Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владимир Ильич Ленин

САТИРИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Особенно оживились в этот период сатир.издания. Это время подъема не только б-кой сатиры, но и сатиры вообще. По облику журналы были похожи на газеты, но традиционно назыв-сь журналами. Из них несколько десятков носили ярко выраженный большевистский характер (по крайней мере, демократический). Самые известные – «Зритель», «Будильник», «Пулемет», «Сигнал», «Жуппер». Все издания были оперативными, как и газеты большевиков. Полиция опаздывала. распространялась быстро и профессионально. В них была гибкая политика подачи материала. Основной прием – рекламно-политич. слоган.

Несмотря на рев. направленность сатиры, в ней участвовали крупные художники и поэты: Брюсов, Блок, Серов, Поленов, Кустодиев, Максим Горький. Самый острый журнал – «Жало». Фактич. руководитель – М. Г. Журнал печатался в той же типографии, что и газета «Борьба», т.е был ей созвучен. Примечательной публикацией стал памфлет Максима Горького «О сером» - против массы, нереволюционного большинства. Две силы: красные – добра, черные – зла.Каждый чел-к выбирал силу, кот. д.б. защищать. Есть некто серый, который мешает красному рыцарю добра и черным силам зла. Он мешает разрешиться борьбе. Серый – застой, однообразие жизни. Призыв присоединиться к красным силам.

Большевистская сатир. печать активно выступала против черносотенцев. Напр.,рубрика «Из совр. мотивов» (ж-л «Жало»)была создана для идейн. противостояния черносот. движению. «Жало» выходило недолго – тиражом 8-10 тыс. экз. Основные сотрудники после закрытия ж-ла арестованы и осуждены. После закрытия ж-ла элементы большев-кой сатиры нах-ся в журнале «Будильник», но назвать его чисто большевистским нельзя. он скорее был бытовым. Это было коммерч. издание. Когда бытовая сатира утратила актуальность, место оставляли сатирам большевистского толка.

 

(1870-1924)

I. На характер публицистики Л. повлияло то, что он выступал как убежден. марксист.

II. Ленин обладал врожд. орат. даром (умение убеждать).

Одна из сохранившихся публицист. работ (постстуденч. период) – «Нов. хоз. движение в крестьянской жизни». Характер этой работы определял направленность трудов ближайш. десятилетий. В этот период Л. ведет полемику с народниками. Юнош. темперамент Л. совпадал с его представлениями о полемике. Уже в ранний период он утверждает, что есть две формы публицистики – позитивная и полимическая. Ленин отдавал предпочтение второй. Он написал статью «О кадетстве», обосновывающую его полемич. взгляды. По его мнению, позитивн. статьи может писать и продажный журналист, а твкова буржуазн. печать. Собств. публицистику Л. использует для пропаганды программы марксистов. У него невозможно провести грань между позитивн. и полемич. формами – это пропаганда через отрицание. Ленин критик.инакомыслие внутри партии. Т.к. борьба с ошибками для него – теорет.ч. марксизма, он пишет сотни работ, так или иначе касающихся?? лит. движения и Жур-ки.

Считая полемику самой действенной формой борьбы с враждеб. идеологией, Л. провоцирует полемику в прессе. Стиль Ленина-полемиста сформиров. оч. быстро. Он отличается напористостью, яркой целевой установкой, наступат. интонациями, крайней заостренностью суждений, обличит.тоном, обилием резких, презрительно-насмешливых формулировок и х-к.

Четко разграничиваются полемич. выступления внутри партии и между партиями. Внутрипарт. полемика, по Ленину, м.б. лояльной, корректной, т.к. призвана убедить товарищей преодолеть заблуждения. Цель межпартийных дискуссий – выстроить так полемич. выпады, чтобы вызвать у читателя презрение к противнику: «Партийный публицист должен уметь превратить инакомыслящего в полит. нуль».

Ленин всегда тонко использовал языков. приемы, пользовался средствами сатиры. Диапазон его сатиры невероятно велик: от добродушной шутки до совершенно уничтожающего сарказма. Оч. часто Л. обращался к параллелям из отеч. и заруб. сатиры предыд. периода (Фонвизин, Грибоедов, Амфитеатров, Эзоп, Мольер, Вольтер. Его любим.сатирик – Салтыков-Щедрин).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Большевистская печать 1905-1907 гг | Журналы ХХ века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.