Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная система по предупреждению и ликвидации ЧС (ГСЧС). Сигналы оповещения




Классификация чрезвычайных ситуаций, их характеристика.

 

Основные признаки классификации ЧС
Сфера возникновения Скорость распространения Ведомственная принадлежность Масштаб последствий
природные, биологические, техногенные, экологические, социальные внезапные, быстровозникающие, умеренные, медленнораспространяющиеся строительство, промышленность; жилищная и коммунально-бытовая сфера; транспорт, сельское хозяйство; лесное хозяйство частные, объектовые, местные, региональные, глобальные

 

Чрезвычайные ситуации по сфере возникновения.

ЧС природного характера (стихийные бедствия) делят на следующие группы:

1) геофизические (извержение вулкана, землетрясения);

2) геологические (оползень, обвал, сель, эрозия почв, просадка земной поверхности);

3) метеорологические: аэродинамические (буря, ураган, смерч); агрометеорологические (сильный дождь, крупный град, сильный снегопад, сильная метель, сильный гололед, заморозки, сильный мороз, сильная жара, засуха, сильный туман);

4) гидрологические (наводнение, снежная лавина, низкий уровень воды);

5) природные пожары (лесные, торфяные, степные, полевые, тундровые);

6) космические опасные явления (падение метеоритов, остатков комет).

ЧС техногенного характера подразделяют на шесть групп:

1) аварии на химически опасных объектах;

2) аварии на радиационно опасных объектах;

3) аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;

4) аварии на гидродинамических опасных объектах;

5) аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро);

6) аварии на коммунально-энергетических сетях.

ЧС биологического характера возникают в биологической среде и связаны с болезнями и гибелью людей, животных и растений за счет воздействия на них микроорганизмов и ослабления иммунной системы по различным причинам. К ЧС биологического характера относят:

  • массовые инфекционные заболевания людей, диких и домашних животных;
  • массовые поражения растений болезнями и вредителями;
  • массовые заболевания людей отдельными болезнями, связанные с генетикой

и возможностями иммунной системы.

ЧС экологического характера зависят от ситуаций, связанных с отрицательными изменениями литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы.

Их подразделяют на четыре группы:

1) изменение состояния литосферы (деградация почв, эрозия, опустынивание, засоления, истощение природных ископаемых);

2) изменение свойств воздушной среды (климат и погода, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушение озонового слоя);

3) изменение состояния гидросферы (истощение и загрязнение водной среды, нехватка пресной воды);

4) изменение состояния биосферы (сокращение биологического разнообразия, распространение токсических химических веществ).

К ЧС социального характера относятся военные конфликты, межэтнические и межконфессиональные конфликты, террористические акты, диверсии, репрессии, крупные забастовки, сложная криминогенная обстановка, голод, алкоголизм, наркомания и т.п. ЧС социального характера могут в свою очередь вызвать иные виды ЧС.

По скорости распространения ЧС подразделяются на следующие группы:

1) внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии);

2) быстровозникающие (выброс газов, пожары, гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, аварии на железнодорожном транспорте с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ);

3) умеренные (извержение вулканов, половодье, выброс радиоактивных веществ);

4) медленнораспространяющиеся (засухи, эпидемии, аварии на очистных сооружениях, экологические изменения).

Чрезвычайные ситуации по ведомственной принадлежности.

Ведомственная принадлежность ЧС обусловлена той отраслью экономики, где она случилась:

1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

2) в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);

3) в коммунально-бытовой сфере (водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

4) на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

5) в сельском и лесном хозяйствах.

Чрезвычайные ситуации по масштабу возможных последствий.

В основу данной классификации положены значимость и величина событий, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий. По масштабу ЧС подразделяются на следующие группы:

1) частные – это ЧС, ограничивающиеся одной установкой, малым отрезком дороги, усадьбой, квартирой. Работы по ликвидации последствий проводятся штатным персоналом в пределах рабочего места;

2) объектовые, или локальные – ЧС, не выходящие за пределы территории объекта или населенного пункта, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС;

3) местные – это ЧС, не выходящие за пределы населенного пункта, города, района, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС;

4) региональные, или территориальные – это ЧС, не выходящие за пределы территории государства, в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС;

5) глобальные, или трансконтинентальные – ЧС, поражающие факторы которых выходят за пределы государства, либо ЧС, которые произошли за рубежом и затрагивают территорию Республики Беларусь.

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №495 от 10.04.2001 г. образована Государственная система по предупреждению и ликвидации ЧС (ГСЧС).

ГСЧС – это система органов управления, специально уполномоченных для решения задач в области гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий от ЧС.

Основная цель ГСЧС – объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

Основные задачи ГСЧС определены Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». В их перечень входят:

- контроль состояния природной среды и потенциально опасных объектов;

- прогнозирование ЧС и их последствий;

- реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения от ЧС;

- проведение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС;

- оповещение населения, органов власти и управления о ЧС;

- организация защиты населения и обеспечение экологической безопасности в ЧС;

- подготовка сил и средств ликвидации ЧС и их последствий;

- планирование, организация и проведение спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС и их последствий;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и их последствий;

- оценка материального ущерба от ЧС и подготовка предложений Правительству о выделении материальных и финансовых средств на ликвидацию последствий и возмещение ущерба;

- координация действий различных органов управления в ЧС;

- проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости работы объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения;

- обучение населения действиям по выживанию в ЧС;

- сотрудничество с международными организациями и другими государствами по проблемам защиты населения, объектов экономики и природной среды в ЧС.

Основу структуры ГСЧС составляют:

  • комиссии по ЧС (правительственная, областные, городские, районные, ведомственные, объектовые);
  • Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС);
  • силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов;
  • силы и средства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств.

МЧС осуществляет управление в сфере предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, защиты населения от последствий ЧС в мирное время и заблаговременной подготовки к действиям в военное время.

В состав МЧС входят:

  • областные и Минское городское управление МЧС;
  • пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты в городах, районах, на объектах;
  • учебные объекты, научные учреждения, центры, предприятия.

При МЧС созданы и под его непосредственным управлением осуществляют свою деятельность структуры по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике, по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Кроме того, в состав МЧС входят Главное управление пожарной охраны, Главное управление гражданской обороны и другие структуры.

Сигналы оповещения. Определенный порядок оповещения населения необходим при угрозе или возникновении ЧС, а именно:

  • опасности применения противником оружия массового поражения – ядерного, химического, бактериологического или другого оружия;
  • угрозе или возникновении аварий на объектах, использующих в своей производственной деятельности химические, радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные вещества.

С целью предупреждения населения о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического или другого оружия органами гражданской обороны подаются следующие сигналы (рис.)

Сигнал «Воздушная тревога». По радиотрансляционной сети передается: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога!». Сигнал может передаваться и по телевизионной сети. Он повторяется несколько раз. Одновременно с этим включаются сирены, гудки заводов, тепловозов, электровозов, речных судов. На объектах сигнал дублируется всеми имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала 2-3 мин.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается по радиотрансляционной сети, через местные радио- и телевизионные станции и другими способами, которые можно использовать в конкретной обстановке (телефон, громкоговорящие установки), несколько раз передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги!».

В городах (районах), на которые противник осуществил нападение, передается информация о принимаемых мерах по ликвидации его последствий, о режиме поведения населения в сложившийся обстановке и другие необходимые сведения.

Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса. Он передается с помощью всех местных технических средств связи и оповещения, а на местах дублируется звуковыми и световыми средствами. Текст «Внимание! Внимание! Радиационная опасность!» повторяется несколько раз в течение 2-3 мин.

Сигнал «Химическая тревога» подается с помощью технических средств связи и оповещения при угрозе и непосредственном обнаружении химического или биологического нападения (заражения). Несколько раз повторяется текст сигнала: «Внимание! Внимание! Граждане! Химическая тревога! Химическая тревога!». Продолжительность сигнала 2-3 мин.

Опыт показывает, что в дневное время информация может быть доведена до сведения населения за 5 мин., в ночное время – за 10-25 мин., так как требуется дополнительное время на включение и прогрев аппаратуры.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.