Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизации профессионального развития




Психология профессиональных деструкций

Психологические особенности кризисов профессионального становления

Периодизации профессионального развития

Развитие человека в процессе профессионального образования

Зачёт: письменный тест по материалам лекций

Если обратиться к различным авторам, рассматривающим периодизации профессионального развития (см. Ливехуд, 1994; Маркова, 1996; Шихи, 1999 и др.), то многие выделяют такой важный критерий перехода к каждой последующей стадии профессионального развития, как изменение "ценностного отношения к самому себе" как представителю профессии и члену общества вообще.

Например, А.К. Маркова в качестве высшего этапа развития профессионала выделяет "этап творческого самоопределения себя как личности профессионала", где важную роль играют "самостроительство" и "самосозидание" (Маркова, 1996. С. 52). А это, в свою очередь, предполагает развитое представление о себе как о реальном профессионале и как о желаемом профессионале, что чем-то напоминает "Я реальное" и "Я идеальное" у К. Роджерса (см. выше).

 

Переходя к рассмотрению собственно профессионального самосознания, можно было бы просто конкретизировать все, что говорилось о самосознании вообще, применительно к конкретным видам деятельности. Но профессиональное самосознание имеет одну важную общую характеристику - это самосознание человека, активно участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающим себя в качестве полноценного члена данного общества.

 

Иными словами, профессиональное самосознание - это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность - главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности.

Рассуждая о соотношении "личностного" и "профессионального", А.К. Маркова считает, что "личностное пространство шире профессионального, личностное лежит в основе профессионального, личностное определяет начало, ход и завершение профессионального " (Маркова, 1996. С. 66).

Хотя, скорее всего, наиболее "широким" и всеобъемлющим можно было бы назвать жизненное самоопределение, а что касается личностного самоопределения, то вряд ли о каждом "состоявшемся" профессионале можно сказать, что он является Личностью, именно потому, что личностное самоопределение "шире" профессионального. Например, "узкий специалист", который кроме своей работы ничем не интересуется, скорее всего, слишком примитивен, чтобы считаться полноценной Личностью.

Сказанное относится и к самосознанию. Нельзя, например, утверждать, что самосознание лежит в основе профессионального самосознания.

Например, человек с несложившейся идентичностью вполне может продемонстрировать определенный успех в какой-либо профессиональной деятельности. Такие случаи

Э. Фромм обозначает термином "отчужденный характер", когда человек и его дело разъединены, "отчуждены" друг от друга, или же

это могут быть разного рода "авантюристы", главная характеристика которых - "разорванные биографии" (по Л.Г. Ионину), или

об этом можно сказать словами В. Франкла, что это люди с потерянным (или не найденным) смыслом при внешне вполне успешной профессиональной деятельности, что может быть обозначено как "отчаяние" и т.п.

" Развитое самосознание - одно из условий формирования индивидуального стиля… одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места, в частности, в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии, - пишет Е.А. Климов, - это также важный критерий подготовленности специалиста.

Профессионал - это не просто тот, кто хорошо обучен делу, но кто с гордостью причисляет себя к определенной общности трудящихся: "Мы, швейники, всех одеваем!", "Мы, слесари, будем нужны и при самом высоком уровне автоматизации производства", "Мы, экскурсоводы, помогаем людям увидеть удивительное рядом" и т.п. Одна из главных задач психологии труда - изучение структуры и динамики (развития) профессионального самосознания как важнейшего регулятора труда и построения профессиональных жизненных путей, "карьер", "трудовых судеб" людей" (Климов, 1998. С. 43)".


Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является "образ мира" профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире (Климов, 1995).


В качестве важнейших ("системообразующих") факторов личности профессионала является, по мнению Э.Ф. Зеера, направленность личности, которая включает в себя следующие компоненты:

мотивы,

ценностные ориентации,

профессиональную позицию,

профессиональное самоопределение.

При этом "на разных этапах становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности" (Зеер, 1997. С. 36).


Интересным является вопрос о том, каким образом происходит становление профессионала и его профессионального самосознания - путем естественного развития или, в большей степени, благодаря целенаправленному формированию (трудовому обучению и воспитанию). Вероятно, можно говорить и о развитии, и о формировании, и о саморазвитии себя как профессионала, что у разных людей в разные периоды их развития проявляется по-разному. К этому можно добавить и определенные социокультурные традиции формирования профессионалов, которые по-разному проявляются в разные исторические эпохи и у разных народов.

 

Можно также увязать профессиональное самосознание с развитием профессионализма. Среди прочих условий, влияющих на становление профессионала, А.К. Маркова выделяет и такие, как

"адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке своего уровня профессионализма",

"представления человека о профессии,

критерии оценки человеком самой профессии и профессионализма в ней,

критерии оценки профессионала в себе" (Маркова, 1996. С. 254).

Очень важно!!!!!!!

· А.К. Маркова выделяет также противоречивые (амбивалентные) тенденции, влияющие на становление профессионала (Там же. С. 259-262):

o противоречие между саморазвитием и самосохранением в профессии;

o противостояние порой результатов и процесса труда (например, несовпадение объективных результатов и его "психологической цены");

o несовпадение в ряде случаев предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями;

o несогласованность становления разных видов компетентности (профессиональной, социальной, личностной, индивидуальной). Например, профессиональная компетентность может у кого-то сильно опережать социальную…?

профессиональная сильно опережает личностную….?

Личностная сильно отстаёт от социальной…..?

Личностная сильно отстаёт от индивидуальной…..?

Социальная сильно опережает профессиональную….?

ПОДУМАТЬ о других вариантах

o рассогласование темпов развития у отдельных людей мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности;

o разная роль и степень выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, а также у одного человека на разных этапах развития;

o неравномерность освоения отдельных действий и целостной структуры профессиональной деятельности;

o противопоставление в сознании человека стремления к узкой специализации и потребности узнать что-то о смежных профессиях, быть "универсалом";

o несовпадение порой проявлений у одного и того же человека психических качеств в профессиональной и в непрофессиональной сферах;

o несогласованность "ценностного отношения к себе в труде и к труду в себе" (сравните: "любить искусство в себе или себя в искусстве");

o расхождение между усиливающейся конкурентностью на рынке труда, безработицей и умением части людей делать самостоятельные выборы в профессиональной сфере, быть готовым к ошибкам, уметь предложить себя как профессионала. Имеется в виду то, что "профессиональная квалификация человека - это его частная собственность и ее надо уметь предложить на рынке труда";

o неквалифицированное использование способов профессиональной деятельности некоторыми специалистами и учреждениями, что идет в разрез с запросами общества, приводит к выпуску продукции низкого сорта.

" Неучет подобных противоречивых тенденций в развитии отдельного человека может привести к профессиональным кризисам, сбоям, остановкам в развитии, - отмечает А.К. Маркова. - Каждому человеку также желательно осознавать противоречия, рассогласования в своем профессиональном развитии, чтобы вовремя найти из них конструктивный выход" (Там же. С. 262).

 

В психологии разными авторами выделены различные механизмы и условия, осложняющие полноценное формирование и развитие самосознания (см. Самосознание и защитные механизмы личности, 2000). Применительно к психологии профессионального самосознания эти механизмы еще должны быть адаптированы, а может, и несколько переосмыслены с учетом того, что именно в профессиональной деятельности в наибольшей степени часто проявляется стремление личности реализовать свои лучшие качества и состояться как личность в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.