КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Денежно-кредитное регулирование
Денежно-кредитная политика - система мероприятий в кредитно-денежной сфере, осуществляемых государством и Центральным банком и направленных на достижение определенных социально-экономических и политических целей. Главные цели денежно-кредитной политики - регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, создание условий достижения устойчивого роста производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности. В странах с переходной экономикой кредитно-денежная политика прежде всего имеет антиинфляционную направленность. Цели кредитно-денежной политики в России определяются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год. Последовательное снижение инфляции служит главной целью денежно-кредитной политики не только в ближайшем году, но и в среднесрочной перспективе. Определяя последовательное снижение инфляции и обеспечение плавной динамики обменного курса национальной валюты в качестве первоочередных целей своей деятельности, Банк России поддерживает экономическую политику Правительства РФ, включая такие ее задачи, как экономический рост и повышение инвестиционной привлекательности российской экономики. Основные параметры денежно-кредитной политики рассчитываются с учетом прогноза социально-экономического развития страны, использованного Правительством РФ в расчетах к проекту федерального бюджета. Кредитно-денежная политика тесно взаимосвязана с динамикой производства и основными макроэкономическими показателями. Денежно-кредитное регулирование направлено на достижение равновесия между денежным предложением и спросом на деньги. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может успешно осуществляться, если государство способно воздействовать через Центральный банк на масштабы и характер частных институтов, являющихся, в развитой рыночной экономике базой денежно-кредитной системы.
Основные направления регулирования денежно-кредитной системы: 1) государственный контроль над банковской системой, цель которого - укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков; Небанковские кредитно-финансовые институты — это учреждения, формально банками не являющиеся (не имеющие банковской лицензии), но основная деятельность которых связана с оказанием финансовых услуг и осуществлением операций, во многом аналогичных банковским. Поэтому в англоязычной экономической литературе небанковские кредитно-финансовые институты получили название «околобанки» (near-banks). Так, в сфере кредитования определенную конкуренцию коммерческим банкам могут составить кредитные кооперативы, ломбарды, лизинговые и факторинговые компании, дилинговые центры (новый вид инвестиционных услуг — валютный дилинг, предоставляющий клиенту возможность непосредственного доступа на международные финансовые рынки и проведения за свой счет операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и прочих активов), компании (фонды) рискового финансирования (общества долевого участия и венчурные фирмы), форфейтинговые компании (представляют собой форму трансформации предпринимательского коммерческого кредита в кредит банковский) и некоторые другие учреждения. 2) управление государственным долгом. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций и условия их продажи, повышает их привлекательность для частных инвесторов;
Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах: -кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов; -государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ; -договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами; переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов; соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам. В экономическом контексте: резидент – это зарегистрированное в данной стране юридическое или физическое лицо, на которое в полной мере распространяется национальное законодательство, в том числе в части, касающейся налогов и валютного регулирования. Резидентский статус институциональных единиц, секторной классификации экономики. С целью разграничения внутренней экономики и «остального мира» в СНС используются такие категории, как экономическая территория, центр экономических интересов и резидент.
Экономическая территория – это географическая территория в рамках национальных границ страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К ней также относятся национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные или научные базы и т. д.). Однако та часть географической территории страны, которая используется другими странами или международными организациями, не входит в ее экономическую территорию. Центр экономических интересов институциональной единицы определяется по следующим признакам: 1) наличие на экономической территории хотя бы одного объекта собственности, используемого в интересах данной институциональной единицы; 2) осуществление деятельности на экономической территории страны в течение длительного времени. Резиденты – это институциональные единицы, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять свою деятельность на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года). Резидентами являются: - физические лица, независимо от их гражданства и национальности, находящиеся на экономической территории страны год и более, за исключением иностранцев, являющихся сотрудниками посольств и консульств других стран, иностранных студентов, а также лиц, проходящих курс лечения в данной стране; - юридические лица, функционирующие на экономической территории и в соответствии с законодательством данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм, находящиеся на территории страны больше года; - дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения данной страны, находящиеся в других странах. Если центр экономических интересов институциональной единицы не связан с экономической территорией страны, то такая единица классифицируется как нерезидент. Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.
Источник: http://bip-ip.com/ekonomicheskaya-territoriya-tsentr-ekonomicheskih-interesov-rezidentyi/
Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств. По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет. По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ. Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год. Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции: -ревизия бюджета субъекта РФ; передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ; -иные меры. В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ. Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы: рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.); нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.). Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно: на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа "С"); начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов; начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы. 3) регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Центральный банк является главным органом, применяющим денежно-кредитные инструменты государственного регулирования экономики. В странах с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система. Первый уровень системы образует Центральный банк. Второй уровень - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Коммерческие банки - частные и государственные банки, осуществляющие операции по кредитованию промышленных, торговых, сельскохозяйственных и других предприятий, главным образом посредством тех денежных капиталов, которые они получают за счет вкладов. К основным функциям коммерческих банков относятся: - прием и размещение денежных вкладов; - привлечение и предоставление кредитов; - осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание. Специализированные кредитно-финансовые учреждения занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. К ним относятся банки: внешнеторговые; ипотечные; инвестиционные, а также страховые компании, пенсионные фонды и др. Центральный банк - важнейшее звено банковской системы, обеспечивающее равновесие денежного рынка. Его главными задачами являются: - обеспечение стабильности национальной валюты; - проведение государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных операций; - государственный контроль за коммерческими банками. К основным функциям Центрального банка относятся: 1) эмиссионная. Центральный банк осуществляет эмиссию денег и организацию их обращения: - обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления требует определенного количества денег исходя из суммы стоимостей всех производимых за определенный период товаров и услуг и скорости обращения денег; - эмиссия денег может служить источником покрытия дефицита государственного бюджета в ситуации, когда других источников покрытия дефицита нет. При этом выпуск избыточного количества денег в обращение является одной из главных причин инфляции; - путем увеличения или уменьшения эмиссии денег в разумных пределах государство может способствовать оживлению экономики, тормозить "перегрев" конъюнктуры, противодействовать росту цен. Регулирующая функция эмиссии денег включает поддержание устойчивости национальной валюты, что способствует национальной конкурентоспособности, влияет на состояние платежного баланса; 2) аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерческих банков. Каждый банк обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов; 3) предоставления кредитов и выполнения расчетных операций для правительственных органов. Средства государственного бюджета накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. Центральные банки предоставляют кредит государству в форме ссуд или покупки государственных облигаций и проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой; 4) обеспечения безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клиринги); 5) административно-регуляторная: - установление валютного курса; - ставки рефинансирования и др.; Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня - 8,25 % (установлена Указанием Банка России от 13 сентября 2012 г. № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"), ее размер остается неизменным в течении десяти месяцев 2013 года. 13 сентября 2013 г. Совет директоров Банка России принял решение о совершенствовании системы инструментов денежно-кредитной политики. Теперь основную роль в политике банка играет ключевая ставка, а ставка рефинансирования - имеет второстепенное значение и приводится справочно. Ключевая ставка на октябрь - 5,50 %.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |