Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анкетирование. Чтение и анализ литературы

Метод наблюдения

Чтение и анализ литературы

Данный способ включает три основных вопроса: составление библиографии, чтение источников и анализ прочитанной литературы. Составление библиографии может идти двумя путями: эмпирическим и научным. В первом случае составляется список на основе прочитанной литературы. Второй путь представляется более экономным по времени и более надежным в смысле полноты охвата литературы по изучаемому вопросу. Составление библиографии начинается с изучения предметных каталогов наиболее крупных библиотек. Литература по методике обучения ИЯ нередко особо не выделяется. Ее надо искать в картотеках по ряду других наук: по языкознанию, психологии, педагогике и др. отраслям знаний. После составления библиографии наступает второй этап – чтение литературы и выписка необходимых фактов, цитат. Выписку рекомендуется делать на отдельных карточках, куда заносятся основные данные: название источника, год и место издания, страница. Собранный материал по той или иной теме подлежит всестороннему анализу. Исследователи в области теории методики, заканчивая анализ основных источников по теме, формулируют гипотезу, т.е. новые положения, которые требуется доказать, а затем приступают к изучению современного состояния практики обучения ИЯ с помощью наблюдения, эксперимента и др. методов.

Рассматриваемый метод исследования может дать научные сведения лишь в том случае, если он используется относительно длительно, а наблюдаемое явление подвергается всестороннемуизучению. Наблюдение может носить активный и пассивный характер. С помощью пассивного наблюдения обычно изучается деятельность учителя и учащихся. Активное наблюдение предполагает вмешательство исследователя в учебный процесс по ходу ведения урока или его непосредственную работу в школе в качестве учителя ИЯ.

Анкетированиед ополняет наблюдение, ибовыявляет то, что наблюдению недоступно. Основным способом реализации этого метода является анкета, содержание и форма которой определяются спецификой исследования. Анкета характеризуется тем, что:

- точно отвечает цели и характеру исследования;

- соответствует возрастным особенностям и возможностям испытуемых;

- вопрос предполагает выбор из нескольких вариантов ответов, а иногда испытуемый должен сам конструировать ответ;

- каждый из вариантов ответа оценивается соответствующим количеством баллов, чтобы облегчить статистико-математическую обработку данных.

Преимущество анкетирования состоит в том, что данные, полученные в результате применения этого метода, легко поддаются количественной обработке и имеют определенную научную ценность. Однако следует помнить, что анкетирование характеризуется субъективностью подхода к решению поставленной задачи, так как в основе такого решения всегда лежит мнение отдельного индивида. Отождествление объективной научной истины с мнением большинства методологически ошибочно. Анкетирование заключается в изучении различных точек зрения обучаемых и обучающих относительно способов и приемов в оценках результатов обучения, предложений и пожеланий по их улучшению. Основным способом реализации этого метода является анкета, содержание и форма которой определяется спецификой исследования. Анкета должна точно отвечать цели и характеру исследования, соответствовать возможностям опрашиваемых, иметь форму, облегчающую проведение анкетирования для испытуемых и исследователя. Анкета должна содержать в совокупности все возможные варианты ответа. Каждый вариант должен оцениваться количественно – баллами. Преимущество анкетирования состоит в том, что данные, полученные в результате применения этого метода, легко поддаются количественной обработке и имеют научную ценность. Ответы на вопросы анкеты отражают настроения, черты характера испытуемого. Этот метод можно применять в сочетании с другими методами, например с такими, как наблюдение, беседа, тестирование.

Эксперимент – научно поставленный опыт, основанный на изучении состояния и динамики только одного изучаемого явления при условной нейтрализации всех других факторов.

В технике проведения эксперимента выделяются две группы испытуемых. Одна – экспериментальная, другая – контрольная. В экспериментальной группе реализуется инновационное решение. В контрольной – те же дидактические задачи решаются в рамках традиционных условий.

Условия, в которых проводится эксперимент, должны быть одинаковы в экспериментальных и контрольных классах — так называемые невapьируeмыe условия. Отдельные компоненты, которые имеют отличия, называются варьируемыми условиями. Неварьируемыми условиями могут быть: одинаковое количество учащихся, уровень знаний в иностранном и родном языках, предлагаемый языковой материал, квалификация учителя, ведущего уроки. Варьируемые условия зависят от цели эксперимента. Варьируемые условия — это все то, что в ходе эксперимента преднамеренно подвергается изменению.

В проведении эксперимента можно выделить четыре фазы. Первая фаза – организация. Наиболее значимым компонентом этой фазы является разработка гипотезы. Вторая – реализация – предусматривает проведение запланированного эксперимента, который может состоять из нескольких этапов. Третья – констатация – имеет своей задачей выявить количественные и качественные характеристики результатов исследования, что служит основой для формулирования определенной закономерности. Четвертая – интерпретация – представляет собой объяснение причины полученных результатов, доказательство их представительности и надежности. После осуществления отмеченных фаз проводится проверка результатов эксперимента в практике обучения иностранному языку, что означает внедрение достигнутого в учебный процесс.

Проведение методического эксперимента предполагает использование тестов (срезов). Различают предэкспериментальный, текущий, завершающий и отсроченный срезы. Цель этих срезов — выявление исходного, текущего или конечного уровней обученности, т.е. владение навыками или умениями в том или ином виде речевой деятельности. Результаты срезов подвергаются анализу, на основании чего делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотезы. Обучающий эксперимент занимает очень важное место, о чем говорилось выше. Н. И. Кондаков трактует эксперимент как «научно поставленный опыт, целенаправленное изучение вызванного нами явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него с помощью целого ряда разных приборов и средств и воссоздать это явление каждый раз, когда налицо те же самые условия и когда в этом есть необходимость».

Эксперимент в методике – это особый вид общественной практики, необходимое условие развития науки. Он позволяет доказать или опровергнуть научные предположения, обнаружить новые стороны явлений и процессов.

В методической литературе различают следующие виды обучающего эксперимента в зависимости от целей эксперимента, условий, длительности и методики его проведения.

По цели он может быть: разведывательным (или поисковым), основным (или базовым), повторным (дополнительным, проверочным); по условиям – естественным (или классным), лабораторно-групповым, индивидуальным; по методике проведения – традиционным, перекрестным; по срокам – длительным (систематическим) и кратковременным (эпизодическим).

Разведывательный эксперимент проводится с целью уточнения отдельных моментов, деталей, организационных форм проведения эксперимента, предварительной проверки гипотезы.

В основном эксперименте осуществляется главная цель исследования – получение необходимых данных, подтверждающих либо опровергающих выдвинутое в гипотезе предположение об эффективности внесенных в учебный процесс изменений.

В тех случаях, когда экспериментатор не убежден до конца, что он располагает достаточно объективными данными относительно успеха (или неуспеха) его методической идеи, содержащейся в гипотезе, и не уверен, что этот успех (или неуспех) объясняется случайным совпадением ряда благоприятных (или неблагоприятных) обстоятельств (условий или факторов), положительно (или отрицательно) повлиявших на результаты эксперимента, проводится повторный эксперимент, полностью или частично (в зависимости от цели) воспроизводящий условия и ход первого эксперимента. Совпадение результатов основного и повторного (дополнительного) эксперимента свидетельствует о надежности экспериментальных данных, об их объективности. Этой же цели служит так называемый перекрестный эксперимент. Он состоит в том, что контрольная и экспериментальная группы поочередно меняются местами: контрольная группа становится экспериментальной, а экспериментальная – контрольной.

При проведении такого эксперимента необходимо соблюдать ряд требований: экспериментальный материал должен быть равноценным, контрольные и экспериментальные серии должны быть краткосрочными, группы должны быть в равной степени обучены.

Отличительными особенностями естественного эксперимента являются:

• обусловленность его учебным планам, целями, задачами, условиями обучения иностранному языку в данном типе учебного заведения;

• обязательность соблюдения естественных условий учебного процесса (в отношении состава и количества студентов в группе, материала, сетки часов);

• массовость (он может проводиться в одной или нескольких группах или нескольких вузах).

Лабораторный эксперимент преследует цель проверить частные методические положения отдельно от естественной обстановки, чтобы исключить побочные факторы, отрицательно влияющие на «чистоту» эксперимента.

Из этого становится понятным, каким важным средством определения эффективности того или иного метода, приема или методической системы в целом является массовое экспериментально-опытное обучение как завершающий этап методического исследования.

Такое массовое обучение должно проводиться на материале, ранее проверенном экспериментально на отдельных группах. Оно позволяет с большей степенью объективности выявить «доминанту» эффективности данного метода по результатам завершающего констатирующего среза, обработанных методом вариационной статистики.

Массовое экспериментальное обучение является не только важным методом исследования, но и эффективным средством внедрения результатов такого исследования в практику вуза.

 

Математическая статистика подтверждает или опровергает достоверность выявленных закономерностей. Данные могут быть представлены в форме таблицы, диаграммы, гистограммы и т.д. Обработка данных методом математической статистики показывает, насколько вероятно проявление выявленной закономерности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методология научного исследования в методике обучения иностранным языкам | Обобщение передового опыта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.