Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затратные методы установления цены

Основные методы установления цен

Тема 7. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ТОВАР

1. Верхоглядова Н.И. и др.. Основы ценообразования: Учебное пособие.-К.: Кондор, 2007. - 121-152

2. Якорева А.С. Ценообразование. Шпаргалки, - М.: изд-во Эксмо", 2008 г. - 32 с.

 

1.Основные методы установления цен.

2. Расходные и рыночные методы определения цены.

3.Економетрични методы установления цены.

 

 

В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовых возможностей фирмы, ее целей и стратегии ценообразования для расчета цены могут быть использованы различные методы.

Все методы и способы установления цены условно можно разделить на три группы:

• затратные;

• рыночные;

• эконометрические.

 

Затратные методы ориентируются на ценовую стратегию, основанную на затратах.

К затратных методов можно отнести:

• установление цены на основе полных затрат;

• установление цены на основе переменных затрат;

• установление цены на основе анализа безубыточности.

 

Рыночные методы установления цен ориентируются на ценовые стратегии, основаны на спросе или на реакции конкурентов.

К рыночным методам можно отнести:

• установление цены с учетом жизненного цикла товара;

• установление цены в рамках товарной номенклатуры;

• установление цены по географическому признаку;

• установление цен со скидками и зачетами;

• установление цены с учетом эластичности спроса на товар;

• установление цены с учетом ценности товара для потребителя;

• ценообразование по методу «текущей цены»;

• установление цен с учетом конкурентоспособности товара;

• способ тендерного ценообразования.

 

Эконометрические методы (нормативно-параметрические) характеризуются использованием экономико-математических методов и моделей при установлении цен на новую продукцию. Эти методы дополняют расходные и рыночные.

К эконометрических методов можно отнести:

• метод удельных показателей;

• метод корреляционно-регрессионного анализа;

• балловый метод;

• агрегатный метод.

 

 

Деятельность предприятия в установлении цены может быть связана с множеством показателей, но наиболее общепринятыми являются финансовые показатели, отражающие соотношение между выручкой от продажи товаров, издержками производства и реализацией и получаемой прибылью.

Основные группы расходов:

• Расходы сырья и материалов.

• расходы на рабочую силу (труда).

• Накладные расходы.

 

Все эти расходы, в свою очередь, можно разделить на

1. прямые и

2. косвенные.

 

Прямые расходы - составляют основную часть продукта (сырье и материалы, зарплата за выполненную работу по изготовлению данного изделия, прямые накладные расходы). Они относятся к переменным издержкам.

Прямые накладные расходы - затраты, величина которых находится в прямой зависимости от количества выпущенных изделий или времени их изготовления (стоимость инструментов, необходимых для изготовления данного изделия; электроэнергия для технологических целей; тара; топливо и др.).

Косвенные расходы не находятся в прямой зависимости от объема выпуска или затрат рабочего времени.

К косвенным расходам относятся общепроизводственные расходы, административные расходы, расходы на сбыт, другие операционные расходы. Эти расходы можно назвать косвенными накладными.

 

В состав общепроизводственных расходов включаются:

• Расходы на управление производством (оплата труда аппарата управления, цехам и участкам; отчисления на социальное и медицинское страхование, расходы на оплату командировок).

• Амортизация основных средств и нематериальных активов общепроизводственного назначения.

• Расходы на обслуживание, страхование, эксплуатацию и ремонт основных средств и нематериальных активов общепроизводственного назначения.

• Расходы на улучшение технологии и организации производства.

• Расходы на отопление, освещение и другие коммунальные платежи.

• Расходы на обслуживание производственного процесса.

• Расходы на охрану труда и технику безопасности, а также на охрану окружающей среды.

• Прочие расходы (потери от брака, оплата простоя).

 

Общепроизводственные расходы можно разделить на

1. постоянные и

2. переменные.

 

К постоянных общепроизводственных расходов относятся расходы на обслуживание и управление производством, которые остаются неизменными при изменении объема деятельности.

Постоянные расходы распределяются на определенный объект расходов с использованием базы распределения (затраты рабочего времени, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов, переменных расходов и др.). При нормальной мощности.

К переменным общепроизводственным расходам относятся расходы на обслуживание и управление производством, изменю ¬ ются при изменении объема деятельности.

Переменные затраты также распределяются на определенный объект расходов согласно базе распределения, исходя из фактической мощности отчетного периода.

Все другие виды расходов можно отнести к постоянным косвенных расходов.

К административным расходам относятся расходы на обслуживание и управление предприятием.

К расходам на сбыт относятся расходы, связанные с реализацией продукции (товаров, работ, услуг), маркетингом, рекламой.

К прочим операционным расходам относятся расходы на исследования и разработки, убыток от переоценки и недостачи запасов, признанные штрафы, пеня и другие.

Для вычисления рыночной цены применяются в основном следующие затратные методы:

1) метод, базирующийся на определении полных издержек. Заключается в суммировании совокупных издержек и прибыли, на которую рассчитывает фирма. Совокупные издержки вычисляются как сумма переменных и постоянных издержек.

К достоинствам данного метода относятся его простота и удобство. Но у этого метода есть два существенных минуса:

а) при установлении цены не учитывается спрос, предъявляемый покупателями на данный товар, не учитывается конкуренция, следовательно, может возникнуть ситуация, когда на товар по установленной цене не будет спроса;

б) при использовании данного метода происходит внесение в себестоимость товара постоянных (накладных) расходов, т. е. расходов на содержание предприятия, а не на изготовление продукции. Таким образом, метод полных издержек является условным, так как не отражает действительный вклад товара в доход фирмы;

 

Где: ПВ – полная стоимость

ОП - налогооблагаемая прибыль

ПДВ – ставка налога на прибыль

q - плановое количество изделий

 

2) Метод, ориентирующийся на прямые затраты. Сущность метода состоит в установлении цены посредством добавления к переменным затратам надбавки – прибыли.

В отличие от первого метода постоянные издержки покрываются не за счет цен отдельного товара, а за счет разницы между суммой цен реализованных товаров и переменными затратами. Эта разница называется «добавленной», или «маржинальной», прибылью;

 

МД=TR-VC (2)

 

где: МД — маржинальний доход;

TR—виторг від реалізації;

VC — загальна сума змінних витрат.

 

Маржинальний прибуток, необхідний для покриття постійних витрат і одержання прибутку:

 

MП=TR-VC-ПДВ (3)

 

Для визначення ціни можна скористатися такими формула­ми:

 

 

 

 

 

где: q - планована кількість виробів даної моделі;

КМП - коефіцієнт маржинального прибутку;

 

КМД - коефіцієнт маржинального доходу:

 

ПДВ- ставка податку на додану вартість у частках.

 

 

3) метод предельных издержек. Также основывается на анализе себестоимости, но сложнее, чем предыдущие методы. При применении предельного ценообразования надбавка прибавляется только к предельно высокой себестоимости изготовления каждой следующей единицы товара.

Данный метод оправдан в том случае, если гарантированы объемы продаж по более высокой цене, достаточные для того, чтобы покрыть постоянные затраты.

Используют правило МС = MR,

где МС - предельные издержки;

MR - предельный доход.

 

При чистой конкуренции предельный доход равен цене товара, т.е.:

МС = Р.

 

Таким образом, при чистой конкуренции цена товара может равняться предельным издержкам.

 

4) метод расчета цен на основе анализа безубыточности. Фирма стремится к такому уровню цены, который приносил бы ей желаемый (целевой) объем прибыли.

Точка безубыточности может быть определена графическим и аналитическим методами. Для нахождения точки безубыточности аналитическим методом используется следующая формула:

Точка безубыточности = Постоянные издержки (FC) / Валовая прибыль (ТП);

 

Для получения достаточной суммы целевой прибыли определяется точка целевой (минимальной) рентабельности.

Точка безубыточности в натуральном выражении определяется по формуле:

 

 

где FC - сумма постоянных затрат;

Р-цена изделия;

AVC - средние переменные издержки.

 

Например, если цена модели М-700 составляет 6029 гр. ед., средние переменные издержки 2110 гр. ед., а сумма постоянных затрат 15100 тыс. руб. ед., где точка безубыточности:

(TБ) = 15100000/6029 - 2Н0 = 3853 штук

 

Таким образом, чтобы покрыть все расходы, необходимо продать 3853 штуки моделей М-700 по цене 6029 гр. ед. При этом предприятие не получит прибыли, а НДС в расчете не учитывается. Цена с учетом НДС составляет 7235 (6029 • 1,2) гр. ед.

 

Точку целевой (минимальной) рентабельности в натуральном выражении можно рассчитать по формуле:

 

где PR-сумма целевой прибыли.

 

Например, если PR = 15514 тыс. грн., где точка целевой рентабельности:

 

(min) = 15100000 +15514000 / 6029 - 2110 = 7812 штук.

 

Таким образом, для получения прибыли в сумме 15514 тыс. грн. предприятию необходимо реализовать уже 7812 штук моделей М-700.

 

Для определения точки безубыточности и точки целевой рентабельности в денежном выражении можно использовать формулы:

 

 

В нашем примере точка безубыточности составит 23230 тыс. руб. ед., а точка целевой рентабельности - 47097 тыс. руб. ед. Если предприятие выпускает широкую номенклатуру однородных изделий, то используется вариант формул расчета в денежном выражении, где применяются средние цены и средние переменные издержки, рассчитанные с учетом объема выпуска каждого вида изделий (по формуле средней арифметической взвешенной).

 

5) метод ценообразования на основе переменных затрат также эффективен при принятии решения о выгодности дополнительного заказа.

Например, на новый рынок поступило дополнительный заказ на модель-700 более уже реализованы 10 тыс. штук. Цена дополнительного заказа может быть рассчитана на основе переменных затрат (с учетом рентабельности по чистой прибыли 25%, ставки налога на прибыль 25%, ставки НДС - 20%) по формуле:

 

 

где AVC - средние переменные издержки;

РП - рентабельность продукции по чистой прибыли в долях;

ЧП - ставка налога на прибыль в долях;

ПДВ - ставка НДС в долях.


Р = 2110 • (1 +0-25/0 75) • 1,2 = 3376 гр. ед.


Такая цена вполне возможна, поскольку постоянные издержки не меняются и их долю в себестоимости каждого изделия не нужно будет возвращать в ценах изделий, реализуемых на новом рынке.

Поэтому переменные затраты на единицу изделия в 2110 гр. ед. могут быть использованы как базовая цена на новом рынке.

 

6) метод учета рентабельности инвестиций.

Главные задачи данного метода:

а) определить полные затраты при разных методиках производства;

б) определить объем производства, который при условии продажи товаров по установленной цене позволит окупить привлекаемый финансовый капитал.

Метод учета рентабельности инвестиций – единственный метод ценообразования, который учитывает платность использования финансового капитала, привлекаемого для производства и реализации продукции.

Главный минус данного метода – в использовании процентных ставок, которые в условиях инфляции крайне нестабильны.

При такой модели затратного ценообразования цены рассчитываются следующим образом:

Цена = Удельные полные издержки + ((Целевая рентабельность инвестиций х Сумма инвестиций) / Плановые продажи, шт.).

 

Например, компания организовала производство нового товара, что потребовало инвестиций в размере 17 млн р., и обеспечивает выпуск в год 12000 шт. продукции. Желаемая рентабельность инвестиций определена в 30 %, а полные издержки производства равны 950 р. Тогда цена, по которой следует реализовать данную продукцию, должна составить:

950 + (17000000 * 0,30) / 12000 = 1375 (р).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система охолодження рециркуляційних газів | Пример 5. 2. Аналитические показатели ряда динамики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.