КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фактор времени и эффективность управленческой деятельности руководителя
РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Лекция. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ Выделяют четыре уровня развития группы [21]. 1. Группа, не способная и не желающая работать. Основной принцип управления — указание. Руководитель тщательно инструктирует подчиненных и следит за выполнением задачи. 2. Группа восприимчивая (частично желающая), но не способная работать. Для этого уровня развития группы наиболее подходит принцип распределение (или популяризация). Руководитель инициативен, постоянно предлагает что-то новое, дает указания, инструктирует, контролирует работу. С другой стороны, он вовлекает сотрудников в деятельность по определению и установлению образцов работы. Вместе с подчиненными обсуждается соответствие сделанного образцам. У работников формируется чувство гордости за результаты. 3. Группа, желающая и частично способная работать. Для нее эффективен принцип участия в управлении. Руководитель следит за моральным состоянием членов коллектива, поощряет чувство личной причастности, ограничивает прямые указания и контроль, развивая у подчиненных способности самостоятельно решать проблемы и предоставляя им большую ответственность. Доля приказов минимальна, руководитель вмешивается в деятельность подчиненных и принимает решения только в исключительных случаях. 4. Группа, желающая и способная работать. Руководитель использует принцип передачи полномочий, делегируя большую часть полномочий членам группы. Ежедневный контроль осуществляется самими работниками. Одним из важных требований, предъявляемых к руководителю, является культура труда. Основными элементами, характеризующими культуру руководителя, являются:
личная культура — определяется этическим воспитанием, гигиеной и внешним видом, формой общения с работниками; рациональное распределение рабочего времени — сводится к планированию своей работы во всех видах и процедурах управленческой деятельности; культура рабочего места — определяется таким порядком на рабочем столе, когда на нем находятся только необходимые для работы документы. Интеллектуальные качества руководителя в сочетании с его стилем управления и личным профессиональным опытом формируют индивидуальную управленческую концепцию — систему устойчивых взглядов относительно путей, приемов и методов управления, его целей и задач, требований к подчиненным и отношений с ними [26].
Время — такой ресурс, которым нельзя запастись впрок, но его можно уплотнить, поскольку чем неэффективное мы его используем, тем дороже оно нам обходится. Насколько рационально его используют руководители предприятия? Установлено, что только на выслушивание сотрудников затрачивается до 40 % рабочего времени руководителя, на документальные операции — от 30 до 70 % времени. Неудивительно, что на обдумывание, планирование и совершенствование работы у 72 % руководителей фирм не хватает времени, поэтому они вынуждены работать по 12-16 ч в сутки, чтобы успеть все сделать. Многие из них продолжают работать дома, тем самым усиливая свою умственную и физическую усталость и подрывая здоровье. На работе такой руководитель не может сосредоточиться и глубоко вникнуть в суть проблемы. Из-за принятых в спешке непродуманных решений страдает производство, а такой руководитель вскоре вынужден покинуть свой пост. Основными причинами нехватки рабочего времени у руководителей являются следующие. Неумение планировать работу — неумение правильно планировать и распределять свое рабочее время, в результате чего на выполнение работы и руководство ею он тратит в 2-2,5 раза больше, чем требуется. Зато на главную функцию — совершенствование работы — у него остается только 13,5 % рабочего времени вместо требуемых 40 % (в три раза меньше). Он успевает только расположить дела в порядке их важности и срочности и решить неотложные вопросы. Такой спешащий, суетливый, нервный и неорганизованный человек только нарушает ритм работы организации.
Неделегирование части работ — неумение или нежелание, а иногда и отсутствие возможности у руководителя часть простых, рутинных работ передать (делегировать) на более низкие ступени управления — своим заместителям и помощникам. Чаще всего это имеет место вследствие недоверия к ним, излишнего контроля и регламентации их работы, что характерно для авторитарных руководителей. Иногда случается, что, например, мастера вынуждены заниматься несвойственной им работой (погрузка-разгрузка, транспортировка заготовок и т. д.) ввиду отсутствия соответствующего рабочего. Неорганизованность — неумение ценить время свое и подчиненных, о чем можно судить по толпящимся в приемной посетителям из-за того, что руководитель опаздывает к началу приема по личным вопросам, разговаривает с предыдущим посетителем, решает более срочный (как ему кажется) вопрос и т. д. Проведение ненужных совещаний — потеря времени при проведении совещаний, которые нередко вместо 20-30 мин длятся 2-3 часа и на 75 % не являются важными. К тому же нередко до 80 % разговоров на таких совещаниях не относятся к теме совещания. Неумение расставить приоритеты — остановки в работе, вызванные: необходимостью отвечать на вопросы лиц, «забегающих на минутку»; попытками самому дозвониться до нужного абонента; слишком длинными разговорами и т. д. Между тем эффективно работает не тот руководитель, кто проводит на работе весь световой день и задерживается допоздна, а тот, который: оказывает положительное влияние на деятельность коллектива; создает условия для эффективной работы каждого сотрудника; имеет трехмерное мышление: уделяет достаточное внимание одновременно не только административному управлению (решению производственных задач), но и осуществляет интеллектуальное влияние на людей благодаря разносторонним способностям и глубоким профессиональным знаниям, а также социальное руководство членами трудового коллектива в их развитии и решени всевозможных проблем;
умеет анализировать использование своего рабочего времени, устанавливать причины невыполнения намеченных на неделю или месяц работ, обсуждать с активом коллектива нерешенные проблемы и разрабатывать конкретные меры по совершенствованию организации труда и управления.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |