Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности кризисов профессионального становления




В.И. Слободчиков определяет специфику возраста как "смену режима индивидуальной жизни", как смену самости и единичности.

Соответственно выделяются две группы кризисов:

1) кризисы "рождения" ("так жить нельзя");

2) кризисы развития ("хочу быть, как ты"), поиск новых способов самоопределения (цит. по: Зееру, 1997. С. 126-129).

 

Известный зарубежный психолог Г. Шихи выделяет основные кризисы взрослого человека (Шихи, 1999):


1. Кризис "вырывания корней" (18-22 лет) характеризуется следующим. Позиция молодого человека часто выражается в девизе: "Я знаю, чего хочу!". Юноша нередко впадает в фантазии в процессе проверки этих убеждений. Одна часть молодого человека пытается стать индивидуальностью, а другая - обеспечить свою безопасность и комфорт (на этой основе и возникает основное противоречие…). "Если в этот момент кризис личности отсутствует, то он проявится позднее, на переходной степени, и тогда ударит больнее", - пишет Г.Шихи (1999. С. 37).


2. "Искания в двадцать лет" (23 года). Повзрослевший молодой человек все больше стремится делать то, что "должно". Но это "должно" сильно зависит от модели семьи, влияния культуры и предрассудков нашего общества. Типичное заблуждение двадцатилетних - "убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным". Два основных импульса в период такого кризиса:

а) создать комфорт и безопасность по готовому образцу (но такие люди чувствуют себя словно "взаперти");

б) стремление экспериментировать (но здесь можно "растратить свои двадцатые годы в затянувшемся переходном периоде"). Молодые люди по-прежнему сопротивляются влиянию родительского воспитания - их девиз: "Это не я. Я совсем другой" (Там же. С. 38).


3. Попытка "осознать свои тридцать" (30 лет). Здесь нередко происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцатые годы оказался неудачным - стремление обвинить в этом "всех и вся". Основная критика прежних выборов: не было места для карьеры, слишком фантастичные выборы (типа, "хочу стать Президентом")… Часто возникает стремление "начать все сначала". Появляется серьезное стремление создать семью, построить дом…


4. Кризис "середины жизни" (35-37 лет), по мнению Г. Шихи, - наиболее тяжелый, рубежный кризис. Часто происходит "утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей - любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса" (Там же. С. 41). "Время начинает сокращаться"… Усиливается "ощущение того, что "независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли и сейчас оно рвется наружу". Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины (ощущение того, что следующий выбор - это ее "последний шанс", но позже возрастает спокойствие и уверенность, что многое еще впереди…). "В период интенсивной концентрации на внешних успехах мужчина обычно не замечает наиболее сложные внутренние изменения, которые двигают его вперед". Он все больше беспокоится о своем здоровье, удивляется: "И это все?" Все чаще мужчины стремятся начать к середине жизни новое дело. У кого-то все чаще проявляется "потребность в развитии этической грани личности" (Там же. С. 41-42).


5. Обновление или покорность ("проблема 45 лет"). Если человек проявил активную позицию и успешно преодолел предыдущие кризисы, то к 45 годам появляется чувство стабильности и удовлетворения. Если человек смирился со своим положением, то появляется чувство покорности: человек лишается поддержки и безопасности тех, с кем он еще недавно поддерживал активные отношения; друзья вырастают и уходят; дети становятся незнакомыми людьми; карьера превращается просто в работу… Все эти события будут ощущаться как "несостоявшиеся". Новый кризис появится где-то к 50-ти годам. Но если человек обретет для себя новую цель (смысл), то эти годы могут стать лучшими в жизни.


Обозначая общую логику и основные кризисы развития взрослого человека, Б. Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности (Ливехуд, 1994).

Он выделяет следующие основные фазы жизни:

1) душевное восприятие, рост (до 20 лет);

2) экспансивная фаза: переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20-40 лет);

3) социальная фаза или фаза руководства: отдача своего опыта, характеризуется опережением духовного развития и угасанием биологической линии развития "Печатью биологического развития более всего отмечен период перед наступлением взрослости… - пишет Б. Ливехуд. - Психическое (духовное) развитие отчетливее всего проявляется в своем своеобразии в средней фазе жизни… Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни, оно как бы компенсирует угасание биологического развития…" (Ливехуд, 1994. С. 48-49).

 

Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э.Ф. Зеер (Зеер, 1997. С. 129-133). Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического).

Общая схема соотношения разных типов кризисов:

а) нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления - это все возрастные кризисы;

б) ненормативные (необязательные) кризисы: потерь (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы…),

в) невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) - это все жизненные кризисы.

 

Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления, т.е. обсуждает причины появления кризисов (Зеер, 1997. С. 133-136):

 

1. Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.
2. Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд).
3. Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром "эмоционального сгорания").
4. Вступление в новую должность (а также - участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
5. Полная поглощенность профессиональной деятельностью. Примеры можно найти в известной книге Барбары Киллинджер "Трудоголики, респектабельные наркоманы". При этом, вопреки распространенному мнению, сами "трудоголики" характеризуются как: специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях (цит. по: Зеер, 1997. С. 136).

6. Изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, "служебный роман").
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

Обсудим трудоголиков отдельно.

С одной стороны, великим профессионалом делает человека его великая увлечённость своим делом, которая в крайнем своем выражении может достигать уровня страсти. Страсть — имя чувства, которому приписывается (и не без оснований) решающая роль в появлении на свет своих выдающихся творений. Со страстью теснейшим образом сопряжено состояние человека, которое называют одержимостью, когда дело, которому служит человек, забирает его целиком, безраздельно, что называется до последнего вздоха.

Что значит одержимость в науке, ярко свидетельствует жизнь Б.Г.Ананьева. Житель Ленинграда он ни разу не ездил ни в какой санаторий или дом отдыха и не снимал дачу, и постоянно работал даже во время отпусков. Когда же в 1972 году на факультете психологии ЛГУ, деканом которого он был, у него произошел второй инфаркт, и мы ждали реанимационную машину, он, находясь еще в сознании, потребовал, чтобы пришла с аппаратурой сотрудница факультета К.Д.Шафранская, чтобы последовательно измерить в разных точках его тела температуру (Борис Герасимович был увлечен тогда проблемой асимметрии, взаимодействия больших полушарий головного мозга, ролью ведущего полушария и т.д.). К.Д.Шафранская, понимая состояние больного, сказала: «Борис Герасимович, лучше не надо, я в другой раз измерю». А в ответ услышала настойчивое: «Меряйте, другого раза может и не будет».

С другой стороны, В.О. Ключевский отмечал, что «под сильными страстями часто скрывается только слабая воля».

Рассмотрим понятия трудолюбие-трудоголизм, тем более, что разведение этих категорий, понимание их подлинного смысла является составной частью профессионализма, как способности к самосохранению в профессии.

 

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном от­ношении личности к процессу трудовой деятельности. Трудолюбие отличает активность, инициативность, добросовестность, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда, потребность и привычка трудиться. Труд наполняет жизнь такого человека смыс­лом.

Мы уже вспоминали В. Франкла, который отмечал, что полнота профессиональной деятель­ности не идентична смысловой полноте творческой жизни.

Невротик пытается подчас спастись от большой жизни бегством в профессиональ­ную деятельность. Однако подлинная бессодержательность и пустота его жизни обнаруживаются сразу же, как только его профессиональ­ная активность на какое-то время прерывается, а именно в выходные дни!

Человек, который является только человеком-рабочим и ничем другим, крайне нуждается в суете выходных дней, чтобы чем-то за­полнить внутреннюю пустоту, поскольку именно в выходные, когда останавливается темп рабочей недели, бедность содержания его жиз­ни становится очевидной. И создаётся впечатление, что человек бе­жит со скоростью, на какую только способен, чтобы не заметить бес­цельности собственной жизни. Он пытается убежать от себя самого — но напрасно, потому что в выходные дни перед ним наиболее ярко предстают бесцельность, бессодержательность и бессмысленность его существования.

Что делают в выходные простые смертные – пьют!!! И те, кто живёт в хрущёвке, и те, кто живёт на Рублёвке.

Работа — важная форма самовыражения, и, так же как питание, она необходима для развития человека. Но и она может превратиться в страсть, принять болезненные очертания. Будучи одержимы рабо­той, мы формируем принудительный образец поведения, хотим быть ещё лучше, совершеннее, хотим успевать всё больше.

Вместо того что­бы работать на себя, мы стремимся произвести внешний эффект, от­чего уже не имеем времени работать на себя, тем более — думать о се­бе. У нас просто слишком много дел, и голова полна планов, которые мы ещё должны осуществить. Находя удовлетворение, прежде всего в работе, мы впадаем в зависимость от неё, так как хотим испытать на этом пути ещё большее удовлетворение.

Трудоголизм в отличие от трудолюбия рассматривается как акцентированная активность и, наряду с игроманией, рассматривается как поведение риска.

У гармоничной личности развитие и функционирование в разных сферах жизни происходит соразмерно и согласовано.

Настоящая страсть истинного учёного, как и безмерная увлечённость своим делом специалиста-практика могут быть и часто бывают «молчаливы», сдержанны в проявлении, но за этой сдержанностью так же часто скрывается бОльшая стойкость, бОльшая психологическая устойчивость.

 

Об основных фазах кризисов профессионального развития (Зеер, 1997. С. 136-138). Еще Л.С. Выготский выделил три фазы возрастных кризисов:

o предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития);

o критическую (это противоречие начинает проявляться в поведении);

o посткритическую (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития).

Э.Ф. Зеер отмечает, что на основании идей Л.С. Выготского можно выделять и анализировать собственно кризисы профессионального развития.
Предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем

Критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт ("конфликт - ядро кризиса"). При этом выделяются типы конфликтов профессионального развития на данной фазе:

1) мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального развития, дезинтеграцией профессиональных ориентаций и установок;

2) когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;

3) поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.

Посткритическая фаза. Но при этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер:

конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный.

 

Ниже в обобщенном виде предлагается несколько модифицированная и дополненная нами таблица Э.Ф.Зеера (Зеер, 1997. С. 138-146), где отражаются психологические особенности кризисов профессионального становления (табл. 5.1).

Таблица Психологические особенности кризисов профессионального становления

Факторы, обусловившие кризис Способы преодоления кризиса
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 до 16-17 лет)
· Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация. · Несформированность "Я-концепции" и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со смыслом, противоречия между совестью и стремлением "красиво пожить" и т.п.) · Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям…) · Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки · Глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении
Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении)
· Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой · Перестройка ведущей деятельности (испытание студента "свободой" по сравнению со школьными ограничениями). В современных условиях это время часто используется зарабатывание денег, что фактически позволяет говорить о ведущей деятельности для многих студентов не как об учебно-профессиональной, а как о собственно профессиональной (точнее - о деятельности "подрабатывающей") · Изменение социально-экономических условий жизни. Заметим, что у студента денег "объективно" больше, чем у старшеклассника. Но "субъективно" их постоянно не хватает, т.к. резко возрастают потребности и более отчетливым (менее "маскируемым" как раньше) становится социально-имущественный разрыв между сокурсниками. Это еще больше заставляет многих не столько учиться, сколько "подрабатывать" · Смена мотивов учебной деятельности. Во-первых, это большая ориентация на предстоящую практику. Во-вторых, усвоение большого объема знаний в вузе намного легче тогда, когда у студента имеется какая-то идея, интересная для него проблема, цель… Вокруг таких идей и целей знания как бы "кристаллизуются", но без идеи знания быстро превращаются в "кучу" знаний, которая вряд ли способствует развитию учебно-профессиональной мотивации · Коррекция выбора профессии, специальности, факультета... По этой причине все-таки лучше, если у студента в течение первых 2-3 лет обучения имеется возможность лучше сориентироваться и уже после выбрать специализацию или кафедру · Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т.п. Нередко студент стремится быть поближе к знаменитым и модным преподавателям, забывая о том, что далеко не все из них имеют достаточно времени и сил, чтобы "возиться" с каждым своим дипломником. Иногда лучше бывает прикрепиться к менее известному специалисту, который для самоутверждения наверняка "повозится" со своими редкими учениками…
Кризис профессиональных экспектаций - неудачного опыта адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы), кризис профессиональной адаптации
· Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами - новыми "приятелями") · Освоение новой ведущей деятельности - профессиональной · Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности · Активизация профессиональных усилий. Рекомендуется в первые месяцы работы проверить себя и поскорее обозначить "верхний предел" ("верхнюю планку") своих возможностей · Корректировка мотивов труда и "я-концепции". Основой такой корректировки является поиск смысла труда и смысла работы в данной организации · Увольнение, смена специальности и профессии рассматривается Э.Ф.Зеером как нежелательный для данного этапа способ. Нередко работники кадровых служб тех организаций, куда потом устраивается уволившийся молодой специалист, воспринимают его как "слабака", не сумевшего справиться с первыми трудностями
Кризис профессионального роста (23-25 лет)
· Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Нередко это усугубляется сравнением своих "успехов" с реальными успехами своих недавних сокурсников. Как известно, зависть в наибольшей степени проявляется по отношению к близким, особенно по отношению к тем, с кем совсем недавно учился, гулял и развлекался. Быть может, именно по этой причине бывшие сокурсники долгое время не встречаются, хотя где-то через 10-15 лет чувство обиды за успехи своих приятелей проходит и даже сменяется на гордость за них · Потребность в дальнейшем повышении квалификации · Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей · Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет (если организация "экономит" на дальнейшем образовании молодого специалиста). Как известно, и реально, и формально успех в карьере во многом зависит от такого дополнительного образования · Ориентация на Карьеру. Молодой специалист всем своим видом должен показывать, что стремится быть лучше, чем он есть на самом деле. Поначалу это вызывает усмешки окружающих, но потом к этому привыкают. И когда появляется привлекательная вакансия или должность, то могут вспомнить и о молодом специалисте. Нередко для карьеры важны не столько профессионализм и протекция, сколько способность противостоять насмешкам и общественному мнению · Смена места работы, вида деятельности на данном этапе уже допустимы, т.к. молодой работник уже доказал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. Более того, в данном возрасте вообще лучше попробовать себя в разных местах, поскольку профессиональное самоопределение фактически продолжается, только уже в рамках выбранной сферы деятельности · Уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач в основной работе. С точки зрения Э.Ф.Зеера, это не самый лучший способ преодоления кризиса в этом возрасте. Заметим, что особенно в сложном положении часто оказываются молодые женщины, вышедшие замуж за "хорошо зарабатывающих" мужей, которые считают, что жена должна сидеть дома заниматься хозяйством
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)
· Стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось…) · Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом · Ревизия "я-концепции", связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. В немалой степени - это следствие переориентации с ценностей, характерных для молодежи, на новые ценности, предполагающие большую меру ответственности за себя и своих близких · Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников "вдруг" обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов) · Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно. В случае же "осторожных" отказов на работнике вообще могут поставить "крест" как на неперспективном. Заметим, что и здесь в основе успеха в карьере лежит не столько профессионализм и усердие, сколько готовность к риску и смелость изменить свою ситуацию · Освоение новой специальности и повышение квалификации · Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция и т.п., которые часто также являются своеобразной компенсацией неудач на работе и которые Э.Ф.Зеер также считает не самыми лучшими способами преодоления кризисов на данном этапе · Особым способом является ориентация на эротические приключения. В большинстве случаев и они могут рассматриваться как вариант компенсации профессиональной несостоятельности. Опасность данного способа заключается не только в том, что подобные "приключения" достаточно однообразны и примитивны, но и в том, что часто являются своеобразным "успокоением" для несостоявшегося профессионала, когда он не стремится искать пути более творческой жизненной самореализации. Психологу-консультанту следует рассматривать такие "способы" с особой деликатностью
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)
· Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации · Коррекция "я-концепции" также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы · Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом · Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья · Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы · Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Заметим, что к этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему "экспериментировать" и "рисковать" без сильного ущерба для дела · Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом… · Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным "кормильцем", может сопротивляться выходу такого "кормильца" на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремления своего "кормильца" к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. Мы считаем, что в данном возрасте - это серьезная причина многих разводов
Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией)
· Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли · Сужение социально-профессионального поля (работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями) · Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья · Постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности. Здесь увлечение хобби, досуговыми радостями или хозяйством вполне может рассматриваться как желательный способ · Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом не только общественных организаций, но и специалистов
Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию)
· Новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Усугубляется это тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т.п.). Получается так, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу · Сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия - плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми и любимыми внуками членами семьи · Социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п. · Утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было) · Общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и сам помогал…) · Чувство своей "ненужности", которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Ситуация усугубляется тем, что иногда дети и внуки (те, кого пенсионер совсем недавно любил) ждут, когда он уйдет из жизни и освободит приватизированную на их имя квартиру… Криминальный аспект данной проблемы уже привлекает внимание исследователей, однако не менее страшным представляется морально-нравственный аспект, который пока еще не стал предметом серьезного изучения · Резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей "ненужности") · Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров · Вовлечение в общественно-полезную деятельность Заметим, что многие пенсионеры готовы работать и за чисто символическую зарплату, либо вообще бесплатно · Социально-психологическая активность. Например, участие в политических акциях, борьба не только за свои ущемленные права, но и за саму идею справедливости… Еще Л.Н. Толстой говорил: "Если старики говорят "разрушай", а молодые - "созидай", то лучше послушаться стариков. Ибо "созидание" молодых - это часто разрушение, а "разрушение" стариков - это созидание, ибо на стороне стариков - мудрость". Недаром на Кавказе говорят: "Там, где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи"… · Освоение новых социально полезных видов деятельности (главное - чтобы старик, точнее - пожилой человек - смог почувствовать свою "полезность"). Проблема в том, что в условиях безработицы и для более молодых людей не всегда находятся возможности приложения своих сил. Но и старики далеко не все немощны и больны. Кроме того, у стариков, действительно, немало опыта и нереализованных планов. Заметим, что главным богатством любого общества и любой страны являются не недра, не заводы, а людской потенциал. И если такой потенциал не используется, то это равносильно преступлению. Пожилые люди и старики являются первыми жертвами такого преступления и наиболее остро переживают то, что их таланты и идеи мало кого волнуют…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.