Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учения Ксенофонта 2 страница




 

Сначала ни одна европейская страна не соглашалась на это предложение, но в 1716 г. Филипп Орлеанский принял его. Сначала Ло получил право организовать банк, который впоследствии стал практически государственным. Затем была организована акционерная компания, которая должна была осваивать французские колонии в Северной Америке. Своих кредиторов Ло уговорил вложить ценные бумаги в эту компанию, акции которой постоянно росли в цене, так как банк отвечал за возращение денег по акциям.

 

Все шло прекрасно до тех пор, пока инвесторы не поняли, что успехи его компании слишком скромны, чтобы продолжать вкладывать деньги. Поэтому желающих продать акции стало больше, чем покупателей, тем самым стал увеличиваться отток серебра из страны. Все пришли к выводу, что схема Ло – финансовая пирамида.

 

Также к поздним меркантилистам относят Томаса Манна и Антуана де Монкрентьена.

 

Поздним меркантилизмом называется период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в., хотя многие принципы сохранились до XVIII в. Признаками, которые характеризуют поздний период, являются следующие:

 

1) торговля очень хорошо развита и достаточно постоянна;

 

2) цены на экспорт значительно снижены;

 

3) импорт товаров (кроме роскоши) разрешен, если баланс страны положителен;

 

4) разрешен вывоз золота, если это способствует усилению торговых связей при выгодных условиях и положительном балансе страны;

 

5) деньги признаются лишь как средство обращения для торговых сделок;

 

6) самое главное – «торговый баланс».

ЛЕКЦИЯ № 4. Физиократия

1. Общая характеристика физиократов

 

Школа физиократов (дословно слово «физиократия» переводится как «власть природы») – первая научная школа экономической мысли. Физиократы полагали, что истинное богатство – это продукт, который производит сельское хозяйство. Они считали, что меркантилисты не правы в том, что золото – это самое главное, а страна тем богаче, чем больше в ней золота. Основателями этого направления принято считать французов – таких, как Франсуа Кенэ (1694-1774), Жак (Анн) Тюрго (1727-1781), Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон Неймур (1739-1817). Наиболее популярна физиократия была среди французской интеллигенции, хотя и развивалась в других странах Западной Европы. Физиократы были убеждены, что крестьяне – главные люди в государстве, так как являются единственными, кто производит продукт. Остальные его перерабатывают, например торговцы и промышленники, или потребляют, например армия и дворяне. Горожане кормятся за счет обмена, но не создают нового продукта.

 

Физиократы считали, что политика государства должна быть более либеральной по отношению к предпринимателям, дабы не мешать им работать на развитие производства. Вот в такой политике они поддерживали меркантилистов. Сама физиократия зародилась как желание мириться с недостатками меркантилизма.

 

В наше время учения физиократов представлены во многих математических моделях на производстве, причем здесь их разработки приносят определенную пользу.

2. Учение Франсуа Кенэ

 

Франсуа Кенэ – придворный врач короля Франции Людовика XV, родился в бедной крестьянской семье в пригороде Версаля (это недалеко от Парижа). Для того чтобы стать врачом, он уехал из дома в 17 лет. Становясь старше и увеличивая свой достаток, он начал все больше времени уделять философии, а после – экономической теории. Его ученики и последователи – элита французского общества того времени. Франсуа Кенэ известен как автор «Экономической таблицы» (1758) и таких статей, как «Население» (1756), «Фермы» (1757), «Зерно» (1757), «Налоги» (1757). В труде «Экономическая таблица» Ф. Кенэ показал, что постоянно происходит круговорот денежного потока и общественного продукта. Эта таблица – самый первый опыт моделирования экономических процессов. Ф. Кенэ одним из первых попытался понять, что такое капитал в экономическом смысле слова, и ввел такие понятия, как «основной капитал» и «оборотный капитал». Кенэ много раз упоминал, что, для того чтобы изгнать монополию и сократить издержки, следует расширять торговлю и давать предприимчивым людям как можно больше свободы.

 

«Экономическую таблицу» Франсуа Кенэ можно назвать первой попыткой макроэкономического исследования. Даже сейчас ее применяют в макроэкономических исследованиях, хотя и в немного усовершенствованном виде.

 

В своем труде он разбивает всех людей на три группы, а именно:

 

1) земледельцы – главные, по его мнению, люди в государстве;

 

2) буржуазия и знать, владеющая землей (арендодатели);

 

3) ремесленники, рабочие и простые люди, не занимающиеся сельским хозяйством.

 

Вот между этими тремя классами и происходит круговорот как денег, так и товаров, который постоянно создает потребность начинать его заново. Этот круговорот можно описать по следующей схеме. Арендодатель сдаст свою землю за деньги, на которые он впоследствии закупит то, что выросло на его же земле, и промышленные товары для удовлетворения своих потребностей. Арендатор заплатит деньги за использование земли для выращивания урожая, а после продаст свой продукт промышленникам и арендодателям. Промышленник купит продукт у земледельца и продаст свои товары как земледельцу, так и собственнику земли.

 

В своих произведениях Кенэ чаще всего осуждал меркантилистов за их взгляды на экономические проблемы в целом. Он убеждал, что чей-то единоличный (частный) интерес не может существовать отдельно от интересов общества в целом, но такое возможно лишь при господстве свободы.

3. Деятельность Жака Тюрго

 

Анн Робер Жак Тюрго (1721 – 1781) – дворянин, министр финансов в первые годы правления Людовика XVI, один из последователей Франсуа Кенэ, хотя он не относил себя к таковым и отрицал свою принадлежность к физиократам. Почти все его предки находились на службе в Париже. По традиции он должен был стать священнослужителем, но, после того, как закончил семинарию, изменил свое решение. До того, как его назначили министром финансов, он занимал пост морского министра. Жак Тюрго был как практиком, так и теоретиком. Он является автором книги «Размышление о создании и распределении богатств» (1766) и так и не оконченной работы «Ценности и деньги» (1769). Еще раньше он показал свету свою работу под названием «Письмо аббату де Сисэ о бумажных деньгах» (1749). В своем труде он дорабатывал идеи Франсуа Кэне и выдвигал множество совершенно новых предположений. Он считал, что если в один участок постоянно вкладывать деньги и труд, больший по объему, то сначала это вызовет увеличение прибыли на капитал, а после определенного момента перенасыщения наступит спад и резкое уменьшение прибыли на вложенный капитал. Ведь из-за запретов, ограничивающих ввоз зерна, приходилось использовать плохую почву, вкладывая больше денег и сил в ее обработку. Это приводило к росту цен на зерно. Он предложил отменить запрет на ввоз зерна во Францию, а также разрешить беспошлинный вывоз из страны. Он объяснил, каким образом складывается заработная плата простого рабочего на рынке (все зависит от числа конкурентов на должность, потому что берут того, кто согласится работать за меньшую плату). Также Жак Тюрго усовершенствовал «Экономическую таблицу» Франсуа Кэне.

 

Будучи министром, он тарался воплощать идеи физиократов в жизнь. Первое, что он сделал на своем посту, – это уменьшил налоги для крестьян и установил налоги для дворянской знати. Его реформы очень не понравились французской знати, ведь она привыкла жить на широкую ногу за чужой счет. Одни стали открыто осуждать его, другие же пускали сплетни. Эти сплетни впоследствии послужили причиной его добровольной отставки. Самое удивительное, что все претворенные им в жизнь новаторства были тут же отменены с легкой руки правительства. Это не замедлило сказаться на французской действительности того времени.

ЛЕКЦИЯ № 5. Классическая школа политической экономии

1. Классическая школа

 

Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в. Представители классической школы выступали за либерализм, т. е. отстаивали позицию, что государство не должно вмешиваться в дела своих подданных. Считается, что период становления экономической теории как науки приходится как раз на время существования классической школы. Поэтому выделение экономики в отдельную науку считают заслугой представителей классической школы. Они начали развивать теорию стоимости, высказали мнение, откуда появляется прибавочная стоимость или берется прибыль. Ими было создано много работ о налогообложении и земельной ренте.

 

Основателями классической школы принято считать Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, Адама Смита, Давида Риккардо, Томаса Мальтуса, Джона Стюарта Милля. Они полагали, что экономика – это наука о богатстве и о том, как его достичь.

 

Перечислим основные идеи представителей классической школы.

 

1. Главная и практически единственная цель капиталиста – получение максимальной прибыли за минимальный промежуток времени.

 

2. Увеличение богатства может происходить лишь за счет накопления капитала.

 

3. Человек по своей природе эгоистичен, а посему самое главное для него – это получение выгоды.

 

4. Самое лучшее развитие государства будет достигнуто лишь при либерализме.

 

5. Величина зарплаты зависит и всегда будет зависеть от востребованности профессии на данный момент времени.

 

6. Должна существовать свободная конкуренция, для того чтобы работал «принцип невидимой руки Провидения», т. е. то, что сегодня принято называть законом спроса и предложения.

 

7. В сделках каждый должен быть экономически подкован и иметь представление обо всем, что происходит на любом из рынков (земельном, трудовом, товарном и т. п.).

2. Экономические взгляды Уильяма Петти

 

Уильям Петти (1623 – 1687) – английский экономист, представитель классической школы, которого Карл Маркс назвал отцом политической экономии и, возможно, статистики. Также именно его принято считать автором трудовой теории стоимости. Родился Уильям Петти на юге Англии в городе Ромси. Почти все предметы в школе давались ему легко, даже латынь. В 14 лет он пошел работать юнгой на корабль. Потом оказался во Франции и смог поступить в колледж, именно потому, что знал латынь. В 1640 г. он приехал в Лондон, чтобы продолжать свое обучение. В 27 лет получил степень доктора физики, а в 38 лет – рыцарское звание. Уильям Петти известен как автор многих работ – таких, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682).

 

В одном из его трудов можно прочесть знаменитую формулу: «Труд – отец и активный принцип богатства, Земля – его мать». Он считал, что источники богатства – это труд и земля, а не только деньги, т. е. драгоценные металлы. С другой стороны, по его мнению, богатством можно назвать практически все: дома, корабли, товары, домашнюю обстановку, земли, драгоценные камни и деньги. Но все же богатство создается трудом и результатами труда. Уильям Петти предположил, что запрет на вывоз денег – глупое и бессмысленное занятие. Также он полагал, что торговля не приносит пользы для экономики, поэтому предлагал «распустить» часть купцов. По мысли Петти, зарплата рабочего – это цена его труда, которой обязательно должно хватать на существование его самого и его семьи.

 

В одной из своих книг Петти сумел объяснить, как отделить то, что произвела земля, от того, что произвел труд. Рентой, по его мнению, является избыток продукта над затратами на его производство. Это дало толчок для новой теории классической политической экономии. Петти создал «Политическую арифметику»

 

29 (70-е гг. XVII в.), в которой берут свое начало эконометрика и статистика. Также Уильям Петти занимался исследованиями в области торговых пошлин и налоговых пошлин. Он считал, что людей, пойманных на воровстве, следует отдавать в рабство, чтобы они работали.

3. Учение Адама Смита

 

Адам Смит (1723 – 1790) – шотландский экономист, которого прозвали отцом экономики благодаря его труду под названием «Исследование о природе богатства народов» (1776).

 

Он является представителем английской классической школы политэкономии. Главная идея этого направления состоит в том, что богатство создается только путем производства в любой области экономики, а не только в сельском хозяйстве, как думали физиократы.

 

Адам Смит считал, что самое главное в обществе – это разделение труда по отраслям, а в каждой отрасли – по операциям. Разделение труда позволяет ускорить темпы производства за счет того, что каждый делает то, что умет лучше всего.

 

По мнению Смита, чтобы появлялось как можно больше мануфактурного производства, правительство должно дать предприимчивым людям возможность работать. Они, вероятно, обладают экономическим складом ума, так как сумели сэкономить деньги, и могут создать производство, развивая тем самым экономику страны в целом.

 

Адам Смит был уверен, что либеральный подход – самый лучший (государство ни во что не вмешивается и дает полную свободу предпринимателям).

 

То, что современные люди называют спросом и предложением, Адам Смит называл «невидимой рукой Провидения». Любой современный человек, как в свое время Адам Смит, понимает, что конечная цель предпринимателя – это получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Конечно, закон рынка диктует предпринимателям свое мнение, когда и какую продукцию выпускать (зимние шины не нужны летом), по какой цене продавать. Предпринимателям приходится снижать цены, чтобы быть более конкурентоспособными. Никто из предпринимателей не задумывается о том, чтобы принести пользу обществу, но здоровая конкуренция среди них обеспечивает общество более богатым выбором товаров и услуг по более низким ценам. Тем самым конкуренция заставляет предпринимателей стараться сократить издержки на производство, чтобы позволить себе снизить цену, не уменьшая своей прибыли. Такой поиск ведет к совершенствованию техники и поиску более дешевого заменителя сырья.

 

Интересы буржуазии заключались в том, чтобы свободно нанимать работников, продавать и покупать землю, выходить на внешний рынок и использовать свои деньги так, как захочется, а не согласно диктату государства. Все это делало идеи Адама Смита очень привлекательными для этого класса.

 

Труды Адама Смита настолько разнообразны, что он стал праотцом двух враждующих направлений в экономике:

 

1) политэкономия труда (деление общества на классы с абсолютно противоположными интересами; эксплуататорское происхождение прибыли при капитализме) (Карл Маркс);

 

2) Экономикс (принцип «невидимой руки»; экономический либерализм; конкуренция).

4. Учение Давида Риккардо

 

Давид Риккардо (1772 – 1823) – представитель английской классической школы, человек, не имеющий приличного по тем временам образования, который был профессиональным игроком на бирже, а также членом парламента. Это автор труда «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817), после которого экономисты перестали опираться на труд А. Смита. Но писал он его уже тогда, когда сумел заработать достаточное состояние на бирже. Давид Риккардо стал новым и бесспорным лидером классической школы. Сам же он опирался на труды Адама Смита и Томаса Мальтуса, хотя намного четче излагал свою концепцию. Давид Риккардо старался объяснить все, что осталось не вполне ясным в трудах Адама Смита и Томаса Мальтуса, являясь их рьяным последователем. Его главные темы – проблема распределения доходов и земельная рента.

 

Вот что представляет собой земельная рента, по словам Риккардо:

 

1) дифференциальная рента – дополнительные доходы, которые хозяева получают благодаря более хорошим землям;

 

2) плохие земли не дают ренты;

 

3) земельная рента не влияет на цены, так как цены устанавливаются исходя из худших условий (урожайности на более плохой земле).

 

Давид Риккардо всегда боялся, что то, как распределяются доходы, может вызвать снижение темпов роста, а после – остановку экономического роста. По мнению Риккардо, из-за роста темпов производства возможен недостаток земель, так как их количество ограничено. Это может вызвать подорожание земли, а затем и продукта, снижая тем самым рост производства.

 

В своей теории распределения доходов Давид Риккардо сделал два главных вывода:

 

1) цена на зерно не зависит от ренты, уплаченной за землю;

 

2) если денег в стране становится больше, то приходится использовать менее плодородные земли, что вскоре приведет к снижению доходов.

 

Давид Риккардо предложил теорию «сравнительных издержек». Хотя суть теории для нашего времени в принципе проста, но для его времени это был настоящий прорыв: использовать теорию распределения труда не на уровне одного государства, а на уровне мировой экономики в целом. Самое главное – это чтобы правительство не налагало огромных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, помогая тем самым снизить на них цены. Снижение цен само по себе ведет к улучшению жизни населения.

ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо

1. Учение Жана-Батиста Сэя

 

Жан-Батист Сэй (Се) (1762 – 1832) – французский представитель классической школы, один из последователей Адама Смита. Родился в семье купца, очень много времени уделял своему самообразованию. Автор книги «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803 – 1804) и шеститомного «Полного курса практической политической экономии» (1828 – 1829). По его мнению, он очень упростил и сделал более доступным то, что предлагал современникам Адам Смит. Он постоянно дополнял и переиздал «Трактат политической экономии». Сей, как и Адам Смит, проповедовал идею экономического либерализма. У этого человека был дар объяснять сложные вещи простыми словами, доступными для всех и каждого.

 

Он выдвинул «закон рынков»: предложение продукта всегда создает спрос на него. Словами Сэя это звучит так: «Всякий продукт с момента своего создания открывает рынок сбыта для других продуктов на всю величину своей стоимости». Закон Сэя – это часть многих политико-экономических теорий для представителей классической школы. В современной экономике он называется законом Сэя. Трудовая теория стоимости, по его словам, может зависеть от многих факторов – таких, как издержки, полезность, спрос, предложение.

 

Учение Сэя о законе рынка сбыта во многом противопоставляется учению меркантилистов. Сэй считал, что не количество денег играет важную роль в жизни общества, а количество продукта, произведенного на продажу. Также Сэй критиковал транжирство и говорил, что следует экономить, а затем вновь вкладывать в производство, постоянно увеличивая количество продукта на продажу. Сэй полагал, что кризис всего производства не сможет наступить никогда, в целом кризис – это случайность.

 

Специально для него была создана кафедра политической экономии в колледже де Франс. Но ближе к концу своей жизни он прекратил поиски новых идей и лишь постоянно повторял старые. И все-таки Жан-Батист Сэй занимает далеко не последнее место в историческом развитии экономической мысли. Он был первым, кто высказал мысль о том, что капитал, труд и земля в равной степени участвуют в производстве. На этой идее основывалось множество научных исследований прошлого века.

2. Экономические взгляды Джона Стюарта Милля

 

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) – последователь Д. Риккардо, которого считал своим кумиром. Это последний из крупнейших представителей классической школы.

 

Джеймс Миль (1773 – 1836) – английский экономист, отец Джона Стюарта Миля, дал ему прекрасное образование и развивал его творческие способности. Он был ближайшим другом Давида Риккардо. Джон Стюарт Миль выдвинул идею, аналогичную закону Сэя.

 

Его произведения касались совершенно разных наук. Первое из них он опубликовал, когда ему было всего 23. Список этих трудов очень велик: «Система логики» (1843), «Утилитаризм» (1836), «О свободе» (1859), «Очерки по некоторым не решенным проблемам политической экономии» (1844), «Принципы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии» (1848) (в 5-ти книгах).

 

Милль в своих работах опирался на труды представителей классической школы, но все их принципы истолковывал совершенно по-новому.

 

Милль выдвинул идею, что стоит разделить закон производства и закон распределения.

 

Из теории Мальтуса о народонаселении и теории ренты Риккардо Милль сделал вывод: отсутствие стимулов у населения может привести к «ступору» в экономике, но, возможно, этот «ступор» даст толчок для духовного и морального совершенствования.

 

Милль считал, что только производство может создать материальные блага, а другой способ получения материальных благ – лишь перераспределение того, что создало производство. По его мнению, зарплата – это оплата за труд, которая зависит от спроса и предложения. Стоимость, по предположению Милля, не сможет стать выше на все товары одновременно, потому что стоимость – это относительное понятие. Джон Стюарт Милль очень дружелюбно относился к социализму, но все же себя к социалистам не причислял.

 

Милль советовал правительству своей страны увеличить банковский процент, для того чтобы иностранцы вкладывали деньги в банки этой страны. Еще правительству следовало бы уменьшать собственные расходы. Он даже предложил провести социальную реформу, главные идеи которой, как полагают Ш. Жид и Ш. Рист, можно выразить следующими пунктами:

 

1) стоит ограничивать неравенство богатства. Это будет возможно, если немного ограничить права о наследовании;

 

2) отменить наемный труд как таковой. Это можно будет сделать с помощью производительной кооперативной ассоциации;

 

3) провести социализацию земельной ренты благодаря налогу на землю.

3. Экономические взгляды Пьера-Жозефа Прудона

 

Пьер-Жозеф Прудон (1809 – 1865) – французский социолог, экономист и мелкобуржуазный социалист, которого принято считать идеалистом. Он считал закон Сэя ложным. Родился Прудон на востоке Франции. Он, будучи бедным крестьянином, не получил достойного официального образования, но очень много времени уделял самообразованию, посещая городскую библиотеку. Особенно он интересовался философией, историей и политической экономией. Известен как автор книг «О политических способностях трудового класса» (предсмертная книга), «О федеративном принципе» (1862), «О справедливости революции и в церкви» (1858), «Исповедь революционера» и «Идея революции XIX в.» (1848), «Решение социального вопроса» (1848), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1845 – 1846), «Что такое собственность?» (1840).

 

«Собственность – это кража!» – считал Прудон, хотя полагал, что это одно из условий свободы и не отвергал собственность так категорично, как другие. Он говорил, что сам факт обладания собственностью не может быть основанием для получения дохода с этой собственности.

 

В 1844 – 1845 гг. он общался с Карлом Марксом, который пытался убедить его в правильности идеи коммунизма, однако Прудон остался верен своим взглядам по поводу дальнейшего развития страны и науки.

 

Он полагал, что выдача бесплатных кредитов могла бы остановить получение незаработанного дохода и помогла бы тем людям, которые хотят трудиться на земле и этим зарабатывать на жизнь. Прудон предложил осуществить эту идею «народному банку».

 

Его идея помощи пролетариату посредством ассоциаций по принципу взаимопомощи впоследствии была названа «мютюэлизм». Он полагал, что возможно построить идеальное общество на основе высшего абсолютного разума, который постоянно бы применял «законы справедливости». За подобные идеи он находился в тюрьме. После ему пришлось эмигрировать в Бельгию, чтобы снова не попасть за решетку.

 

Социальная наука – это борьба за справедливость, как считал Прудон.

 

По мнению Прудона, производство – это результат сложения труда, капитала, земли. Если эти элементы рассматривать отдельно, то производительными они могут являться лишь в переносном смысле.

4. Учение Томаса Мальтуса

 

Томас Мальтус (1766 – 1834) – английский экономист, один из ярых критиков закона Сэя, автор многих научных трудов – таких, как «Очерк о законе народонаселения» (1798), «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815), «Принципы политической экономии, рассмотренные с точки зрения их применения» (1820).

 

По мнению Томаса Мальтуса, капитализм не сможет создать того спроса, который необходим для реализации того, что производится в стране. Проблема состоит в том, что производится больше товаров при все той же зарплате работников. Соответственно они не могут позволить себе приобрести больше, чем обычно. Он считал, что дело можно поправить, если кто-то будет покупать больше, например государственные служащие или аристократия.

 

В своей работе о законах народонаселения он объясняет, с чем связано изменение численности нации, хотя многие отрицали его теорию. Также он попытался объяснить, почему так много бедных людей. По его мнению, численность населения возрастает гораздо быстрее, чем люди осваивают новые земли для сельскохозяйственных работ, которые способны прокормить человечество.

 

К тому же Томас Мальтус считал, что земля, которая плодородна сейчас, не может быть таковой постоянно, а земли, которые осваивают вновь, не могут оставаться бесконечными и всегда пригодными для сельского хозяйства. Да и научные достижения современности не способны увеличить плодородие земель настолько, насколько это необходимо. По его мнению, это вызывает рост смертности (из-за голода и тяжелой работы за гроши) и уменьшение рождаемости (боязнь не прокормить несколько детей). Некоторые полагают, что его труд стал толчком к появлению в далеком будущем науки «о правильном планировании семьи». Хотя при этом другие считают его совершенным тираном, который ненавидел человечество вообще.

 

Как бы то ни было, Томас Мальтус оставил нам в наследие множество теорий, которые стали достоянием всего человечества и широко использовались очень многими экономистами и другими учеными.

ЛЕКЦИЯ № 7. Историческая школа

1. Вклад исторической школы в развитие экономической теории

 

Развитие экономической мысли в Германии совершенно уникально по многим причинам. Например, в тот период в Германии существовало около сорока государств со своими закрытыми границами и огромными торговыми пошлинами. Это затрудняло торговлю, и следовательно, развитие экономической мысли в целом. Все же формирование экономической мысли в Германии в большей степени опиралось на труды Томаса Мальтуса.

 

Развитие исторической школы в Германии принято разбивать на три этапа:

 

1) 40 – 60-е гг. XIX в. Этот период известен в истории под названием «Старая историческая школа». Основными лидерами этого этапа являются Вильгельм Рошер, Бруно Гильдебранд, Карл Книс;

 

2) 70 – 90-е гг. XIX в. Это второй этап, называется он «новая историческая школа». Основатели этого этапа – Луйо Брентано, Густав Шмоллер, Карл Бюхера.

 

3) первую треть XX в. принято называть «новейшей исторической школой». Ее основные лидеры – Венер Зомбарт (1863 – 1941), Макс Вебер (1864-1920), А. Шпитхоф.

 

Наибольший вклад в становлении экономической мысли в Германии определить практически невозможно. Одни считают, что существовали три этапа развития, и приписывают ценнейший вклад в развитие экономики Рошеру, Гильдебранду, Кнису. Другие же полагают, что было всего два этапа, поэтому родоначальниками и основоположниками следует считать Брентано, Шмоллера, Бюхера. К этой группе ученых относится также сам Шмоллер.

 

Эта школа внесла новые элементы в саму методологию политической экономии. Суть этих элементов можно изложить в нескольких пунктах:

 

1) опора на экономическое развитие страны в целом, учет влияния «человеческого фактора»;

 

2) понимание того, как взаимосвязаны экономические и неэкономические факторы;

 

3) понимание роли неклассовых критериев;

 

4) исследование того, как они влияют на общественную жизнь и развитие общества.

 

Представителей различных поколений главным образом объединяет одна мысль – критика классической школы по поводу того, что ее представителями все рассматривается лишь в теории, не оставляя места для присутствия «человеческого фактора».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.