Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги и налогообложение на предприятии




 

Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения предприятий (организаций) и физических лиц. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможно полноценной функционирование экономики.

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Основные функции налогов:

1. Фискальная – налоги это средство наполнения бюджета страны.

2. Экономическая (запретительная или ограничительная) – с помощью налогов государство ограничивает или стимулирует деятельность различных предприятий (отраслей).

3. Социальная – налоги являются инструментом перераспределения доходов в обществе.

Налоговая система государства характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения.

Принципы налоговой системы и налогообложения:

1. Справедливость – обеспечение справедливого перераспределения доходов.

2. Определенность, всеобщность и равенство – порядок исчисления налога, срок уплаты, способ платежа – все должно быть заранее определено для всех налогоплательщиков.

3. Единство налоговой системы и организационное единство системы налоговых органов.

4. Презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

5. Стабильность налоговой системы.

Выделяют следующие критерии классификация налогов:

1. В зависимости от уровня установления и изъятия налогов:

1.1. Федеральные – устанавливаются федеральным законодательством РФ (Налоговым кодексом) и обязательны к уплате по единым ставкам на всей территории РФ. К ним относятся: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование и дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

1.2. Региональные налоги и сборы (на уровне республик, краев, областей) регулируются федеральными законами и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, которые устанавливают налоговые ставки (в пределах, установленных федеральным законодательством), порядок и сроки уплаты, формы отчетности. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

1.3. Местные (уровень городов и районов) действуют на основании федеральных законов и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, которые устанавливают налоговые ставки (в пределах, установленных федеральным законодательством), порядок и сроки уплаты, формы отчетности. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

2. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства налоги разделяют на 2 группы:

2.1. Прямые (подоходный, на прибыль, на имущество) – налоги, при которых субъект налога (налогоплательщик) платит налог "из своего кармана" (дохода, прибыли, имущества).

2.2. Косвенные налоги (акцизы, НДС) включены в цену товара и оплачиваются потребителем, а налогоплательщик только перечисляет их в бюджет.

3. В зависимости от способов учета налоги делятся на:

3.1. Налоги, включаемые в себестоимость.

3.2. Налоги, включаемые в цену реализации товара (работ, услуг).

3.3. Налоги, относимые на финансовые результаты до налогообложения прибыли.

3.4. Налоги на прибыль и за счет прибыли.

4. В зависимости от налоговой ставки:

4.1. Прогрессивные – с ростом налоговой базы ставка налога увеличивается.

4.2. Регрессивные – с ростом налоговой базы ставка налога уменьшается.

4.3. Пропорциональные – изменение налоговой базы не влияет на ставку налога, т.е. она остается постоянной.

В налоговой практике существуют следующие способы взимания налога:

1. Кадастровый – с использованием кадастра, который содержит перечень объектов (земли, доходов) и устанавливает среднюю доходность объекта обложения.

2. Изъятие налога до получения владельцем дохода ("у источника"). Налог исчисляется и удерживается бухгалтерией юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (подоходный налог с зарплаты).

3. Подача налоговой декларации – изъятие налога осуществляется после получения дохода.

Налоги с предприятий составляют основную часть налоговых поступлений в государственный бюджет России. Наибольшая доля из них приходится на НДС, налог на прибыль и акцизы. Рассмотрим эти налоги подробнее.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене, которую оплачивает конечный потребитель. Добавленная стоимость в экономической теории определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг) за вычетом стоимости материальных затрат, отнесенных на издержки производства. Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммой НДС, полученной от покупателей за реализованную им продукцию (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. От НДС освобождаются: экспортируемые товары; услуги городского транспорта (кроме такси); квартирная плата; операции по страхованию, ссудам, вкладам; НИОКР, выполняемые за счет бюджета; ритуальные услуги и т. д.

Акцизы – косвенные налоги на дорогостоящую или высокорентабельную продукцию, устанавливаемые государством в процентах или в фиксированной сумме к отпускной цене или к единице измерения подакцизного товара. Плательщики акцизов — производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации. Объект налогообложения — обороты по реализации подакцизных товаров собственного производства Акцизами облагаются: реализация спиртных и табачных изделий, нефть и нефтепродукты и ряда других изделий. Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ.

Налог на прибыль организаций. Плательщики налога – предприятия и организации, их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения является денежное выражение прибыли предприятия, рассчитанное как разница между доходами и произведенными расходами. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные ставки налога в зависимости от вида получаемого дохода и налогоплательщика – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций, иностранных организаций, в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, облигациям, обычной деятельности по производству и реализации товаров (работ, услуг). Налог уплачивается ежемесячными или ежеквартальными авансовыми платежами. По итогам налогового периода (календарный год) в налоговые органы предоставляется налоговая декларация по налогу на прибыль организаций.

Один из источников формирования регионального бюджета – налог на имущество организаций. Плательщиками налога на имущество являются предприятия, их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, в том числе и иностранные юридические лица. Объект налогообложения – среднегодовая стоимость имущества предприятия в его стоимостном выражении, находящегося на балансе этого предприятия, рассчитанная по остаточной стоимости (стоимость основных средств за вычетом начисленного износа). Предельная ставка налога на имущество предприятий установлена федеральными органами власти (Налоговым кодексом РФ). Региональные власти могут снижать ставку налога и устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории налогоплательщика и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Финансирование системы пенсионного, социального и медицинского страхования в Российской Федерации производится за счет средств, поступающих от налогоплательщиков единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог представляет собой отчисления в государственные внебюджетные фонды – пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования. Налогоплательщиками ЕСН признаются все работодатели (организации или физические лица), осуществляющие выплаты в пользу физических лиц по трудовым договорам (наемным работникам). Таким образом, объект налогообложения – фонд оплаты труда предприятия. ЕСН уплачивается от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо (работника). Это регрессивный налог, причем максимальная ставка составляет 26%.

Любой налоговой системе должен быть присущ принцип стабильности, согласно которому изменения видов налогов и налоговых ставок следует осуществлять не чаще одного раза в год, за 2–3 месяца до начала наступающего финансового года. Такие изменения до введения их в действие решениями законодательных и исполнительных органов необходимо гласно обсуждать и своевременно доводить до ведения налогоплательщиков, чтобы они могли заранее планировать финансовую деятельность на предстоящий год. К сожалению, принцип стабильности не стал правилом действий российского законодательства. Кроме того, налоговая система должна содержать в качестве составной части эффективный механизм стимулирования капиталовложений в развитие экономики. Создание благоприятного инвестиционного климата в России – сложная макроэкономическая задача, что стало особенно очевидным в процессе осуществления рыночных реформ. В рамках налоговой системы в мировой практике существуют следующие основные механизмы, приемы и направления стимулирования инвестиций:

1.Выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (налоговый вычет).

2. Инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой налоговую скидку, т.е. такое изменение срока уплаты налога, при котором предоставляется возможность в течение определенного периода и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Согласно российскому налоговому законодательству инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы или техническое перевооружение собственного производства, в том числе на создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов и т.п.

3. Ускоренная амортизация, сущность которой заключается в уменьшении сроков амортизационных отчислений с целью создания благоприятных возможностей для обновления основного капитала и модернизации производства.

Россия сегодня внедряет мировой опыт налогового механизма стимулирования инвестиционного процесса. Однако полноценное налоговое регулирование научных разработок на предприятиях России еще предстоит освоить. Следует также отметить, что любая налоговая система должна стремиться не к максимизации налогообложения, а к его оптимизации. Снижение налогообложения предприятий первоначально может привести к уменьшению поступлений в государственный бюджет, однако в итоге может произойти рост этих поступлений вследствие увеличения налогооблагаемого объема продаж, обусловленного снижением цен и расширением спроса на товар.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.