Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учения Ксенофонта 9 страница




 

В Средней Азии, на Урале, Казахстане, в Сибири существенно осложнился жилищный вопрос, так как туда была направлена основная масса эвакуированных людей. Однако в других районах тоже имелись свои тяготы.

 

Огромные трудности испытывало в годы войны сельское хозяйство. Для нужд армии были мобилизованы автомашины, трактора, лошади. Деревня осталась почти без тягловой силы. На селе остались дети, женщины, старики, инвалиды. Но и они работали на пределе своих возможностей: страна нуждалась в продовольствии.

 

Практически весь урожай совхозы и колхозы были обязаны сдавать государству. Это были обязательные поставки. После выполнения этого плана в хозяйствах нередко не оставалось зерна для посевов. Производительность сельского хозяйства за военные годы катастрофически упала.

 

Так как на сельское население не выдавались карточки, деревенские жители выживали только за счет собственных приусадебных участков. Выращенные на них продукты шли на личное потребление, а также на продажу на рынках или обмен у горожан на потребительские товары.

 

Но несмотря на громадные лишения и жертвы, советский народ выступил против врага монолитно и сплоченно, показывая беспримерные героизм и мужество на фронтах, за линией фронта, в тылу. Во всех регионах, захваченных врагом, формировались партизанские отряды. Они проводили подпольную и диверсионную работу, не давая фашистам использовать экономический потенциал, попавший к ним.

 

В тылу многие тысячи советских людей разных национальностей неизменно помогали воинам. Повсеместно проходили сборы пожертвований для фонда обороны Родины и фонда Красной армии. Население добровольно сдавало вещи, облигации государственных займов, семейные ценности, теплую одежду, отчисляло в эти фонды часть своей заработной платы. По стране собирались средства для строительства самолетов и танковых колонн. Благодаря простым жителям страны были построены и переданы в армию несколько тысяч танков, артиллерийских орудий, более 2,5 тыс. боевых самолетов, более 20 подводных лодок и военных катеров и многое другое.

 

Жители страны проявляли постоянную заботу о здоровье воинов Красной армии. Повсюду люди дежурили на железнодорожных вокзалах, в госпиталях, в речных портах, куда прибывали раненые. Школьники выступали в госпиталях с концертами. Более 5,5 млн человек регулярно сдавали свою кровь, что было необходимо для лечения раненых.

 

Все это доказывало тесное единство фронта и тыла, опиравшееся на глубокое чувство патриотизма и государственного самосохранения, осознанное народами страны в годы смертельной опасности, нависшей над Отчизной.

 

Бесспорно, одной из причин единства СССР в годы войны был тоталитаризм, ежедневное жесткое государственное и партийное регулирование жизни отдельных людей и целых народов, террор против настоящих и мнимых противников режима.

 

Необходимо сказать и о внешнем факторе, как о факторе, сыгравшем заметную роль в победе. Великобритания и США сразу же после начала войны выступили с поддержкой Советского Союза в его борьбе с фашизмом.

 

Победа СССР во Второй мировой войне бесспорна. Восточный фронт был главным во всей войне: здесь Германия потеряла более 73% личного состава, до 75% танков и артиллерийских орудий, более 75% авиации. Однако цена Победы была чрезмерно велика. Следствием всего этого была не только целенаправленная политика фашистов на уничтожение советского народа и государства, но и пренебрежение советских военных и политических деятелей к жизни людей.

3. Послевоенное развитие народного хозяйства

 

Война нанесла экономике СССР прямой ущерб, достигший почти трети всего национального богатства страны.

 

С 1943 г., по мере изгнания захватчиков, в СССР началось восстановление экономики, разрушенной войной. Помимо этих работ предстояло провести конверсию промышленности, поскольку к 1945 г. более половины объема промышленного производства приходилось на военную продукцию. Но конверсия носила частичный характер, потому что одновременно с уменьшением удельного веса выпускаемых боеприпасов и боевой техники происходили разработки новых видов вооружения, модернизация военно-промышленного комплекса. В сентябре 1949 г. газеты написали о том, что в СССР успешно прошло испытание первой атомной бомбы, а в августе 1953 г. – водородной.

 

В эти же годы проходила массовая демобилизация. Личный состав вооруженных сил сократился с 11,4 млн человек в мае 1945 г. до 2,9 млн человек в 1948 г. Правда, вскоре численность армии снова выросла: в начале 1950-х гг. она достигла почти 6 млн человек. В 1952 г. прямые военные расходы составляли 25% государственного бюджета, т. е. всего в 2 раза меньше, чем в военном 1944 г.

 

Как и в годы первых пятилеток, больше всего внимания уделялось совершенствованию тяжелого машиностроения, топливно-энергетического комплекса, металлургии. В целом за годы 4-й пятилетки (1946 – 1950) восстановили и построили заново более 6 тыс. крупных промышленных предприятий. Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и раньше, по остаточному принципу, и их продукция не отвечала даже минимальным потребностям населения. Производство потребительских товаров к концу 4-й пятилетки так и не достигло довоенного уровня.

 

У послевоенного экономического роста в СССР было несколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще оставалась мобилизационной, как в годы первых пятилеток и в военные годы.

 

Советский Союз получил от Германии репарации на сумму 4,3 млрд долл. В их счет из Германии и других побежденных стран в СССР вывозилось промышленное оборудование, в том числе целые заводские комплексы. Однако толком распорядиться этими богатыми ресурсами советская экономика так и не смогла.

 

В Советском Союзе работали 1,5 млн немецких и 0,5 млн японских военнопленных. К тому же в системе ГУЛАГа в этот период содержалось примерно 8 – 9 млн заключенных, чей труд не оплачивался.

 

Одним из источников экономического роста была продолжающаяся политика перераспределения средств из социальной сферы в тяжелую промышленность. Ежегодно население страны было обязано подписываться на государственные займы в среднем на 1 – 1,5-месячную заработную плату.

 

По-прежнему основным источником средств для тяжелой промышленности было сельское хозяйство, которое после войны было очень ослабленным. В 1945 г. производство сельскохозяйственной продукции сократилось по сравнению с 1940 г. почти на 50%. Жестокая засуха 1946 г. снова существенно подорвала экономические силы колхозов и совхозов.

 

Как и в довоенные годы, продолжался неэквивалентный товарообмен между городом и деревней при помощи ценовой политики. Государственные закупочные цены на основные виды продукции менялись крайне медленно и не показывали изменения производственных затрат.

 

Крестьяне, не получая почти ничего на трудодни, жили благодаря личному подсобному хозяйству. Но с 1946 г. государство начало сокращать приусадебные участки и облагать хозяйства большими денежными налогами. Кроме того, каждый крестьянский двор должен был сдавать и натуральный налог. В 1948 г. было настоятельно «рекомендовано» колхозникам «продать» государству мелкий домашний скот, хотя колхозный Устав позволял его держать. В ответ на эту «рекомендацию» крестьяне начали тайно резать скот. Колхозникам все труднее становилось продавать продукцию на рынке, поскольку резко увеличились налоги и сборы с дохода от продаж. Помимо этого, на рынке можно было продавать продукцию только при наличии специальной справки о том, что соответствующее хозяйство выполнило свои обязательства перед государством.

 

Руководство страны старалось не замечать глубокого кризиса в сельском хозяйстве и любые предложения и рекомендации по уменьшению командного давления на село неизменно отвергались.

 

Для повышения эффективности аграрного сектора экономики началось строительство огромных ГЭС на Волге, Днепре и других реках. Все эти станции были введены в действие в 1950 – 1960-е гг. В 1952 г. был построен Волго-Донской канал, соединивший в единую систему пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное.

 

До конца 1947 г. в СССР сохранялась карточная система на промышленные товары и продукты питания для населения. Ее отмена произошла только в конце 1947 г. Советский Союз был одной из первых стран в Европе, отменивших карточное распределение. Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания вместо существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Из-за этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла.

 

14 декабря 1947 г. издано Постановление Правительства СССР «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Старые деньги было необходимо за неделю обменять на новые из расчета 10: 1.

 

Одновременно проводилось объединение всех выпущенных ранее государственных займов в единый новый 2%-ый заем. Таким образом произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела в основном конфискационный характер.

 

По-прежнему чрезвычайно остро стоял жилищный вопрос. В эти годы строительство жилья шло в очень ограниченных размерах. Зато огромные средства вкладывались в строительство высотных зданий в Москве, призванных символизировать сталинскую эпоху. Основные же ассигнования из государственного бюджета шли на военно-промышленный комплекс, тяжелую промышленность, энергетическую систему. Советское правительство щедро раздавало подарки дружественным зарубежным странам в виде зданий университетов, культурных центров, госпиталей, а также в виде прямой военной помощи.

 

Дальнейшее развитие экономики СССР основывалось на чрезмерной централизации. Все экономические вопросы решались только в центре, местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные денежные и материальные ресурсы, которые были необходимы для реализации плановых заданий, выдавались через значительное количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, неразбериха и бесхозяйственность вели к регулярным простоям на производстве, огромным материальным издержкам, штурмовщине, бессмысленным транспортным перевозкам из края в край страны.

 

После войны несколько раз проводились разнообразные административные реформы, но они не вносили принципиальных изменений в сущность планово-административной системы.

4. Страна накануне реформ

 

Поскольку у Советского Союза были гигантские людские потери во время войны, советское руководство еще в 1948 г. распорядилось более «экономно» использовать заключенных в системе ГУЛАГа, т. е. не допускать их массовую гибель от недоедания, непосильной работы, отсутствия медицинской помощи. Была установлена небольшая заработная плата для «ударников», увеличены нормы пайков. Но эти меры не дали ожидаемых результатов.

 

К 1956 г. система ГУЛАГа была упразднена и стартовал процесс реабилитации осужденных по политическим мотивам. На XX съезде КПСС в феврале 1956 г. была дана критическая оценка всем этим событиям и подведена черта под целой эпохой.

 

Несмотря на недоговоренности и издержки, это был первый шаг к гражданскому миру в обществе, к кардинальным реформам во всех областях и в первую очередь в экономике. Реабилитация невинно осужденных явилась не только политическим, но и чисто экономическим фактором роста, поскольку миллионы специалистов вышли из лагерей, получили утраченные гражданские права, смогли применить свои знания и опыт в народном хозяйстве.

5. Реформирование советской экономической системы

 

Политические преобразования в СССР необходимо было подкрепить изменениями и в экономике. Г. М. Маленков на сессии Верховного Совета СССР в августе 1953 г. четко сформулировал основные направления экономической политики: быстрый рост производства товаров народного потребления, значительные инвестиции в отрасли легкой промышленности.

 

Одной из важнейших задач было решение продовольственного вопроса и вывод аграрной прмышленности из затяжного и глубокого кризиса. Было решено ослабить государственное давление на работников аграрного комплекса, найти способы увеличения доходности колхозного производства.

 

Одним из первых мероприятий нового правительства страны было списание недоимок по налогам за прошедшие годы, понижение сельскохозяйственного налога, увеличение территории частных подсобных хозяйств колхозников и приусадебных участков служащих и рабочих в поселках и городах. Понизились нормы обязательных поставок государству продукции животноводства, увеличены закупочные цены на продукцию совхозов и колхозов, расширены возможности развития колхозных рынков. С середины 1950-х гг. сельское хозяйство впервые за много лет стало доходным. Значительно повысились государственные ассигнования на формирование аграрного сектора. Увеличился поток тракторов, автомашин, комбайнов, направленных на село. В село отправляются тысячи специалистов-аграрников. С 1954 г. начинается освоение целинных земель.

 

Большое внимание уделялось техническому уровню промышленности. Благодаря очень высокой концентрации материальных средств, человеческих усилий и развитию науки удалось добиться положительных результатов. В народном хозяйстве появились новые отрасли – атомная энергетика и атомная промышленность. Строятся атомоходы, самолеты. На околоземную орбиту выводятся первый в мире искусственный спутник и первый космический корабль с человеком на борту – Ю. А. Гагариным. Высокими темпами развивались электроэнергетика, химическая и нефтегазовая промышленность. Практически завершилась электрификация села. Однако развитие промышленности происходило за счет экстенсивных факторов.

 

В 1958 г. правительство ликвидировало машинно-тракторные станции, колхозы должны были выкупить их технику. Происходило слияние и укрупнение колхозов, преобразование колхозов в совхозы. Вступила в действие программа химизации земледелия. Массово закупался хлеб за границей.

 

Ученые-экономисты и практические работники предлагали новые подходы в области долгосрочного прогнозирования и планирования, нахождение стратегических макроэкономических целей. Но руководству страны требовались реальные результаты немедленно, поэтому все усилия уходили на постоянные корректировки текущих планов. Составление планов на уровне предприятий было на низком уровне.

 

В стране осуществлялись бесплодные усилия улучшить структуру государственного аппарата, наделить его повышенными правами или, наоборот, сократить полномочия, разъединить существующие плановые органы и создать новые и т. п. Таких попыток было немало в 1950 – 60-х гг., но ни одна из них не улучшила реально работу командной системы.

 

С 1 января 1961 г. старые деньги начали обмениваться на новые в пропорции 10: 1. Фактически это была деноминация, но покупательская способность денег продолжала снижаться. Правительство сокращает в промышленности производственные издержки, снижает расценки примерно на 30%, одновременно повышаются цены на мясо и мясопродукты на 30%, а на масло – на 25%. Это вызывает недовольство рабочих. В июне 1962 г. в Новочеркасске произошло самое крупное выступление рабочих, которое было жестоко подавлено. Против рабочих были применены танки и огнестрельное оружие, погибли десятки человек, 9 приговорили к смертной казни, множество людей осудили на различные сроки заключения. Сведения об этом появились в газетах только в конце 1980-х гг.

6. Преобразования в социальной сфере

 

В середине 1950-х гг. был разработан проект мер, предназначенных для улучшения жизни населения. Систематически повышалась зарплата (ежегодно примерно на 6%), особенно у работников с минимальным доходом. Сокращается рабочая неделя с 48 до 40 ч. Увеличился оплачиваемый отпуск по беременности и родам. Увеличиваются пособия многодетным семьям, оплата по временной нетрудоспособности. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был издан закон о пенсиях, увеличивающий их в 2 раза для рабочих и служащих. Колхозникам пенсии установили в 1965 г. За обучение отменяются все виды платы. Значительно увеличилось потребление основных продовольственных товаров: овощей и фруктов – более чем в 3 раза, молочных продуктов – на 40%, мяса – на 50%, рыбы – почти в 2 раза. В конце 1950-х гг., по сравнению с их началом реальные доходы служащих и рабочих возросли на 60%, а колхозников – на 90%.

 

Массовое строительство жилья развивалось бурными темпами. За 1956 – 1960 гг. новое жилье получили около 54 млн человек (четверть населения страны). Одновременно менялся сам жилищный стандарт. Все чаще семьи бесплатно получали от государства не комнаты, а квартиры, хоть и малогабаритные. Но очередь на квартиры продвигалась очень медленно.

 

При Н. С. Хрущеве наступает либерализация духовной жизни, так называемая «оттепель».

 

Партия провозгласила вступление СССР в период развернутого строительства коммунизма.

7. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 – 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги

 

В 1965 г. было ликвидировано разделение партийного аппарата по производственному принципу. Продолжалась практика, когда партаппарат контролировал все, но ни за что реально не отвечал. Он принимал решения, давал указания, а в случае неудачи отвечали руководители отраслей, предприятий и учреждений. Был отменен включенный в 1961 г. в Устав КПСС пункт об обязательной ротации: при каждых выборах полагалось менять 1/3 членов парткомов. Так вводился принцип нестабильности партийных работников. Они были категорически против этого.

 

В 1965 г. стала осуществляться хозяйственная реформа. Она не затрагивала основ директивной экономики, но предусматривала материальную заинтересованность производителей в качестве и результатах труда, механизм внутренней саморегуляции. Правительство вновь списало долги с совхозов и колхозов, повысило закупочные цены, была установлена надбавка за продажу продукции государству сверх плана. Значительные финансы направлялись в аграрный сектор экономики. За их счет начались комплексная механизация аграрного производства, мелиорация и химизация почв.

 

Но эффект преобразований был кратковременным, так как непоследовательные меры по реформированию хозяйственного механизма были неэффективными. Вторая причина снижения темпов хозяйственного роста – сама директивная экономика была на пределе своих возможностей. Объяснялось это противоречием между колоссальными масштабами промышленного потенциала СССР и преобладавшими экстенсивными методами его развития. Также пришло в упадок сельское хозяйство, чьими ресурсами активно пользовалась директивная экономика.

 

В промышленном строительстве в период 9-й пятилетки (1971 – 1975) создаются десятки гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Была проложена Байкало-Амурская магистраль (БАМ), вдоль нее предполагалось построить сеть новых ТПК, но средств на этот проект уже практически не было. До сих пор БАМ приносит убытки.

 

С целью избежания экономического краха СССР увеличил поставки на запад энергоносителей, к тому же цены на них там возросли только за 1970-е гг. почти в 20 раз.

ЛЕКЦИЯ № 20. Экономическое развитие России в период перестройки

1. Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения

 

После смерти Л. И. Брежнева 9 ноября 1982 г. в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. Об ее остроте свидетельствует тот факт, что за короткий срок 2 раза на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: Ю. В. Андропов и К. У. Черненко.

 

Первый из них, коммунист-консерватор по убеждениям и многолетний шеф КГБ, запомнился народу тем, что приступил к серьезной борьбе с коррупцией, включая среднее и высшее звенья госаппарата, и укреплению трудовой дисциплины. Второй генсек начал с того, что пригласил на Пленум ЦК КПСС около полусотни разжалованных Андроповым высокопоставленных аппаратчиков. Вновь по всей стране зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах социализма и «зримых ростках коммунизма».

 

Тем временем в стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепились позиции относительно молодых и энергичных политиков, не только боровшихся за власть, но и готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, Председателем Совета Министров СССР – Н. И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В. С. Павлов). Так начался следующий и последний этап в истории СССР, названный вскоре «перестройкой».

 

Главной задачей было прекращение распада системы «государственного социализма», а также гарантировать интересы его правящей верхушки – номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувшей их наверх (причем первая часть задачи подчинялась второй и довольно скоро она была отброшена). Средством избирается осторожное преобразование общественных структур, в первую очередь экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала.

 

Решения горбачевской администрации зачастую не шли впереди общественных процессов и не направляли их, а шли за ними – с нулевой в таких случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной общего кризиса, успевшего охватить основные звенья системы. Сыграло негативную роль и другое обстоятельство – в первые годы «перестройки» не было серьезных социально-политических сил, способных оказывать давление на государственное руководство, побуждая его искать эффективные и адекватные ситуации решения. В обществе имелось лишь довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития еще предстояло пройти большой и трудный путь.

2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.

 

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось на реформирование политической системы СССР. Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление новых политических сил, грозивших в дальнейшем подорвать монополию КПСС на власть.

 

На первом этапе целью политического преобразования было укрепление руководящей роли КПСС в стране с помощью оживления Советов, установление в советской системе разделения властей и элементов парламентаризма.

 

Появляется новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проходили в 1989 – 1990 гг. альтернативно. Из народных депутатов сформировали постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводилась новая должность – председатель Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

 

Еще раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на «гласность». Это было контролируемое властью смягчение цензуры над средствами массовой информации, устранение «спецхранов» в библиотеках, печатание ранее запрещенных книг и т. п. Началась деятельность по реабилитации жертв репрессий.

 

Резко усилился процесс образования новых политических партий с крайне узкой социальной базой, зато самого широкого спектра: от монархистских до анархистских.

 

В республиках появляются массовые движения и партии национальной (а часто и националистической) ориентации. В Прибалтике, Армении, Грузии и Молдавии они получили устойчивое большинство в Верховных Советах. В ряде крупных городов России также возникли аналогичные общественно-политические образования, различные по составу и целям.

 

Большинство новых политических партий и движений открыто заняло антикоммунистические и антисоциалистические позиции, отражая растущее недовольство народа неспособностью правящей партии остановить развал экономики и падение жизненного уровня.

 

Кризис охватывает и КПСС. В ней наметились три основных течения: социал-демократическое, центристское и ортодоксально-традиционалистское. Происходит массовый отток из компартии. В 1989 – 1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС.

 

В стране начинают складываться новые центры реальной власти. Это были республиканские съезды народных депутатов и Верховных Советов, где происходило блокирование политиков либерально-демократической ориентации, прошедших в «парламенты» на волне критики КПСС, и старых опытных партократов.

 

Весной и летом 1990 г. союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза. Страна вступила в полосу дезинтеграции.

 

На протяжении десятилетий центр систематически перекачивал материальные и финансовые ресурсы из России в национальные республики, стремясь где ускорить развитие отсталых регионов, где «умиротворить» народы, насильно включенные в состав советской империи, более высоким по сравнению со всей страной уровнем жизни. Но, превратив Россию в «донора» и обескровив ее, у руководства СССР так и не получилось снять напряженные отношения между нациями. Большую роль здесь сыграли и слишком сильный централизм в управлении, и указания союзных органов, что надо делать в области использования природных ресурсов, демографического, социального и экономического развития республик без должного учета их собственных интересов, и многочисленные факты неуважения национальной культуры, языка, обычаев. Казалось, что все было спокойно, говорились речи о дружбе народов, а на самом деле не затухали очаги межнациональной розни, непонимания и разногласий.

 

Коммунистическую идеологию пронизывала идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Единое государство – СССР – во всех конституциях, начиная с 1924 г., официально рассматривалось в качестве «добровольного союза суверенных советских республик», обладающих правом свободного выхода из него. В республиках органы власти и управления, мало отличавшиеся по реальным полномочиям от аналогичных органов в областях Российской Федерации, имели тем не менее все атрибуты собственной суверенной государственности: законодательные, исполнительные, судебные, министерства и т. д.

 

Во время дальнейшего ослабления КПСС все эти конституционные положения начали с нараставшей силой работать против центра, создавая, помимо прочего, благоприятный международно-юридический фон для его развала.

 

В таких условиях горбачевская администрация, теряя инициативу, перешла весной 1990 г. ко второму этапу политических реформ. Постепенно они распространились и на сферу государственного устройства СССР. Отличительными чертами этого этапа были:

 

1) признание постфактум сдвигов в общественных настроениях, в действительной расстановке политических сил и их законодательное оформление;

 

2) отказ от поддержки распадавшейся КПСС в ее прежнем виде и стремление перестроить партию по образцу западной социал-демократии с целью найти поддержку у коммунистов-реформаторов; эта программа была разработана генсеком и его единомышленниками, ее одобрили, но она так и не проводилась в жизнь;

 

3) введение новой высшей государственной должности – Президента СССР и сосредоточение властных полномочий в президентском аппарате за счет союзных советских структур, терявших контроль над ситуацией в стране и авторитет в обществе; в марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР избрал Президентом СССР М. С. Горбачева;

 

4) прямые переговоры Президента СССР с руководствами республик о заключении нового Союзного договора.

3. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987 г. Программа «500 дней»

 

В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычагами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

 

Предполагался энтузиазм рабочих, но он не был подкреплен необходимой техникой и квалификацией работников. Это привело не к уменьшению сроков работы, а к значительному увеличению числа аварий в различных отраслях народного хозяйства. Крупнейшей из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

 

В середине 1980-х гг. по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами». Опять возобновились чиновничье рвение и азарт. Резкое сокращение предложения спиртных напитков, вырубка виноградников, повышение цен на алкоголь привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварению, массовым отравлениям суррогатами. Борьба с «нетрудовыми доходами» сводилась к очередному наступлению сельских властей на личные подсобные хозяйства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.