Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели внимания

Модель селекции Д. Бродбента. Внимание функционирует подобно электромеханическому фильтру, который осуществляет отбор (селекцию) информации и канал передачи, который охраняет память от перегрузки.

Модели ранней селекции предполагают, что «фильтр» отбирает информацию на основе сенсорных признаков (блокирует нерелевантные источники информации) и работает по принципу «все или ничего».

Согласно моделей поздней селекции, вся информация, которая поступает, параллельно разрабатывается и узнается, после чего отобранное хранится в памяти, а остальное очень быстро забывается.

Внимание как предвидение. Модели В. Найсера и Дж. Хохберг а были предложены как альтернатива моделям селекции.

Внимание в этих моделях понимают как активное предвидение результатов восприятия, которое ведет к синтезу сенсорных данных на основе внутренних схем.

Избирательность – один из аспектов восприятия, который обеспечивается предвидением необходимой информации и непрерывной настройкой перцептивной схемы.

Внимание как усилие. Модели ресурсов. В 1973 г. Д. Канеман опубликовал свою монографию, в которой изложил понимание внимания как умственного усилия. главная идея всех таких теорий - понятие ресурса. Количество ресурсов, которое лимитирует умственные усилия, в каждый момент времени оказывается величиной постоянной, хотя она и может изменяться в определенных пределах под воздействием активации.

Умственное усилие, которое является равнозначным актам внимания, определяется не столько желаниями или сознательными интенциями субъекта, сколько сложностью задачи. По мере усложнения задач происходит некоторый рост активации, а также увеличение количества ресурсов внимания, которые выделены на решение задачи.

Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания.

Процессы памяти:

• Запоминание;

• Сохранение;

• Воспроизведение;

• Узнавание;

• Забывание;

• Реминисценция.

Запоминание – это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей;

Различают произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное) запоминание.

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Определяется не установками и целями, а особенностями объектов и отношением к ним.

Произвольное запоминание – целенаправленное, планомерное и организованное. Происходит с участием воли.

Закономерности непроизвольного запоминания:

• Возраст;

• Стимульный материал (интересное запоминается легче);

• Мотивационный фактор;

• Эффект незаконченного действия – незавершенное действие запоминается легче, завершенное легче забывается;

• Эффект генерации – собственные интерпретации событий и явлений запоминаются лучше чем сами события и явления;

• Позиционный (краевой) эффект – лучше запоминаются начало и конец и хуже элементы (события) расположенные ближе к центру.

• Эффект фон Ресторф – разнородные элементы среди однородных запоминаются легче;

• Конгруэнтность состояния – в плохом настроении вспоминается исключительно негативная информация.

Условия продуктивности и закономерности произвольного запоминания:

• Наличие мнемической установки;

• Понимание материала;

• Повторение материала:

– закон общего времени – на каждое сделанное накануне повторение при доучивании на следующий день приходится экономия примерно трети времени, необходимого для одного повторения;

- закон накопления и распределения повторений (закон Йоста) – при фиксированном количестве повторений распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные.

• Эмоциональная окраска материала – чем ярче ассоциации, тем крепче запоминание.

Запоминание различается по характеру связей, лежащих в основе памяти. В этой связи запоминание делится на осмысленное и механическое.

Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей элементов запоминания путем многократного повторения.

Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями материала. Отдельные части при этом анализируются и обобщаются.

Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического.

Сохранение – процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

Сохранение – это динамический процесс, связанный с реконструкцией материала.

Факторы влияющие на сохранение:

- объем;

- осмысленность;

- характер деятельности;

- эмоции.

Забывание – утрата (частичная или окончательная) возможности воспроизведения, а иногда и узнавания ранее запомненного.

Факторы забывания:

- потеря доступа к информации;

- временной фактор;

- снижение значимости материала.

Воспроизведение – процесс актуализации элементов прошлого опыта. Узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже ранее известного.

Непроизвольное воспроизведение происходит без намерения, но не само собой. Толчком для непроизвольного воспроизведения обычно служат какие-то причины, вызывающие соответствующие ассоциации.

Произвольным называется воспроизведение, которое организуется посредством волевых усилий и сознательно поставленной целью.

При воспроизведении наиболее отчетливо обнаруживается качество памяти. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Воспроизведение - не просто механическое повторение запечатленного. При воспроизведении происходит реконструкция, т.е. осмысленная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Реминисценция – вступление нового усвоенного материала в смысловое взаимодействие с ранее усвоенным.

Отсроченное воспоминание бывает более полным, чем то, которое осуществляется сразу после запоминания.

Реминисценция как припоминание (ана́мнес, ана́мнесис) – у Платона припоминание душой истинного знания (идей), припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело.

Механизмы памяти:

физиологическое объяснение – образование нервных связей (ассоциаций);

биохимическое объяснение – память связана с изменением состава РНК и других биохимических структур;

психологическая трактовка – память зависит от характера деятельности и направленности личности.

Типологии памяти:

По сенсорной модальности: визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, обонятельная, болевая;

По содержанию: образная, моторная, эмоциональная, словесно-логическая;

По организации запоминания: эпизодическая, семантическая, процедурная;

По временным характеристикам: долговременная, кратковременная, оперативная;

По наличию целей: произвольная, непроизвольная;

Теории памяти в психологии:

• Ассоцианистская теория памяти;

• Гештальт-теория памяти;

• Бихевиористская теория памяти;

• Деятельностная телория памяти;

• Память в когнитивной психологии.

Ассоцианистская теория памяти:

Исходным понятием является понятие ассоциации (связь, соединение). Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями.

Принципы создания ассоциаций:

• Смежность в пространстве и времени;

• Сходство;

• Контраст;

• Многократное повторение.

Отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях.

Гештальт-теория памяти:

Память согласно гештальт-теории существенно определяется строением объекта. Так, например, плохо структурированный материал запомнить очень трудно, а хорошо организованный запоминается легко и практически без повторов.

Когда материал не имеет четкой структуры, человек часто организует его путем, например, ритмизации, симметризации, рифмизации и т.д.

Теория памяти в бихевиоризме:

В данной теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала.

Используется схема условного рефлекса И.П.Павлова (или схема «стимул-реакция»).

В процессе закрепления рефлекса (эффекта памяти) происходит перенос навыков: позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее.

Т.е. связь между действием и результатом закрепляется лучше, чем больше удовольствия (позитивное влияние) вызывает этот результат.

Деятельностная теория памяти:

Опирается на теорию актов, согласно которой память есть историческая форма деятельности, высшим проявлением которой является произвольная память.

Специфика высших форм памяти видится в использовании знаков-средств (Л.С.Выготский), предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения.

Только при таких условиях память превращается из натуральной в опосредованную, которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемической деятельности.

Память в когнитивной психологии:

Когнитивная психология основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека («компьютерная метафора»). Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р.Аткинсон).

Память в когнитивной психологии:

Структурная организация памяти:

Утверждает, что память делится на несколько подструктур, которые отличаются по времени хранения информации, способу ее кодирования и объему удерживаемой информации. Информация может быть закодирована тремя разными способами:

1. Зрительное кодирование – представление материала в виде изображения;

2. Акустическое кодирование – представление материала в виде звуков;

3. Семантическое кодирование – представление материалов в виде слов.

Память в когнитивной психологии:

Структурная организация памяти:

Воображение:

• построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

• процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений.

Общая характеристика воображения:

• Воображение – процесс создания нового;

• Человек создает в своем сознании образ, которого еще не существует в реальности;

• Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением;

• Образы воображения создаются путем соединения известного с неизвестным;

• Физиология воображения – перегруппировка нервных связей;

• Воображение актуализирует органические процессы.

Л. С. Выготский: воображение "не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит из них какие-то новые ряды".

Л. М. Веккер предлагал считать воображение тем процессом, природе которого соответствует "психическая реальность, скрывающаяся за разными уровнями экстраполяции, антиципации или вероятностного прогнозирования".

Виды воображения:

Произвольное (воссоздающее, творческое, мечта)

Непроизвольное (грезы, галлюцинаии, сны)

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы:

• Анализ полученных представлений;

• Абстрагирование объекта;

• Синтезирование абстрагированных объектов;

• Агглютинация;

• Увеличение или уменьшение объекта, а также его частей;

• Включение известных объектов в новый контекст;

• Ротация объекта;

• Схематизация и акцентировка.

Индивидуальные особенности воображения:

- степень развития (яркость и глубина образов)

- типы образов (ведущий тип анализатора, смешанный тип)

Развитие воображения:

• Этап овладения речью;

• Увеличение практического опыта;

• Развитие произвольности;

• Включение в образовательную практику;

• Наличие задатков;

• Организация эффективной среды

Мышление – процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними.

Подходы к изучению мышления:

Исследования интеллекта – способности человека к мышлению;

• Исследование формирования умений и навыков в процессе решения задач;

Деятельностная теория мышления (внутренняя деятельность аналогична внешней)

• Разработка методик для диагностики особенностей мышления

Признаки мышления:

1) Связь мышления с решением задач, с речью – 2) опосредованное отражение действительности – 3) обобщенное отражение действительности

Функции мышления:

1. Интегрирующая: мышление играет роль объединяющего начала и регулятора всей психической деятельности в целом.

2. Упорядочивания: с помощью мышления устанавливаются общие взаимосвязи.

3. Обобщающая: благодаря этой функции происходит обобщение свойств однородной группы либо обнаружение единых свойств нескольких групп.

4. Регулирующая: регулирует поведение и деятельность человека, направляет её на решение поставленных задач.

Виды мышления:

По характеру, По форме, По степени развернутости, По степени новизны.

Основные формы мышления:

Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов или явлений;

Суждение – мысль, высказывание, где что-либо утверждается или отрицается;

Умозаключение – образование нового суждения на основе нескольких предшествующих.

Основные виды умственных операций:

СРАВНЕНИЕ (установление сходства и различий между предметами);

АНАЛИЗ (мысленное выделение отдельных свойств предмета);

СИНТЕЗ (мысленное соединение отдельных свойств предмета);

АБСТРАКЦИЯ (мысленное отвлечение от отдельных свойств для выделения существенных признаков);

КОНКРЕТИЗАЦИЯ (представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию).

Основные виды умственных операций:

Индукция – процесс логического вывода от частного положения к общему;

Дедукция – мыслительная операция, при которой частное положение логическим путем выводится из общего;

Классификация – мыслительная операция разделения вещей или явлений на разновидности согласно каким-либо важным, существенным признакам;

Обобщение - логическая операция, посредством котрой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания.

Характеристики творческого мышления:

Оригинальность и необычность высказываемых идей

Способность видеть объект под новым углом зрения

Способность изменить восприятие объекта, чтобы видеть его новые стороны

Способность продуцировать новые идеи в неопределенной ситуации

Стадии развития мышления (по Ж.Пиаже):

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (1 – 2 года);

2. Стадия операционального мышления (2 – 7 лет);

3. Стадия конкретных операций с предметами (7-8 – 11-12 лет);

4. Стадия формальных операций с предметами (11-12 – 14-15 лет).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды внимания. Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте | Благодаря потребностям и в них человек выступает как активное существо
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.