Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Основы реаниматологии

Бодров Ю. И. Лекция. ЛЕКЦИЯ №1.

«Насущной потребностью развития реаниматологии – стало неутомимое желание жить…»

Академик Б.В. Петровский.

Бурное развитие научно-технического прогресса за последнее два столетия, создал предпосылки для возникновения многих новых наук и обособления ряда специальных дисциплин из общей медицинской науки, в том числе и реаниматологии – науки об оживлении организма, патогенезе, профилактике и лечении терминальных состояний, под которым понимают состояния, пограничные между жизнью и смертью.

В процессе жизнедеятельности организм находится в сложном взаимодействии с окружающей его средой – физической, биологической и социальной. Различные патологические воздействия вызывают ответную защитную реакцию – местную и общую. Благодаря этим саногенным реакциям (саногенез – механизмы выздоровления) организм ликвидирует первичные и вторичные последствия патологических воздействий. Основная задача медработника – способствовать саногенным реакциям: «Medicus curat, naturasanat» (врач лечит, природа излечивает). В случае агрессии – чрезмерных по силе и продолжительности воздействий – защитные силы организма быстро истощаются. Нередки и ситуации, при которых организм не успевает, мобилизовать свои защитные силы – тогда наступает внезапное прекращение функций дыхания и кровообращения. Наступает клиническая смерть, а через небольшой промежуток времени – биологическая.

Жизнь и смерть, две идеи – два важных философских понятия с древнейших времен владеют умами человечества: возвратить к жизни внезапно умершего. Вероятно, обе эти идеи возникли одновременно, и многие века развивались независимо друг от друга и в процессе развития привели – к созданию реаниматологии. В жизнедеятельности человеческого организма существуют три состояния: здоровье, болезнь и критическое (терминальное) состояние. При терминальном состоянии только интенсивная терапия и реанимационные мероприятия могут остановить процесс танатогенеза (физиологические механизмы умирания). Наиболее близким к терминальному являются состояние, получившее название шок. Со времен Гиппократа и до 20 века, справедливо было мнение, что бороться за жизнь больного надо до последнего вздоха, последнего удара сердца. После возникновения реаниматологии это положение устарело морально: даже после прекращения дыхания, сердечной деятельности и в состоянии клинической смерти, надо бороться за жизнь пациента!!!

Становление реаниматологии как самостоятельной области в медицине относятся к настоящему времени, но своими корнями она уходит в глубокую древность. Попытки реанимации осуществлялись с древнейших времен. В письменных источниках 3-х – 5 тыс. летней давности упоминается об успешном оживлении с помощью искусственного дыхания по типу «рот ко рту».

Асклепиад (124 г. до н. э.) и Антилус (11 г. н. э.) рекомендуют трахеостомию при асфиксии. В конце XV века законченная трахеостомия была изображена на картине Пьера ди Козимо – современника Леонардо да Винчи. Уже в начале XVI века Парацельс предложил специальные меха для проведения искусственного дыхания методом вдувания. В1767 г. В США было организовано общество по оживлению утонувших. Но на протяжении всего этого периода отдельные сообщения, содержащие сведения о рациональных методах, используемых в реанимации и сегодня, тонут в многочисленных невежественных публикациях типа рекомендаций зарывать в землю с целью оживления погибших от поражения молнией. Только бурное развитие промышленности, пробудившее научный поиск в естествознании, а главное революционные изменения в обществе, благодаря которым начали избавляться от теологических представлений. В XVIII и XIX веках появляются первые теоретические исследования, послужившие основой для осмысленного изучения процессов угасания и восстановления жизненных функций организма. Особая заслуга в этом принадлежит русским естествоиспытателям – Постникову П., Мухину Е., Зыбелину С.Г. В XX веке и особенно в последние три-четыре десятилетия с новых теоретических позиций ведутся всесторонние исследования процессов, которые протекают в организме во время терминальных состояний.

Успешное претворение научных знаний, дало основание Министерству Здравоохранения СССР сделать следующий шаг, направленный на более широкое внедрение достижений реаниматологии в практику лечебных учреждений. Это было оформлено в приказе министра здравоохранения СССР от 19 августа 1969 г. «Об улучшении реанимационной службы в стране».

Отделение анестезиологии-реанимации состоит из заведующего, врачей анестезиологов-реаниматологов, врачей-лаборантов, старшей сестры, сестер-анестезистов и сестер палат интенсивной терапии, лаборантов, медицинских сестер, сестры-хозяйки, техников, санитарок.

Основные задачи отделений реанимации и интенсивной терапии:

- осуществление комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии лицам с расстройством функций жизненно важных органов до стабилизации их деятельности, поступающим из отделений больницы и доставленным скорой помощью:

- повышение уровня теоретических знаний и обучение медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, в первую очередь

- специализированных бригад службы скорой помощи, а также обучение различных групп населения практическим навыкам по реанимации.

В соответствии с основными задачами отделения его персонал:

1) осуществляет отбор больных, подлежащих госпитализации в отделение реанимации и интенсивной терапии;

2) проводит по показаниям реанимацию и интенсивную терапию в отделении с привлечением, в случае необходимости, врача соответствующего профиля для определения схемы лечения основного заболевания, в результате которого потребовалась реанимация;

3) консультирует врачей других отделений по вопросам практической реанимации и интенсивной терапии;

4) проводит занятия с медицинским персоналом по основам реанимации, в том числе с учетом особенностей детского возраста;

5) проводит практические конференции по реанимации и интенсивной терапии.

На должность сестры-анестезиста назначается медицинская сестра, прошедшая специальную подготовку по анестезиологии и реанимации. Однако положение допускает, что подготовка может быть проведена после назначения на должность. Сестра анестезист непосредственно подчиняется врачу анестезиологу-реаниматологу и старшей медицинской сестре отделения.

В обязанности сестры анестезиста входит: а) готовить наркозно-дыхательную аппаратуру и другое специальное оборудование, следить за их исправностью;

б) подготавливать необходимые медикаменты и средства для наркоза, вести учет и расход во время анестезии; в) укладывать больного на операционный стол; г) готовить системы для трансфузионной терапии; д) вести соответствующую медицинскую документацию; е) строжайшее соблюдать санитарно-гигиенический режим в отделении и операционной. Существующее «Положение о медицинской сестре анестезисте» дает право сестре-анестезисту проводить наркоз под контролем врача анестезиолога-реаниматолога, но при условии, что ответственность за проведение наркоза несет врач.

Сестра-анестезист имеет право один раз в три года повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования и принимать участие в научно-практических сестринских конференциях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Смешанные системы | Значение реаниматологии в практической деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.