Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фактор времени и эффективность управленческой деятельности руководителя




РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Лекция. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

Выделяют четыре уровня развития группы [21].

1. Группа, не способная и не желающая работать. Основной принцип управления — указание. Руководитель тщательно инструктирует подчиненных и следит за выполнением задачи.

2. Группа восприимчивая (частично желающая), но не спо­собная работать. Для этого уровня развития группы наиболее подходит принцип распределение (или популяризация). Руко­водитель инициативен, постоянно предлагает что-то новое, дает указания, инструктирует, контролирует работу. С другой сто­роны, он вовлекает сотрудников в деятельность по определе­нию и установлению образцов работы. Вместе с подчиненными обсуждается соответствие сделанного образцам. У работников формируется чувство гордости за результаты.

3. Группа, желающая и частично способная работать. Для нее эффективен принцип участия в управлении. Руководитель следит за моральным состоянием членов коллектива, поощряет чувство личной причастности, ограничивает прямые указания и контроль, развивая у подчиненных способности самостоя­тельно решать проблемы и предоставляя им большую ответ­ственность. Доля приказов минимальна, руководитель вме­шивается в деятельность подчиненных и принимает решения только в исключительных случаях.

4. Группа, желающая и способная работать. Руководитель использует принцип передачи полномочий, делегируя боль­шую часть полномочий членам группы. Ежедневный контроль осуществляется самими работниками.

Одним из важных требований, предъявляемых к руководи­телю, является культура труда.

Основными элементами, харак­теризующими культуру руководителя, являются:


личная культура определяется этическим воспитанием, гигиеной и внешним видом, формой общения с работниками;

рациональное распределение рабочего времени сводится к планированию своей работы во всех видах и процедурах управленческой деятельности;

культура рабочего места определяется таким порядком на рабочем столе, когда на нем находятся только необходимые для работы документы.

Интеллектуальные качества руководителя в сочетании с его стилем управления и личным профессиональным опытом формируют индивидуальную управленческую концепцию — систему устойчивых взглядов относительно путей, приемов и методов управления, его целей и задач, требований к подчи­ненным и отношений с ними [26].

 

Время — такой ресурс, которым нельзя запастись впрок, но его можно уплотнить, поскольку чем неэффективное мы его используем, тем дороже оно нам обходится. Насколько рацио­нально его используют руководители предприятия?

Установлено, что только на выслушивание сотрудников затрачивается до 40 % рабочего времени руководителя, на доку­ментальные операции — от 30 до 70 % времени. Неудивитель­но, что на обдумывание, планирование и совершенствование работы у 72 % руководителей фирм не хватает времени, поэтому они вынуждены работать по 12-16 ч в сутки, чтобы успеть все сделать. Многие из них продолжают работать дома, тем самым усиливая свою умственную и физическую усталость и подрывая здоровье. На работе такой руководитель не может сосредото­читься и глубоко вникнуть в суть проблемы. Из-за принятых в спешке непродуманных решений страдает производство, а такой руководитель вскоре вынужден покинуть свой пост.

Основными причинами нехватки рабочего времени у руко­водителей являются следующие.

Неумение планировать работу — неумение правильно пла­нировать и распределять свое рабочее время, в результате чего на выполнение работы и руководство ею он тратит в 2-2,5 раза больше, чем требуется. Зато на главную функцию — совер­шенствование работы — у него остается только 13,5 % рабочего времени вместо требуемых 40 % (в три раза меньше). Он успевает только расположить дела в порядке их важности и срочности и решить неотложные вопросы. Такой спешащий, суетливый, нервный и неорганизованный человек только нарушает ритм работы организации.

Неделегирование части работ — неумение или нежелание, а иногда и отсутствие возможности у руководителя часть про­стых, рутинных работ передать (делегировать) на более низкие ступени управления — своим заместителям и помощникам. Чаще всего это имеет место вследствие недоверия к ним, излиш­него контроля и регламентации их работы, что характерно для авторитарных руководителей. Иногда случается, что, например, мастера вынуждены заниматься несвойственной им работой (погрузка-разгрузка, транспортировка заготовок и т. д.) ввиду отсутствия соответствующего рабочего.

Неорганизованность — неумение ценить время свое и под­чиненных, о чем можно судить по толпящимся в приемной по­сетителям из-за того, что руководитель опаздывает к началу приема по личным вопросам, разговаривает с предыдущим посетителем, решает более срочный (как ему кажется) вопрос и т. д.

Проведение ненужных совещаний — потеря времени при проведении совещаний, которые нередко вместо 20-30 мин длятся 2-3 часа и на 75 % не являются важными. К тому же нередко до 80 % разговоров на таких совещаниях не относятся к теме совещания.

Неумение расставить приоритеты — остановки в работе, вызванные:

необходимостью отвечать на вопросы лиц, «забегающих на минутку»;

попытками самому дозвониться до нужного абонента;

слишком длинными разговорами и т. д.

Между тем эффективно работает не тот руководитель, кто проводит на работе весь световой день и задерживается допоздна, а тот, который:

оказывает положительное влияние на деятельность кол­лектива;

создает условия для эффективной работы каждого сотруд­ника; имеет трехмерное мышление: уделяет достаточное внима­ние одновременно не только административному управлению (решению производственных задач), но и осуществляет интел­лектуальное влияние на людей благодаря разносторонним способностям и глубоким профессиональным знаниям, а также социальное руководство членами трудового коллектива в их развитии и решени всевозможных проблем;

умеет анализировать использование своего рабочего времени, устанавливать причины невыполнения намеченных на неделю или месяц работ, обсуждать с активом коллектива нерешенные проблемы и разрабатывать конкретные меры по совершен­ствованию организации труда и управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.