Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Обучение устным формам общения 5 страница




Чем дальше разъединены воссоединяемые элементы, тем бульшая нагрузка падает на кратковременную

память, замедляя процесс понимания. Для понимания текста особую сложность представляет

выделение строевых слов, которые выражают синтаксические связи и оформляют смысловые

отношения, но не несут большой информативной нагрузки. Поэтому большинство психологов относят

строевые слова к особо важным информативным сигналам. Глубина понимания проявляется в

интерпретации извлеченной информации. Она целиком зависит от общекультурных фоновых знаний и

интеллектуальных способностей читающего. Факты включаются в мыслительную деятельность,

направленную на их оценку, интерпретацию, принятие на их основе решений и т.д. Нужно уметь

извлекать из фактов смысл. Поэтому понимание на уровне смысла носит субъективно-личностный

характер. Осмысление текста происходит путем расчленения материала на части в результате его

смысловой группировки и выделения смысловых вех (см. главу по аудированию: базовые умения

аудирования). В памяти удерживается лишь этот «смысловой скелет» исходного текста.

 

----------------------- Page 443-----------------------

 

Речевые механизмы чтения – это речевой слух, прогнозирование, память, артикулирование, хотя

проявляют они себя несколько иначе. Роль речевого слуха в процессе чтения определяется

особенностью звуко-буквенной системы печатного текста. Читающий должен владеть звуко-

буквенными ассоциациями, уметь вычленить звуки из речевого потока и дифференцировать их.

Вероятностное прогнозирование – это «мысленный обгон в процессе чтения» (И.М. Фейгенберг),

неотъемлемый компонент активной мыслительной деятельности, также определяет успешность

восприятия и понимания текста. Необходимым условием прогнозирования является наличие и

систематизация прошлого опыта. Чем опытнее читатель, тем точнее будет у него антиципация

(предвосхищение) содержания. Успешность вероятностного прогнозирования зависит от соотношения

между известными и неизвестными словами, от степени знакомства с темой, от умения пользоваться

мгновенным выбором из ряда вероятностных гипотез. Таким образом, при чтении, так же, как и при

аудировании велико значение механизма вероятностного прогнозирования на языковом и смысловом

уровнях, механизма памяти и артикулирования.

Чтение выступает в качестве цели обучения и эффективного средства обучения. В первом случае

учащиеся должны овладеть чтением как источником информации; во втором – пользоваться чтением

для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Чтение – это письменная форма общения.

Письменная речь характерна для двух видов РД – чтения и письма. Письмо – это продуктивный вид РД,

чтение – рецептивный вид РД. Их связь проявляется прежде всего в том, что и чтение и письмо

пользуются одной графической системой языка. Это необходимо учитывать и развивать эти виды РД во

взаимосвязи. Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-

мыслительная деятельность: при аудировании школьник воспринимает звучащую речь, а читающий –

написанную речь. Процесс чтения во многом совпадает с процессом аудирования. И здесь и там сначала

происходит выделение или различение воспринимаемого объекта, а затем его сопоставление с

хранящимся в долговременной памяти эталоном, то есть узнавание воспринимаемого объекта. Чтение

также связано с говорением. Громкое чтение представляет собой контролируемое говорение. Чтение

про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.

Обучение чтению рассматривается так же, как обучение общению через книгу, то есть обучение

опосредованному общению. Необходимо, чтобы оно стало для ученика приятным занятием,

превратилось в удовольствие и внутреннюю потребность. Первое и непременное условие для успешного

обучения этому виду РД – это обеспечение учащихся разнообразным и интересным материалом для

чтения, чтобы воспитать у них привычку к чтению. Пользуясь словарями, справочниками, школьники

совершенствуют свои общие учебные умения, в частности умения работать с книгой, газетой и

справочной литературой.

В программе по иностранным языкам для средней школы имеются как общие требования к чтению,

так и требования по классам. К концу обучения учащиеся должны уметь читать несложные тексты из

социально(общественно)-политической, научно-популярной литературы, а также адаптированные

тексты из художественной литературы и овладеть тремя видами чтения: 1) чтением текстов с

извлечением их основного содержания (ознакомительное чтение с элементами просмотра); 2) чтением

текстов с извлечением полной, детальной информации (изучающее чтение); 3) поисковым чтением.

Задачи обучения чтению в СШ: 1) обильная и разнообразная тренировка в технике чтения,

предусматривающая чтение вслух; 2) работа по формированию и развитию лексических,

грамматических и произносительных навыков чтения; 3) формирование умений вычленять ключевую

информацию в тексте, определять тему текста, основную мысль текста, реагировать на

коммуникативное намерение автора, а также формирование умений языковой догадки (см. базовые

умения аудирования, они во многом совпадают); 4) изучение закономерностей построения

предложений, текста и его структуры.

Согласно нормативным документам чтение является наиболее развитым видом РД после окончания

основной школы. Учащиеся владеют умениями чтения на таком уровне, что оно может стать основой

для совершенствования других видов РД, в том числе и говорения. Поскольку чтение и письмо как

форма применения полученных знаний гораздо доступнее нашим ученикам в условиях географической

 

----------------------- Page 444-----------------------

 

удаленности от СИЯ, чем непосредственное устное общение с зарубежными сверстниками, необходимо,

по мнению авторов современных УМК, с самого начала обучения ввести оба эти аспекта как

равноправные с устной речью и обеспечить разнообразный материал для чтения [83]. Приобретенный

читательский опыт учащихся, их отношение к чтению на родном языке должны стать основой для

переноса этого опыта на чтение на иностранном языке. Использование опыта чтения расценивается в

современной методике как один из важнейших принципов обучения чтению на иностранном языке.

 

§ 2. Виды чтения

 

С точки зрения мыслительных процессов, чтение протекает на различных уровнях: от умения

понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только

воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает

основную мысль, встает на новую точку зрения. Иными словами, читающий проявляет способность

понимать значение и интенцию текста и выражать собственные намерения в языковой форме.

Классификация видов чтения, разработанная С.К. Фоломкиной, учитывает уровни понимания и

степень полноты извлечения информации из текста. Такой подход к классификации способствует

лучшей организации материала и более целенаправленной разработке упражнений, при построении

которых учитываются механизмы, лежащие в основе технических навыков и на уровне смыслового

восприятия, а также операции, которые совершает читающий в каждом виде чтения. В основу

классификации С.К. Фоломкина положила практические потребности читающих: просмотр статьи или

книги, ознакомление с содержанием, поиск нужной информации, детальное изучение языка и

содержания. Следовательно, каждый вид чтения связан с решением определенных коммуникативных

задач. Целью обучения в школах разного типа являются три вида чтения: ознакомительное, поисковое,

изучающее. Не бывает чтения «вообще». В каждом конкретном случае оно выступает в одном из своих

видов, который характеризуется специфическим сочетанием приемов перцептивной и смысловой

переработки материала (С.К. Фоломкина). Совокупность этих специфических приемов и составляет

сущность того или иного вида чтения. Но в каждом виде чтения кроме специфических приемов

имеются еще и общие приемы, которые используются и в других видах чтения. Задача обучения чтению

на старшем этапе средней школы –

обеспечить достаточную прочность навыков в чтении и научить учащихся пользоваться различными

комбинациями видов чтения. Один вид чтения не может привести к становлению другого вида, но два

или несколько видов чтения могут оказать друг другу «помощь» в формировании общих умений. В этом

смысле наиболее близки друг другу просмотровое и ознакомительное чтение по набору общих умений и

приемов работы над текстом. Ознакомительное чтение включает в себя целый ряд приемов и умений,

характерных для просмотрового чтения. Это подтверждает близость просмотрового и ознакомительного

чтения и говорит о том, что в ознакомительный вид чтения могут быть включены элементы просмотра.

Логика поведения зрелого чтеца определяет следующую последовательность развития видов чтения:

читатель прежде всего просматривает публикаци, а затем, в случае необходимости, «переходит» на

другой вид чтения, чаще всего ознакомительное чтение. И только после этого может последовать

точное, детальное чтение отдельных участков текста или всего текста.

Начинать обучение чтению на иностранном языке следует, по мнению С.К. Фоломкиной,

с ознакомительного чтения, так как именно этот вид чтения включает наибольшее количество

приемов, общих для всех других видов чтения. Ознакомительное чтение включает в себя элементы

просмотрового и изучающего чтения. Ознакомительное чтение часто называют чтением с общим

охватом содержания, поскольку его результатом является понимание основного содержания текста.

Ознакомительное чтение является доминирующим видом чтения в средней школе. Полнота понимания

определяется в пределах 70-75 % фактов текста. При этом понимание основной информации должно

быть точное, понимание второстепенной информации должно быть правильным, неискаженным. В

читательской практике ознакомительное чтение – самый распространенный вид чтения. Показателем

 

----------------------- Page 445-----------------------

 

уровня развития чтения принято считать время и скорость чтения. Каждый из видов чтения имеет свой

диапазон скоростей, что и отличает его от других видов. В средней школе может идти речь о

достижении минимального уровня зрелости чтения, то есть нижнего предела скоростей, характерного

для данного вида чтения. Нижней границей скорости ознакомительного чтения для немецкого языка

является 90 слов/мин. Эта цифра отражает минимальную скорость, при которой можно говорить, что

имеет место ознакомительное чтение. Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные

тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации. На

профильно ориентированном этапе обучения ознакомительное чтение проводится на текстах научно-

популярного характера, очерках, эссе, обзорах, отрывках публицистической и художественной

литературы, а также на материалах, имеющих профессионально ориентированную направленность.

Поток информации неудержимо растет. Высококвалифицированный читатель быстро водит глазами

по строчкам, не только по горизонтали слева направо, но и по вертикали сверху вниз, связывая одной

фиксацией глаз один или несколько абзацев. Это чтение требует основательных читательских навыков,

знания предмета и превосходной памяти. Его вершиной является умение «скользить» по тексту. Именно

такой способ чтения отвечает требованиям нашего времени. Поскольку данный вид чтения связан с

просмотром материала, его называют просмотровым чтением. Этот вид чтения используется при

первичном ознакомлении с публикацией. Для получения самой общей информации достаточно

прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы, предложения или выделенные слова, то есть в

данном случае имеет место выборочное чтение отдельных элементов текста. О результатах просмотра

судят на основании выполнения поставленной коммуникативной задачи. Основные требования к

просмотровому чтению: понимание основных вопросов текста, скорость работы 1-1,5 страницы в

минуту. При данном виде чтения имеет место самая общая оценка публикации: «нужно»/«не нужно».

Если читающий приходит к отрицательному выводу, чтение практически прекращается. В случае

положительной оценки публикации меняется характер чтения. Таким образом, чтение не является

стабильной деятельностью ни по результатам, ни по процессам протекания. Владение навыком

просмотрового чтения имеет для учащихся колоссальное значение, поскольку с него начинается работа

над любым текстом с целью определить его общую направленность: о чем текст? Кроме того, в

условиях информационного взрыва читать нужно и больше, и быстрее. Просмотровое чтение целесо-

образно сочетать с ознакомительным на более поздней ступени обучения, поскольку оно требует от

читающего владения довольно большим по объему языковым материалом.

Далее по степени нарастания сложности, по наличию специфических приемов следует изучающее

чтение. Это умение максимально точно и максимально полно извлечь из иностранного текста

информацию. Такое чтение сопровождается обычно анализом сложных языковых явлений, критической

оценкой прочитанного, обобщением, формулировкой выводов. Это чтение протекает медленно, так как

учащийся прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания,

глубже вникает в суть коммуникативной ситуации. Изучающее чтение целесообразно проводить на

текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в

языковом отношении. Анализ языковых явлений выполняет вспомогательную роль. Языковая форма

текста содержит много ориентиров и подсказок для самостоятельного преодоления языковых

трудностей учащимися.

Поисковое чтение связано с нахождением в тексте нужной информации. Текст может

прочитываться полностью или частично, если учащийся знает, где находится интересующая его

информация. Поисковое и ознакомительное чтение относятся к быстрым видам чтения. Различие между

ними заключается в степени полноты и точности понимания. Поисковое чтение развивается на текстах

объявлений, реклам, проспектов, газетных и журнальных публикаций. Итак, все три вида чтения

практикуются в средней школе поисковое, изучающее, ознакомительное), но преобладающим видом

чтения в средней школе является ознакомительное чтение. При условии сформированности

технических навыков все три вида чтения развиваются одновременно уже на начальном этапе.

Выделение перечисленных видов чтения носит условный характер, поскольку чтение даже одного

текста может представлять собой попеременное использование читающим двух или более видов чтения.

 

----------------------- Page 446-----------------------

 

Но в условиях учебной коммуникации целесообразно все же рассматривать каждый из названных видов

чтения автономно.

Классификация видов чтения С.К. Фоломкиной имеет в последнее время все большее признание.

Однако широкое распространение имеет точка зрения, согласно которой выделяются два вида чтения:

собственно чтение или подлинное чтение с одной стороны и учебное чтение – с другой (Г.В. Рогова,

М.В. Ляховицкий). Р.К. Миньяр-Белоручев выделяет также два вида чтения: учебное чтение, которое

является основным видом чтения на начальном этапе обучения, то есть учебное чтение – это обучение

технике чтения, и информативное чтение, которое предполагает извлечение из текста смысловой

информации. Это чтение в собственном смысле этого слова. Он считает, что информативное чтение

может протекать по-разному: читать можно, детально анализируя лексические средства,

грамматические формы, структуру текста. Читают и просто для того, чтобы познакомиться с общим

содержанием статьи, текста, книги, и читают бегло, по диагонали, просматривая печатный материал.

Таким образом, все виды чтения, выделяемые С.К. Фоломкиной, Р.К. Миньяр-Белоручев объединяет

одним термином: информативное чтение. Именно информативное чтение: поисковое, просмотровое,

ознакомительное и изучающее – следует считать самостоятельным видом РД, определяя его как

зрительное восприятие и понимание письменного текста [142].

Помимо видов чтение имеет две формы: чтение про себя (внутреннее чтение) и чтение вслух

(внешнее чтение). Чтение про себя – основная форма чтения, имеющая целью извлечение информации.

Чтение вслух – вторичная форма, его назначение в основном в передаче информации другому лицу. Все

виды и формы чтения шлифуются по мере взросления человека, приобретения им грамоты, развития его

общей культуры, то есть превращения его в читающего человека. В родном языке чтение вслух и про

себя сосуществуют, дополняя друг друга. В иностранном языке эти коммуникативные функции

сохраняются, но чтение вслух выполняет еще одну важную учебную функцию: оно является средством

обучения чтению про себя. Это обусловлено тем, что главные механизмы, лежащие в основе обучения

обеим формам чтения, являются общими. Поэтому формированием механизмов чтения про себя легче

управлять через внешнюю форму чтения, когда все процессы обнажены и поддаются

непосредственному наблюдению.

 

§ 3. Содержание обучения чтению

 

Лингвистический компонент содержания обучения чтению включает в себя буквы, буквосочетания,

слова, словосочетания, предложения, тексты. Учащиеся усваивают буквы алфавита: они должны уметь

назвать букву и звук, который она передает. Минимальной единицей обучения чтению является слово,

которое и позволяет учащимся овладевать техникой чтения, а техника чтения – это озвучивание

графического образа слова по правилам чтения. Чтение словосочетаний и предложений обучает детей

не только озвучиванию слова, но и расстановке ударений на словах согласно нормативным правилам.

Вам нужен сахар? Вам нужен сахар? Вам нужен сахар?) Обучение интонационному оформлению

происходит на предложениях. В текстах для чтения должно проявиться единство содержательного и

процессуального планов. Уже на начальном этапе тексты должны отвечать этим требованиям. В

настоящее время в имеющихся учебниках явно превалирует процессуальный план. Они служат

развитию техники чтения больше, чем являются источником значимой для школьников информации.

Однако и таким текстам можно придать более мотивированный характер при помощи заданий, которые

требуют от учащихся личностной заинтересованности.

Для развития мотивации чтения исключительную роль играет качество текстов. Их практическое,

общеобразовательное, воспитательное значение может проявиться только в том случае, если они

импонируют учащимся. Текст приобретает для ученика смысл, когда ученик может установить

определенное соотношение между своим жизненным опытом и содержанием этого текста. Учащиеся не

приемлют прямолинейный дидактизм текстов. Необходимо, чтобы учебники и книги для чтения

содержали набор разножанровых и разнофункциональных текстов. Тексты для чтения относятся к

 

----------------------- Page 447-----------------------

 

четырем функциональным стилям: литературно-художественному, научно-популярному, научному и

газетно-публицистическому.

Тексты художественной литературы создают большие возможности для накопления знаний о

культуре страны изучаемого языка, включая знания по истории, географии, литературе и др. Наиболее

предпочтительными для школьных условий являются рассказы или относительно законченные отрывки

художественной литературы. Рассказы, являясь небольшой по объему формой художественной

литературы, позволяют планировать контроль понимания и обсуждение прочитанного в рамках одного

урока. Как образцы малой прозы, рассказы являются настоящей литературой, так как в них критически

осмысливается мир и человек, раскрываются житейский опыт и личные переживания. Основной задачей

научно-популярного стиля является пропаганда достижений науки и техники. Поскольку тексты этого

стиля адресуются массовому читателю, то материал статей журналов научно-популярной периодики

излагается в увлекательной и доступной форме. Таким текстам несвойственны сложный синтаксис,

подтекст, излишняя образность. Для привлечения внимания широко используются повторы,

риторические вопросы. Научно-популярный стиль имеет, как правило, информативный заголовок,

введение с описанием истории вопроса или ознакомлением с темой. Тексты этого стиля могут

использоваться для обучения всем трем видам чтения. В учебниках важно увеличить количество

научно-популярных текстов, отражающих межпредметные связи, в которых оптимально сочетаются

известное и новое. Только в этом случае чтение на иностранном языке вписывается в общий

информативный процесс и приобретает для учащихся личностно значимый смысл.

Научный стиль выполняет две функции. Одна из них заключается в хранении знаний из разных

областей науки. Другая представляет собой непосредственное или опосредованное общение ученых, что

делает возможным дальнейшее развитие науки. В текстах этого стиля превалируют заголовки

номинативного типа, в которых нередко формулируется проблема, изложенная в статье. Эта проблема

раскрывается затем с необходимой степенью подробности, причем описание развертывается от

известного к неизвестному. Внешним признаком научного стиля является порядок организации

информации. Текст имеет введение, содержащее основной тезис, главную часть, в которой дается

аргументация тезиса и описание нового. Заключительная часть выполняет интегрирующую функцию, то

есть в сжатом виде подводит итог содержания текста. Специфической чертой научного текста являются

подчеркнутая логичность, сложный синтаксис и многообразие профессионально ориентированной

тематики. В школах тексты данного стиля используются на профильно ориентированном этапе в

соответствии с будущей профессией учащихся при изучающем и поисковом чтении.

Тексты газетно-публицистического стиля представляют большую сложность для учащихся: одна

часть текстов сближается с научными, другая – с текстами иных стилей. Газетно-публицистические

тексты характеризуются наличием политической лексики, фразеологизмов, аббревиатур, реалий,

газетных штампов, клише, разнообразием тематики. Газетно-журнальные публикации имеют самые

разнообразные заголовки, в том числе эмоционально-рекламные. Тексты данного стиля используются

на старшем и профильно ориентированном этапах обучения для всех видов чтения. Актуальный

материал из газет и журналов должен постоянно сопровождать курс обучения чтению

старшеклассников. При этом важно правильное соотношение нового и известного. Необходимо

соблюдать такой принцип в отношении содержания текстов: предлагать для чтения тексты,

конкретизирующие и расширяющие уже известную информацию. Такие тексты могут относиться к

различным аспектам социально-политической, экономической и культурной жизни. Например, текст о

гастролях наших артистов, музыкантов, о выставках художников; тексты о фестивалях, турнирах,

симпозиумах и т.д.

Использоваться должны также разнофункциональные прагматические тексты или тексты,

регламентирующие повседневное общение: меню, инструкции, объявления, рецепты, проспекты,

рекламы, расписания, различные билеты, метеосводки, программы передач и эпистолярные тексты

(личные письма).

При рассмотрении психологического компонента содержания обучения чтению необходимо

выявить те навыки и умения, которые составляют суть самого чтения. Чтение начинается с восприятия

 

----------------------- Page 448-----------------------

 

печатного слова, его озвучивания и понимания, иными словами, с овладения графемно-фонемными

соответствиями иностранного языка. Для начального этапа чрезвычайно важен навыковый уровень,

поскольку без техники чтения нельзя успешно формировать чтение иноязычного текста как вида

коммуникативной деятельности. На начальном этапе закладываются основы чтения и присутствуют две

формы чтения: вслух и про себя. Роль чтения вслух на начальном этапе чрезвычайно велика. Оно

проходит во внешнем плане: и учитель, и сам ученик видят, где и в чем нужна коррекция.

Рассмотрим умения, формирующие чтение как вид РД, то есть чтение и понимание содержательно-

смысловой информации текста: 1) умение антиципировать содержание текста, предвосхищать,

предсказывать содержание текста за счет прочтения заголовка, за счет беглого просмотра двух-трех

первых предложений или первого абзаца и конца текста. Здесь срабатывает механизм вероятностного

прогнозирования; 2) умение вычленять главное при чтении; 3) умение сокращать, сжимать текст за

счет устранения избыточной, второстепенной информации; 4) умение интерпретировать текст,

понимать подтекст или смысл прочитанного и составлять свое собственное отношение к прочитанному,

реагировать на коммуникативное намерение автора (см. главу по аудированию). Все эти умения в

большей степени формируются на средней и на старшей ступенях обучения. Однако на начальном этапе

закладываются основы этих умений.

Третий компонент содержания обучения чтению – методологический. Обучение чтению

начинается, как правило, с ключевых слов или слов-образцов. Это ключевое слово служит опорой для

чтения других слов по данному правилу. Поэтому учащихся необходимо научить пользоваться

ключевыми словами для правильного прочтения всех остальных слов по аналогии. Необходимо также

научить учащихся пользоваться постраничными сносками и словарем в конце учебника. Очень важным

для формирования чтения является развитие языковой и контекстуальной догадки. Необходимо

специально учить школьников приемам догадываться о значении слов на основе общности с родным

языком, на основе словообразования, а также на основе контекста. Представим содержание обучения

чтению в таблице:

 

Содержание обучения чтению

 

Психологический компонент

 

Лингвистический компонент Методологический

 

 

Умение читать по

Буквы, ключевым словам,

буквосочетания, умение Умения

Навыки чтения

слова, пользоваться

антиципации,

вслух и про

словосочетания, справочным

вычленения

себя;

предложения, аппаратом,

главного,

технические

микро- и макро- умение сокращения,

навыки чтения:

тексты осуществлять

интерпретации

артикуляцион-

языковую и

ные,

 

----------------------- Page 449-----------------------

 

§ 4. Обучение чтению

а) обучение технике чтения

 

Существуют разные подходы к решению этой сложной задачи. Традиционный подход – путь от

буквы к звуку и от графической формы слова к его звуковой форме. Дети знакомятся с буквами и

читают отдельные слова, организованные по правилам чтения. Этот подход реализуется в большинстве

учебников. Ученые-методисты предлагают и другой подход к формированию у детей технических

навыков чтения: от звука к букве, от звуковой формы слова к его графической форме. Такой подход

рассчитан на обучение чтению детей, уже овладевших во время устного вводного курса простейшими

умениями устной речи. Дети овладевают транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита

и правил чтения (это особенно важно для формирования умения читать на английском языке).

Многолетний опыт свидетельствует о том, что учащиеся легче и быстрее овладевают навыками чтения,

если их формирование начинается с транскрипционных знаков. Таким образом, к основным механизмам

техники чтения относится знание звуко-буквенных соответствий. На начальном этапе ученик должен:

– знать названия букв и уметь соотносить буквы со звуками;

– правильно озвучивать незнакомое изолированное слово и в предложении;

– соотносить слово со значением;

– узнавать в тексте известные слова;

– ориентироваться в структуре текста: находить заголовки, начало и конец абзаца, подписи под

рисунками и т.д.;

– выразительно и правильно читать вслух;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.169 сек.