Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система обучения, подход, ситуация общения

Методика и психолингвистика

Связь методики с психологией особенно ощутима в общей и возрастной психологии, психологии общения и в двух дисциплинах, возникших на стыке психологии с другими дисциплинами, -психолингвистике и педагогической психологии.

Психолингвистика- это комплексная научная дисциплина, изучающая процессы восприятия, формирования и порождения речи в их соотнесенности с системой языка. Возникла она в конце 1950-х гг. Представители этого направления научного знания стремятся ответить на вопрос: что происходит, когда мы думаем, говорим, читаем, пишем, слушаем? Оформление психолингвистики в самостоятельную науку в России связано с именами А.А. Леонтьева, которому принадлежит и первая на русском языке монография «Психолингвистика» (1967), А.Р. Лурия, И.А. Зимней, A.M. Шахнаровича и др., а за рубежом - с исследованиями в области бихевиоризма (Ч. Осгуд) и порождающей грамматики (Дж. Миллер). Для методики особенно важны воззрения представителей этой научной дисциплины на речевую деятельность как процесс приема и передачи информации, на сложную природу взаимодействия языка и сознания, речи и мышления. С позиции теории речевой деятельности в современной методике используются толкования таких ее основополагающих категорий, как речевое действие, механизмы речи, навыки, умения. По мнению ряда исследователей, именно теория речевой деятельности, у истоков которой стоял выдающийся психолог Л.С. Выготский, определяет ближайшее развитие психолингвистики. О развитии психолингвистики и ее значении для методики можно узнать из публикаций, ориентированных на учащихся (Шахнарович, 1995; Леонтьев, 1999).

 

Раздел 2. Методические основы обучения иностранным языкам

Лекция 3. Основные методические категории. Цель и содержание обучения иностранным языкам

Основные методические категории: методический прием, метод обучения,

Всякая самостоятельная наука имеет свои базисные категории. В методике обучения иностранным

языкам в качестве главных базисных категорий рассматриваются методический прием, метод обучения,

система обучения, подход в обучении иностранным языкам, цели обучения, содержание обучения,

средства обучения, ситуация общения.

Методический прием – это элементарный методический поступок учителя, направленный на

решение конкретной методической задачи [120]. Приемом обучения называют конкретные методические действия и операции учителя, главная цель которых – стимулировать учебную

деятельность учащихся, т.е. подчеркивается стимулирующее воздействие методических приемов на

учебную деятельность учащихся. Это, например, списывание букв, слов, предложений, отрывков текста.

Это подчеркивание букв, слов, буквосочетаний, предложений и т.д. Это чтение вслух, это произнесение

или название букв, слов, буквосочетаний, предложений и т.д. Это выделение частей слова: нахождение

корня, приставки, суффикса; выделение члена предложения, подстановка частей целого, то есть

придумывание конца или начала предложения, заполнение пропусков внутри предложения или связного

текста. К общепедагогическим приемам могут быть отнесены приемы, направленные на организацию

внимания, на организацию разных режимов работы, на создание познавательной мотивации и т.д.

Частнометодические приемы, присущие именно обучению иностранным языкам – это, например,

многократное произнесение иноязычных слов, это также приемы, направленные на объяснение и

ознакомление с учебным материалом, на организацию тренировки учебного материала, на

ситуативное применение материала, т.е. на создание коммуникативных ситуаций общения.

Ситуация общения – это факторы, которые учитываются при говорении: кто говорит, кому говорит,

с какой целью и что говорит. Особенно точным и методически релевантным представляется следующее

определение ситуации общения, данное академиком А.А. Леонтьевым: «…ситуация – это

совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для того, чтобы учащийся

правильно осуществил речевое действие в соответствии с коммуникативной задачей» (КЗ) [109].

Ситуация стимулирует и мотивирует речевое действие, вовлекает учащихся в иноязычное общение,

программирует речевое взаимодействие. Именно это дает основание рассматривать ситуацию общения

как методический прием. Эффективность приемов обучения во многом зависит от их взаимодействия и

сочетания.

Итак, в отечественной методике выделяются 4 аспекта цели обучения ИЯ (иностранному языку).

1. Учебный/практический аспект.

Учащиеся овладевают иностранным языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Речь идет об овладении 4 видамиречевой деятельности: рецептивными - ау­дированием и чтением, продуктивными - говорением и письмом, а также связанными с ними 3-мя аспектами языка - лексикой, фонетикой, грамматикой. Он пред­полагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы владение ИЯ было средством: межличностного общения, обогаще­ния духовного мира, отстаивания своих убеждений, пропаганды отечественной культуры, дружбы между народами, экономического и социального прогресса.

Конкретными целями в каждом виде речевой деятельности являются:

/) в говорении -

умение сообщить (доложить, известить, объявить, ин­формировать, рассказать и т.д.); объяснить (охаракте­ризовать, уточнить, показать и т.д.), одобрить (реко­мендовать, посоветовать, подчеркнуть, поддержать, похвалить, поблагодарить), осудить (покритиковать, возразить, отрицать, обвинить, оспорить), убедить (до­казать, обосновать, уверить, уговорить, настоять и т.д.);

2) в письме -

умение достаточно быстро фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, записывать план или тезисы выступления, написать письмо, рецен­зию, аннотацию;

3) в чтении -

умение быстро читать про себя статью в газете или журнале, художественное произведение средней сложности для удовлетворения всех функций чтения как средства общения;

4) в аудировании -

умение понимать аутентичную речь в нормаль­ном темпе при живом общении и общий смысл радио­передач и фонозаписей;

5) в переводе -

умение выступить в качестве переводчика в бы­товой ситуации.

Чрезвычайно важным в учебном аспекте следует считать приобретение навыков самостоятельной рабо­ты.

2. Воспитательный аспект обучения.

Формирование мировоззрения, идейной убеж­денности, патриотизма, нравственности, ответственно­сти за себя и происходящее вокруг. Эстетическое и духовное развитие личности.

Воспитание нельзя делить на этическое, эстети­ческое, трудовое, экологическое, интернациональное и т.д. Всякое воспитание есть воспитание в человеке нравственности. Для реализации данного аспекта надо использовать все возможности: и содержательные -наличие всевозможных проблем, и организационные -обсуждение этих проблем и их трактовка. Возможно­сти здесь поистине безграничны. По здесь важно не ограничиваться благими намерениями, а выявить кон­кретные возможности ИЯ в этом плане и заложить их в систему обучения. Очень важно учитывать при этом как урочную, так и внеурочную деятельность.

3. Образовательный аспект.

Приобретение знаний о культуре страны / стран изучаемого языка, включая литературу, музыку, архи­тектуру, живопись, историю и т.д. Знания о строении языка, его системе, характере, особенностях, сходстве и различии с родным. Удовлетворение личных позна­вательных интересов в любой из сфер своей деятельно­сти - от профессиональной до хобби.

4. Развивающий аспект.

Осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие слова употребляют для номи­нации предметов. Сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков, развитие чувства язы­ка, языковой догадки, памяти во всех ее видах, логики (анализа, синтеза, сравнения, умозаключения). Разви­тие сенсорного восприятия, мотивапионной сферы, умения общаться. Развитие таких черт как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, умение учиться.

Заканчивая рассмотрение целей изучения ино­странных языков, принятых в зарубежной и отечест­венной методиках, предлагаем вам сравнить их и опре­делить общие моменты и отдельные расхождения, а также проследить реализацию заявленных целей в раз­личных учебниках и учебных пособиях, выпущенных у нас и за рубежом.

 

Прагматический, когнитивный и общеобразовательный аспекты обучения иностранным языкам

Современное обучение ИЯ рассматривается в трех аспектах: прагматическом или практическом, когнитивном и общеобразовательном. Прагматический аспект обучения ИЯ связан с формированием определенного комплекса знаний, навыков и умений, совокупность которых позволяет успешно осуществлять иноязычное речевое общение. Когнитивный аспект входит в сферу таких категорий, как знания, мышление и процессы понимания, задействованные в ходе приобщения учащегося к ИЯ, к культуре страны изучаемого языка. Когнитивный аспект есть собственно развивающий аспект обучения. В свою очередь, общеобразовательный аспект означает рассмотрение обучения ИЯ с позиции его воспитательно-образовательного воздействия на личность обучаемого. Сквозь призму этих трех аспектов в данном разделе будет проанализирована проблема целей обучения ИЯ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Прагматический аспект целей обучения иностранным языкам
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.