ра­ботников являются: уравновешенность, собранность, острота ощущений и восприятий, скорость реакции, хорошая память, внимание и наблюдательность. Поэтому фармацевтам, работаю­щим в постоянном контакте с больными, должны быть присуши следующие психологические качества: 1. Чувствительность к различию формы, цвета, ве­личине товара аптечного ассортимента. 2.Чувствительность к человеческой речи (для ус­тановления нормального контакта с больным). 3.Хорошая зрительная память (для информации о лекарствах и быстрого нахождения необходимо­го лекарственного препарата или других това­ров медицинского назначения). 4.Сосредоточенность внимания (при обслужива­нии конкретного больного). 4. Устойчивость внимания (сохранение работо­способности на протяжении рабочего дня). 5. Хладнокровие и выдержка (при разрешении конфликтных ситуаций). 6. Эмоциональная устойчивость и уравновешен­ность. 7. Старательность и добросовестность. 8. Владение речью.   Одним из важных принципов деонтологии, с по­мощью которого создается первое впечатление об аптеке, является внешний вид аптечного работника. Следует помнить, что внешний вид провизора это сво­его рода визитная карточка аптеки: по тому, насколь­ко провизор аккуратен, подтянут можно судить об аптеке в целом. Небрежность провизора вызывает не только чувство досады у больного, но и сказывается на самом провизоре: у него плохое настроение, по­вышенная нервозность, недовольство собой и всеми окружающими, неуверенность в себе. А ведь иногда первое впечатление, произведенное провизором на больного, определяет их дальнейшие взаимоотноше­ния. Фармацевту необходимо придавать большое значение аккуратности, опрятности. Косметика должна быть умеренной и эстетичной, иначе она может сделать лицо вуль­гарным. Работникам аптек стоит воздержаться от яркого лака для ногтей, обилия украшений, от пыш­ных причесок, выбивающихся из-под шапочки. Одежда должна быть строго установленной формы, но по фасону халат может быть индивидуальным, со строгой, но модной отделкой. Халат и шапочку мож­но украсить эмблемой «змея и чаша». Обязательно следует носить сменную обувь, которая должна от­вечать трем качествам: быть красивой, удобной и соответствовать аптечной форме. Провизор должен стараться быть привлекательным, поскольку обая­ние содержит в себе, прежде всего, уважение к дру­гому.
Социально-психологический подход к взаимоот­ношениям фармацевта и больного (посе­тителя аптеки) позволяет определить их как особую форму доверительного общения. Установление психологического контакта с боль­ным состоит в умении приспособиться к нему, по­знать и понять его особенности. Фармацевтический работник должен строго науч­но дифференцировать больных и соответственно вы­бирать метод общения с ними. При этом рекомендует­ся использовать следующие методы психотерапевти­ческого воздействия на больного. 1. Общая психотерапия: информация, разъясне­ние, успокоение, эмоциональная поддержка и т.п. 2. Специальная психотерапия: убеждение и вну­шение. 3. Социальная терапия: сопереживание, совмест­ная радость в ходе улучшения здоровья, радость вы­здоровления, активная медикаментозная помощь. Правильный психологический подход к больно­му - это своего рода уже психотерапия. При общении с посетителями аптек фармацевтиче­ский работник должен проявить следующие качества: 1.Уважение к личности больного: - внимательность, - вежливость, - культура обслуживания, - доброжелательность, чуткость. 2. Взаимопонимание. 3. Терпимость: - выдержка, -спокойствие, ровное настроение, - приятное выражение лица, -умение противостоять утомлению. 4.Направленность психотерапии. Фармацевту надо уметь различать по­сетителей по группам заболеваний, возрасту, типам отношения к своей болезни, к лечению, к лекарству и по реакции больного на них. Больные по восприятию своего заболевания под­разделяются на три группы. К первой относятся те, которые недооценивают серьезности своего заболевания. Поэтому фармацевт должен обратить внимание на отношение больного к своему лечению, на соблюдение режима, времени приема лекарства. Ко второй - больные, которые переоценивают се­рьезность своего заболевания. Фармацевт должен их успокоить, вселить веру в лекарство, в его целебную силу. Третью группу составляют люди, адекватно вос­принимающие свою болезнь. Таких больных фармацевт должен окружить теплом и заботой, и конечно, безотказной квалифицированной медика­ментозной помощью. Дифференциация больных поможет провизору определить форму контакта с ними. Существует две формы контактов: 1. Руководство больным. 2 Сотрудничество с больным. Стиль беседы с больным соответствует форме контакта. Руководящий стиль беседы не­обходим больным, которые нуждаются в опеке, кото­рые испытывают сомнения, являются слабовольными, разочарованными в лечении, во враче, не верящими в лекарство и т.д. Партнерство необходимо в общении с эмоцио­нально напряженными больными, охваченными стра­хом, инкурабельными больными. В этом случае рекомендуется применять один из методов психотерапии - метод рас­сеивания страхов. Одним из самых сильных методов психотерапев­тического воздействия является метод убеждения. Структура первичной беседы с больным должна быть следующей: 1. Установление контакта, атмосферы доверия, от­кровенности, взаимоуважения. Предоставление больному доступной информа­ции о составе рецепта, фармакологическом действии входящих в пропись ингредиентов. 3. Объяснение больному о способах применения лекарства и правил его хранения в домашних усло­виях. 4. Нацеливание больного на эффективность ле­карственного препарата, описание ему ожидаемого результата («благодаря сосудорасширяющему дейст­вие препарата должно нормализоваться кровяное дав­ление»). 5. Обсуждение проблемы лекарственной терапии, беспокоившей больного. 6. Подведение итогов беседы. При этом очень важно для фармацевта решить вопрос, как его принял больной. Для этого надо применить контроль «с помо­щью обратной связи»: расспросить больного и уточ­нить воспринятую им информацию. Особенно это важно для посетителей с выраженными эмоциональ­ными расстройствами (страх, тревога, возбудимость, угнетенность и т.д.). При этом взаимоотношения фармацевта и больного часто осложняется следующи­ми факторами: -неумением фармацевта вызвать расположение больного; -дефицитом времени; -отсутствием интереса у больного к общению с фармацевтом; -репликами стоящих в очереди к провизору дру­гих больных или здоровых посетителей.
При общении с больными, а также родственниками больных фармацевт обя­зан соблюдать следующие требования деонтологии: Внешний вид.Психологами установлено, что мнение о человеке в большинстве случаев (около 80%) основывается по первому впечатлению. Подтянутость аптечного работника, его аккуратность и опрятность, а также скромность лежат в основе установления доверительных отношений с клиентами. Белоснеж­ный накрахмаленный халат тоже является составной частью этого имиджа, хотя некоторые фирмы и делают попытки заме­нить белый халат, но практика показывает, что лучше этого не делать. Поведение. Не секрет, что посетители аптечных учрежде­ний в силу специфики учреждения люди нездоровые и им свой­ственна раздражительность, повышенная требовательность и внушаемость. Они крайне обидчивы. Поэтому аптечному работнику необходимо в обращении с ними быть предельно внима­тельными, тактичными и проявлять к ним максимум чуткости. Очень важно контролировать свои жесты и эмоции, так как больные пациенты замечают малейшие проявления недоброже­лательности. Гнетущее впечатление на пациента оказывают также разго­воры на производственные темы, связанные с изготовлением лекарств, а также разногласия, возникающие между работни­ками аптечной организации. Разговоры на посторонние темы в присутствии больного также оказывают на него негативное впе­чатление. А приветливое обращение фармацевта или провизо­ра, предупредительность по отношению к пациенту, а также вежливость и желание облегчить нездоровье, как раз наоборот, способствуют укреплению его авторитета. Речь. То, что словом можно вылечить, а можно и убить, известно всем. Необдуманное, высказанное сгоряча слово мо­жет сильно навредить авторитету фармацевта и подорвать дове­рие больного к нему. Оно способно нанести психическую трав­му больному и стать причиной ятрогенного заболевания. По­этому, рассказывая больному о порядке приема лекарства, не­обходимо избегать использования в своих объяснениях сложных медицинских терминов. Следует говорить внятно, в меру гром­ко, а при беседе с пожилыми больными нужно говорить мед­ленно, четко и повторить несколько раз. Умение выслушать.Некоторые посетители аптечных орга­низаций, особенно пожилого возраста и одинокие, любят пого­ворить о своих болезнях, потому что надеются и хотят услы­шать слова сочувствия в свой адрес, и невнимание со стороны фармацевта вызывают у них обиду. Вообще од­ним из важных деонтологических требований к фармацевту является его умение разделить чужую боль, а также выслушать больного, посочувствовать ему, что совершенно не означает, что фармацевт должен молча выслушивать его. Необходимо умело поддерживать разговор и выражать свое отношение к проблемам больного искренне, настроясь на его волну, потому что формальное отношение больной сразу же ощущает. Эстетическое оформление лекарственных средств.Боль­шое значение в вопросах укрепления веры пациента в прини­маемое им лекарственное средство имеет его оформление. Не­привлекательный вид экстемпоральной лекарственной формы, а также неправильное оформление ее может посеять у больного сомнения в качестве этого лекарства. Сохранение в тайне от пациента некоторых неприят­ных сведений.Такое поведение фармацевта может благотвор­но сказаться на динамике болезни и ее лечении. Пациенты, приобретая лекарства в аптеке, часто стремятся узнать у фар­мацевта поставленный им диагноз. При отпуске лекарствен­ного средства считается не этичным называть заболевание боль­ного, а рекомендуется указать только симптоматическое дей­ствие его. Разъяснение правил приема лекарственных препара­тов. При отпуске лекарственных препаратов фармацевт или провизор обязан подробно разъяснить больному, как правиль­но хранить лекарство в домашних условиях, как и в какое вре­мя принимать его, а также чем рекомендуется запивать его. При этом при предупреждении о возможных побочных действиях лекарственного средства говорить об этом нужно осторожно, чтобы не внушить больному страха. Необходимо рассказать па­циенту, что нужно делать при появлении у него побочного дей­ствия препарата: во-первых, прекратить прием лекарства, во-вторых, обратиться к врачу. Обязательно следует сказать боль­ному, что некоторые побочные эффекты, описанные в аннота­ции к препарату, встречаются довольно редко. Авторитет врача.Фармацевт, с точки зрения фармацевтической и медицинской деонтологии, обязан постоянно и всемерно поддерживать авторитет врача в целях сохранения веры больного в эффективность назначаемого лекарственного средства. Ни в коем случае нельзя высказывать критические замечания в адрес врача или выражать сомнение в целесообразности его назначений. Недопустимо также сообщать посетителю аптеки о выявленной ошибке в рецепте врача. Рекомендуется решить этот вопрос без ведома больного. Но поставить в известность главного врача лечебно-профилактического учреждения о допущенных ошибках и о неправильно выписанных рецептах — необходимо. Повышение профессионального уровня.Фармацевт обязан иметь достаточно высокий уровень профессиональной подготовки. Он должен обладать достаточными знаниями фармации и клинической фармакологии. Кроме того, провизор обязан ориентироваться в различных разделах клинической медицины, потому что должен уметь в случае необходимости дать квалифицированную консультацию лечащему врачу. Вообще, необходимо подчеркнуть, что совершенствование знаний, а также методов работы является одним из главных принципов фармацевтической деонтологии, потому, что от квалификации специалиста аптечной организации зависит здоровье человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заповеди фармацевта | Понятие информации. Предмет и задачи курса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.