Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Области использования медицинского и психологического знания




Л2. Связь психологии и медицины.

Принцип детерминизма; 2. Принцип единства сознания и поведения (деятельности); 3. Принцип развития; 4. Принцип активности; 5. Принцип системности

Методы психологии:

Наблюдение; Эксперимент; Беседа; Анкетирование; Проективные методы; Тестирование; Анализ продуктов деятельности; Моделирование; Физиологические и др.

Области сотрудничества медицинского и психологического знания:

• в экологии, гигиене для предотвращения вредных влияний внешней среды, предотвращение старения, изменение образа жизни человека в соответствии с данными психологии здоровья;

• в экономике для правильной организации производства и формирования инфраструктуры;

• в социологии для создания адекватных, здоровых отношений в социальных группах;

• в педагогике с целью создания наилучших условий труда, подбора соответствующих возможностям учащихся методов обучения и воспитания;

• в медицинской науке и практике;

• в психологии для уточнения взаимоотношений психики и организма, для понимания влияния нарушений функций органов и систем на психическое отражение и психическую деятельность.

Сфера предметного сотрудничества:

• Психология и медицина, имеющие общий объект изучения - человека, связаны общей терминологией, общими понятиями, т.е. имеют близкий понятийный аппарат.

• Важнейшие понятия медицины: здоровье, болезнь, телесная функция, лечение используются в психологической практике, а также рассматриваются с учетом психологических факторов.

} Здоровье выступает как характеристика целостного развития человека, поэтому здоровая личность психически устойчива, что позволяет ей поддерживать и противостоять воздействию среды, преодолевать сопротивление внешних условий.

} В системном понятии здоровья выделяют биологическую, психологическую и социальную составляющую.

«Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Устав ВОЗ, 1946.

Здоровье - способность к адаптации, способность сопротивляться и приспосабливаться, способность к самосохранению и саморазвитию, ко все более содержательной жизни во все более разнообразной среде обитания. Лишук В. А., 1994.

Одним из центральных в психологии здоровья является понятие о норме психического развития, которое позволяет говорить о соответствии биологического и психологического возрастов человека.

Переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного физического, психического и нравственного состояния, которое позволяет оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и прежде всего трудовую деятельность.

Внутренняя картина здоровья – составная часть самосознания, представление о своем физическом состоянии, сопровождающееся своеобразным эмоциональным, чувственным фоном.

По показателям психического здоровья (с учетом жалоб на здоровье самого человека) выделяются четыре группы:

1 -я группа - совершенно здоровые, жалоб нет;

2-я группа - легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микро­социальных факторов;

3-я группа – лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации;

4-я группа - клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Критерии психического здоровья основываются на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация».

Понятие «адаптация» включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями).

Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека.

1-й критерий связан со способностью человека реагировать на другого человека как на равного себе («другой такой же живой, как и Я»);

2-й критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.

3-й критерий - как человек переживает свою относительную зависимость от других людей.

Существует для каждого человека необходимая мера одиночества, и если человек эту меру переступает, то он чувствует себя плохо.

Мера одиночества – это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

Карен Хорни (1885 – 1952):

Основным побудительным мотивом является стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства являются базовыми для поведения индивидов и сопровождают человека на протяжении всей жизни. Направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

1. Движение к людям;

2. Движение от людей;

3. Движение против людей

Невротические (компульсивные) потребности:

1. Невротическая потребность в любви и одобрении. Эта потребность характеризуется огульным желанием доставлять другим удовольствие и соответствовать их ожиданиям. Человек живет ради хорошего мнения о нем окружающих и чрезвычайно чувствителен к любому знаку отвержения и недружелюбия.

2. Невротическая потребность в "партнере – опекуне". Человек переоценивает любовь и чрезвычайно боится быть брошенным и остаться в одиночестве.

3. Невротическая потребность в узком ограничении жизни. Такой человек нетребователен, удовлетворяется малым, предпочитает оставаться незаметным и превыше всего ценит скромность.

4. Невротическая потребность в силе. Эта потребность проявляется в стремлении к силе ради нее самой, неуважении к другим, огульном восхвалении силы и презрении к слабости. Другой вариант этого стремления – потребность веры во всемогущество воли. Такие люди полагают, что волевыми усилиями всего можно добиться.

5. Невротическое стремление эксплуатировать других.

6. Невротическая потребность в значимости. Самооценка определяется уровнем публичного признания.

7. Потребность в том, чтобы, быть объектом восхищения. У людей, обладающих этой потребностью, гипертрофирорванный образ самого себя; желание, чтобы ими восхищались в соответствии с ним, а не с тем, чем они являются на самом деле.

8. Невротическое стремление к личным достижениям. Такие люди хотят быть лучше всех и направляют себя ко все большим и большим достижениям, что является следствием базового отсутствия чувства безопасности.

9. Невротическая потребность в самодостаточности и независимости. Разуверившись в возможности теплых, приносящих удовлетворение отношений с другими людьми, человек отделяет себя от других и отказывается от привязанностей к кому-либо или к чему-либо. Он становится "одиночкой".

10. Невротическая потребность в совершенстве и безупречности. Боясь совершить ошибку и подвергнуться критике, люди с этой потребностью стараются стать неуязвимыми и непогрешимыми. Они постоянно ищут в себе пороки с тем, чтобы их можно было скрыть прежде, чем они станут очевидны для остальных.

Индивидуализация (индивидуация) (К.Г. Юнг), позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других - один из важнейших параметров психического здоровья.

Духовное здоровье человека (Маслоу А., Роджерс К., и др., гуманистическая, экзистенциональная психология) проявляется прежде всего в связи человека со всем миром. Это может проявляться разнообразно – в религиозности, в чувствах красоты и гармонии, восхищения перед самой жизнью, радости от жизни. Переживания, в которых осуществляется связь с другими людьми, соответствие конкретному идеалу человека и составляют содержание внутренней картины здоровья как трансцендентального целостного представления о жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.