Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Планирование и организация учебного процесса




Учебных традиций, национально-культурных особенностей и условий обучения пока не создан.

Разработчиками которого стала группа экспертов Московского государственного лингвистического

Был создан Российский языковой портфель (Европейский языковой портфель для России, 2001),

Учетом национально-культурных и учебных традиций. По модели Европейского языкового портфеля

университета (Гальскова, 2000). К сожалению, Казахстанский языковой портфель с учетом наших

 

Раздел 5. Планирование и организация учебного процесса по иностранным языкам

 

 

Урок иностранного языка и его планирование

 

§ 1. Сущность урока и его основные характеристики (требования к уроку). Система

уроков.

 

§ 2. Подготовка учителя к уроку, структура урока и его планирование.

 

§ 3. Схема (критерии) анализа урока иностранного языка.

 

При чтении главы обратите внимание на следующее:

 

1. Из чего складывается реальная система обучения иностранному языку? Каков

ее основной системообразующий стержень?

 

2. Какие имеются подходы к разработке типологии уроков иностранного языка?

 

----------------------- Page 120-----------------------

 

3. В чем различие между тематическим и поурочным планированием?

 

4. Каковы особенности проведения уроков на начальном этапе?

 

§ 1. Сущность урока и его основные характеристики (требования к уроку). Система

уроков

 

----------------------- Page 121-----------------------

 

Урок – это основная форма организации учебной работы учителя и ученика, главное

звено учебного процесса. Учитель – автор урока, который представляет собой

педагогическое произведение, имеющее и художественну окраску. А отсюда

педагогическому творчеству в разработке урока свойственны те же процессы, что и

любому творчеству: сначала возникает творческий замысел урока, потом этот

замысел разрабатывается и реализуется на уроке с определенной доработкой как

педагогическое произведение. Урок имеет своими составляющими такие стороны,

как цель, содержание, методы и структура урока. Иерархия их такова, что первый

компонент – цель – определяет все последующие стороны. Все компоненты урока

находятся между собой в отношениях взаимообусловленности, взаимопроникновения,

взаимоподчинения и взаимодействия.

 

----------------------- Page 122-----------------------

 

Урок – это диалектический феномен: он является частью учебного процесса и

одновременно его целым. Как часть учебного процесса он позволяет решать

промежуточные задачи. В этом смысле каждый отдельно взятый урок находится в

горизонтальном ряду других уроков. В серии уроков горизонтального ряда

осуществляется динамика учебного процесса: то, что было целью предыдущего

урока, становится средством последующего, что обусловливает тесную взаимосвязь

уроков, естественную вариативную повторяемость из урока в урок,

обеспечивающую поступательное движение к конечным целям обучения. Являясь

самостоятельным и цельным звеном учебного процесса, каждый урок в то же время

продолжает предыдущие уроки и подготавливает последующие уроки. Поэтому

конкретные задачи каждого урока вытекают из задач предыдущего урока с

прицелом на последующий урок.

 

----------------------- Page 123-----------------------

 

Если рассматривать урок как законченное целое, необходимо выделить его из

горизонтального ряда. В этом случае урок представляет собой относительно

законченное произведение, построенное в соответствии с определенными

требованиями, вытекающими из целей, содержания и технологии обучения данному

предмету в школе. Эти требования определяют стратегию и тактику учителя при

подготовке к уроку, поэтому они служат отправным моментом для анализа своих

уроков и уроков коллег при взаимопосещении.

 

----------------------- Page 124-----------------------

 

Рассмотрим такие существенные стороны урока, как: I) целевая сторона; II)

содержательная сторона и III) организационно-методическая сторона урока.

 

----------------------- Page 125-----------------------

 

I. Целевая сторона урока является ведущей и определяет все его остальные стороны.

Все другие стороны урока должны соответствовать его целевой стороне. Цель

современного урока триедина: обучение, развитие, воспитание. Цель – это идеально

планируемый результат деятельности, задачи урока – это конкретные учебные

действия учителя, при помощи которых совершается движение учащегося к цели.

Цель и задачи урока должны быть четко определены и ясно сформулированы.

Практические задачи урока сформулированы, как правило, в «Книге для учителя»,

им легко можно придать конкретный вид. Воспитательные, образовательные и

развивающие задачи определяет сам учитель.

 

----------------------- Page 126-----------------------

 

Ответственным моментом целенаправленного урока является его завершение.

Школьники должны видеть и ощутить, чему они научились на уроке, должны уйти

с урока с ощущением прогресса в усвоении языка и с достаточным запасом

положительных эмоций, что очень важно для дальнейшего учения. Школьнику

должно быть приятно и комфортно на уроке, для чего необходимо устранить все

стрессообразующие факторы учебного процесса. Именно это может повысить

мотивацию обучения. Созданию на уроке комфортной и благоприятной обстановки

уделяется сегодня самое серьезное внимание.

 

----------------------- Page 127-----------------------

 

II. Содержательная сторона урока. Цели обучения иностранному языку реализуются

в содержании обучения. Отсюда вытекает первое требование к содержанию урока:

строго обязательное соответствие содержания урока поставленным целям.

Содержание урока определяется его целями, программами и учебниками.

Содержание урока, его лингвистический, психологический и методологический

компоненты должны быть оптимально выявлены учителем и сформулированы в

виде конкретных задач урока. Содержание урока включает в себя следующие

объекты усвоения:

 

----------------------- Page 128-----------------------

 

1) предметные, внеязыковые или экстралингвистические знания, то есть это темы,

проблемы и ситуации общения; 2) языковой и речевой материал; 3) систему речевых

навыков и умений для пользования языком в общении; доминирующий,

преобладающий на данном уроке вид РД; 4) формирование у учащихся

рациональных приемов учения и самостоятельной работы. Объем содержания урока,

его плотность должны быть оптимально определены учителем, поскольку как

перегрузка, так и недогрузка урока учебным материалом отрицательно сказывается

на достижении его целей.

 

----------------------- Page 129-----------------------

 

III. Организационно-методическая сторона современного урока определяется

методами, способами и приемами обучения. Она строго соотносится с его целевой и

содержательной сторонами: для реализации поставленной цели нужны адекватные

методы и приемы обучения. Эта сторона урока характеризуется:

 

----------------------- Page 130-----------------------

 

1) активностью учащихся на уроке, которая проявляется в их речемыслительной

деятельности. Отсюда вытекает необходимость использования разных режимов

работы: индивидуальной, парной, групповой, хоровой.

 

----------------------- Page 131-----------------------

 

2) Мотивационная обеспеченность является обязательной общепедагогической

характеристикой урока. Под мотивацией обычно понимается внутреннее

побуждение, импульс, чувство или сильное желание, толкающее индивида к

особому действию. Прежде чем учащиеся смогут активно думать, они должны

захотеть это делать. Их эмоциональная реакция на учение, отношение к учени

предопределяют процесс познания. Учение – это познание. Нельзя приказать

человеку познавать что-либо, даже если эта обязанность записана в уставе. Ученик

должен хотеть учиться, а не подвергаться обучению. Без познавательного интереса

невозможно положительное отношение к учению. Соответствующий настрой на

учение, мотивация к учению – одно из важнейших условий качественного учебного

процесса. Мотивация – это ключ к успешному обучению. Урок должен быть

интересным и доставлять радость общения. Интерес к уроку положительно влияет

на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, память,

мышление, волю. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо

понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в

целом и отдельных его разделов и тем. Интереса не вызывает ни слишком легкий,

ни слишком трудный материал. Обучение должно быть трудным, но посильным.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему

работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого

учителя с огромной силой воздействует на школьника и его отношение к предмету.

Однако не все в учебе является ярким и занимательным. Поэтому учителю

необходимо выработать у учащихся и волю, и настойчивость в преодолении

трудностей. Если необходимая мотивация и интерес не формируются в процессе

обучения, то само обучение становится похожим на машину, у которой не работает

мотор и которую толкают внешние силы: учитель, администрация, родители, в

лучшем случае чувство долга учащегося. Если мотивация не сформирована и к

концу обучения, то все затраченное на него время можно считать потерянным: что

приобретено, скоро забывается, а желания и интереса повышать свой

образовательный уровень нет.

 

----------------------- Page 132-----------------------

 

Необходимая мотивация не появляется сама собой, ее нужно настойчиво и

систематически развивать специальными средствами, включенными в систему

обучения. Интерес (мотивацию) урока можно повысить: а) через предметное

содержание материала; б) через приемы работы с материалом (это могут быть

языковые и речевые игры, ролевые игры; в) через мажорный тон урока; г) через

тонизирующую роль музыки на уроке; д) через многообразие используемых СО на

уроке. Соотнесение предметной информации с личностью учащегося также

значительно стимулирует и тонизирует урок и придает ему привлекательность.

Любую тему учебника можно соотнести с личностью учащегося. Изучаемый

материал приобретает для детей личностный смысл. Только в этом случае речевые

действия будут внутренне приняты учеником и все его психические процессы

придут в движение: мышление, восприятие, память, внимание, воображение.

 

----------------------- Page 133-----------------------

 

3) Следующее требование к организационно-методической стороне урока – это

единство его обучающей и контролирующей функций. Механизм обратной связи или

контроль – это основной механизм педагогического процесса. Он дает возможность

своевременно замечать упущения и намечать пути их устранения.

 

----------------------- Page 134-----------------------

 

4) Организационно-методическая сторона урока характеризуется также речевым и

неречевым поведением учителя. Речь учителя по любому предмету выполняет

важную и ответственную функцию. Она должна быть грамотна и лаконична,

выразительна и убедительна. На уроке иностранного языка слово учителя

выполняет еще одну важную функцию – оно средство обучения (Р.К. Миньяр-

Белоручев), поскольку является образцом для подражания, опорой, которая может

быть использована в речи, стимулом, побуждающим речь. Учитель иностранного

языка является условным носителем этого языка, поэтому его речь должна быть:

а) аутентичной, то есть именно так в данной ситуации сказал бы носитель языка; б)

нормативной, то есть грамматически правильной; в) выразительной и адаптивной, то

есть доступной для понимания школьников.

 

----------------------- Page 135-----------------------

 

Речевое поведение учителя теснейшим образом связано с его неречевым поведением.

Е.И. Пассов по праву возлагает на учителя роль сценариста, режиссера и даже

актера. Роль учителя-сценариста связана с подготовкой к уроку, с разработкой им

плана или «сценария» урока. Учитель-«режиссер» должен максимально точно и

полно реализовать сценарий, то есть создать целостный, результативный,

привлекательный для учащихся урок. Для этого учителю необходимо приглушить

излишнюю авторитарность и создать на уроке комфортную атмосферу общения на

иностранном языке. Важный фактор стимуляции общения на уроке – это ситуация

успеха. Учитель не имеет права на плохое настроение, на головную боль и

повышенное давление. Урок – это мобилизация всех жизненных сил. Только

наполнив себя необходимой энергией и верой в успех, можно идти на урок. Тогда

эта энергия и вера передается ученикам. Для наибольшей эффективности на уроке

необходимо создать обстановку интеллектуального напряжения в сочетании с

обстановкой психологического комфорта.

 

----------------------- Page 136-----------------------

 

5) Следующая важнейшая характеристика организационно-методической стороны

урока – это взаимосвязь и рациональное взаиморасположение частей урока или его

структурных единиц. Каждая часть урока, каждое его звено подчинено общей цели

и имеет свою конкретную учебную задачу.

 

----------------------- Page 137-----------------------

 

Рассмотренная система требований к уроку иностранного языка поможет учителю

целенаправленно реализовать все стороны современного урока, проводить его

научно обоснованный анализ и давать объективную оценку каждой из сторон

урока, а также всему уроку в целом.

 

----------------------- Page 138-----------------------

 

Система уроков – это цепочка уроков, объединенных конкретным набором

иноязычных средств (лексики, грамматики, фонетики), единой темой для устной

речи (общность тематического фона) и общностью учебной информации. Система

уроков характеризуется качественными изменениями в уровне речевых умений,

количественным увеличением запаса иноязычных средств, динамикой выполнения

градуированных учебных задач, целостностью и относительной завершенность.

Внутри системы уроков выделяются структурные типы и виды уроков. К первому

типу можно отнести уроки, на которых деятельность учащегося направлена на

овладение языковыми знаниями, иноязычными средствами, то есть это

формирование лексических, грамматических, фонетических навыков и речевых навыков.

Ко второму типу можно отнести уроки, на которых деятельность учащегося под

руководством учителя и при убывающей помощи учителя направлена на

использование иноязычных средств в речи, то есть это применение языковых и

речевых навыков в речи, это овладение деятельностью общения. Эти типы уроков не

отделены друг от друга четкой границей, так как в каждом типе урока присутствует

определенная работа над языковым материалом и его применением в речи. Здесь

важны пропорции. Функцию каждого урока в системе уроков и выбор структурного

типа урока определяет учитель при планировании урока. Понимание типологии

урока нужно учителю именно для его рационального планирования: учитель

планирует систему уроков и соотносит ее с параграфом учебника. Учителю

необходимо переносить предлагаемую стратегию и тактику обучения из «Книги для

учителя» в конкретные условия работы, учитывать уровень обученности своих

учащихся, видоизменять объем и формы некоторых упражнений и вносить другие

коррективы.

 

§ 2. Подготовка учителя к уроку, структура урока

и его планирование

 

----------------------- Page 139-----------------------

 

Важнейшим условием эффективности обучения иностранному языку является

планирование обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся

на каждый урок и систему уроков. Урок, как и любое другое сложное явление,

должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом

случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом

уровне. Проведение урока есть реализация плана, намеченного учителем, то есть

качество и успешность урока в значительной степени зависят от качества плана

урока. Планирование урока – это своего рода творческое таинство, основой

которого выступает методическая грамотность и методическая компетенция.

 

----------------------- Page 140-----------------------

 

Различают поурочное, тематическое и перспективное (календарное) планирование

уроков. Целью поурочного планирования является определение задач и содержания

урока и последовательности действий учителя по обучению учащихся

иностранному языку. Поурочный план – это рабочий документ учителя. Он должен

быть конкретным, в нем указываются знания, навыки, умения, которые должны быть

сформированы, называются методы – способы взаимодействия учителя и

учащихся: ознакомление, тренировка, применение учебного материала, а также

упражнения для их осуществления, называется языковой и речевой материал и

доминирующий вид РД. Подробные планы-конспекты учебных занятий

рекомендуются для начинающего учителя и для студента на педагогической

практике – для будущего учителя.

 

----------------------- Page 141-----------------------

 

Тематическое планирование охватывает серию уроков, объединенных одной темой, а

также лексико-грамматическим, речевым и страноведческим материалом. При

разработке тематического плана определяются общая цель уроков и цель каждого

урока, время, отведенное на тему. Таким образом, тематическое планирование

выражается в разработке общей схемы серии уроков по теме, входящей в

программу обучения иностранному языку.

 

----------------------- Page 142-----------------------

 

Перспективное планирование определяет систему работы учителя и учащихся на весь

этап обучения. В нем определяются цели обучения на отдельных подэтапах, уровень

владения языком, достигаемый на каждом подэтапе, формы контроля. Учитывая

тесную взаимосвязь уроков при планировании отдельно взятого урока, необходимо

исходить из тематического плана, который, в свою очередь, является частью

перспективного (календарного) плана, а календарный план обусловлен годовым

планом. Иными словами, при планировании в поле зрения учителя должна быть

вся иерархия планов. Это не значит, что учителю нужно составлять все виды

планов, их должна содержать современная книга для учителя. Учителю необходимо

изучить и проанализировать все планы, внести соответствующие коррективы

исходя из конкретных условий. Естественно, что наибольшим изменениям

подвергается план урока, если учитель стремится провести его на основе

личностной ориентации и привлечь актуальный материал.

 

----------------------- Page 143-----------------------

 

Тщательная подготовка к уроку – это реальная возможность повысить его

действенность и эффективность. Разработка замысла – это выбор наиболее

эффективных принципов, методов и средств обучения данному конкретному

материалу в данных конкретных условиях. Необходимо подчеркнуть, что при

разработке урока очень важно выбрать оптимальные методические приемы в

изучении программного материала. Обучение есть мастерство, а не

ремесленничество. В этом суть учительского дела. Перепробовать десятки методов и

приемов, пересмотреть десятки учебников и не держаться ни одного

неукоснительно – это единственно возможный путь творческого учителя. Что

фиксировать письменно и в какой форме это делать, зависит от опыта педагога,

содержания данного урока, его типа и вида. Главное в глубоком осмыслении цели,

задач урока, его содержания и структуры.

 

----------------------- Page 144-----------------------

 

Урок как организационная единица обучения включает стабильные и вариативные

компоненты. К стабильным относятся начало урока, центральная часть урока и

завершение урока. В рамках названных компонентов выделяются вариативные

компоненты, которые зависят от задач урока и этапа обучения: ознакомление с

новым учебным материалом, формулировка задач урока для учащихся,

приветствие учителя, подведение итогов, контроль домашнего задания и т.д.

 

----------------------- Page 145-----------------------

 

Начало урока: его назначение – подготовить учащихся к уроку, сформулировать

задачи, дать установку. Осознание учащимися задач урока повышает

мотивационную сторону обучения. Началом урока может быть приветствие

учителя, запись на доске даты и темы урока. Приветствие учителя часто переходит

в беседу с классом по поводу какого-либо события, погоды и т.д. Вступительную

беседу учителя называют также речевой зарядкой. Она призвана создать атмосферу

общения на уроке и подготовить переход к его основной, центральной части.

 

----------------------- Page 146-----------------------

 

Центральная часть урока включает ознакомление с новым учебным материалом, его

тренировку, речевую практику, работу с текстом и т.д. Ознакомление с новым

материалом может иметь индуктивный и дедуктивный характер. При

ознакомлении с новым материалом необходимо обращать внимание на его

доступность и постоянно контролировать его усвоение. Приемы введения нового

материала зависят от возраста учащихся и их языковой подготовки.

 

----------------------- Page 147-----------------------

 

Тренировка учебного материала – наиболее ответственная часть урока, так как в

результате тренировки формируются языковые и речевые навыки,

обеспечивающие применение усвоенных знаний в различных ситуациях общения. В

процессе тренировки учитель должен обеспечить многократную встречу с новым

материалом так, чтобы предложенных упражнений было достаточно для

формирования речевых автоматизмов (о системе упражнений см. главу IV).

 

----------------------- Page 148-----------------------

 

Речевая практика направлена на то, чтобы добиться применения усвоенного

материала в различных ситуациях общения. В результате практики учащиеся

овладевают речевыми умениями, а для их формирования используются

коммуникативные, речевые упражнения (см. главу IV).

 

----------------------- Page 149-----------------------

 

Завершающая часть урока включает подведение итогов урока, контроль, оценку

работы, задание на дом.

 

Алгоритмические предписания при подготовке учителя к уроку

и его планировании:

 

----------------------- Page 150-----------------------

 

1) знакомство с учащимися своих групп, знание и учет возрастных особенностей,

уровня обученности; 2) изучение программы; 3) подробное изучение УМК и

условий, в которых будет проходить учебно-воспитательный процесс:

оснащенность кабинета иностранного языка необходимыми СО и их рабочее

состояние; 4) начало планирования: анализ материала всего параграфа с учетом

трудностей для учащихся конкретной группы. На основе анализа трудностей

учитель делает выводы, какие градуированные действия и операции будут

производить учащиеся для овладения материалом. Учитель намечает смысловой

стержень урока (тема или ситуации общения); 5) формулирование задач урока.

Учителю необходимо хорошо продумать задачи урока и их подачу школьникам.

Формулировка задач урока должна отражать: а) характер взаимодействия учителя

и учащихся: это ознакомление, тренировка, применение или контроль учебного

материала; б) конкретно указанный языковой и речевой материал; в) доминирующий

вид речевой деятельности на основе указанного материала; г) условия выполнения

задач: как будет выполняться поставленная задача, какие стимулы и опоры, какие

СО будут использоваться. На начальном этапе, как правило, решается несколько

задач урока, поэтому центральная часть урока носит дробный характер. На

среднем этапе в основном сохраняется такая структура центральной части урока.

Однако уже возможны уроки с более цельной структурой. Это связано с

постепенным увеличением удельного веса чтения, где появляется возможность

решения одной задачи на уроке, например беседа по домашнему чтению. На

старшем этапе явно преобладают уроки с цельной центральной частью,

посвященной решению одной задачи. Учитель должен уметь вычленять и

формулировать задачи отдельных частей (звеньев) урока, он должен уметь дробить

педагогический замысел. Задачи урока носят зачастую вероятностный характер: на

уроке они могут оказаться невыполненными, отвергнутыми или неожиданно легко

решенными. Поэтому учителю необходимо всегда иметь в запасе задачи и задания в

разных вариантах. Ни одна минута времени на уроке не должна пропадать зря. Все

должно быть направлено на реализацию задач урока; 6) следующий шаг учителя в

подготовке урока – это центральная часть урока. Она выполняет главную роль в

решении его задач. Именно здесь учащиеся получают новые знания и расширяют

свой речевой опыт; 7) определение последовательности звеньев урока согласно его

задачам, определение содержания завершающего звена урока и момент задавания

домашнего задания. Место домашнего задания определяется ходом урока. Оно

связано с тем его звеном, которое готовит учащихся к его выполнению. Вся работа

на уроке должна подготовить учащегося к выполнению домашнего задания,

 

----------------------- Page 151-----------------------

 

учитель всегда показывает, как следует его выполнять. В завершающий этап урока

включаются и приемы, снимающие усталость и создающие условия для релаксации

(игровые приемы). Завершающей частью урока является также подведение его

итогов, наглядная демонстрация того, что усвоили учащиеся на уроке, чему они

научились. В завершающей части происходит и оценка деятельности учащихся с

комментариями, которые открывают перспективу в дальнейшей работе

школьников. Контроль и исправление ошибок проводится в деликатной и

корректной форме, ни в коем случае не задевая самолюбие обучаемых.

Исправляются лишь те ошибки, которые приводят к нарушению коммуникации.

Время и место контроля домашнего задания определяется необходимостью

использования этого материала на уроке.

 

----------------------- Page 152-----------------------

 

План урока – это плод внутренней потребности учителя, он может быть разной

степени развернутости, что зависит от опыта работы учителя и конкретного

контингента учащихся. Примеры планирования и примеры формулировок задач

урока можно заимствовать из «Книги для учителя».

 

----------------------- Page 153-----------------------

 

Дискуссионным остается вопрос, что следует рассматривать структурной единицей

урока: упражнение, звено занятия или конкретное задание? Одни исследователи

наименьшей структурно-функциональной единицей урока считают упражнение, так

как ему присущи все главные признаки учебного процесса, и в то же время

упражнение – это наименьший отрезок урока, имеющий самостоятельное значение

(И.Л. Бим, Е.И. Пассов). Другие исследователи в качестве структурной единицы

урока рассматривают звено занятия, которое имеет конкретную задачу, языковой и

речевой материал, действия учителя и учащихся по реализации задачи.

Распространение получила также точка зрения, согласно которой в качестве

структурной единицы урока следует рассматривать конкретное задание, при

выполнении которого учащиеся достигают определенного уровня владения языком.

На наш взгляд, наименьшей структурной единицей урока является задание,

поскольку оно неразрывно связано с определенным упражнением: упражнения без

задания не бывает, равно как и не бывает задания без упражнения.

 

§ 3. Схема и критерии анализа урока иностранного языка

 

----------------------- Page 154-----------------------

 

Требования к уроку иностранного языка помогают в подготовке учителя к уроку и

служат также отправным моментом для анализа уроков. В анализе урока

необходимо учитывать все перечисленные выше требования к существенным

сторонам урока:

 

1. Целевая сторона урока.

 

----------------------- Page 155-----------------------

 

Решение практических задач (назвать их); реализация воспитательной,

образовательной и развивающей целей в процессе решения практических задач;

знакомство учащихся с задачами урока; завершение урока, посильность домашнего

задания, четкость его объяснения, подведение итогов урока.

 

2. Содержательная сторона урока.

 

----------------------- Page 156-----------------------

 

2.1.Содержание урока: тема или ситуации общения, личностно ориентированное

содержание материала урока; языковой и речевой материал (назвать его);

организация обучения видам РД, преобладание определенного вида РД на уроке.

 

----------------------- Page 157-----------------------

 

Говорение: использование говорения как средства обучения произношению,

лексике, грамматике; говорение как цель обучения, формирование у учащихся

монологической или диалогической речи; использование методических приемов,

опор, стимулов при обучении говорению;

 

----------------------- Page 158-----------------------

 

Аудирование: использование аудирования как средства обучения; аудирование как

цель обучения, формирование у учащихся умения понимать речь на слух; характер

материала для аудирования; установки на слушание; применение опор и обучение

детей ими пользоваться; адекватность контроля понимания, массовость контроля

и экономичность его во времени; использование ТСО.

 

----------------------- Page 159-----------------------

 

Чтение: использование чтения как средства обучения; чтение как цель обучения,

извлечение информации из текста; приемы обучения чтению по ключевым словам,

с использованием справочного аппарата, языковой и контекстуальной догадки;

обучение технике чтения, транскрипции и т.д.; обучение чтению вслух, про себя;

использование различных режимов работы; контроль понимания читаемого.

 

----------------------- Page 160-----------------------

 

Письмо: использование методических приемов при обучении графике, орфографии;

опора на родной язык; письменный контроль на уроке: что проверялось, как

проводился контроль, сколько времени на него было затрачено. Письмо как вид РД

на уроке (творческое письмо).

 

----------------------- Page 161-----------------------

 

Таким образом, учитель должен уметь объяснить, как велось обучение

определенному виду РД: как цели обучения или как средству обучения.

 

----------------------- Page 162-----------------------

 

2.2. Формирование на уроке навыков и умений, перечислить их. Коммуникативная

направленность урока.

 

----------------------- Page 163-----------------------

 

2.3. Формирование у учащихся рациональных приемов учения, то есть

приобретение навыков самостоятельной работы: учить учиться.

 

----------------------- Page 164-----------------------

 

2.4. Соблюдение соотношения между тренировочными и творческими

упражнениями.

 

3. Организационно-методическая сторона урока.

 

----------------------- Page 165-----------------------

 

3.1. Соответствие методов и приемов работы намеченным задачам урока, арсенал

методических приемов.

 

----------------------- Page 166-----------------------

 

3.2. Структурная четкость урока, соответствие структуры урока поставленным

задачам, взаимосвязь и рациональное взаиморасположение частей урока.

 

----------------------- Page 167-----------------------

 

3.3. Целесообразное использование учебника и компонентов УМК, основных СО

Оснащение урока и рациональность отбора СО, применение вспомогательных СО

 

----------------------- Page 168-----------------------

 

3.4. Активность учащихся на уроке. Стимулирование мыслительной и речевой

активности учащихся. Соотношение речи учителя и учащихся.

 

----------------------- Page 169-----------------------

 

3.5. Мотивационная обеспеченность урока: использование на уроке учебных и

реальных ситуаций общения; исправление допущенных ошибок; мотивация

дальнейшей работы подведением итогов урока и показом достигнутого на уроке.

 

----------------------- Page 170-----------------------

 

3.6. Речевое и неречевое поведение учителя: рациональность использования

учителем иностранного языка на уроке; мотивированность обращения учителя к

родному языку; соответствие речи учителя нормам языка: ее аутентичность и

адаптивность к уровню языковой подготовки учащихся; использование формул

речевого этикета (этикетных формул педагогического общения); выразительность

речи, мимики, жестов; общая культура речи на родном языке, темп речи.

 

----------------------- Page 171-----------------------

 

3.7. Методическая и педагогическая реакция учителя в связи с обстоятельствами,

неожиданно возникшими на уроке, умение перестраиваться в связи с трудностью

материала или непониманием учащихся, в связи с их неподготовленностью к уроку;

способность к импровизации.

 

----------------------- Page 172-----------------------

 

3.8. Удельный вес дифференцированных, личностно ориентированых заданий,

учитывающий индивидуальные особенности учащихся.

 

----------------------- Page 173-----------------------

 

3.9. Режимы работы: место хоровой, фронтальной, групповой, парной и

индивидуальной работы на уроке.

 

----------------------- Page 174-----------------------

 

3.10. Эффективность контроля усвоения материала.

 

----------------------- Page 175-----------------------

 

3.11. Проверка домашнего задания.

 

----------------------- Page 176-----------------------

 

3.12. Умение работать с текстом.

 

----------------------- Page 177-----------------------

 

3.13. Связь данного урока с предыдущими уроками по целевой установке и

языковому материалу, методически обоснованное место данного урока в серии

уроков по теме.

 

----------------------- Page 178-----------------------

 

3.14. Методическая обоснованность урока в целом, его эффективность и

результативность: расширение знаний по предмету, динамика выполнения

градуированных учебных задач, определение разницы между стартовым и

достигнутым уровнем на уроке.

 

----------------------- Page 179-----------------------

 

3.15. Авторитарное или демократическое поведение учителя, его педагогический

такт, соблюдение педагогической этики в отношениях с учениками для исключения

дискомфорта или чрезмерной напряженности; создание оптимального

психологического климата на уроке; доброжелательность, способность

устанавливать взаимопонимание с учащимися.

 

----------------------- Page 180-----------------------

 

Таким образом, три стороны урока можно представить в виде треугольника, где

каждая сторона имеет свои характеристики.

 

----------------------- Page 181-----------------------

 

 

----------------------- Page 182-----------------------

 

 

----------------------- Page 183-----------------------

 

 

----------------------- Page 184-----------------------

 

 

----------------------- Page 185-----------------------

 

 

----------------------- Page 186-----------------------

 

 

----------------------- Page 187-----------------------

 

 

----------------------- Page 188-----------------------

 

 

----------------------- Page 189-----------------------

 

 

----------------------- Page 190-----------------------

 

 

----------------------- Page 191-----------------------

 

 

----------------------- Page 192-----------------------

 

 

----------------------- Page 193-----------------------

 

 

----------------------- Page 194-----------------------

 

 

----------------------- Page 195-----------------------

 

 

----------------------- Page 196-----------------------

 

 

----------------------- Page 197-----------------------

 

 

----------------------- Page 198-----------------------

 

 

----------------------- Page 199-----------------------

 

 

----------------------- Page 200-----------------------

 

 

----------------------- Page 201-----------------------

 

 

----------------------- Page 202-----------------------

 

 

----------------------- Page 203-----------------------

 

 

----------------------- Page 204-----------------------

 

 

----------------------- Page 205-----------------------

 

 

----------------------- Page 206-----------------------

 

 

----------------------- Page 207-----------------------

 

 

----------------------- Page 208-----------------------

 

Анализ урока выявляет степень подготовленности учителя к уроку и уровень его

методического образования, уровень методической компетенции. Мастерство

учителя состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать свои личностные

качества и педагогические способности при планировании и реализации плана

урока.

 

Раздел 6. Профессиональная деятельность учителя иностранных языков

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.496 сек.