Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система свободы

Выстраивается система субъект-объектных отношений, которую можно назвать «системой свободы», где уровень сущности (эссенциологический уровень) выражает процесс отбора, включающий соответствующий механизм, предполагающий действие определенных факторов социального отбора, которые можно обозначить, следуя В.П.Бранскому, как тезаурус, детектор, селектор. Уровень явлений (феноменологический уровень) выражает процесс выбора, как непосредственной эмпирически фиксируемой деятельности субъекта, детерминируемого (определяемого) сущностными (внутренними, фундаментальными) факторами отбора, с одной стороны, а с другой – действием собственной воли.

Социальный отбор контролируется субъектом через процесс (процедуру) выбора. При этом, уровень выбора детерминирован двояко: действием социального отбора (реальность общественного бытия) и действием воли субъекта (реальность субъективного, личностного бытия). Итак, с одной стороны, существует объективный закон – отбор, а с другой – субъективный закон (воля). Субъективный закон по форме соответствует объективному (имеется множество мысленных вариантов поведения, виртуальных возможностей, идет отбор мотивов-желаний, побеждает одна возможность-желание, человек приступает к ее реализации). Объективный отбор осуществляется среди объективных возможностей, причем, одной из таких возможностей становится волевая деятельность субъекта в направлении реализации выбранного желания. Так, суперотбор реализуется в виде творчества, которое выступает одной из форм подражания Природе, природным процессам, механизму отбора. Социальный контроль, как проявление воли, может быть представлен лишь как форма подражания природе. В соответствии с древним тезисом (следуй во всем Природе, как говорили стоики) требуется, чтобы отбор и воля совпадали в акте выбора, лишь тогда свобода будет подлинной, а творчество предстанет как суперотбор (формирование тезауруса, детектора и селектора).

Рассмотрим пример. Вы купили абонемент в бассейн. Что вы приобрели? Возможность укрепить здоровье? Возможность поплавать? Возможность пройти в бассейн? Возможность – слишком содержательная категория и ей присуща определенная мера содержательной точности. Эта категория выражает определенную связь между настоящим и будущим в отношении какой-либо предпосылки (системы, объекта). Возможность есть предпосылка тех изменений, которые произойдут в будущем с данной системой. Возможность – это возможность изменений. Отбираются варианты изменений. Отбор вариантов изменений системы (формирование предпосылок), или отбор возможностей, подчиняется определенной закономерности, которая выражается в понятии механизма отбора, выражающего сущность самоорганизации. Абонемент в бассейн есть предпосылка разных вариантов изменений, которые могут произойти с вами. Какая возможность реализуется? Вероятней всего – лишь возможность пропуска в бассейн.

Еще один пример. Студент сдает экзамен: входит в комнату, тянет билет, готовится, отвечает и получает оценку. Рассмотрим распределение научных терминов. Выбор осуществляется в момент, когда студент тянет билет (один из тридцати). Отбор включает в себя не только обсуждение экзаменаторами ответов студента на вопросы билета и выставление оценки, но включает подготовку и выбор билета студентом. Возможности студента в данных обстоятельствах (тезаурус) зафиксированы в билетах (вопросах), аттракторы представлены оценками. Распределение возможностей по аттракторам происходило уже в период подготовки студента к экзамену. Выбор билета еще не определяет полностью тот аттрактор, в «зону влияния» которого попадает студент. В процессе экзамена происходит череда выборов, «каскад бифуркаций», а в итоге реализуется отобранная возможность – студент получает ту или иную оценку, т.е. обретает определенное конечное состояние (аттрактор), статус «троечника» или «отличника», «сдавшего» или «не сдавшего» экзамен.

В аспекте творчества свобода должна быть выражена в виде совпадения потребностей и способностей субъекта. Если личность формирует достаточно высокие потребности, то им должны соответствовать столь же высокие развитые способности. Возникает чрезвычайно интересная исследовательская коллизия. В ней сущность выбора (свободного и творческого) предстает, с одной стороны, в виде социального отбора (обезличенного всеобщего механизма), а с другой стороны, как сугубо интимный процесс волевой деятельности индивида, связанный с борьбой внутренних мотивов, привязанностью к определенной системе ценностей, верой в идеалы, стремлением к истине и т.п. Поэтому к сущности свободы выбора не подойти без анализа категории потребности.

Социальным системам присущи потребности. Именно потребности обозначают нужду или недостаток в чем-либо необходимом для нормальной жизнедеятельности субъекта. Следовательно, потребность фокусирует в себе зависимость человека от среды, выраженную в категории необходимость (закономерность). Человек, как и животное, не способен выйти за рамки потребностей: все, что он делает, он делает в границах потребностей. Он пытается снять нужду, недостаток в чем-либо, а именно, недостаток в веществе, энергии и информации. Человек стремится установить порядок обмена со средой, более того, он стремится установить не просто порядок, а чтобы стать свободным творческим существом –

установить контролируемый процесс самоорганизации своей жизнедеятельности.
 

Процесс самоорганизации включает переходы от хаоса к порядку и от порядка к хаосу. При этом человек стремится к прогрессу, к тому, чтобы всякий раз новый порядок был лучше прежнего, а новый хаос – меньше прежнего. Человек движим идеалами и у него есть желание никогда не болеть и не умирать. Но как реалист, он понимает недостижимость и иллюзорность таких желаний. Потому своей главной задачей он видит выработку способностей, адекватных потребностям. Слишком большие желания и потребности могут погубить человека – он не справится с ними, не сформирует адекватные потребностям способности.

Итак,

оптимальное удовлетворение потребностей требует соответствующих способностей.

 

Рассмотрим пример. Человек, долго пребывавший голодным, наконец, дорвался до пищи. Перед нами ситуация, когда голодное существо удовлетворяет потребность в еде. Этот человек ел и ел, пока… не заболел и не умер. Что произошло с ним? Оказывается, он мог удовлетворить потребность и минимумом пищи. Что же он удовлетворял после того, как удовлетворил потребность? Желание – застарелое и властное. Это желание его и погубило. Следовательно, надо различать потребность и желание. Потребность может удовлетворить соответствующая способность, которая, видимо, включает и умение бороться с желаниями. Итак, способность есть умение снимать потребность. Но это не простое умение, оно связано с умением выбирать. В данном случае стремление удовлетворить ту или иную потребность можно определить как наличие селектора, т.е. как стремление к максимальной устойчивости. Однако человек не всегда правильно оценивает ситуацию, часто не имеет развитую способность к удовлетворению потребности, тогда он принимает желание за потребность и руководствуется своим желанием как истинным селектором. Часто это не только не приводит его к устойчивой траектории жизни, но ввергает в пучину хаоса.

Способность выбирать есть способность пользоваться возникшей возможностью. Именно на этом поприще возникает главная коллизия жизни: он (она) имел (а) возможность, но не сумел (а) ею воспользоваться. Когда человек вспоминает, то чаще всего он вспоминает о тех возможностях, которые были, но исчезли. И он имел шанс воспользоваться ими. С годами эти воспоминания становятся все более и более мучительными. Слабый человек будет оправдываться тем, что обстоятельства были против него, что он был несвободным, а сильный – взвалит вину на себя. И правильно. В том, что мы не свободны, мы виноваты сами. У человека всегда есть возможность развить в себе способность быть свободным.

Способность пользоваться набором возможностей (в том числе – разноуровневых) – одна из главных в арсенале человека.

Именно эта способность делает человека свободным. Человек должен формировать в себе способность быть свободным.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация процессов ИСУ | Введение. Технологическая оснастка – это средства технологического оснащения, дополняющие технологическое оборудование для выполнения определенной части
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.