Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умственное развитие младенца

Младенческий возраст важен тем, что в это время формируются не только сенсорно-перцептивные формы психики и психомоторика, но и более сложная мыслительная функция, которая проявляется в преднамеренном достижении ребенка намеченной цели. В конце младенческого периода, после 8-10 месяцев, ребенок оказывается способным решать пространственные задачи, используя для этого различные средства. Типичная проблемная ситуация для ребенка состоит в том, что привлекательный объект (игрушка, лакомство), расположенный в поле зрения, но не в пределах досягаемости, он должен либо подтянуть к себе, используя определенные средства, либо устранить препятствие.

Согласно Пиаже, ребенок до года находиться в первом периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).

Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Происходит координация зрения и хватания; ребенок может установить связь между объектами и средствами. Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянного объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.

Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Ребенок осуществляет координацию цели и средств, решая задачи пространственного типа, при этом активно манипулируя различными приемами (схватывание, отталкивание, отодвигание и тому подобное). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхищать события (например, при виде йода).

Овладение опосредованным способом деятельности идет от общей ориентировки в ситуации и попыток непосредственного овладения предметом через манипулирование вспомогательным предметом к установлению причинно-следственной связи между действием, осуществляемым с помощью орудия и последующим перемещением другого объекта[4].

Для младенцев характерна активная зрительно-ориентировочная деятельность детей, которые проявляют интерес не только к объекту, но и к средству его достижения, - это важная особенность мыслительной функции ребенка. Другой особенностью является высокая пластичность мыслительной функции. Ребенок способен к обобщению практического опыта решения задач и переносу способа действия в сходную ситуацию (механизмы ассимиляции и аккомодации по Пиаже).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Складывание структуры речевого действия | Кризис 1 года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.