Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «художественный промысл» в современном историческом аспекте




 

Скажем несколько слов о художественных промыслах, которые составляют вторую и четвертую формы народного искусства по данной классификации. Под этим понятием объединяются довольно разные структуры, которые не могли не повлиять на носителя традиционной народной культуры, систему передачи традиции и ее функции в новое время.

Когда-то термин художественный промысел имел совершенно определенный смысл. Это был кустарный промысел, зародившийся среди многомиллионного крестьянства. B.C. Воронов подчеркивал, что в период широкого их развития и работы на город сохранялась внутренняя связь кустарных промыслов с крестьянским бытовым искусством и народной средой, ибо изделия их шли прямо от производителя к потребителю через местные ярмарки и торги. Художественные промыслы в наше время стали широким понятием в историческом аспекте. Так наряду со знаменитыми промыслами как Федоскино, Хохлома, Городец, Ростовская финифть, Устюг Великий, Палех, Жостово и др. появились новые. Одни из них возникали стихийно на почве местной художественной традиции, например, как роспись по дереву в селе Полх-Майдан, Нижегородской области, иные рождались как итог экспериментальной работы мастеров в начале 20-х годов, например миниатюрная живопись на лаковых шкатулках в бывших иконописных центрах Московской, Ивановской и Владимирской областей. Третьи выросли в связи с распространением творческого опыта отдельных художников, например, роспись и выжигание по дереву матрешек, шкатулок с видами Сергиева Посада художником В. Соколовым. Четвертые периодически рождались в результате деятельности художников и искусствоведов НИИХП, созданного для поддержания народного искусства в XX в.

Если говорить о дне сегодняшнем, то понятие народные, художественные промыслы стало и без того еще более широким и запутанным в силу участия в них разных мастеров и художников - профессионалов.

Так, по мнению искусствоведа Н.Н. Мамонтовой, для одних промыслы - это исторически сложившиеся предприятия, для других - это сообщество индивидуально работающих художников на основе традиции, для третьих - это объединения народных мастеров - хранителей традиционных форм ремесла, для четвертых промысел - это коммерческая фирма, на которой трудятся мастера и художники. Есть немало и промежуточных форм46.

 

Главные перемены были связаны с изменением природы художественных промыслов: они были организованы по типу производств всевозможных изделий с введением машинного оборудования. Это не могло не повлечь за собой изменений в их характере. По отношению к таким предприятиям едва ли применимо понятие носитель традиционной народной культуры, как это было в прошлом, скорее можно говорить об участниках, не обязательно ощущающих себя собственно носителями традиций. Происходило это следующим образом. Число работников крупных промыслов постоянно увеличивалось. Значительные миграционные процессы в нашем обществе способствовали пополнению рабочей силы, в том числе и на художественных промыслах, продолжаются они и теперь. В результате на предприятия попадали люди из разных слоев населения и по характеру мировосприятия, и по возрасту, и по навыкам и по вкусовым предпочтениям. Немногие из них несли с собой крестьянское мироощущение и творческую одаренность, хотя были и такие, кто был связан со спецификой сельского труда и условиями жизни на природе. Но изменения наступали не только потому, что все меньше оставалось прямых носителей исконной народной культуры этой местности. Большая роль в ориентации промыслов в XX в. отводилась не столько самим мастерам, сколько художникам-профессионалам, которые, как известно, разрабатывали специальные образцы для внедрения их в производство.

Появился производственный план, на все промыслы спускались определенные количественные показатели из министерств и ведомств. В итоге рос вал усредненной продукции, имеющей малое отношение к художественным изделиям народного характера. В производстве подобной продукции, таким образом, участвовали многие - администрация во главе с главным художником, представители министерств, художники-разработчики, мастера-исполнители, рабочие-подсобники, искусствоведы, консультанты, члены художественных советов, представители общественности и др. Такой широкий круг участников уже сам по себе свидетельствует, что большинство из них не являлись носителями народной культуры в традиционном ее понимании. Следовательно, и подобные художественные промыслы - это производство художественных предметов, которые не обязательно органично вписываются в традиции народной вещной культуры в исконном смысле этого слова.

Исключение, очевидно, могут составлять те промыслы, где сами мастера являются авторами и исполнителями изделий и предметов быта, где главным остается творческий труд и ремесло. Носителями традиции в подобных промыслах выступают мастера, творчество которых развивается на основе местной традиции, а материальная заинтересованность сочетается с потребностями в творчестве и культурной традицией. Такие промыслы существуют, но их, к сожалению, немного. Здесь изготавливают, как и прежде, утилитарные предметы ручной выделки, которые создаются исключительно для себя или для продажи в ограниченных масштабах. Среди таких предметов можно назвать самые разные, это и токарные матрешки, глиняные и деревянные игрушки, узорные варежки и носки, пуховые платки, кружевные воротнички и накидки, коврики и половики и др.

Одним из немногих сохранившихся и в наши дни, таким промыслом является промысел в Полх-Майдане. Он представляет собой мелкотоварное производство с заметным разделением труда, которое находится и поныне в сфере рыночных отношений. Изделия Полх-Майдана хорошо известны по многим рынкам Москвы и Подмосковья еще с 50-х годов.

В чем-то приближается к такому типу мелкотоварных производств пуховязание в Оренбурге и др.

Напомним в этой связи, что процесс распада народных деревенских промыслов не был случайным. Если в прошлом столетии функция ремесла, как, впрочем, и места сбыта самой продукции, распределялись между сельскими домами, членами семей, то в XX в. подобная замкнутость оказалась разрушенной. Деревня окончательно потеряла свою стабильность и крепость в конце 20-х годов после коллективизации и ликвидации частной собственности. Жизнедеятельность деревенских жителей не регулировалась традиционными обычаями, нравами, религией и т.д. Даже досуг в семьях крестьянско-ремесленного типа перестал быть ритуализированным. Был утерян и набор установленных когда-то культурных стереотипов. Все это не могло не сказаться не только на судьбах крестьянства России, и на домашнем ремесле, а значит, и на участи мелких промыслов. Последние, претерпев ряд изменений (от артелей до промыслов фабричного типа), сохранившись, начали функционировать на иной социально-экономической основе.

Приходится признать, что в результате всех изменений, происходивших в XX в., понятие народная, традиционная культура (народное декоративно-прикладное искусство) идентифицировалось не с крестьянскими ремеслами, а с так называемыми художественными промыслами, независимо от того, старинные это объединения или новые, знаменитые или малоизвестные, крупные или мелкие. Хотя приоритет получили исторически сложившиеся, широко известные художественные промыслы, принесшие особую популярность России. Среди них обычно называют искусство Федоскина, Жостова, Мстерскую вышивку и золотошвейную в Торжке, серебро «Северной черни» и Ростовскую финифть, Палех и Мстеру, богородскую или вятскую игрушку, вологодское кружево, хохломскую и городецкую роспись.

Таким образом, на протяжении десятилетий, а это признают сегодня уже многие искусствоведы, сформировалась ведомственная модель представлений о народном искусстве, на основе которой развивалась государственная политика и творческая практика. Современное продолжение народного искусства стало результатом отбора, производимого в народном предметно-вещном мире специалистами-искусствоведами, общественными деятелями, учеными в соответствии с их пониманием природы народного искусства. Отсюда и развившиеся впоследствии понятия и критерии, особая психология некоего монополизма художественных промыслов в отношении всего народного искусства, проявляющаяся во взглядах и действиях специалистов и учреждений на протяжении долгих лет47.

В итоге одна из ведущих тенденций советского периода -это не развитие всей традиционной народной вещной культуры (всех ее видов и форм, возникающих в сельских условиях), а развитие исключительно художественных промыслов, переросших в крупные объединения фабричного типа. При этом продукцией традиционного народного искусства считали и считают теперь изделия в основном художественных промыслов, ставших с введением механизированного труда фабричными производствами и т.п.

Рассмотрим еще один аспект - механизмы передачи традиции в новых условиях. Народное традиционное искусство, как мы уже знаем, изначально было ориентировано на канонические системы, на традицию, непосредственно передававшуюся из поколения в поколение. Что касается многих крупных исторически сложившихся художественных промыслов, то еще в прошлом веке утвердилась практика специализированного ученичества. При промыслах стали создаваться школы, училища, позднее техникумы как, например, при Федоскинском лаковом промысле, Гжельском, в Палехе, Мстере и др. Подобная практика ученичества получила широкое распространение и в последующие годы.

Отличие современных механизмов передачи традиции от народной культуры прошлого особенно заметно в четвертой форме народного искусства - на крупных фабриках и предприятиях. Традиция оживает в творчестве того или иного будущего мастера не на основе привычного врожденного пластического видения мира, опыта, наследуемого от отца к сыну, от мастера к мастеру одной деревни, а путем сознательной установки на тот или иной тип, вид художественного творчества, на определенный тип традиции, на уже известную образную стилистическую структуру, которая осваивается в процессе обучения в школе, техникуме. Здесь чаще всего синтезируются элементы фольклорной традиции, крестьянской и городской, творчество мастера народного и профессионального, преобладает сознательный выбор традиции, ее осмысление на новой основе. Все это позволяет говорить о больших изменениях в механизмах передачи традиции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.