Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная политика РФ и критерии ее эффективности

Денежно-кредитное регулирование

Понятие и инструментарий государственного налогового регулирования

Бюджетная политика РФ и критерии ее эффективности

Инструменты государственного регулирования экономики

 

2. Бюджетный дефицит и способы его покрытия.

Ключевым инструментом государственного регулирования экономики является бюджетная политика.

Бюджетная политика - это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются: сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, поэтому ее эффективность оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в этих направлениях.

Критерии эффективности бюджетной политики:

- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

- уровень выполнения бюджетных обязательств;

- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

- уровень монетизации бюджетного дефицита;

(В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены).

- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

- динамику валового внутреннего продукта;

- уровень безработицы.

Федеральный бюджет - баланс доходов и расходов федерального правительства, основное средство проведения активной экономи­ческой политики государства.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым пла­ном государства, утверждаемым Федеральным Собранием и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюд­жет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для по­следующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. За счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного уп­равления, обеспечение потребностей обороны страны, обслу­живание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов:

1. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 12 865 925 621,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 6 600 552 240,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США, или 53,0 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 521 414 553,7 тыс. рублей.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Она является способом адресного выделе­ния финансовых ресурсов, с помощью которой решается про­блема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.

Ежегодно рассматриваемый и утверждаемый закон о феде­ральном бюджете представляет собой определенный баланс экономических и политических интересов государства, предпри­нимательского класса и населения, принимаемый всеми как инструмент реализации целей, одобренных всем обществом.

В России существует трехуровневая бюджетная система, вклю­чающая федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет включает все бюджеты в России (как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации, муниципальных образовании).

Основой межбюджетных отношений является распределение доходов по уровням бюджетной схемы. Важнейшим механизмом регулирования взаимоотношений центра и территорий в фи­нансовой сфере служит выделение средств из федерального бюд­жета в качестве финансовой помощи нижестоящимбюджетам. С его помощью должна выравниваться финансовая обеспечен­ность субъектов Федерации.

Кроме консолидированного бюджета, часть ВВП проходит через бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В мировой и российской экономике существуют разные фон­ды, каждая из групп фондов имеет свою нормативно-законода­тельную базу, собственный набор источников формирования финансовых ресурсов, направления расходования средств, фо­рмы контроля.

Сбалансированность бюджета - это полное покрытие расходов до­ходами или образование остатков средств, т.е. превышение до­ходов над расходами. Образовавшийся остаток средств произ­водства может быть использован на досрочные выплаты долгов или на образование финансового резерва. Превышение рас­ходов над доходами ведет к образованию дефицита бюджета.

Ключевой принцип финансовой политики - отсутствие бюд­жетного дефицита, обеспечение сбалансированного бюджета.

2. Бюджетный дефицит и способы его покрытия. Одним из важнейших индикаторов состояния экономической конъюнктуры является уровень бюджетного дефицита. Дефицит бюджета равен сумме государственных расходов за вычетом налогов.Но поскольку государственные расходы равны сумме закупок товаров и услуг плюс общий объем социальных выплат, а чистые налоги - это сумма налоговых поступлений минус социальные выплаты, можно записать:Бюджетный дефицит = закупки товаров и услуг - чистые налоги. Он является проявлением кризиса государственных финансов. Бюджетные дефициты во всех развитых странах во второй половине 70-х гг. достигли невиданных прежде размеров. С тех пор характер бюджетных дефицитов изменился. Предполагавшаяся ранее цикличность бюджетного дефицита означала, что бюджетный дефицит неизбежно возникает и растет в период спада, но он будет сводиться к минимуму в условиях подъема экономики. Однако со второй половины 70-х гг. и особенно после начавшегося подъема 80-х гг. ситуация начала меняться. Все более тревожным явлением стало сохранение дефицита в условиях подъема и относительно высокого уровня занятости - так называемого структурного дефицита. Структурный дефицит - разность между расходами и доходами в условиях полной занятости (равной приблизительно 6 %) и в рамках той или иной проводимой бюджетно-налоговой политики. Если безработица оказывается чрезмерной - а это обычно бывает в условиях экономического спада – то, кроме структурного появляется еще и циклический дефицит бюджета (разница между фактическим и структурным дефицитом) возникает из-за комбинации увеличения выплат пособий по безработице и сокращения налоговых поступлений в бюджет. Если заметно изменяется финансовая политика (например, в период выхода из экономического кризиса, когда увеличиваются расходы правительства на инвестиции в основной капитал), то может быть одновременно и уменьшение циклического дефицита государственного бюджета, и увеличение его дефицита структурного. Именно структурный дефицит представляет сегодня наиболее серьезную проблему для государственных финансов развитых стран мира.Причины возникновения и роста бюджетного дефицита:- спад общественного производства: пока он происходит, бюджетный дефицит непреодолим;- чрезмерные социальные расходы - на содержание государственного жилого фонда, других объектов социальной инфраструктуры, на пенсии, пособия, индексацию доходов - безотносительно к динамике экономической эффективности. При этом программы социальной помощи, медицинского обслуживания, поддержки фермеров, пособий по безработице в период кризисов расширяются автоматически;- милитаризация экономики: увеличение расходов на оборону вследствие «холодной войны» и многочисленных региональных военных конфликтов;- бюрократизация управления народным хозяйством, что резко повышает затраты на функционирование органов управления;- распыление бюджетных средств на капитальное строительство;- нерентабельность предприятий;- расширение «теневой экономики» в результате, например, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, может стать фактором его роста;- увеличение выплат процентов по государственному долгу, возникает порочный круг: старый долг порождает новый долг; - отношение налогоплательщиков. Население в большей степени озабочено увеличением налогов, чем ростом государственного долга. Политики, рекомендующие увеличение налогов, обычно не имеют успеха на выборах. В условиях уменьшения располагаемого дохода в семьях с низким и средним уровнями доходов, негативная реакция населения на увеличение налогов намного сильнее, нежели на проблему государственного долга, которая его непосредственно не затрагивает.В мировой теории и практике сложились 3 основных концептуальных подхода к проблеме бюджетного дефицита: 1) Концепция ежегодно балансируемого бюджета, которая предполагает полную окупаемость всех программ правительства. В рамках нее бездефицитный бюджет рассматривается в качестве одного из главных приоритетов экономической политики. Данная концепция до последнего времени была преобладающей в нашей стране, а до 30-х г.г. - во многих других странах. Статьи о необходимости достижения сбалансированного бюджета еще сохраняются в конституциях многих штатов США (но не на федеральном уровне). Однако еще Дж. Кейнс и Стокгольмская школа доказали, что реализация концепции ежегодно балансируемого бюджета исключает антициклическое регулирование экономики финансовыми средствами.Справедливости ради, следует сказать, что рассматриваемая концепция в определенные периоды принимается на вооружение правительствами и западных стран. Лауреат Нобелевской премии Джеймс Бьюкенен утверждал, что наихудшее наследие Кейнса для экономики состоит в том, что он узаконил бюджетный дефицит. Для устранения данного наследия в США в 1985 г. был принят закон о поэтапной (до 1993 г.) ликвидации чрезмерного дефицита федерального бюджета. Для этого планировалось сократить государственные расходы (прежде всего на национальную оборону, образование, субсидии сельскому хозяйству, пособия по безработице, транспорт, науку, космические программы). Неизменными оставались только расходы на социальное страхование и некоторые программы поддержки уровня жизни. В качестве других форм реализации этого закона рассматривались: приватизация (переложение на частный бизнес затрат на содержание жилищного фонда, транспорта - например, вашингтонского международного аэропорта и т.п.); предоставление президенту и губернаторам права накладывать вето на расходы по отдельным статьям бюджета; расширение налоговой базы.Концепция ежегодно балансируемого бюджета иногда выдвигается неоконсерваторами и в связи с их критикой государственного сектора. Они полагают, что если правительству будет официально разрешен бюджетный дефицит, то оно резко расширит спектр программ, финансируемых не за счет налогов, а за счет дефицита госбюджета. А такое расширение государственного сектора означало бы посягательство правительства на сектор частный, который у неоконсерваторов есть основа основ рыночной экономики. 2) Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе. Ее представителей объединяет со сторонниками первой концепции рассмотрение сбалансированности доходов и расходов бюджета как самоцели экономической политики. Но если в первом случае баланс достигался бы ежегодно, то во втором он обеспечивается в рамках каждого данного делового цикла.Достоинством такой концепции выступает сочетание сбалансированности бюджета и антициклического регулирования экономики. Вспомним понятие циклов.В действительности экономика развивается не по прямой линии (тренду), характеризующей экономический рост, а через постоянные отклонения от тренда, через спады и подъемы. Экономика развивается циклически. Экономический (или деловой) цикл (business cycle) представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла: 1)точку пика (peak),соответствующую максимуму деловой активности; 2) точку дна (trough), которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду).

Существует и другой подход, при котором в экономическом цикле выделяют четыре фазы, но не выделяются экстремальные точки, так как предполагается, что когда экономика достигает максимума или минимума деловой активности, то некоторый период времени находится в этом состоянии: 1) I фаза – бум (boom), при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, выше тренда) и инфляции. (Вспомним, что когда в экономике фактический ВВП выше потенциального, то это соответствует инфляционному разрыву). Экономика в этом состоянии носит название «перегретой» («overheated economy»); 2) П фаза – спад (recession или slump). Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису; 3) Ш фаза – кризис (crisis) или стагнация (stagnation). Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы; 4) IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тенденции развития информационных технологий управления | Понятие и инструментарий государственного налогового регулирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.