Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежно-кредитное регулирование

Денежно-кредитная политика - система мероприятий в кре­дитно-денежной сфере, осуществляемых государством и Цен­тральным банком и направленных на достижение определенных социально-экономических и политических целей.

Главные цели денежно-кредитной политики - регулирование хо­зяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кре­дита и денежного обращения, создание условий достижения ус­тойчивого роста производства, стабильного уровня цен, высоко­го уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности.

В странах с переходной экономикой кредитно-денежная по­литика прежде всего имеет антиинфляционную направленность. Цели кредитно-денежной политики в России определяются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год. Последовательное сни­жение инфляции служит главной целью денежно-кредитной политики не только в ближайшем году, но и в среднесрочной перспективе.

Определяя последовательное снижение инфляции и обеспече­ние плавной динамики обменного курса национальной валюты в качестве первоочередных целей своей деятельности, Банк России поддерживает экономическую политику Правительства РФ, включая такие ее задачи, как экономический рост и по­вышение инвестиционной привлекательности российской эко­номики. Основные параметры денежно-кредитной политики рассчитываются с учетом прогноза социально-экономического развития страны, использованного Правительством РФ в рас­четах к проекту федерального бюджета.

Кредитно-денежная политика тесно взаимосвязана с динами­кой производства и основными макроэкономическими показа­телями.

Денежно-кредитное регулирование направлено на достижение равновесия между денежным предложением и спросом на день­ги. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может успешно осуществляться, если государство способно воздействовать через Центральный банк на масштабы и харак­тер частных институтов, являющихся, в развитой рыночной экономике базой денежно-кредитной системы.

Основные направления регулирования денежно-кредитной системы:

1) государственный контроль над банковской системой, цель кото­рого - укрепление ликвидности кредитно-финансовых инсти­тутов, их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков;

Небанковские кредитно-финансовые институты — это учреждения, формально банками не являющиеся (не имеющие банковской лицензии), но основная деятельность которых связана с оказанием финансовых услуг и осуществлением операций, во многом аналогичных банковским. Поэтому в англоязычной экономической литературе небанковские кредитно-финансовые институты получили название «околобанки» (near-banks).

Так, в сфере кредитования определенную конкуренцию коммерческим банкам могут составить кредитные кооперативы, ломбарды, лизинговые и факторинговые компании, дилинговые центры (новый вид инвестиционных услуг — валютный дилинг, предоставляющий клиенту возможность непосредственного доступа на международные финансовые рынки и проведения за свой счет операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и прочих активов), компании (фонды) рискового финансирования (общества долевого участия и венчурные фирмы), форфейтинговые компании (представляют собой форму трансформации предпринимательского коммерческого кредита в кредит банковский) и некоторые другие учреждения.

2) управление государственным долгом. Центральный банк исполь­зует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций и условия их продажи, повышает их при­влекательность для частных инвесторов;

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга.

В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

-кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;

-государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

-договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;

соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям.

По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам. В экономическом контексте: резидент – это зарегистрированное в данной стране юридическое или физическое лицо, на которое в полной мере распространяется национальное законодательство, в том числе в части, касающейся налогов и валютного регулирования.

Резидентский статус институциональных единиц, секторной классификации экономики.

С целью разграничения внутренней экономики и «остального мира» в СНС используются такие категории, как экономическая территория, центр экономических интересов и резидент.

Экономическая территория – это географическая территория в рамках национальных границ страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней также относятся национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные или научные базы и т. д.). Однако та часть географической территории страны, которая используется другими странами или международными организациями, не входит в ее экономическую территорию.

Центр экономических интересов институциональной единицы определяется по следующим признакам:

1) наличие на экономической территории хотя бы одного объекта собственности, используемого в интересах данной институциональной единицы;

2) осуществление деятельности на экономической территории страны в течение длительного времени.

Резиденты – это институциональные единицы, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять свою деятельность на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Резидентами являются:

- физические лица, независимо от их гражданства и национальности, находящиеся на экономической территории страны год и более, за исключением иностранцев, являющихся сотрудниками посольств и консульств других стран, иностранных студентов, а также лиц, проходящих курс лечения в данной стране;

- юридические лица, функционирующие на экономической территории и в соответствии с законодательством данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм, находящиеся на территории страны больше года;

- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения данной страны, находящиеся в других странах.

Если центр экономических интересов институциональной единицы не связан с экономической территорией страны, то такая единица классифицируется как нерезидент. Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Источник: http://bip-ip.com/ekonomicheskaya-territoriya-tsentr-ekonomicheskih-interesov-rezidentyi/

 

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга.

В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня.

Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году.

Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:

-ревизия бюджета субъекта РФ;

передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;

-иные меры.

В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);

нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:

на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа "С");

начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;

начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.

Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы.

3) регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента.

Центральный банк является главным органом, применяющим денежно-кредитные инструменты государственного регулиро­вания экономики.

В странах с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система. Первый уровень системы образует Цен­тральный банк. Второй уровень - коммерческие банки и специа­лизированные кредитно-финансовые институты. Коммерческие банки - частные и государственные банки, осуществляющие операции по кредитованию промышленных, торговых, сельскохозяйственных и других предприятий, главным образом посред­ством тех денежных капиталов, которые они получают за счет вкладов.

К основным функциям коммерческих банков относятся:

- прием и размещение денежных вкладов;

- привлечение и предоставление кредитов;

- осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-кор­респондентов и их кассовое обслуживание.

Специализированные кредитно-финансовые учреждения за­нимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хо­зяйственной деятельности. К ним относятся банки: внешне­торговые; ипотечные; инвестиционные, а также страховые компании, пенсионные фонды и др.

Центральный банк - важнейшее звено банковской системы, обеспечивающее равновесие денежного рынка. Его главными задачами являются:

- обеспечение стабильности национальной валюты;

- проведение государственной политики в области кредита, де­нежного обращения, расчетов и валютных операций;

- государственный контроль за коммерческими банками.

К основным функциям Центрального банка относятся:

1) эмиссионная. Центральный банк осуществляет эмиссию денег и организацию их обращения:

- обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления требует определенного количества денег исходя из суммы стоимостей всех производимых за определенный период товаров и услуг и скорости обращения денег;

- эмиссия денег может служить источником покрытия дефи­цита государственного бюджета в ситуации, когда других источников покрытия дефицита нет. При этом выпуск из­быточного количества денег в обращение является одной из главных причин инфляции;

- путем увеличения или уменьшения эмиссии денег в разум­ных пределах государство может способствовать оживлению экономики, тормозить "перегрев" конъюнктуры, противо­действовать росту цен. Регулирующая функция эмиссии денег включает поддержание устойчивости национальной валюты, что способствует национальной конкурентоспособности, вли­яет на состояние платежного баланса;

2) аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерческих банков. Каждый банк обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов;

3) предоставления кредитов и выполнения расчетных операций для правительственных органов. Средства государственного бюд­жета накапливаются на счетах в центральных банках и расхо­дуются с них. Центральные банки предоставляют кредит госу­дарству в форме ссуд или покупки государственных облигаций и проводят по поручению правительственных органов опера­ции с золотом и иностранной валютой;

4) обеспечения безналичных расчетов, основанных на зачете вза­имных требований и обязательств (клиринги);

5) административно-регуляторная:

- установление валютного курса;

- ставки рефинансирования и др.;

Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня - 8,25 % (установлена Указанием Банка России от 13 сентября 2012 г. № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"), ее размер остается неизменным в течении десяти месяцев 2013 года.

13 сентября 2013 г. Совет директоров Банка России принял решение о совершенствовании системы инструментов денежно-кредитной политики. Теперь основную роль в политике банка играет ключевая ставка, а ставка рефинансирования - имеет второстепенное значение и приводится справочно. Ключевая ставка на октябрь - 5,50 %.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инструментарий государственного налогового регулирования | Выбор положения работающего
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.