Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиск информации и принятие решений о покупке

До начала планирования своего маркетинга фирме необходимо выявить всех условных потребителей, определить, как у них протекает процесс принятия решения о покупке, понять различных участников потребительского рынка и установить основные факторы влияния на покупательское поведение.

В результате сбора информации повышается осведомленность потребителей об имеющихся на рынке марках товаров и их свойствах. В практическом смысле фирма должна разработать такой комплекс маркетинга, который вводил бы ее марку и в осведомительный перечень сведений о товаре (осведомленность), и в перечень действий по выбору товара потребителем. Если товару не удается проникнуть в эти перечни, то фирма упустит возможность продажи своего товара.

Рис.5.4. Последовательность при принятии решения о покупке

Решение о покупке может быть сдержано отношением других людей или непредвиденными обстоятельствами.

Как воспринимается новинка различными категориями потребителей, представлено в таблице…

Таблица….

№№ Категория покупателей Интервал времени Проценты (%)
  Новаторы Δtн 2,5
  Ранние последователи Δtрп > Δtн 13,5
  Раннее большинство Δtрб > Δtрп  
  Позднее большинство Δtпб> Δtрб  
  Отстающие Δtот> Δtпб  

 

Прежде чем разрабатывать маркетинговые планы, необходимо разобраться в рынках.

На потребительском рынке покупают товары и услуги личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков таких, как рынок молодежи, пожилых людей и т.п.

Задача маркетолога на рынке - понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение для создания эффективной программы маркетинга.

 

 

Лекция 10

Тема 8. Спрос и предложение Маркетинг представляет собой философию и методологию рыночной деятельности, формирующие «образ мышления в управлении фирмой» и «образ действия фирмы на рынке»   Комплекс маркетинга – формула «4 Р» КМ = U (Product, Place, Price, Promotion), где: Product – продукт, Place – место (рынок), Price – цена, Promotion – продвижение продукции Анализ рынка для фирмы, компании – анализ спроса на продукцию этой фирмы, компании и предложений на подобные товары для выявления конкурентных преимуществ. Примеры рынков.
Рынок коммерческой недвижимости Москвы. Итоги 2012 года Невысокие темпы экономического роста как в мировой экономике, так и в России в 2012 году сказались и на рынке коммерческой недвижимости. Факторами, которые сдерживают активное развитие рынка по-прежнему остаются: - нестабильность макроэкономических показателей и фондового рынка, - отток капитала, - высокая стоимость кредитов, а также - отсутствие однозначных позитивных трендов в потребительском секторе. Основной тенденцией рынка аренды коммерческой недвижимости в 2012 году стало сокращение объемов предложения – как по количеству, так и по общей площади объектов. Временная стабилизация экономической ситуации на внешних рынках и ослабление политической напряженности в России привели к всплеску активности арендаторов (повышение спроса), в то время как темпы ввода новых объектов торговой и офисной недвижимости остаются низкими. Между развитием рынка купли-продажи и аренды в анализируемый период наблюдались следующие отличия: объем предложения на рынке продажи по торговым помещениям вырос, в то время, как объем предложения на рынке аренды по торговым помещениям снизился. средние ставки на рынке аренды росли по всем видам недвижимости, в то время, как на рынке продажи цены на объекты торговой и офисной недвижимости снизились, в связи с чем можно заключить о том, что рынок продажи в 2012 году чувствовал себя менее уверенно. На рынке купли-продажи наибольший интерес для покупателей по-прежнему представляют качественные офисные и торговые объекты в центре города. На рынке аренды платежеспособный спрос начал активно смещаться за пределы Садового кольца, где в течение последних нескольких лет стабильно увеличивался объем качественных офисных площадей. Рынок находится в стадии стабильности, граничащей со стагнацией. Рост цен сопоставим с уровнем инфляции и ценовые показатели продолжают оставаться на 20−30% ниже докризисного уровня. От глобальных явных тенденций рынок уходит в сторону дифференциации в зависимости от набора локальных факторов. Объем предложения По сравнению с 2011 годом в 2012 году основной рост общей площади сместился с первого на третий квартал года. В развитии рынка на протяжении 2012 года можно выделить 2 основных этапа: С января по июль явно выраженные тенденции на рынке отсутствовали, рынок сильно колебался, что, отчасти, могло объясняться некоторой политической и экономической нестабильностью. С июля по октябрь в процессе постепенной активизации деловой активности объем предложения по общей площади вырос на 44%. Всего с декабря 2011 по декабрь 2012 года по количеству объем предложения вырос на 6%, а по общей площади – снизился на 5% и составил 1 220 объектов общей площадью 2 313 тыс. кв. м. Ценовые показатели В 2012 году вместе со снижением объема предложенияцены как в рублевом, так и в долларовом эквиваленте росли, в результате чего к декабрю 2011 года их уровень превысил уровень годовой давности на 4% в долларах и на 2% в рублях, составив 4344 $/кв. м, или 133,3 тыс. руб./кв. м.Общий объем предложения коммерческой недвижимости, выставленной на продажу в декабре, по стоимости снизился на 1% и составил 10,05 млрд. $. Спрос- предложения в сфере в военно-технического сотрудничест­ва Эффективно действующая система военно-технического сотрудничест­ва (ВТС) использует механизмы маркетинговых исследований, инвестиционно-инновационной деятельности в процессе создания продукции военного назначения, налаживания и поддержания контрактно-конкурсных отношений в сфере военно-технического сотрудничества и, наконец, механизм ценообразования на продукцию военного назначения. Рассмотрим, как действуют эти механизмы в контексте оценки их реализуемости и результативности в рамках вертикально - интегрированной структуры системы военно-технического сотрудничест­ва. Маркетинговые исследования Основной объем исходной информации для выбора стратегии развития военно-технического сотрудничества должен формироваться в результате маркетинговой деятельности, проводимой по таким направлениям, как:
  • оценка импортной емкости мирового и региональных рынков вооружения;
  • прогнозирование основных факторов, воздействующих на национальные системы военно-технического сотрудничества;
  • анализ особенностей и направлений развития спроса и предложения на продукцию военного назначения (ПВН);
  • анализ форм и способов деятельности конкурентов, а также уровня конкурентоспособности предлагаемой ими продукции;
  • оценка динамики уровня цен на различные виды ПВН;
  • изучение правил государственного регулирования импорта в потенциальных странах - импортерах продукции военного назначения,
  • анализ требований нормативных актов (международных и национальных стандартов, действующих в странах-импортерах);
  • анализ товарной и фирменной структуры мирового и региональных рынков вооружения;
  • исследование патентной защищенности рынков;
  • оценка уровня прозрачности рынков и общего уровня конкурентоспособности ПВН на этих рынках;
  • текущая конъюнктура и т.д.
Изучение и использование этой информации должно обеспечить достижение главных целей маркетинга в сфере военно-технического сотрудничества - комплексное изучение мирового рынка вооружения, планирование номенклатуры ПВН, разработка мероприятий по полному удовлетворению потребностей стран-импортеров, выявление потенциальных исполнителей, планирование и осуществление сбыта ПВН, активное воздействие на рынок и конъюнктуру, на организацию и управление производством продукции воен­ного назначения.
 


Рассмотрим два основных компонента маркетинга: внутренний и внешний.

Внутренний маркетинг должен обеспечивать изучение внутреннего рынка ПВН:

свойств и тактико-технических характеристик отечественной ПВН,

перспектив создания новых образцов,

поиск научно-технических дос­тижений, которые могут лечь в основу инновационно-инвестиционной дея­тельности в рамках военно-технического сотрудничества.

Внешний (экспортный) маркетинг, используемый для продвижения продукции военного назначения на мировой рынок вооружений, должен отличаться от внутреннего рядом особенностей, обусловленных требованиями мирового рынка вооружения к продукции военного назначения.

В частности, необходимо, чтобы продукции военного назначения:

  • соответствовала мировому техническому уровню;
  • отвечала требованиям тех рынков, на которые она продвигается;
  • была надежной, безопасной и удобной в эксплуатации;
  • не уступала продукции военного назначения конкурентов;
  • имела современный дизайн, высокие эргономические характеристики;
  • была патентно-чистой;
  • имела соответствующий параметрический ряд, ориентированный на
    решение технических проблем, возникающих у иностранных заказчиков;
  • была обеспечена техническим обслуживанием и запчастями и т.д.

С учетом этого применительно к маркетинговой деятельности системы ВТС последовательность действий может заключаться в следующем.
После определения целей маркетинга и стратегий их достижения должна разрабатываться комплексная стратегическая программа, рассчитан­ная на перспективу 5-10 лет и предусматривающая решение главных задач обеспечения деятельности. Затем, исходя из выбранной стратегии, разрабатывается общий (стратегический) план маркетинга (маркетинговая программа), который содержит набор средств достижения поставленных целей на от­дельных этапах и направлениях маркетинговой деятельности.
Далее, на основе полученных оценок проводится анализ дальнейшей экспортной политики государства в области военно-технического сотрудничества по следующим направлениям:
продолжение производства и экспорта продукции военного назначения;
доработка продукции военного назначения для превращения ее в продукцию «рыночной новизны»;
снятие устаревших видов продукции с производства;
создание продукции военного назначения «рыночной новизны» и подготовка ее к экспорту на определенные рынки и т.д.
В результате анализа по этим направлениям определяется круг стран -
потенциальных импортеров продукции военного назначения
, из которого затем выбираются те рынки, на которых имеется перспективный развивающийся спрос на аналогичную продукцию. При этом принимается во внимание емкость рынка с тем, чтобы потенциальный рынок обеспечил окупаемость на его освоение.
Следующим этапом исследований является сегментация рынка, которая позволяет определить круг потребителей на каждом конкретном рынке и выявить их интересы и отношение к предлагаемой продукции военного назначения.
Завершающим этапом маркетинговых исследований является выработ­ка краткосрочных (на 1-1,5 года), среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 10-15 лет) прогнозов развития конъюнктуры выбранных рынков и всех их сегментов.
Общий алгоритм маркетинговых исследований
в вертикально-интегрированной структуре в интересах формирования исходной информации для формирования стратегии развития системы военно-технического сотрудничества представлен на рис. 2.

Рис. 2. Алгоритм проведения маркетинговых исследований в ин­тересах формирования стратегии развития системы ВТС

 

Рынок— это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка — спроса, предложения, цены, конкуренции, и основных экономических законов рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов:

изменения спроса на товар,

изменения предложения на товар,

изменения равновесной цены на рынке товаров,

конкуренции на рынке,

стоимости на товар,

полезности товара и

прибыли, получаемой фирмой, компанией при реализации товара на рынке.

Рис. 8.1. Конкурентная среда «спрос» - «предложение»

Механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос.

Закон спроса

Спросэто платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина (объем) спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами.

Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

Анализ рыночного механизма спроса характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны покупателя.

Факторы, влияющие на спрос

На величину спроса влияет большое количество факторов (детерминантов).

Спрос зависит от:

использования рекламы,

моды и вкусов,

ожидания потребителей,

изменений предпочтений,

окружающей среды,

доступности товаров,

величины доходов,

полезности вещи,

цены, установленной на взаимозаменяемые товары,

численности населения,

категорий населения.

Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают )

Различают экзогенный и эндогенный спрос.

Экзогенный спрос это такой спрос, изменения которого вызывается извне деятельностью органов управления, либо воздействием каких-либо сил извне.

Эндогенный спрос (внутренний спрос) - образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые действуют в данном обществе.

Зависимость между величиной (объемом) спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса.
В самом общем виде ее записывают следующим образом

, где:

величина спроса на рассматриваемый товар d;

- цены рассматриваемого и других товаров;

— потребительский доход;

— ожидания потребителей относительно будущих цен;

— денежный доход потребителей;

— количество потенциальных покупателей;

— вкусы и предпочтения потребителей;

— другие факторы.

Если все факторы, определяющие величину спроса, считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: .

Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рисунок ниже).

Изменения, происходящие на рынке, связанные с количественным предложением товара, всегда зависят от цены, установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, характеризует возрастание спроса на него.

Изменения спроса и величины спроса

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между величиной спроса и спросом, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

— Цена

— Объем спроса

— Кривая спроса

Неценовые детерминанты спроса

Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса.

Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:

1. Вкусы и предпочтения потребителей.

Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

 

2. Доходы потребителей.

Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

3. Число потребителей.

При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

4. Цены на другие товары.

Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

Различают условно три группы "других" товаров:

нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара, например, чай и фрезерные станки;

заменители, удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара, например, чай и кофе;

дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар.

Если от первой группы товаров можно абстрагироваться, то изменение цен на товары дополняющие и товары-заменители, будет оказывать существенное воздействие на рыночный спрос анализируемого товара.

Рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может служить ситуация 70-80-х гг. на рынке нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).

Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса влево.

5. Экономические ожидания потребителей.

Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.

К неценовым факторам, влияющим на спрос, также относят:

Изменения в денежным доходах населения

Изменения в структуре и количестве населения

Изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или

взаимодополняющие товары)

Экономическая политика государства

Изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды.

Исследование неценовых факторов позволяет сформулировать закон спроса.

Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Суть этих эффектов в следующем:

С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способность, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода).

С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).

Закон спроса не действует в следующих случаях:

Парадокс Гиффена

(Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к откажу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода).

Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированном на приобретение товаров, свидетельствующих по мнению покупателя, о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам").

Это возможно, к огда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать, что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)

Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)

Закон предложения

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями.

К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары, находящиеся в пути.

Объем предложения, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки, связанные с процессом производства.

Предложение исследуется по трем временным интервалам:

Краткосрочный — до 1 года

Среднесрочный — от 1 года до 5 лет

Долгосрочный — более 5 лет

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях.

Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента

Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения объема предложения и изменения предложения:

1. Изменение объема предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)

2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)

Q — количество продукции, которое готов предложить производитель

S — предложение

Закон предложенияобъем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

К неценовым факторам предложения относят:

изменение издержек производства в результате технических нововведений,

изменения источников ресурсов,

изменения, связанные с налоговой политикой, а также

характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства;

выход на рынок новых фирм,

изменения цен на другие товары, приводящие к уходу фирмы из отрасли;

природные катастрофы,

политические действия и войны,

перспективные экономические ожидания.

Фирмы, занятые в отрасли, при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.

В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и при этом возможно увеличение предложения.

На кривую предложения значительное влияние оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья, используемого при изготовлении товара.

Общее определение эластичности

Анализ спроса и предложения, позволил выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовый закон — закон спроса и предложения.

Однако часто исследователю бывает недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объема спроса на товар, и нужна более точная количественная оценка, ибо указанное сокращение может быть быстрым или медленным, сильным или слабым.

Закон спроса и предложенияобъективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен.

При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.

Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

 

Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S)

Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом.

Концепция эластичности в экономической теории появилась достаточно поздно, но очень быстро стала одной из фундаментальных. Общее понятие эластичности пришло в экономику из естественных наук. Впервые термин "эластичность" был использован и применен в научном анализе известным ученым XVII в., физиком и химиком Робертом Бойлем (1626-1691) при изучении свойств газов (знаменитый закон Бойля-Мариотта).

Экономическое определение эластичности было впервые дано Альфредом Маршаллом в 1885 г.. Известный английский ученый не изобретает это понятие, но используя достижения английских классиков (Адама Смита и Давида Рикардо) и математической школы в экономической теории, дает определение коэффициента ценовой эластичности спроса.

Введение эластичности в экономический анализ имеет важное значение:

с одной стороны, коэффициент эластичности — это инструмент статистических измерений, в том числе активно используемый в маркетинговых исследованиях (консалтинговые фирмы в США берут от 50 000 до 75 000 долл. за подсчет эластичности для частных фирм);

с другой стороны, концепция эластичности служит важным инструментом экономического анализа, поскольку в науке недостаточно только измерить, необходимо еще и уметь объяснить полученный результат.

Сегодня нет ни одного раздела экономики, где бы не использовалось понятие эластичности: анализ спроса и предложения, теория фирмы, теория экономических циклов, экономические ожидания и т.д.

Наиболее общее определение эластичности — отношение относительного приращения функции х к относительному приросту независимой переменной у.

Для рассматриваемых нами функций спроса и предложения такими независимыми переменными могут быть цены данного или других товаров, уровень доходов, издержек и т.д.

Коэффициент эластичности

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.

Объем спроса, объем предложения – функция, цена –аргумент.

Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.

Детерминанты — это факторы, оказывающие воздействие на спрос или предложение.

Различные товары различаются между собой по степени изменения спроса под воздействием того, или иного фактора. Степень реакции спроса на эти товары поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса.

Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменению основных факторов (ценой товара, ценой товара аналога, дохода потребителя).

Методы подсчета коэффициента эластичности

При подсчете коэффициента эластичности используют два основных метода:

Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

— начальная цена

— новая цена

— первоначальный объем

— новый объем

Использование формулы дуговой эластичности дает лишь приблизительное значение эластичности, и погрешность будет тем больше, чем более выпуклой будет дуга АВ.

Эластичность в точке (точечная эластичность) — используется в том случае, когда задана функция спроса (предложения) и исходный уровень цены и величины спроса (или предложения). Данная формула характеризует относительное изменение объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра).

где:

— производная функции спроса (или предложения) по цене;

— рыночная цена;

— величина спроса (или предложения) при данной цене

Пример 1

Условие: Пусть функция спроса имеет вид .

Оценить эластичность спроса по цене при цене .

Решение:

Для подсчета коэффициента эластичности нам необходимо знать и .

При цене .

Первая производная функции спроса .

Подставим полученные значения в формулу точечной эластичности и получим

Ответ: Экономический смысл полученного значения заключается в том, что изменение цены на 1% относительно первоначальной цены P = 1,0 приведет к изменению величины спроса в противоположном направлении на 1%. Спрос характеризуется единичной эластичностью

Пример 2

Условие: Пусть дано уравнение спроса: P = 940 — 48*Q + Q2

Оценить эластичность спроса по цене при объеме продаж Q = 10

Решение:

При Q = 10 P=940 — 48*(10)+102 = 560

Однако поскольку уравнение составлено скорее для количества, чем для цены, нам следует найти значение dP/dQ:

dP/dQ = - 48 + 2Q = - 48 + 2*10= -28

Теперь найдем значение dQ/dP.

Математически доказано: dQ/dP = 1: dP/dQ

При Q = 10 получаем: dQ/dP = 1: (-48 +2*Q) = - 1/ 28

Сделав подстановку в формулу эластичности в точке, получаем:

E = (dQ/dP)*(P/Q) = (-1/28)*(560/10) = -2

Ответ: Экономический смысл полученного коэффициента заключается в том, что изменение рыночной цены на 1% относительно текущей цены P = 560, изменит величину спроса в обратном направлении на 2%. Спрос в данной точке эластичен.

Свойства эластичности

Из определения эластичности и приведенных выше формул можно вывести основные свойства эластичности:

1. Эластичность — это безразмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры.

2. Эластичность взаимно обратных функций — взаимно обратные величины:

Ed — эластичность спроса по цене;

Ep — эластичность цены по спросу;

3. В зависимости от знака при коэффициенте эластичности между рассматриваемыми факторами может иметь место:

Прямая зависимость, когда рост одного из них вызывает увеличение другого и наоборот, например, эластичность спроса на товары по потребительскому доходу E >0;

Обратная зависимость, когда рост одного из факторов предполагает убывание другого, например эластичность спроса по ценам E <0;

4. В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности различают:

E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину.

|E| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.

E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;

0 < E < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора;

E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;


Рассмотрим более подробно наиболее часто встречающиеся показатели эластичности:

прямую эластичность спроса по цене,

эластичность спроса по доходу,

перекрестную эластичность спроса,

эластичность предложения по цене.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса

от колебания рыночных цен:

1. Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.

2. Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.

3. Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

ΔQ — изменение величины спроса;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Факторы эластичности спроса

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене, можно выделить следующие:

наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);

степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что производители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);

разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);

важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).

Факторы неэластичности спроса

Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться.

Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:

Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию, человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те модели, которые хорошо себя зарекомендовали);

Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)

Потребитель имеет значительную экономию от использования конечного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)

Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)

Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.

Эластичность спроса по доходу покупателей товара

Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода покупателей товара на 1%.

В силу того, что рост дохода покупателей товара увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

Перекрестная эластичность спроса

Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффициент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:

Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.

Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.

Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричный характер, когда один товар строго зависит от другого. Например: рынок компьютеров и рынок ковриков для мышек. Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК.

Эластичность предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

ΔS — изменение величины предложения;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Любовь к порядку, | Тема 3. Психометрические требования к построению и проверке методик
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.