Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адам Смит




 

Адам Смит — это шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства.

В своём главном труде «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) он обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения выгод, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Адама Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.

 

Жизнь и научная деятельность

 

Родился Адам Смит в 1723 году в маленьком шотландском городке Кёрколди. Отец его, мелкий таможенный чиновник, умер до рождения сына. Мать дала Адаму хорошее воспитание и имела на него огромное влияние.

 

В четырнадцать Адам лет приезжает в Глазго изучать в университете математику и философию. Самые яркие и незабываемые впечатления оставили у него блестящие лекции Фрэнсиса Хатчисона, которого называли «отцом умозрительной философии в Шотландии в новое время». Хатчисон первым из профессоров университета Глазго стал читать свои лекции не на латыни, а на обычном разговорном языке, причем без всяких записей. Его приверженность принципам «разумной» религиозной и политической свободы, неортодоксальные представления о справедливом и добром Верховном Божестве, радеющем о человеческом счастье, вызывали недовольство старой шотландской профессуры.

В 1740 году Смит отправляется в Оксфорд— шотландские университеты могли ежегодно посылать несколько студентов для обучения в Британию. Во время этого длинного путешествия верхом на лошади юноша не переставал удивляться богатству и процветанию здешнего края, столь не похожего на экономную и сдержанную Шотландию.

Оксфорд встретил Адама Смита негостеприимно: шотландцы, которых там было совсем немного, чувствовали себя неуютно, подвергаясь постоянным насмешкам, равнодушному, а то и несправедливому обращению преподавателей. Проведенные здесь шесть лет Смит считал самыми несчастливыми и бездарными в своей жизни, хотя он много читал и постоянно занимался самостоятельно. Не случайно он покинул университет раньше установленного срока, так и не получив диплома.

Смит возвратился в Шотландию и, отказавшись от намерения стать священником, решил добывать средства к существованию литературной деятельностью. В Эдинбурге он подготовил и прочитал два курса публичных лекций по риторике, изящной словесности и юриспруденции. Однако тексты не сохранились, и впечатление о них можно составить лишь по воспоминаниям и конспектам некоторых слушателей. Несомненно одно — уже эти выступления принесли Адаму Смиту первую славу и официальное признание: в 1751 году он получил звание профессора логики, а уже в следующем году — профессора нравственной философии Университета Глазго.

Те тринадцать лет, что он преподавал в университете, Адам Смит прожил счастливо — ему, по натуре философу, были чужды политические амбиции и стремление к величию. Он считал, что счастье доступно каждому и не зависит от положения в обществе, а истинное наслаждение дают лишь удовлетворение от работы, спокойствие духа и телесное здоровье. Сам Смит дожил до старости, сохранив ясность ума и необыкновенное трудолюбие.

Адам был очень популярным лектором. Его курс, состоявший из естественной истории, теологии, этики, юриспруденции и политики, собирал многочисленных слушателей, приезжавших даже из отдаленных мест. Уже на следующий день новые лекции обсуждались в клубах и литературных обществах Глазго. Почитатели Смита не только повторяли выражения своего кумира, но даже старались совершенно точно подражать его манере говорить, особенностям произношения.

Однако Смит не был красноречивым оратором: голос бывал резок, дикция не отчетлива, временами он заикался. Много разговоров ходило о его рассеянности. Он часто уходил в себя.

 

Отличительной чертой характера ученого были мягкость и уступчивость, доходившая до боязливости, вероятно, сказывалось женское влияние, под которым он вырос. Почти до самых последних лет его заботливо опекали мать и кузина. Других близких у Адама Смита не было: он не был женат и не имел детей - говорили, что после разочарования, перенесенного в ранней молодости он оставил мысли о женитьбе.

Друзей у Смита практически не было. В 1752 году он подружился с известным шотландским философом, историком и экономистом Дэвидом Юмом. Во многом они были схожи: оба интересовались этикой и политической экономией, имели пытливый склад ума. Некоторые гениальные догадки Юма получили дальнейшее развитие и воплощение в трудах Смита. В их дружеском союзе Дэвид Юм несомненно играл первенствующую роль.

Адам Смит не обладал значительным мужеством, что обнаружилось, между прочим, в его отказе взять на себя, после смерти Юма, издание некоторых сочинений последнего, имевших антирелигиозный характер. Тем не менее Смит был благородной натурой: полный стремления к истине и высоким свойствам человеческой души, он вполне разделял идеалы своего времени, кануна Великой французской революции.

В 1759 году Адам Смит опубликовал свое первое сочинение, принесшее ему широкую известность, — «Теорию нравственных чувств», где стремился доказать, что человеку присуще чувство симпатии к окружающим, которая и побуждает его следовать нравственным принципам.

«Теория нравственных чувств» — одна из самых замечательных работ по этике XVIII века. Являясь продолжателем Юма, Адам Смит выработал новую этическую систему, представляющую собой крупный шаг вперед сравнительно с системами его предшественников.

А. Смит стал настолько популярен, что вскоре после издания «Теории» получил предложение от герцога Баклейского сопровождать его семью в поездке по Европе. Аргументы, заставившие уважаемого профессора бросить университетскую кафедру и привычный круг общения, были весомы: герцог обещал ему 300 англиских Фунтов стерлингов в год не только на время путешествия, но и после, что было особенно привлекательно. Постоянная пенсия до конца жизни избавляла от необходимости зарабатывать средства к существованию.

Путешествие длилось почти три года. Великобританию они покинули в 1764 году, побывали в Париже, в Тулузе, в других городах южной Франции, в Генуе. За месяцы, проведенные в Париже, Адам Смит познакомился едва ли не со всеми выдающимися философами и литераторами эпохи.

Вернувшись на родину, Адам Смит уединяется в старом родительском доме, целиком посвятив себя работе над главной книгой своей жизни. Около десяти лет пролетели почти в полном одиночестве! В 1776 году было напечатано «Исследование о природе и причинах богатства народов» — труд, сочетающий абстрактную теорию с детальной характеристикой особенностей развития торговли и производства.

 

Этой последней работой Смит, по распространенному тогда мнению, создал новую науку — политическую экономию. Мнение преувеличено. Но как бы ни оценивать заслуги Адама Смита в истории политической экономии, одно не подлежит сомнению: никто, ни до, ни после него, не играл в истории этой науки такой роли. «Богатство народов» представляет собой обширный трактат из пяти книг, заключающих в себе очерк теоретической экономии (1-2-я книги), историю экономических учений в связи с общей хозяйственной историей Европы после падения Римской империи (3-4-я книги) и финансовую науку в связи с наукой об управлении (5-я книга).

 

Основной идеей теоретической части «Богатства народов» можно считать положение, что главным источником и фактором богатства является труд человека — иначе говоря, сам человек. С этой идеей читатель встречается на первых же страницах трактата Смита, в знаменитой главе «О разделении труда». Разделение труда, по мнению Смита — важнейший двигатель экономического прогресса. Как на условие, полагающее предел возможному разделению труда, Смит указывает на обширность рынка, и этим возводит все учение из простого эмпирического обобщения, высказывавшегося еще греческими философами, на степень научного закона. В учении о ценности Смит также выдвигает на первый план человеческий труд, признавая труд всеобщим мерилом меновой ценности

Его критика меркантилизма[36] не была отвлеченным рассуждением: он описывал ту экономическую систему, в которой жил, и показывал ее не пригодность к новым условиям. Вероятно, помогли наблюдения, сделанные ранее в Глазго, тогда еще провинциальном городе, постепенно превращавшемся в крупный торговый и промышленный центр. По меткому замечанию одного из современников, здесь после 1750 года «на улицах не было видно ни одного нищего, каждый ребенок был занят делом»

Адам Смит не первый стремился развенчать экономические заблуждения политики меркантилизма, но он сумел привести свои взгляды в систему и применить ее к действительности. Он защищал свободу торговли и невмешательство государства в экономику, потому что верил: только они обеспечат максимально благоприятные условия для получения наибольшей дохода, а значит, будут способствовать процветанию общества. Смит полагал, что функции государства нужно свести лишь к обороне страны от внешних врагов, борьбе с преступниками и организацией той хозяйственной деятельности, которая не под силу отдельным лицам.

Оригинальность Адама Смита заключалась не в частностях, а в целом его система явилась наиболее полным и совершенным выражением идей и стремлений его эпохи — эпохи падения средневекового хозяйственного строя и быстрого развития капиталистического хозяйства. Индивидуализм, космополитизм и рационализм Смита вполне гармонируют с философским мировоззрением 18-го столетия. Его горячая вера в свободу напоминает революционную эпоху конца XVIII века. Тем же духом проникнуто и отношение Смита к рабочим и низшим классам общества. Вообще Адам Смит совершенно чужд той сознательной защиты интересов высших классов, буржуазии или землевладельцев, которая характеризовала общественную позицию его учеников позднейшего времени. Наоборот, во всех случаях, когда интересы рабочих и капиталистов вступают в конфликт, он энергично становится на сторону рабочих. И тем не менее идеи Смита сослужили пользу именно буржуазии. В этой иронии истории сказался переходный характер эпохи.

В 1778 году Адам Смит получил назначение на должность члена Таможенного совета Шотландии. Его постоянным местом жительства стал Эдинбург. В 1787 году его выбрали ректором университета в Глазго.

В 1787 году состоялся последний визит Смита в Лондон — он присутствовал на обеде, где собрались многие известные политики.

 

Последние годы были окрашены в мрачные, меланхолические тона. С кончиной матери Смит будто потерял желание жить, лучшее осталось позади. Почет не заменил ушедших друзей. Накануне своей смерти Смит приказал сжечь все неоконченные рукописи, словно еще раз напоминая о презрении к тщеславию и мирской суете.

Адам Смит скончался в Эдинбурге в 1790 году в возрасте 67 лет.

Незадолго перед смертью Смит уничтожил почти все свои рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных «Опытах о философских предметах» (1795г.).

 

 

Значение экономических работ А.Смита

 

Есть много совершенно противоречивых мнений о роли и месте учений Смита в экономической науке.

К.Маркс, например, следующим образом характеризовал А.Смита: "С одной стороны, он прослеживает внутреннюю связь экономических категорий, или скрытую структуру буржуазной экономической системы. С другой стороны, он ставит рядом с этим связь, как она дана видимым образом в явлениях конкуренции…".

Примечательна ещё одна оценка трудов Она заключается в следующем. Смит заимствовал у своих предшественников все важные идеи, чтобы "перелить" их в "более общую систему". Опередив их, он сделал их бесполезными, так как на место их отрывочных взглядов Смит поставил истинную социальную и экономическую философию. Таким образом, эти взгляды получают в его книге совершенно новую ценность.…

А наиболее интересное мнение о работах Смита следующее (его опубликовал М.Блауг): "Не надо изображать Адама Смита основателем политической экономии. Этой чести с гораздо большим основанием могут быть удостоены другие. Однако их труды – это в лучшем случае пространные брошюры, генеральные репетиции науки, но еще не сама наука. "Исследование о природе и причинах богатства народов" – это первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки – теорию производства и распределения, затем анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и, наконец, ряд примеров их применения в экономической политике, причем весь этот труд проникнут высокой идеей "очевидной и простой системы естественной свободы", к которой, как казалось Адаму Смиту, идет весь мир".

Центральный мотив – суть "Богатства народов" – это действие "невидимой руки" рынка. Сама идея оригинальна для XVIII в. и не могла быть не замечена современниками Смита. Тем не менее, уже в XVIII в. имела место идея природного равенства людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество.

Адам Смит развил эту идею и применил ее к политической экономии. Созданное ученым представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие "homo economicus" ("экономический человек") возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о "невидимой руке" является чаще всего цитируемым местом из "Богатства народов". Адам Смит показал, что в условиях конкуренции, частные интересы могут сочетаться с интересами общества.

 

Ход мыслей Смита можно представить себе так. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека является корыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них - "эгоист" и печется только о своих интересах. Естественное стремление людей улучшить свое метериальное положение – это такой мощный стимул, что, если ему предоставить действовать без помех, он сам собой способен привести общество к благосостоянию.

Смит резко выступает против меркантилизма, ограничивающего "естественную свободу" человека – свободу продавать и покупать, нанимать и наниматься…

"Невидимая рука" – это стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, он, по существу, поставил политическую экономию на научную основу. Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У Смита и у последующих поколений политико-экономов это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это принцип и цель экономической политики, то есть политики laissez faire (или, как выражается Смит, естественной свободы), с другой – это теоретическая конструкция, "модель" для изучения экономической действительности.

Подобно тому, как в физике были смоделированы "идеальные" газы и жидкости, Смит вводит в экономику понятие "экономического человека" и свободной (совершенной) конкуренции. Реальный человек не может быть сведен к своекорыстному интересу. Также при капитализме никогда не было и может быть абсолютно свободной конкуренции. Однако наука не смогла бы изучать экономические явления и процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения абстракция "экономического человека" и свободной конкуренции была вполне оправданной и сыграла важнейшую роль в экономической науке (в особенности она соответствовала реальности XVIII – XIX столетий). Следует иметь в виду, что среди учёных существует также прямо противоположное мнение.

Примечательна также следующая мысль. Рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. Влияние на ситуацию на рынке действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может выбирать только количество продукта по этим ценам, исходя из своей наибольшей прибытка. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется, а сами цены подчиняются совокупности индивидуальных реакций. Таким образом, "невидимая рука" рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида.

Смит выдвинул следующий важный постулат (утверждение без доказательств): децентрализованная, атомистическая конкуренция обеспечивает "максимальное удовлетворение потребностей". Отсюда следует, что степени удовлетворения индивидуальных потребностей поддаются арифметическому сложению: если, имея полную свободу, каждый добивается полного удовлетворения индивидуальных потребностей, то общий режим максимальной свободы обеспечит максимальное удовлетворение потребностей общества.

 

Смит тем не менее даёт небольшое обоснование своей доктрины "максимального удовлетворения потребностей". Он показывает, что свободная конкуренция стремится приравнивать цены к затратам производства, оптимизируя распределение ресурсов внутри отраслей. Смит говорит, что свободная конкуренция устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.

Справедливости ради следует заметить, что его собственная вера в преимущества "невидимой руки" меньше всего связана с соображениями об эффективности распределения ресурсов в статических условиях совершенной конкуренции. Децентрализованную систему цен он считал желательной потому, что она дает результаты в динамике: расширяет масштабы рынка, умножает преимущества, умножает преимущества, связанные с разделением труда, – короче, работает, как мощный мотор, обеспечивающий накопление капитала и рост прибылей.

 

Смитовская трактовка экономических законов

 

Экономическая теория, которую Смит изложил в «Исследовании о причинах и богатстве народов», была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной прибыли обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.

Одно из ключевых положений теории Адама Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Полемизируя с теоретиками меркантилизма, отождествляющими богатство с драгоценными металлами, и с физиократами, видевшими источник богатства исключительно в земледелии, Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости продукта. При этом, однако, Адам Смит (в отличие от экономистов 19 века — Д. Рикардо, Карла Маркса и др.) имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство товара, а тот, что можно приобрести за данный товар. Деньги представляют собой всего лишь один из видов продукта, не являясь главной целью производства.

Благосостояние общества Адам Смит связывал с ростом плодотворности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию, ссылаясь на ставший с тех пор классическим пример булавочной мануфактуры. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей. Отсюда следовал вывод о необходимости отменить такие ограничения для свободного развития рынка, как монополиста, цеховые привилегии, законы об оседлости, обязательном ученичестве и т. п.

Согласно теории Адама Смита исходная стоимость товара при распределении распадается на три части: заработную плату, выгода и ренту. С ростом эффективности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и аренды, зато доля выгоды во вновь произведенной стоимости снижается. Совокупный общественный товар делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными классами общества (собственниками земли и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных профессий и т. д.). От соотношения этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем беднее нация.

 

Вместе с тем А.Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.

Полное название книги Смита – "Исследование о природе и причинах богатства народов" – не оставляет сомнения в том, что главным ее предметом является экономическое развитие. Это ясно видно и из того, как он разграничивает производительный и непроизводительный труд, как он выстраивает иерархию производительности отраслей – и больше всего из того, как он рассуждает о направлениях экономической политики, ее воздействии на экономический рост в прошлом, равно как и на развитие экономики различных стран при его жизни.

Но что отличает теорию экономического развития Смита, так это то, как он часто обращается к особенностям социальных условий, которыми определяются материальные интересы.

 

Вклад Смита в разработку экономических законов состоит, прежде всего, в обосновании и активном проведении идеи "естественного порядка" в развитии общественного производства, идеи обусловленности общественного производства материальными факторами. Для Смита все экономические процессы и категории были проявлением "естественного порядка". Автор в целом материалистически понимает богаство народов – важнейшую категорию своей системы. Его возникновение и рост выводятся не из чего-либо идеального, а из материального фактора – общественного труда.

Подобным же образом характеризовал ученый природу разделения труда. Более того, материалистический в целом взгляд Адама Смита на развитие общественного производства подкреплялся его резко отрицательным отношением к религии. Он не только причислял священников к непроизводительным слоям населения, но и пренебрежительно относил их к одной из самых легкомысленных профессий.

Углубление и расширение метода научной абстракции позволило А.Смиту увидеть и исследовать целый ряд существенных связей общественного производства.

Заслуга автора "Богатства народов" заключается не только в том, что он признавал неизбежность обмена товаров в соответствии с их ценой. Он попытался раскрыть и механизм действия закона стоимости через колебания рыночных цен вокруг стоимости (вокруг "естественной цены"). Причем выясняется и основная причина подобных колебаний – соотношение между спросом на товары и их предложением.

 

 

Необходимо знать, что у теории Смита было и есть очень много противников. Многие весьма авторитетные исследователи считают его лжеучёным, основателем гибельной для человечества либеральной экономической доктрины, которая вообще антинаучна и по-сути своей является мощным пропагандистским аппаратом на службе у правящей элиты.

Например, Фридрих Лист (принципиальный противник Смита, 1789 - 1846 годы жизни— немецкий экономист, политик и публицист.) в своей книге «Национальная система политической экономии» ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО т.н. либеральная школа:

- описывает экономику отдельных индивидуумов или хозяйственных субъектов, законы которой искусственно распространены на государство и человечество

- необоснованно игнорирует роль государственных институтов в экономическом развитии

- игнорирует важность промышленного развития страны

- не признает разделения труда и кооперации в масштабах национальной экономики

- несправедливо обвиняет протекционизм в ограничении свободы предпринимательства и насаждении монополизма

- отрицает необходимость равновесия торгового и платежного баланса

- не замечает проблем, создаваемых режимом свободной торговли

- не понимает механизм формирования совокупного капитала нации (страны), не делая различий между формированием индивидуальных капиталов и совокупного капитала

- ошибочно объясняет природу земельной ренты

- превозносит торговлю, ставя ее выше производства, не понимая действительной роли производства и торговли в развитии экономики

- игнорирует экономическую историю и неверно трактует исторические факты

 


[1] Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ

[2] Бернард де Мандевиль (англ. Bernard de Mandeville; 1670, Роттердам — 21 января 1733, Хакни близ Лондона) — английский философ, сатирический писатель и экономист

[3] Ада́м Смит (англ. Adam Smith); родился 5 июня (16 июня) 1723, Керколди — 17 июля 1790, Эдинбург) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории. Подробнее об Адаме Смите – в Приложении.

[4] Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

[5] Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe немецкое произношение имени (инф.); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне, Германия — 22 марта 1832, Веймар, Германия) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

[6] Сэмюэл Тэйлор Кольридж (англ. Samuel Taylor Coleridge; 21 октября 1772, Оттери-Сент-Мэри, Девоншир — 25 июля 1834, Хайгейт) — английский поэт-романтик, критик и философ

[7] Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке. Немецкий романтизм являлся главным движением в философии, искусстве и культуре с конца 18 до середины 19 вв. Немецкий романтизм развился позже своего английского аналога. В первые годы своего развитию он именовался Немецким классицизмом или Веймарским.(Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель (27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, Бетховен Брамс Лист Шуберт Шуман Вагнер

[8] Карл Ге́нрих Маркс (5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон) — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».

[9] Джон Ме́йнард Кейнс, 1-й барон Кейнс (5 июня 1883, Кембридж — 21 апреля 1946, поместье Тилтон, графство Суссекс) — английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Кроме того, Кейнс создал оригинальную теорию вероятностей, не связанную с аксиоматикой Лапласа, фон Мизеса или Колмогорова, основанную на предположении, что вероятность является логическим, а не числовым отношением. Возникшее под влиянием идей Кейнса экономическое течение впоследствии получило название кейнсианство. Считается одним из основателей макроэкономики как самостоятельной науки.

[10] Рикардо (Ricardo) Давид (1772, Лондон, — 1823, графство Глостершир), английский экономист, идеолог промышленной буржуазии в её борьбе с землевладельческой аристократией в период промышленного переворота

[11] Жан-Батист Леон Сэй (фр. 6 июня 1826, Париж — 21 апреля 1896) — французский экономист и государственный деятель. Один из пионеров кооперативного движения во Франции. Некоторое время являлся послом в Англии; 4 раза занимал пост министра финансов; член Французской академии (с 1886

[12] Ойген фон Бём-Ба́верк (12 февраля 1851, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия — 27 августа 1914, Австро-Венгрия) — австрийский экономист и государственный деятель.

[13] Карл Менгер (23 февраля 1840, Нёй-Сандец, Австрийская империя (ныне Новы-Сонч, Польша) — 27 февраля 1921, Вена, Австрия) — австрийский экономист, основатель австрийской школы.

[14] Людвиг фон Мизес (29 сентября 1881, Лемберг (Львов) — 10 октября 1973, Нью-Йорк) — экономист, основатель новоавстрийской школы в экономической науке и наряду с Ф. А. фон Хайеком один из виднейших её представителей.

[15] Фри́дрих А́вгуст фон Ха́йек (8 мая 1899, Вена — 23 марта 1992, Фрайбург) — австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1974)

[16] Вальрас, Вальра (Walras) Леон Мари Эспри (16.12.1834, Эврё, — 5.1.1910, Монтрё), швейцарский буржуазный экономист, фактический основатель и крупнейший представитель математической школы в буржуазной политической экономии. Профессор Лозаннского университета (1870—92). В. — создатель общей статистической экономико-математической модели народного хозяйства, известной под названием системы общего экономического равновесия. В 50—60-е гг. 20 в. модель В. преобразована средствами линейного программирования. Рациональные элементы модели В. — постановка экстремальной задачи для народного хозяйства в целом (достижение максимального эффекта при минимуме затрат) и подход к ценам как составному элементу нахождения общего оптимума. Но В. не изучал внутренней логики капиталистического производства в его развитии, не анализировал коренных его противоречий, поэтому и в решении отдельных проблем допускал серьёзные ошибки. Последователи В. — Г. Кассель, А. Афтальон, И. Шумпетер.

[17] Парето (Pareto) Вильфредо (15.7.1848, Париж,— 20.8.1923, Селиньи, близ Женевы), итальянский экономист и социолог. Представитель математической школы в буржуазной политической экономии. Получил математическое и инженерное образование в Туринском университете, работал инженером на итальянских железных дорогах, преподавал экономическую логику. В 1893—1906 профессор политической экономии Лозаннского университета. Общество, по П., является системой, которая, подобно механической, находится в равновесии в результате взаимодействия парализующихся антагонистических интересов отдельных слоев и классов. Согласно П., социальное развитие определяется поступками людей, которые делятся им на логические (целесообразные) и нелогические (неосознанные). В основе нелогических поступков лежит комплекс инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку. П. назвал его остатком (residue). Человеку как существу веры, чувства задана также потребность и в логическом (вернее, псевдологическом) обосновании задним числом своего иррационального поведения. Поэтому каждый нелогический поступок содержит и изменчивые интерпретации остатков (их П. назвал производными — derivazioni), которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Возрастая и охватывая массы, производные, по П., могут достигать уровня идеологий, религиозных учений, философских теорий. Комбинации остатков и производных определяют тот или иной социальный процесс, а их неравномерное распределение среди людей обусловливает социальное неравенство и антагонизм между ними. Эта искусственная, ненаучная схема лежит в основе объяснения П. механизма общественной жизни. Творческая сила, борьба и смена с помощью насилия немногочисленных элит, по П., — движущая сила и закон общества.

П. считал, что политическая экономия должна изучать механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными средствами их удовлетворения, для чего необходимо применение математического метода анализа. Стремился теоретически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая и цену. П. пытался усовершенствовать теорию общего экономического равновесия Л. Вальраса. В отличие от последнего, он рассматривал ряд состояний равновесия во времени, а также допускал варьирование коэффициентов производственной функции в зависимости от размеров выпуска продукции. Широкую известность получил "закон Парето" о распределении доходов. П. занимался также проблемами экономических кризисов, ренты, денег и процента.

Резко враждебно относясь к марксизму и революционному движению, П. отвергал и идеалы буржуазной демократии, что впоследствии было использовано идеологами итальянского фашизма (сам П. отрицательно относился к фашизму).

[18] Ми́лтон Фри́дман (1912, США —2006, США) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 года «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации». родился в семье еврейских эмигрантов из Берегово (Австро-Венгерская империя, ныне — Украина). Закончил Рутгерский (1932) и Чикагский (1934) университеты.

[19] Чикаго-бойз («чикагские мальчики») — группа из около 25-и чилийских экономистов 70-х годов XX века, работавших во время режима Аугуста Пиночета с целью построения экономики «свободного рынка» в Чили и децентрализации её экономико-политической системы.

Получили экономическое образование в Высшей школе экономики при Католическом Университете Чили.

Приставка «Чикаго-» возникла из-за того, что в 1956 году эта Школа подписала трёхлетнюю программу тесного сотрудничества с экономическим факультетом Чикагского университета, в то время возглавляемым Милтоном Фридманом, автором концепции «шоковой терапии». Фактически, Чили стала одним из первых плацдармов для масштабных экономических экспериментов по коренной перестройке социалистической экономики в «свободную капиталистическую».

Впоследствии название «Чикаго-бойз» стало общеупотребительным словом, означающим «шоковых терапевтов» — реформаторов, действующих по принципу «Все, что ранее объявлялось плохим, теперь хорошее».

[20] (Attali) Жак (р. 1943) - франц. политолог, экономист, литератор. Особый советник президента Миттерана с 1981, член Гос. совета Франц. республики. Возглавлял (до 1994) Европ. банк реконструкции и развития, задача к-рого — сделать менее болезненным для стран Вост. Европы переход от планируемой централизованной экономики к рыночным отношениям. Автор концепции “нового мирового порядка”, представляющей собой апогей либерального направления обществ. мысли с ее установкой на распространение зап. ценностей (свободный рынок, плюралистич. демократия) на весь мир. В наступающем “гипериндустриальном” об-ве сама система услуг трансформируется в товары массового потребления, на основе технологии манипуляции информацией (компьютеризация, микропроцессоры и т.п.).

[21] Джон Ме́йнард Кейнс, (1883, Кембридж - 1946) — английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Кейнс создал оригинальную теорию вероятностей, не связанную с аксиоматикой Лапласа, фон Мизеса или Колмогорова, основанную на предположении, что вероятность является логическим, а не числовым отношением.

Возникшее под влиянием идей Джона Мейнарда Кейнса экономическое течение впоследствии получило название кейнсианство. Считается одним из основателей макроэкономики как самостоятельной науки. КЕЙНСИА́НСТВО (англ. Keynesian Economics), макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег.

[22] Даниель Фридрих Лист (6 августа 1789, Ройтлинген — 30 ноября 1846, Куфштайн) — немецкий экономист, политик и публицист.

[23] Жан Шарль Леонард Симонд де Сисмонди (9 мая 1773, Женева — 25 июня 1842, там же) — швейцарский экономист и историк, один из основоположников политической экономии.

[24] ФИХТЕ, ИОГАНН ГОТЛИБ (1762–1814), немецкий философ, основатель «абсолютного идеализма». В основании теории Фихте – философская доктрина, названная им «наукоучением». Главный его труд – Основа общего наукоучения, в 1794, подвергался исправлениям девять раз в течение жизни философа. Огромное влияние на Фихте оказал «этический активизм» Руссо и Канта, признание верховной роли волевого начала. Для Фихте фундаментальной философской данностью является этическая («практическая») творческая деятельность личности, или, в его терминологии, Я, эго.

[25] Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом под воздействием «сигнальной системы» прибыли перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.

[26] Вильгельм Георг Фридрих Рошер 1817, Ганновер - 1894 Лейпциг — немецкий экономист, представитель исторической школы в политэкономии. В работах Р. можно проследить следы влияния исторической школы в юридической науке. Р. выделяет 3 этапа в истории развития экономики, связанных с господством факторов производства: в начале земли (природы), затем труда и наконец капитала. При этом к капиталу Р. относит и квалификацию рабочих. Прибыль определяется им как зарплата предпринимателя за управление трудом.

[27] Бруно Гильдебранд 1812 —1878 — немецкий экономист и статистик, один из основных представителей старой немецкой исторической школы. В начале своей научной карьеры работал профессором во Вроцлаве, а затем в Марбурге. Независимость, с которой Гильдебранд, особенно в бытность свою проректором, защищал права этого университета, навлекла на него немилость гессен-кассельского правительства. За статью, появившуюся в 1846 году в немецкой «Лондонской газете», Гильдебранд был привлечен в Марбурге к суду, по обвинению в оскорблении его величества, и лишен всех академических должностей. Только в 1848 году Гильдебранд был оправдан и тогда же был избран в Германское национальное собрание.

Гильдебранд известен своей резкой критикой классической экономической школы, в особенности, работ Давида Рикардо. В своей главной работе «Политическая экономия настоящего и будущего» он попытался выявить существующие экономические законы. По его мнению, экономическое развитие носит линейный нециклический характер.

[28] Книс Карл 1821-1898, немецкий экономист, один из основателей исторической школы в буржуазной политической экономии. К. стремился обосновать необходимость перестройки политической экономии с позиций вульгарно-исторического метода. Отрицая объективный характер экономических законов, К. утверждал, что политическая экономия может лишь описать возникновение и развитие экономических явлений и не в состоянии дать их теоретические обобщения. Защищал тезис о вечности социально-экономических устоев буржуазного общества. К. ‒ сторонник металлистической теории денег&

[29] Шмоллер Густав 1838 -1917, немецкий экономист, историк, государственный и общественный деятель, ведущий представитель т. н. новой (молодой) исторической школы в политической экономии.

Главная теоретическая работа Ш. — "Основы общего учения о народном хозяйстве". Основываясь на идеях исторической школы, Ш. выступил с критикой формально-дедуктивных построений классической буржуазной политэкономии. Согласно Ш., созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование, т.к. только генетический подход позволяет установить причинные связи социальных явлений. Поскольку поведение экономических субъектов (индивидов и групп), по Ш., есть результат взаимодействия различных факторов, объектом исследования в экономической науке оказываются намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер существующих социальных институтов, природные и прочие условия. Ш. полагал, что политэкономия как основная обществ. наука включает в себя психологию, социологию, географию и т.п., поэтому она имеет нормативный характер и открывает возможность этических оценок и практической рекомендации. Критикуя марксизм с позиций катедер-социализма, Ш. защищал активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь с целью поощрения национальной экономики и смягчения классовых противоречий. Наличие социальных классов (возникновение которых Ш. связывал с расовыми признаками, разделением труда и неравномерным распределением доходов) и борьбу между ними считал необходимым условием общественного прогресса. Однако цель классовой борьбы Ш. видел не в революционные преобразовании общества, а в достижении компромисса между борющимися сторонами, которые не должны нарушать общих для них этических норм. Ш. принадлежит ряд исследований по социально-экономической и политической истории стран Западной Европы.

[30] ВЕБЕР (Weber) Макс (1864-1920), нем. историк и социолог, по филос. взглядам близкий к неокантианству. Изучал влияние религ. идей на хозяйственную и социальную жизнь. В частн., установил определяющее значение протестантской этики на формирование капитализма. Характеризуя ветхозав. историю, отметил харизматич. природу власти судей и первых царей ВЗ. Харизматич. правлению с его новаторством и эмоциональной напряженностью В. противопоставлял традиционный, бюрократич. тип власти, опирающийся на устоявшиеся законы и обычаи.

[31] Вернер Зомбарт (1863-1941) — немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры.

Ученик Густава Шмоллера, представитель немецкой исторической школы в экономической теории, классик немецкой социологии. Основные работы Зомбарта посвящены экономической истории Западной Европы, в особенности возникновению капитализма (Зомбарт собрал при этом огромный фактический материал), проблемам социализма и социальных движений. Зомбарт выделялся среди немецких экономистов-профессоров того времени своими радикальными взглядами на социально-политические вопросы. В последние годы своей жизни сошел с научной сцены. Пришедшие к власти нацисты препятствовали распространению его книг, а студентам было запрещено посещать его лекции.

 

[32] Шумпетер Йозеф - 1883-1950) — австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. Образование получил в Венском университете. В 1919-20 мин. финансов Австрийской республики. В 1925-32 профессор Боннского университета (Германия). С 1932 и до конца жизни профессор Гарвардского университета (США). Историю политэкономии рассматривал как процесс восходящего развития аналитического аппарата и методов исследования экономических явлений. Известен концепцией экономической динамики, центральное место в которой отводится предпринимательской функции.

Шумпетер выдвинул теорию "эффективной конкуренции", которая изображает рыночный механизм в эпоху "большого бизнеса" как плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующихся на нововведениях и придающих особый динамизм экономическому развитию. Ему принадлежит динамическая концепция цикла, где цикличность рассматривается как закономерность экономического роста. Согласно этой концепции, движущая сила процветания - массовые инвестиции в основной капитал, которые служат воплощением определённых новшеств

[33] Торстейн Бунде Веблен 1857, Висконсин —1929, Калифорния — американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии.

Родился в семье норвежских переселенцев. Окончил Йельский университет, стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Веблен считал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект (парадокс) Веблена»

 

[34] Джон Кеннет Гэлбрейт – один из наиболее крупных и влиятельных американских экономистов – родился в

1908 г. в Канаде. Умер 2006.

Один из видных представителей институционализма. Исследовал тенденции укрупнения и промышленного и производства, которые и привели к образованию гигантских корпораций (акционерных обществ). Он показывал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов благодаря использованию новейшей техники и технологии и приходу к руководству предприятиями т.н. техноструктуры – технических специалистов-администраторов. С этим связано усиление планирования хозяйственного развития, которое, по мнению Дж.Гэлбрейта, идет на смену рыночным отношениям. В итоге в обществе складываются две системы – «рыночная система», охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и «планирующая система», куда входят корпорации, взаимодействующие с государством. Дж.Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма: о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной

экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единоличных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника, организатора производства и получателя дохода. Эти взгляды на

современную экономическую действительность Дж.Гэлбрейт изложил в книгах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1978).

 

[35] Франсуа Перру 1903 -1987 — французский экономист, автор теории полюсов роста, разработанной в начале 1950-х. Является автором центр-периферийной парадигмы в экономике, которая отвергает традиционный тезис о равноправии участников рынка. Согласно Перру, все экономические субъекты изначально неравноправны и связаны друг с другом отношениями соподчинения, которые формируются естественным образом по мере укрупнения компаний, внедрения некоторыми из них новых технологий и т. д. Те же отношения Перру распространял и на отдельные государства и территории. Центры принятия решений и генерирования прибыли названы Перру «полюсами роста», которые в ходе своего развития оказывают благоприятный эффект на свою периферию (подчиненные фирмы и территории). Задачей госрегулирования экономики, соответственно, является не макроэкономическое стимулирование, а политика, направленная на создание и поддержку «полюсов роста» и расширение зоны их влияния. В экономической географии Франсуа Перру считается одним из основопололжников теорий регионального роста.

 

[36] Меркантилизм (итал. il mercante, торговец, купец, от лат. mercanti, торговать) — система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма - установления высоких импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.