Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Освоение деятельности

Мотив

Потребность операции

цель действия

Потребность – нужда в чем-либо. Потребности могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Можно выделить два вида потребностей:

1. Естественные, физиологические (примеры:)

2. Духовные (примеры:)

Цель – образ будущего, конечного результата. То, что мы хотим получить в конце деятельности. Цель лучше формулировать, используя глагол. Если в деятельности нет цели, она начнет разрушаться. Приведем пример: предположим, у человека возникла потребность в новой информации, знаниях. Какую цель, исходя из этого, мы можем поставить? Поступить в институт и активно учиться в нем. Или: прочитать много книг и почерпнуть знания из них. То есть при одной и той же потребности могут быть поставлены разные цели. Еще один пример: если ребенок, изучая ту или иную тему, не понимает цели изучения и не видит, зачем ему это нужно, деятельность учения начинает разваливаться, затормаживаться. Поэтому! Педагог должен в понятной форме донести до детей цель и замотивировать их на изучение, показать, какой личный смысл имеет изучение этой темы для самого ребенка!

Мотив – то, ради чего совершается деятельность; то, зачем мы добиваемся поставленной цели. Обычно в деятельности действуют много мотивов. Например, у человека появилась потребность в любви и поддержке. Под эту потребность он ставит цель выйти замуж и осуществляет деятельность поиска партнера и установления с ним отношений, которые вели бы к браку. Какие мотивы могут действовать в этой деятельности? Зачем это делать? (чтобы чувствовать любовь, то есть удовлетворить потребность, но кроме этого, еще и чтобы родить детей, чувствовать себя защищенным, получить статус замужнего человека и т.д.).

Действие – часть деятельности, имеющая самостоятельную цель. Действие в отличие от деятельности направлено на выполнение одной текущей задачи. Действие мельче, чем деятельность. Любая деятельность состоит из цепочки действий. Например: студент изучает научную книгу. Из каких действий состоит эта деятельность? ()

Причем если он читает книгу для того, чтобы подготовиться к экзамену, деятельностью будет подготовка к экзамену, а чтение будет действием. В деятельности подготовки к экзамену будут и другие действия – изучение лекций, выполнение практических заданий. Если же студент читает книгу просто потому что ему интересно, чтение становится деятельностью, а действиями станут. например, обдумывание, запоминание и другие.

Действия могут быть:

1. Предметные (писать ручкой, забивать гвоздь)

2. Умственные

3. Волевые

Операция - самая мелкая частичка деятельности, это способ осуществления действия. Действие может стать операцией. Например, когда ребенок учится писать буквы, написание букв является для него действием, имеющим цель – научиться писать. Но когда он хорошо этому научился и переходит к включению букв в слова, написание букв становится операцией, а написание слов – действием.

Виды деятельности:

1. Игра

2. Общение

3. Учеба

4. Труд

Этапы деятельности:

1. Этап, на котором формируется ориентировочная основа действия (появляется потребность, ставится цель, возникают мотивы; создается план (алгоритм) осуществления деятельности, подбираются средства, нужные для ее осуществления).

2. Исполнительский этап (освоение и осуществление действий)

3. Контрольно-оценочный этап

Сначала любая деятельность представлена во внешнем плане. Например, рассмотрим деятельность вождение автомобиля. В этой деятельности много действий: трогаться с места, регулировать скорость, поворачивать и т.д. Действие «трогаться с места» в свою очередь можно разбить на операции: завести машину, включить скорость, плавно нажать правильную педаль. Когда человек только начинает учиться этой деятельности, ему дают некоторые знания: например, о том, где находятся педали, зачем они нужны. Затем каждую из операций он осваивает с помощью многократных тренировок – так формируются умения – успешные способы выполнения действий, которые человек может перенести и в новые условия. Далее, когда человек уже достаточно давно водит машину, действие «трогаться с места» автоматизируется и превращается в навык - частично автоматизированные действия, которые нужны, чтобы действовать быстро. Таким образом, деятельность, которая сначала осуществлялась во внешнем плане, переходит во внутреннюю. Этот процесс называется интериоризация.

Пример: сначала, когда ребенок учится говорить, речь направлена на другого, например, на привлечение внимания мамы, затем ребенок вслух проговаривает свои действия, например, «возьму большое колечко, потом поменьше…». Таким образом ребенок направляет речь на самого себя, помогает себе. Затем проговаривание вслух переходит во внутренний план, в проговаривание про себя – интериоризируется. Если же, например, взрослый решает сложную задачу, он начинает разговаривать сам с собой вслух, перебирая варианты решения, то есть переходит снова на более простой уровень внешней деятельности.

Пример: если мы даем ребенку алгоритм решения задачи, сначала ребенок читает алгоритм на карточке и по нему решает, затем убираем карточку, но малыш проговаривает действия алгоритма в процессе выполнения, затем перестает проговаривать. Если после этого появляются ошибки, значит, деятельность не интериоризировалась и нужно вернуться на этап проговаривания или работы с карточкой.

Существует и обратный процесс – экстериоризация - переход деятельности из внутреннего плана во внешний. Например, сначала мы придумываем план дома (внутренняя деятельность), а затем по этому плану строим дом (внешняя деятельность).

Выводы:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы выражения эмоций | Индивид, субъект, личность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.