Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эзотерическая парадигма

Истоки многообразия парадигм

Модели и парадигмы воспитания

1. Истоки многообразия парадигм.. 1

2.Эзотерическая парадигма. 4

3. Традиционалистско-консервативная (знаниевая) парадигма. 4

4. Технократическая парадигма. 6

5. Бихевиористская (рационалистическая, поведенческая) парадигма. 7

6. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма. 9

7. Модели воспитания. 11

Идеализм.. 11

Реализм.. 11

Прагматизм.. 12

Антропоцентрическая модель воспитания. 13

Социетарная модель воспитания. 13

Гуманистическое воспитание. 14

Модель свободного воспитания. 15

Психоаналитическая модель воспитания. 17

Подходы к культуре:

- ценностный (аксиологический);

- деятельностный: культура трактуется как апробированные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей;

- личностный: культура воплощается в определенном типе личности, ее свойствах.

Соответствующие им парадигмы образования:

традиционалистско-консервативная. Слово «консервативный» употребляется здесь в позитивном смысле (сохранение, стабилизация культуры с помощью образования);

рационалистическая, которая соответствует деятельному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия;

феноменологическая (гуманистическая), относящаяся к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.

Известно, что воспитание личности базируется на различных ценностях:

• трансцендентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности - Истине, Богу);

• социоцентрических (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, согласие, гуманность и др.);

• антропоцентрических (самореализация, гедонизм, польза, искренность, автономность, индивидуальность).

Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы.

Педагог, живущий в эзотерическом измерении, - это, собственно, уже и не педагог, в смысле «раб, ведущий ребенка», а подлинный Учитель. Он исходит из того, что Истина неизменна и вечна. Учение - путь, ведущий к Истине, которой нельзя научить, к ней можно лишь приобщиться. Отсюда педагогический процесс - это не сообщение, как в научно-технократической парадигме, не общение, как в гуманитарной, но приобщение к Истине, в результате которого рождается понимание того, что «осознание - сила». Причем происходит это, по определению Н. К. Рериха, через «удар просветительный». В эзотерической парадигме сам человек становится основным органом информационного взаимодействия со Вселенной.

Такая логика работы с учеником не предполагает динамики научных представлений или отвлеченных знаний. Здесь доминирует динамика опыта, состояний, переживаний. Поскольку Истина уже существует и она неизменна, ее не нужно доказывать, к ней можно лишь «прорваться» через откровение, в состоянии, определяемом по-разному: просветление, «эврика», выход в сверхсознание, инсайт. В традициях эзотерической парадигмы идет работа по изменению «человеческого качества», извлечению природной сущности из-под покрова личности, сформированной с помощью социальных механизмов.

Цикл поиска и подготовка ученика - это кропотливая, «штучная работа», требующая многолетней постепенной перестройки внутренней природы человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие трудового и производственного процесса, их взаимосвязь и основные элементы | Бихевиористская (рационалистическая, поведенческая) парадигма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.