Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновации




Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. Этот переход ознаменовался глобальным взрывом новшеств во всех сферах жизни общества.

В литературе это явление называют всплеском, валом, бумом инноваций и т.д., насколько это хорошо и полезно обществу, рассудит только время.

Проблема нововведений (инноваций), по мнению американского футуролога А. Тоффлера, является наиболее важной и сложной, хотя инновации сопровождают общество на протяжении всего его развития.

Мы не ставим своей целью изложение всех теоретических и практических проблем инноватики в экономике и педагогике. Но поскольку объектом нашего исследования является инновации, рассмотрим сущность основных понятий инноватики в экономике и образовании.

Как отмечают некоторые исследователи, первоначально появился термин «инновация», который достаточно плотно вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом «придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время». Затем, уже в XIX столетии он приходит в сферу научного знания и, что чрезвычайно интересно, в разных областях научного знания начинает играть достаточно различающиеся роли. Так в лингвистике за этим термином скрывалось явление изменения грамматических форм при их переносе из одного культурного ареала в другой. Его ассимиляция и обретаемые при этом новые качества, структурные отношения, трактуемые «как естественный механизм развития организованностей культуры» получил обозначение культурной (языковой) инновации.

Таким же образом обозначались и аналогичные процессы (переноса из культуры в культуру) в этнографии. В юриспруденции под инновацией понимался акт замены существующего обязательства на другое. В естествознании термин использовался для обозначения изменений, обретаемых в процессе роста.

Термин «нововведение», или «инновация» в начале XX в. перекочевал в экономическую науку, где нововведения стали рассматриваться как источник предпринимательской прибыли.

Основоположником понятия «инновации» в сфере экономики является австрийский ученый Й. Шумпетер. Первоначально еще в 1911 он сформулировал положения, в которых выделил типичные изменения в экономике, определив их как «новые комбинации»:

- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

- появление новых рынков сбыта [Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.:Прогресс, 1985,.с.153].

Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Нововведения он приравнивал внедрению, использованию идеи. Как видим, в этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновация рассматривается Й. Шумпетером как более широкое понятие, как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею, а уже далее в производство.

Его идеи повлияли на исследования зарубежных ученых (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Э. Роджерс и др.) Они трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Л. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация — это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и, в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.

В 80-ые годы прошлого века группа авторов (Б. Лундвали, К. Фримен, Р. Нельсон и др.) разработала Концепцию национальных инновационных систем (НИС), в которой впервые было представлено системное изложение процесса реализации научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Авторы подчеркивают, что НИС формируется под воздействием факторов, объективно заданных для данной страны (размеры, ресурсы, географическое положение и т.п.), это позволяет представлять экономическое развитие как неравномерное, неравновесное, в единстве технологических, экономических, политических и социально-психологических элементов [Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. – М.: Наука, 2002.]. Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала «Руководство Фраскати» («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г.

Положения «Руководства Фраскати» периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. Последняя редакция «Руководства Фраскати» принята в 1993 г. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др.

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. Она получила название «Руководство Осло».

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Российские исследователи, Р.А. Фатхутдинов, придерживаясь общепринятых стандартов, рассматривает инновации только как конечный результат внедрения новшества с целью изменить объект управления. Тем самым несколько сужает понимание инновации. «Внедрить новшество - значит превратить в форму инноваций, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат (Фатхутдинов. Инновации и развитие.//Стандарты и качество,2000, №1, с.49).

Другие считают неправомерно включать в понятие «инновация» этапы ее создания, внедрения и распространения, так как эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого может быть новшество или инновации.

В настоящее время, данное понятие используется не только в сфере техники и бизнеса, но и в других областях жизнедеятельности общества. «Проблематика нововведений уже вышла за рамки собственно экономических концепций и подходов, и все более включает в себя проблемы общей теории управления, социологии, социальной психологии, этики и других дисциплин» (с.7, Лапин, Пригожин)

Анализируя формирование инновационной политики в обществе, ученые из Санкт-Петербурга Д.В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанов под инновацией понимают итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов. Тем самым остаются на позициях зарубежных исследователей инноваций.

Как видим, уже на этой стадии зрелости понятия «инновация» в её трактовке вырисовывается как нечто общее, так и особенное. В частности, в той или иной мере, но речь идёт о возникновении некоторого нового качества, не присущего ранее объекту инновации. Пусть это происходит либо путём переноса уже известного в новые социокультурные условия, либо освоением ранее не реализованной возможности, либо эволюционированием всего объекта инновации, но во всех случаях фиксированным отличием состояния объекта «после того» от «до того» и является некоторое его новое качество. «...Прогрессивный результат творческой деятельности. - уточняет Ю.А. Карпова, - который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы»16

Пожалуй, это и может служить одним из критериев сущностной стороны инновации. (См. об этом: Карпова Ю.А.. Инновации, интеллект, образование. М.. 1998, С.15)

Другим общим моментом выступает то, что инновация - это своеобразный переход (а может быть перевод) объекта из одного состояния в другое. Это породило полярные позициям относительно формы инновации. То ли это процесс, то ли результат?!

Через процессуальность определяет сущность инновации другая группа авторов (Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В.). К примеру, в ходе выяснения взаимоотношений между понятиями «новшество» и «инновация» они устанавливают следующий порядок вещей.

«Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация- это процесс освоения этого средства»17. (Хомерики О.Г., Поташник ММ. Лоренсов А.В./Развитие школы как инновационный процесс. М, 1994, С. 9) Т.е. это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определённого результата.

По сути авторы раскрывают две стороны одного явления. Поэтому наиболее полно отражает сущностную сторону инновации как явления такое представление, которое связывает её с «целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое»20. 20 Управление развитием школы / Под ред. Поташника М.М. и Лазарева B.C./ M., 1995, С. 103

При этом новшество заключает в себе то содержание (сущность), которое предполагает возможность качественного изменения, а нововведение - обеспечивает технологию выращивания содержания новшества в условиях конкретного объекта, изменение которого и составляет предмет инновации.

Инновация выступает как система, включающая и процесс, и результат развития. Основные признаки инновации как системы:

Состоит из компонентов в составе: инновационно новое, переводимое в новшество (в качестве содержания), выражаемое в нововведении (как организации) и нацеленное на изменение качественного состояния инновируемой социальной системы. Следовательно, в рамках инновации каждый из её отдельно взятых компонентов теряет свою самостоятельность и обретает иной смысл.

Отличается собственной организацией в виде взаимодействия социальных механизмов, обеспечивающих отношения координации и субординации образующих её компонентов. Она проживает свой полный жизненный цикл: возникновение (зарождение)-освоение (внедрение)-распространение (диффузия), связанные специфическими алгоритмами и, только в таком случае, выполняет всю совокупность функций, изменяющих социальную реальность.

Характеризуется наличием интегральных системных качеств, рождаемых деятельностно -коммуникационным пространством, среди них можно назвать такие, как инновационная возможность, инновационная способность, инновационный потенциал и т.п.

Обладает качественной определенностью, инновационным способом организации деятельности, характерной чертой которого выступает способность воспроизводить себя в новом качестве. Здесь в полной мере реализуется потенциал саморазвития. (Герасимов с.57-58)

По мнению этих авторов, инновация представляет собой определенную систему элементов, отношений и действий, обеспечивающих прогнозируемый результат и будет представлять инновацию.

Поскольку именно инновация является совершенно определенной формой развития, то управление инновацией (или при помощи инновации) и обеспечивает управление развитием. (Герасимов с.21)

Такой подход свидетельствует о возможности и необходимости управления инновацией. Далеко не все исследователи разделяют мнение об инновации как об управляемом процессе, способном преодолеть неупорядоченность стихии. Бестужев-Лада И.В. "Алгоритм " социального нововведения. (// Социологические исследования., 1991, № 9, С.85) называет инновации процессом, по характеру своему «стихийный, спонтанный (самопроизвольный), как бы фонтанирующий..».

Как видим, понятие «инновация» в экономике, социологии трактуется неоднозначно: одними учеными приравнивается к результату творческой деятельности, другими рассматривается, как процесс этой деятельности, состоящий из этапов создания, внедрения и распространения нового, третьими сводится к развитию технологии управления. Суммируя эти подходы, можно сделать вывод о том, что в экономике под инновацией понимается конечный результат особого вида деятельности - инновационной, в процессе которой создаются и используются новшества. При этом новшество должно определять решение корневой проблемы.

Классификация инноваций в экономике различает следующие ее виды: продуктовые (технологически новые – радикальные и усовершенствованные), и процессные (разработка и внедрение новых или усовершенствованных методов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.