Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководитель должен быть безупреченым прежде всего в нравст­венном отношении




Важнейшими морально-нравственными качествами лич­ности руководителя являются [6]:

моральная устойчивость, целостность и самоуважение;

правдивость, объективность и справедливость в оценке по­ступков и результатов работы подчиненных;

ответственность и умение установить ответственные отно­шения в коллективе;

порядочность и обязательность, умение держать слово;

скромность и простота, умение держать себя естественно;

уважительное отношение к подчиненным и забота об их интересах и нуждах;

отсутствие мелочности и придирчивости;

принципиальность и настойчивость в достижении цели;

соблюдение норм этикета, правил культуры поведения;

трудолюбие;

уважительное отношение к конструктивной критике.

Для любого руководителя важно формировать в организации атмосферу доверия и веры. Все подчиненные хотят работать с начальником, который заслуживает доверия и которому можно верить. Такой руководитель — настоящий подарок лю­бому коллективу.

Вера — убежденность подчиненных в таких высоких личных качествах своего руководителя, как:

прямота, честность и правдивость;

постоянство, надежность, предсказуемость и умение пра­вильно оценить ситуацию;

лояльность — готовность защитить подчиненных и стрем­ление сохранять свою репутацию перед ними;

открытость — готовность делиться идеями и информацией.

Деловые качества руководителя определяются двумя факто­рами: компетентностью и организаторскими способностями.

Компетентность означает не только глубокое знание своего дела, своей профессии, но и знание экономики, организации, управления, психологии и педагогики. Только в этом случае руководитель будет авторитетным настолько, чтобы подчинен­ные не сомневались в правильности принятого им решения.

Организаторские способности бывают врожденными и при­обретенными.

Врожденными способностями являются:

практический склад ума, гибкость, умение анализировать и логически мыслить, предвидеть ход событий, быстро нахо­дить и устранять неполадки в работе;

целеустремленность, решительность, уверенность, сильная воля и настойчивость (но не упрямство);

харизматичность: способность привлекать к себе людей личными качествами и влиять на них, заряжать своей энергией, внешностью и манерами, независимостью суждений и ора­торским талантом; умение достойно держаться и владеть си­туацией;

мужество и собранность;

строгость и требовательность к себе и другим (но не придир­чивость) в сочетании с глубоким уважением к личности;

инициативность, предприимчивость, самостоятельность мышления и критичность, способность видеть в деятельности подчиненных элементы новизны и поддерживать их;

смелость и обоснованный риск;

хорошая память на лица, фамилии и имена.

Приобретенные способности заключаются в умении:

совершенствовать организационную структуру и техноло­гию управления, правильно распределять должностные обя­занности и свое время, планировать и координировать работу подчиненных;

осуществлять подбор и способствовать повышению квали­фикации кадров;

своевременно принимать аргументированные решения;

давать четкие и конкретные поручения и обеспечивать их выполнение;

внедрять передовой опыт управления;

наладить учет и беречь время свое, подчиненных и выше­стоящего руководства;

планировать и хорошо организовывать личную работу;

контролировать, анализировать и оценивать работу подчи­ненных, не допуская мелочного контроля, свидетельствующего о недоверии к ним;

своевременно поощрять сотрудников материально и мо­рально;

наказывать, не унижая человеческого достоинства и не прибегая к угрозам, создающим атмосферу страха.

Социально-психологические требования к руководителю заключаются в том, чтобы:

знать своих подчиненных и учитывать при общении с ними их индивидуальные психологические особенности, уметь поставить себя на их место;

любить людей и верить в них, способствовать развитию их положительных качеств, поощрять проявления инициативы и всегда благодарить за хорошую работу;

соблюдать правила конструктивной критики (см. параг­раф 8.4);

быть добрым, чутким и отзывчивым, интересоваться жизнью подчиненных и оказывать им бескорыстную помощь на производстве и в быту;

располагать сотрудников к откровенности, быть внима­тельным даже к заведомо нереальным их предложениям, не отвергая их с порога;

не накапливать случаи обнаружения недостатков, а если необходимо, делать замечание сразу же после обнаружения упущения в работе;

быть хладнокровным, уравновешенным, иметь бесконеч­ное терпение, быть снисходительным к чужим недостаткам и способствовать избавлению от них; не допускать нервозности в отношениях с людьми; видеть причины стресса и уметь его укрощать;

не отвечать на запальчивость оппонента тем же, а переводить разговор на другую тему;

знать и применять принципы индивидуальной психологии и психотерапии (см. параграф 6.3);

быть общительным, вежливым, приветливым и тактич­ным, почаще улыбаться, иметь чувство юмора;

помнить, что лучше отдавать распоряжения в виде прось­бы, а выговор или замечание руководителю в присутствии его подчиненных — это грубое нарушение служебной этики;

правильно воспринимать критику, не мстить за нее и уметь прощать;

чаще думать о достоинствах других людей, быть скромным, критически относиться к своим недостаткам и заслугам;

интересоваться жизнью подчиненных, знать о них по воз­можности все и уметь вызывать у них хорошее настроение;

внимательно выслушивать собеседника, не перебивая — значит, делать собеседнику комплимент;

уметь беседовать и советоваться с людьми, говорить не о том, что волнует вас, а о том, что интересует собеседника;

четко излагать свои мысли и идеи, уметь выступать публично (см. параграф 8.4);

учитывать психологические и физиологические особенности мужчин и женщин. Так:

1) мужчины:

больше сосредоточиваются на содержании беседы, чем в це­лом на общении;

чаще меняют свое мнение и ссорятся;

больше любят слушать себя, склонны не выслушивать собе­седника до конца и быстро давать готовые ответы;

в 2-3 раза меньше говорят, лаконичнее излагают мысли и больше беспокоятся о себе;

по отношению к другим проявляют меньшую чуткость и от­зывчивость;

быстрее устают, хотя обладают большей энергией;

склонны к большему риску и подвержены более частым болезням;

2) женщины:

более чувствительны к словам, интонации и силе голоса, более ранимы;

более требовательны к внешнему виду, жестам и манерам;

более раздражительны;

в два раза чаще страдают от депрессии;

обладают большей хитростью и ловкостью;

лучше выслушивают чужое мнение;

слабее владеют умением убеждать в виду большей импуль­сивности;

в речи используют и левое, и правое полушарии мозга (муж­чины только левое), произносят до 20 тыс. слов в сутки (муж­чины — до 7 тыс.);

многие женщины-руководители боятся публичных выступ­лений.

Эффективное общение между представителями разных по­лов чрезвычайно важно во всех организациях для достижения их общих целей. Чтобы свести к минимуму возникающие вследствие психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин противоречия, необходимо прежде всего признать сам факт их существования, определить их суть и сформировать в людях стремление приспосабливаться друг к другу, так как для эффективного общения каждому из собе­седников следует приложить определенные усилия.

Как правило, среди руководителей высокого уровня мало женщин, поскольку управленческий труд считается муж­ским делом. Однако в последнее время и в зарубежных стра­нах, и в России, и в Беларуси наблюдается стремительный рост числа женщин, стоящих в управленческой иерархии на самых высоких ступенях. Можно привести пример американ­ского менеджера К. Фиорлину, которую в 1998 г. журнал «Фортуна» признал самой влиятельной женщиной-руководи­телем в мире. С 1999 г. она возглавляет компанию «Хевлет паккард» [16].

Ряд корпораций формулирует свои требования к руководи­телю. Так, корпорация «Дженерал Моторс» предъявляет пять основных требований к руководителям любого звена:

1) компетентность, так как руководитель не может позво­лить себе учиться на собственных ошибках;

2) достоинство и высшая ответственность во всех делах;

3) чувство нового и умение рисковать, используя все ресурсы и тщательно планируя перемены;

4) восприимчивость и подвижность, к которым относится умение чувствовать окружение, возникающие проблемы, вре­мя, события и быть готовым к изменениям;

5) высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все на самом высоком уровне.

Ключевыми факторами для успешной карьеры руководи­теля часто считаются:

желание занять высокий пост;

умение работать с людьми, способность убеждать других;

предвидение событий;

готовность рисковать и брать ответственность на себя;

физическая выносливость.

Факторами, ограничивающими управленческий потен­циал руководителя являются:

неумение управлять собой — слаборазвитые навыки регуля­ции своего поведения. Неумение бороться со стрессами, расслаб­ляться, рационально планировать свое время, поддерживать высокий уровень здоровья и работоспособности;

размытость личных ценностей — отсутствие четкой иерархии ценностей, имеющих мотивационное значение. Противоречи­вость суждений, недооценка альтернативных вариантов, когда главное приносится в жертву второстепенному;

остановка в саморазвитии — успокоенность на достигну­том. Склонность избегать напряжения ума и тела. Привычка не рисковать;

неразвитость креативного подхода к решению проблем — неумение принимать нестандартные решения и видеть нетри­виальные подходы к решению повседневных проблем.

Неспо­собность выдвигать новые идеи и ценить идеи, выдвигаемые другими;

неумение влиять на людей — слабое владение коммуника­тивными навыками, неумение грамотно говорить, внимательно слушать и участвовать в диалоге.

неспособность обучать — неумение или нежелание помо­гать сотрудникам в их личном и служебном росте.

Отсутствие качеств наставника, педагога.

Помимо правил, соблюдение которых приводит к успеху, существуют ошибки, которых не должен допускать настоя­щий руководитель. По мнению немецкого ученого Хойера [5], к ним относятся:

уклонение от ответственности;

исключительная ориентация на результат;

препятствование росту талантов;

забвение прибыли;

расхождение слова и дела;

отсутствие индивидуального подхода к людям;

вникание в мелочи;

стремление доминировать;

пренебрежение традициями, сложившимися в данной структуре;

склонность к поучениям;

невнимание к персоналу;

замалчивание успехов работников;

манипулирование людьми.

Эффективность руководства может быть определена по следующим критериям:

психологический климат в коллективе;

текучесть кадров;

производительность труда;

качество выпускаемой продукции;

профессионализм работников;

авторитет руководителя;

травматизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.