Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний, - это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной системе. Второй вопрос касается того, "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" знания. Необходимо отметить, что эти две проблемы не являются независимыми. Действительно, выбранный способ представления может оказаться непригодным в принципе либо неэффективным для выражения некоторых знаний.
По нашему мнению, вопрос "КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬ" можно разделить на две в значительной степени независимые задачи: как организовать (структурировать) знания и как представить знания в выбранном формализме.
Стремление выделить организацию знаний в самостоятельную задачу вызвано, в частности, тем, что эта задача возникает для любого языка представления и способы решения этой задачи являются одинаковыми (либо сходными) вне зависимости от используемого формализма.
Вопросы, решаемые при представлении знаний
- Итак, в круг вопросов, решаемых при представлении знаний, включаются:
- определение состава представляемых знаний;
- организацию знаний;
- представление знаний, т.е. определение модели представления. Состав знаний ЭИС определяется следующими факторами:
- проблемной средой;
- архитектурой экспертной системы;
- потребностями и целями пользователей;
- языком общения.
Знания, требуемые для функционирования статической экспертной системы
В соответствии с общей схемой статической экспертной системы для ее функционирования требуются следующие знания:
- знания о процессе решения задачи (т.е. управляющие знания), используемые интерпретатором (решателем);
- знания о языке общения и способах организации диалога, используемые лингвистическим процессором (диалоговым компонентом);
- знания о способах представления и модификации знаний, используемые компонентом приобретения знаний;
- поддерживающие структурные и управляющие знания, используемые объяснительным компонентом.
Для динамической ЭИС, кроме того, необходимы следующие знания: о методах взаимодействия с внешним окружением и о модели внешнего мира.
Зависимость состава знаний от требований пользователя проявляется в следующем:
- какие задачи (из общего набора задач) и с какими данными хочет решать пользователь;
- каковы предпочтительные способы и методы решения;
- при каких ограничениях на количество результатов и способы их получения должна быть решена задача;
- каковы требования к языку общения и организации диалога;
- какова степень общности (конкретности) знаний о проблемной области, доступная пользователю;
- каковы цели пользователей.
Виды знаний в экспертных системах
посмотреть классификацию (виды) экспертных интеллектуальных систем (ЭИС)
Назначения метазнаний (метаправил)
Качественные и количественные показатели экспертной системы могут быть значительно улучшены за счет использования метазнаний, т.е. знаний о знаниях. Метазнания не представляют некоторую единую сущность, они могут применяться для достижения различных целей. Возможные назначения метазнаний (метаправил):
- для выбора релевантных правил в виде стратегических метаправил;
- для обоснования целесообразности применения правил из области экспертизы;
- для обнаружения синтаксических и семантических ошибок в предметных правилах;
- для адаптации системы к окружению путем перестройки предметных правил и функций;
- для явного указания возможности и ограничения системы, т.е. определить, что система знает, а что не знает.
Вопросы организации знаний необходимо рассматривать в любом представлении, и их решение в значительной степени не зависит от выбранного способа (модели) представления. Аспекты проблемы организации знаний:
- организация знаний по уровням представления и по уровням детальности;
- организация знаний в рабочей памяти;
- организация знаний в базе знаний.
|