Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имидж личности

 

Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей.

Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.

Итак, имидж личности – это её воспринимаемый и передаваемый образ.

 

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

 

Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т.е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается и объективную, т.е. воспринимаемую тем, кто наблюдает.

Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение.

Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение.

Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и ориентация на средний класс (как на наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию.

Если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым. Если образ человека не воспринимается окружающими или носит отрицательные характеристики с их точки зрения, то можно делать следующие выводы относительно его социального самопроявления: либо он пренебрегает общественными обычаями, либо утверждает собственное «я», пренебрегая социальными нормами.

(Не случайно деятели, для которых общественная популярность важна, имеют так называемых имиджмейкеров – специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа).

Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный.

· Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента.

· Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д.

· Социальный – включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.

 

Разумеется, в процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены не только субъективизмом интерпретации, но также и некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия.

Искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.

Наиболее значимой информацией о человеке является первая и последняя (эффект первичности и эффект недавности). При этом, если мы знаем человека достаточно долго, то наиболее значимой будет последняя информация о нем. Если же человек нам незнаком или мы знаем его очень плохо, то наиболее значимой оказывается первая поступившая информация.

Большое значение производит эффект положительного или отрицательного ореола. Обычно этот эффект возникает по отношению к человеку, о котором складывается общее оценочное представление из-за недостатка информации.

Говоря о многообразных искажениях восприятия, невозможно игнорировать одно из самых распространенных – стереотипы. В широком смысле, стереотип – это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее вы устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.д.

Стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому человеку, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях и при взаимодействии со знакомыми людьми. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, заранее предопределяя поведение человека в тех или иных случаях. Стереотипы помогают нам принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации и сохраняют, таким образом, психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений.

 

 

Причины по которым нам нравятся люди:

 

- Люди предпочитают соглашаться с теми индивидами, которые им знакомы и симпатичны.

- Одной из характеристик человека, влияющих на отношение к нему окружающих, является его физическая привлекательность. Роль физической привлекательности в установлении социальных контактов гораздо значительнее, чем предполагалось. Похоже, физическая привлекательность способствует завышению оценки других человеческих качеств, таких как талантливость, доброта, ум. Поэтому привлекательные люди кажутся более убедительными и им требуется меньше сил для того, чтобы изменить мнение других людей и получать желаемый результат.(пример: «мисски»).

- Фактор сходства. Нам нравятся люди, похожие на нас, и мы более охотно соглашаемся с требованиями именно таких людей, часто неосознанно. Также замечено, что наше благорасположение вызывают люди, расточающие нам похвалы.

- Еще один фактор, который, как правило, влияет на наше отношение к какому-либо человеку или предмету, - это близкое знакомство с ним. Это влияние оказывается реальным в первую очередь тогда, когда контакт имеет место при вызывающих положительные эмоции обстоятельствах.

- Наличие ассоциаций – еще один фактор, влияющий на отношение людей друг к другу. Рекламодатели, политики, торговцы стремятся связать в сознании людей себя или свою продукцию с какими-либо положительными моментами.

 

Люди склонны автоматически реагировать на символы авторитета, а не на авторитет как таковой. Основными символами авторитета являются титулы, одежда и марка марка автомобиля. Как показали исследования, к индивидам, обладающим тем или иным символом авторитета, окружающие относятся с большим почтением. Более того, практически все индивиды, которые уважительно относятся к символам авторитета, недооценивают степень влияния этих символов на их поведение.(Роберт Чалдини «Психология влияния», С.-П.).

 

 

Литература:

1. Архангельский Л.И. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.

2. Бодалев А.А. Личность и общество. М., 1995.

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

4. Козлов В.И. Типы личностей. М., 1999.

5. Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.

6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М.,1999.

7. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.,1979.

8. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.

9. Социальная психология личности. М., 1979.

10. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. М., 1998.

11. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

12. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

 

Лекция 6. Тема: «Социальные группы».

1. Понятие о социальной группе, её критерии.

2. Классификация малых групп, размеры группы и её функции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Личность как социальный феномен, ценностно-нормативная база личности, имидж | Функции группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 8740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.