Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевое развитие

В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Пассивная речь (т.е. понимание речи взрослых) в развитии опережает активную. Запас слов пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. В раннем детстве ребенок понимает речь в рамках окружающих его предметов, т.е. ситуативно. Ребенок легче понимает рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которой выходит за рамки наглядной ситуации, т.е. контекст, необходима дополнительная работа, взрослый должен специально обучить ребенка этому. Только к трем годам ребенок частично научается понимать контекст.

Развитие разговорной речи происходит одновременно на трех уровнях: фонемном (звуковом), словообразования, синтаксическом.

ü Фонематический слух опережает развитие артикуляции; ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. Развитие на фонематическом уровне заканчивается к двум годам, когда ребенок дифференцирует слова, отличающиеся одним звуком (фонемой). Для развития правильного произношения ребенок должен слышать нормальную фонемную речь.

ü Словообразование начинается с 7 – 11 мес и продолжается всю жизнь. Развитие активной речи ребенка до полутора лет идет медленно, он усваивает от 30 – 40 до 100 слов и использует их очень редко. После полутора лет ребенок делает очень важное речевое открытие: каждый предмет имеет свое название, с этого момента он начинает проявлять инициативу в обогащении своего словаря, задавая множество вопросов «Кто это?» и «Что это?». В раннем возрасте развиваются значения детских слов, происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.

ü В раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Около 1 года 10 мес дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного, позднее двух слов, не изменяющихся по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Позже речь ребенка начинает приобретать связный характер и выражать простейшие отношения между предметами. Овладевая способами употребления предметов, дети начинают в речевом общении улавливать и употреблять грамматические формы, при помощи которых эти способы можно обозначить («забил молотк ом», «взял совочк ом»). К концу раннего возраста дети хорошо согласовывают слова в предложения, умеют употреблять падежи, число, роды, но действуют по стереотипу («кушаю ложк ом»).

Речь становится регулятором поведения своего и других людей. В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от указательной (индикативной) к обозначающей (номинативной) функции. По словам Д,Б.Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ведущая деятельность в раннем детстве | Умственное развитие ребенка в раннем детстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.