Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение. Ведущее значение в происхождении ядерных психопатий имеет фактор наследственности

Этиопатогенез

Ведущее значение в происхождении ядерных психопатий имеет фактор наследственности. В пользу этого свидетельствуют данные изучения однояйцевых близнецов, показавшие, что конкордантность /совпадение» признаков од­ного и того же заболевания/ по психопатии у обоих близнецов встречается в несколько раз чаще, чем у двуяйцевых близнецов, не имеющих одинакового набора генов. Такое соотношение сохраняется и тогда, когда однояйцевые

близнецы с самого рождения воспитываются в разных семьях.

Естественно, что по наследству передаётся не патологический харак­тер, формирующийся в процессе жизни человека, а аномальные биологичес­кие свойства головного мозга, являющегося органом психической деятель­ности. Подтверждением этого служит высокая частота обнаружения патоло­гических медленных волн на ЭЭГ больных с психопатиями. Аномалии разви­тия часто наблюдаются и в других органах: Обнаруживается диспластичес-кое телосложение больных, непропорционально длинные конечности, корот­кая шея, неправильное строение черепа и ушных раковин, зубочелюстной системы, слабое развитие у мужчин грудных мышц, аномалии строения внут­ренних органов. Нередки отклонения в развитии эндокринной системы, яв­ления вегетососудистой дистонии. Все эти соматические аномалии, разуме­ется, не служат причиной патологического формирования характера,но яв­ляются косвенным признаком того, что аномалии развития могут касаться и центральной нервной системы. Учёт их полезен при установлении диагноза ядерной психопатии.

Специфических методов лечения психопатий не существует. В периоды декомпенсаций проводится такое же лечение, как и при соответствующих неврозах и психозах.

Комплексные лечебно-восстановительные мероприятия дол­жны начинаться с попыток устранения отри­цательных микросоциальных воздействий и дефектов воспита­ния, которые повели к развитию патохарактерологического син­дрома, что является далеко не простым делом. Гармонизиро­вать семейные отношения часто оказывается невозможно, особенно, в случае пьянства родителей и их антисоциального по­ведения. В этих случаях встает вопрос о возможно более ран­нем частичном изъятии ребенка из семьи и помещении его в школу-интернат. Но и при этом желательно, чтобы контакты с семьей полностью не прекращались, так как дети крайне болез­ненно реагируют на полный отрыв от семьи даже тогда, когда условия их жизни в семье были трудными. Полное прекращение контактов с родителями и лишение их родительских прав мо­жет служить лишь крайней мерой в случае невозможности хотя бы частично исправить положение.

В системе воспитательно-коррекционных воздействий основ­ное место должно занимать создание у ребенка или подростка новых интересов и направленности на социально-положитель­ные формы поведения. Нужно максимально занять все его вре­мя делами, которые выглядят для подростка наиболее привле­кательными, не навязывая ему занятий (кроме учебных), ко­торые воспринимаются им как откровенно «воспитательное ме­роприятие». Среди рекомендуемых занятий большое место за­нимает спорт. Важно выбрать такой вид спорта, чтобы подро­сток все время был активным его участником и ему не прихо­дилось бы подолгу ожидать, когда у тренера дойдет до него очередь. Таким требованиям отвечают командные виды спорта (футбол, хоккей и др.). Подавляющее большинство подростков с увлечением включаются в занятия конным спортом, причем даже подростки с чертами повышенной возбудимости, жестоко­сти, оппозиционно настроенные к любому полезному занятию,заботливо ухаживают за лошадьми, видя в них настоящих «дру­зей», которых они не смогли найти среди своих сверстников. Мальчики с увлечением отдаются занятиям техническими ви­дами спорта,например, картингом. Девочки предпочитают «ху­дожественные» виды спорта, в которых находит естественное вы­ражение их рано пробуждающееся стремление выглядеть кра­сивыми(художественная гимнастика, синхронное плавание). Дети и подростки, склонные к побегам и бродяжничеству, мо­гут найти целесообразное выражение этих наклонностей в ор­ганизованном туризме.

Индивидуальный подход к воспитанию делинквентных детей и подростков требует выявления у них способностей, реализация которых послужит способом самовыражения (рисование, лепка,музыкальные занятия, художественное рукоделие). В эту си­стему выработки положительной заинтересованности входит и трудотерапия. Нужно, однако, учесть, что у детей и подростков с патохарактерологическими реакциями и делинквентным пове­дением в силу дефектов воспитания изначально существует от­рицательное отношение к любому полезному труду. Неразви­тость чувства долга и ответственности делает невозможным на­вязать им занятие трудом, который лишен для них элементов привлекательности. Попытки заставить их выполнять однообраз­ные и неинтересные трудовые операции (например, сколачива­ние ящиков, выполнение механических швейных операций) не приводят к желаемым результатам. Привлекательным для маль­чиков может оказаться труд,связанный с использованием со­временного технического оборудования и элементами техниче­ского творчества, для девочек — приготовление нестандартных и эстетически оформленных кулинарных изделий, самостоятель­ная кройка и шитье. Но и в этих условиях нельзя рассчитывать на быстрый результат, а нужно проявить терпение, постоянно подмечая и поощряя даже незначительные успехи в труде. От­ношение к наказаниям за совершенные проступки должно быть сдержанным, но наиболее дерзкие из них не должны оставаться без внимания.

Большое значение имеет воздействие на делинквентного под­ростка со стороны коллектива. При этом нужно учитывать осо­бенности реагирования каждого члена коллектива на общест­венные воздействия,установленные социальной психологией: наиболее положительно член малой группы реагирует на пуб­личное поощрение и похвалу; порицание наиболее эффективно при беседе с глазу на глаз; систематические общественные по­рицания перестают давать желаемый эффект и вызывают оп­позиционное к ним отношение; крайне отрицательно член малой группы реагирует на публичное иронизирование; отрицательная реакция в виде апатии и безразличного ко всему отношения бывает у членов группы, которых не замечают и деятельность которых никак не оценивают.

Медикаментозное лечение имеет второстепенное значение. При резко выраженной эмоциональной возбудимости, агрессив­ности рекомендуется длительное применение небольших доз нейролептиков,обладающих преимущественно седативным эф­фектом: аминазина, меллерила (сонапакса). В случае возникновения невротических расстройств, реактивных состоя­ний используются соответствующие методы лечения, описанные в предыдущей главе, включая психотерапию.

Общие результаты лечения во многом зависят от личных качеств врача, педагога, воспитателя,спортивного тренера, ра­ботника милиции. Во всех случаях нельзя в отношении к делинквентным подросткам проявлять неискренность, нетерпели­вость, подменять действительные воспитательно-коррекционные и психотерапевтические воздействия формальными нравоучения­ми и скучной назидательностью, к которым делинквентные де­ти и подростки относятся скептически.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Паранойяльный тип | Клиника начальных проявлений шизофрении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.