Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет методики




Лекция 1. Методика обучения иностранным языкам как наука

Гигиена обуви

По назначению выделяют обувь бытовую, спортивную, специальную рабочую, детскую, военную, лечебную и т. д.

Обувь должна отвечать следующим гигиеническим принципам:

1) обладать низкой теплопроводностью, обеспечивать оптимальный микроклимат обувного пространства, его вентиляцию;

2) быть удобной в использовании, не нарушать кровоснабжение, рост и формирование костно-мышечных элементов стопы, не затруднять свободу движений при ходьбе, занятиях физкультурой и трудовых процессов, обеспечивать защиту стоп от неблагоприятных физических, химических и биологических воздействий;

3) не выделять в обувное пространство химические вещества в концентрациях, способных в реальных условиях эксплуатации оказывать неблагоприятное воздействие (кожно-раздражающее, резорбтивное, аллергенное и т. д.) на кожу стопы и организм в целом;

4) отвечать возрастным и другим физиологическим особенностям организма;

5) легко чиститься и высушиваться, продолжительное время сохранять первоначальную конфигурацию и гигиенические свойства.

Гигиенические свойства обуви зависят от материала, из которого она изготовлена, соответствия размеров и конфигурации стопы, конструктивных особенностей и эксплуатационных качеств. Для изготовления обуви используют различные натуральные и искусственные материалы. Показатели, по которым судят о достоинствах или недостатках того или иного материала, совпадают с теми, которые характеризуют гигиенические свойства тканей одежды – теплопроводность, влагопоглощаемость, воздухо– и паропроницаемость.

Хорошими гигиеническими свойствами обладают материалы из натуральной кожи. Они эластичны, умеренно воздухопрницаемы, имеют низкую теплопроводность, не выделяют в обувное пространство вредные химические вещества. Это очень важно, так как даже при умеренной физической нагрузке стопа взрослого человека может выделять от 2 до 5 г пота в 1 ч. Стопы наиболее подвержены охлаждению. Оптимальной для сохранения баланса между теплообразованием и теплоотдачей внутри обуви считается температура 18—22 °С, относительная влажность воздуха – 40—60 %.

 

 

Любое обучение заключается в передаче знаний и формировании навыков и умений. Организованно такие знания, навыки и умения приобретаются при наличии спланированного процесса обучения. Для того чтобы такая сложная система как процесс обучения функционировала эффективно, необходимо знать ее закономерности. Закономерности обучения в совокупности и составляют теорию обучения или методику. Методика является педагогической наукой. Методика обучения иностранным языкам – это наука, которая исследует цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения и воспитания на материале иностранного языка. Она исследует преподавание и изучение иностранного языка и культуры в ходе взаимодействия всех субъектов учебного процесса друг с другом и с языком как объектом усвоения/обучения. Обобщенно весь круг проблем, которые решает методика обучения иностранным языкам как наука. Подчеркнем, что исходной и первичной в обучении иностранным языкам является цель, она определяет все остальные составляющие. Особенность и специфика методики как науки состоит в том, что все представленные на схеме вопросы, имея автономный и равноправный характер, должны решаться во взаимосвязи. Это позволяет построить адекватную модель обучения иностранному языку. Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей процесса обучения иностранному языку независимо от того, о каком иностранном языке идет речь. Но знаний общих закономерностей обучения иностранному языку недостаточно, когда учитель сталкивается со специфическими особенностями конкретного иностранного языка, например, овладение немецкими глагольными формами, специфичными только для немецкого языка, громоздкие модели словосложения немецкого языка, способы образования числительных в немецком языке и т.д. Следовательно, частная методика исследует обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного иностранного языка. С одной стороны, методика изучает реальные объекты: программа, учебники, учебные пособия, учитель иностранного языка, ученик, организационные формы учебно-воспитательного процесса: урок иностранного языка, внеклассная работа, самостоятельная работа и т.д. С другой стороны, это абстрактные объекты, а именно: цели обучения, содержание обучения, принципы обучения, методы и приемы обучения.

Всякая самостоятельная наука имеет свой объект исследования, свой предмет исследования и свою терминологи, т.е. набор категорий и понятий. Объектом исследования методики считается процесс обучения иностранному языку в целом. Следовательно, сюда можно отнести все компоненты учебно-воспитательного процесса: Качество реального учебного процесса по иностранному языку определяется взаимосвязью всех субъективных и объективных факторов этого процесса, обусловливающих его эффективность. Итак, объектом исследования методики обучения являются конкретные формы проявления учебного процесса: уроки, внеклассные мероприятия, самостоятельная работа учащихся, а также конкретные формы деятельности учителя и учащихся и весь арсенал средств обучения иностранным языкам. Предмет исследования методики – это многочисленные методические теории, которые моделируют процесс обучения иностранным языкам. Предметом методики являются также цели и содержание обучения, принципы обучения, методы обучения и методические приемы. Предметом методики является и язык как средство общения. Методика обучения иностранным языкам теоретически обосновывает, экспериментально проверяет и практически реализует модель (систему) обучения языку. Среди частных методик обучения явная граница пролегает между предметами, целью обучения которых является усвоение знаний: это литература, история, физика, биология и др., и предметами, требующими формирования навыков и умений: рисование, физкультура, музыка и труд во всех его проявлениях. Особняком стоит математический цикл дисциплин, в котором передача знаний имеет целью формирование абстрактного мышления. В этом ряду только обучение иностранным языкам оказывается «всеядным» предметом. Его целью является и усвоение знаний о языке и культуре народа, и формирование речевых навыков и умений, и развитие абстрактного мышления в ходе комбинирования нового языкового материала в незнакомых ситуациях общения. Отсюда долгие поиски ниши для методики обучения иностранным языкам, становление которой как науки совершалось в течение целого ряда десятилетий. На протяжении этого периода вопрос о статусе этой научной дисциплины являлся наиболее дискуссионным. Так, Л.В. Щерба отмечал, что методика есть прикладное языкознание, а Б.В. Беляев считал методику прикладной психологией. И.В. Рахманов также ставил под сомнение самостоятельный научный статус методики. Современная точка зрения на методику как теорию обучения иностранному языку сводится к утверждению, что методика является самостоятельной наукой со своей спецификой и самобытностью, со своим объектом исследования, предметом исследования и терминологией. Методика обучения иностранному языку как самостоятельная дисциплина начинает оформляться лишь на рубеже 18-19 веков. До этого времени вопросами методики иностранных языков занимались исключительно представители общей педагогики. Первые попытки теоретически обосновать методы изучения новых иностранных языков мы находим в работах французского педагога Жакотó (1822 г.), в работах великого русского педагога К.Д. Ушинского, русского методиста Орбинского и др. Во второй половине 19 века методика уже окончательно оформляется в самостоятельную научную дисциплину. Любая модель обучения иностранному языку строится прежде всего на «образе языка», который существует в лингвистике в каждый конкретный период ее развития [37]. Так, с начала 1950-х годов особое влияние в лингвистике приобрела идея системности, которая на долгие десятилетия определила «уровневую» модель обучения, повторяющую структуру языка и его образ. Поэтому вплоть до 1960-х годов в методике обучения иностранным языкам основное внимание уделялось вопросам усвоения языкового материала, несмотря на то, что в качестве практических задач обучения декларировалось овладение учащимися иностранным языком как средством устного и письменного общения. С середины 1960-х годов в языкознании наряду с изучением системы языка все более последовательно развиваются исследования речи, которая понимается как реализация языковой системы в конкретных актах коммуникации. Лингвисты проводят жесткое разграничение между языковой компетенцией и употреблением языка. Методика обращается, в свою очередь, к проблеме не только усвоения языковых средств и правил их использования в речи, но и автоматизированного их использования в актах коммуникации, то есть к проблеме обучения речевой деятельности. Начиная с 1970-х годов в лингвистике произошел поворот к социальному и функциональному аспектам анализа языка. Это значит, что в сферу интересов лингвистов вошел анализ механизма использования языка в разных целях, возникающих в ходе социального взаимодействия. В этот период лингвистические исследования получают ярко выраженную прагматическую направленность, при этом основной задачей является изучение не устройства языка, а его функционирования. Новую парадигму анализа речевого общения образуют прежде всего теория речевой деятельности и теория речевых актов. Теория речевой деятельности, возникшая на рубеже 1970-х годов, позволила раскрыть сущность речевого общения в контексте социальной ситуации, в которой общающиеся находятся во взаимодействии друг с другом. Ярко выраженная прагматическая направленность лингвистических исследований 1970-1980-х годов проявилась в общей концептуальной позиции методики как науки и в технологии обучения иностранным языкам. Методические подходы приобрели ярко выраженный коммуникативный характер. Это обусловило радикальный поворот к естественной коммуникации в процессе обучения языку, который нацелен на формирование коммуникативной компетенции с учетом ситуативных и личностных факторов. К началу 1980-х годов методической наукой накоплен богатый арсенал эффективных приемов обучения, нацеленных не только на формирование у учащихся умений практически пользоваться языком, но и на общее развитие и образование обучающихся. Следует отметить, что современная методическая наука проявляет все больший интерес к экстралингвистическим условиям и обстоятельствам иноязычного общения, к личности участвующих в общении субъектов, их знаниям о мире. Это обусловливает культуроведческую направленность современной методики. Именно поэтому учебный процесс по иностранному языку должен быть представлен как процесс передачи лингвокультурного опыта. Знание методических закономерностей обучения иностранному языку составляет основу профессионально-методического мастерства учителя. Это значит, что учитель может достичь качественных результатов в своей профессиональной деятельности, если он методически грамотен и хорошо знает, как следует обучать иностранному языку в конкретных учебных условиях. Незнание теоретических и прикладных основ обучения иностранному языку ставит учителя в условия, когда он вынужден идти путем проб и ошибок и выбирать нередко не самый короткий и эффективный путь к планируемому результату. Но необходимо также иметь в виду, что одного знания недостаточно. Очень важно умение и желание рационально и эффективно использовать эти знания в практике обучения, преобразовывать на базе этих знаний освоенные методические приемы и способы работы и переносить их в новые условия обучения. Методика обучения иностранным языкам в силу своей специфики подвержена многочисленным опасностям, связанным с необоснованными увлечениями, с игнорированием важных факторов, которые определяют решение любого методического вопроса. Нигде так легко и безнаказанно не может проявляться лженоваторство, как в обучении иностранному языку, особенно после более чем полувекового игнорирования важности этого предмета. В этих условиях для нашей науки особое значение приобретают такие личности, как А.А. Миролюбов, А.А. Леонтьев, Б.А. Лапидус, И.Л. Бим, Г.Д. Томахин, Г.В. Рогова, Н.Д. Гальскова, Ж.Л. Витлин, И.Н. Верещагина, В.С. Цетлин, Л.Г. Веденина, Е.И. Пассов, Р.К. Миньяр-Белоручев, Р.П. Мильруд и другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 7658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.