Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон о защите прав потребителей




Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения была вызвана тем, все ранее действовавшее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями. Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, сравнительно давно уже действуют подобные законы.

Значение закона не только в усилении социальных гарантий гражданина: закон объективно повышает ответственность производителей за качество своей работы, что при отсутствии развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Структура закона представлена 4 главами:

1. Общие положения.

2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.

3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

4. Государственная и общественная защита прав потребителей.

Основные понятия, используемые в законе:

Потребитель – лицо, имеющее намерение купить товар или его покупающее или использующее для бытовых целей (не коммерческих).

Изготовитель.

Исполнитель.

Продавец.

Стандарт – не только обязательный ГОСТ, но и другие обязательные нормативные документы.

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству.

Существенный недостаток – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара по назначению, либо не может быть устранен.

Безопасность товара – при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации.

Из-за отсутствия времени рассмотрим подробно только 1 главу закона.

Ст. 4. Качество товара (работы, услуги).

Продавец обязан предоставить потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если качество в договоре не оговорено, то он обязан передать товар, пригодный для использования по назначению. Если потребитель уведомил продавца о целях приобретения, товар должен быть пригоден для использования с этими целями. Обязательные требования стандартов не должны нарушаться.

Ст. 5. Права и обязанности изготовителя по установлению срока службы, годности и гарантийного.

На товары длительного пользования могут быть установлены сроки службы, в течение которых за неисправности несет ответственность изготовитель. Если после истечения определенного периода товар может стать опасным, срок службы должен быть установлен обязательно. Перечень таких товаров устанавливается Правительством РФ.

На продукты питания, парфюмерию и косметику, медикаменты, товары бытовой химии и подобные им товары производитель обязан устанавливать срок годности, после окончания которого эти товары считаются непригодными для использования по своему назначению. Продажа товара по его истечении запрещена.

Изготовитель либо продавец вправе установить на товар гарантийный срок – период, в течение которого он безвозмездно устраняет недостатки товара. Причем продавец может установить дополнительный гарантийный срок, превышающий тот, что установлен производителем.

Изготовитель и продавец устраняют те недостатки, которые возникли по их вине, но не по вине потребителя.

Ст. 6. Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение срока его службы. Для этой цели он обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставки необходимых запчастей.

Ст. 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги).

Потребитель имеет право получить товар, безопасный при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации. Если для безопасности товара следует соблюдать определенные условия, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации или на этикетке. Не допускается продажа товара без информации об обязательной сертификации. Если установлено, что, несмотря на соблюдение правил, товар может быть опасен, его производство немедленно приостанавливается, а иногда и отзывается у потребителей. Убытки, причиненные в этой связи потребителю, возмещаются изготовителем в полном объеме. Такие товары также изымаются у продавцов.

Ст. 8. Право потребителя на информацию об изготовителе и товаре.

Ст. 9. Информация об изготовителе включает в себя: наименование и местонахождение организации, о государственной регистрации, лицензировании деятельности. Та же информация должна быть и о продавце, предприятии бытового обслуживания и т.д.

Ст. 10. Информация о товаре включает: обозначения обязательных стандартов; сведения об основных потребительских свойствах, а иногда о составе; цену и условия приобретения; гарантийный срок (если есть); правила и условия эффективного использования; срок службы или годности; местонахождение изготовителя; информацию о сертификации; правила продажи.

Если товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, то покупателю должно быть об этом сообщено.

Ст. 11. Режим работы продавца.

Ст. 12. Ответственность за ненадлежащую информацию.

Если товар в результате не способен удовлетворять потребность покупателя, он может вернуть его продавцу. Потребитель может потребовать предоставления ему всей надлежащей информации. Если в результате в товаре возникли недостатки, они расцениваются как недостатки, возникшие по вине продавца. Если в результате был причинен вред потребителю, он может потребовать возмещения вреда себе и своему имуществу.

Ст. 13. Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителей.

Она оговорена законом или договором. Причиненные потребителю убытки возмещаются в полном объеме, а также выплачивается неустойка (пеня), причем это не освобождает продавца от своих натуральных обязанностей. Продавец освобождается ото всех обязательств, если докажет, что недостатки товара возникли по вине потребителя.

Требования выплаты неустойки и возмещения убытков подлежат удовлетворению в добровольном порядке. В противном случае они могут быть удовлетворены через суд.

Ст. 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров.

Ст. 15. Компенсация морального вреда.

Она осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Ст. 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.

Если в результате такого договора потребителю был причинен ущерб, то он подлежит возмещению.

Запрещается обусловливать приобретение одних товаров приобретением других.

Продавец не вправе предоставлять покупателю дополнительные платные услуги без согласия покупателя. Если они предоставлены без его ведома, он может их не оплачивать.

Ст. 17. Судебная защита потребителей.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также некоторые государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Тема 6.

Лицензирование строительной деятельности.

Одним из направлений государственного регулирования уровня качества является введенная с 1991 года система лицензирования строительной деятельности. Одной из основных задач лицензирования является защита прав потребителей, что невозможно без обеспечения высокого качества строительной продукции. Лицензирование позволяет отсекать от производства строительные организации, не способные обеспечить высокое качество продукции.

Лицензирование представляет собой один из видов государственного метрологического контроля, к которому также относятся утверждение типа средств измерений и поверка средств измерений. Порядок лицензирования утвержден правилами по метрологии 50.2.005-94 "ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений". Таким образом, в данном случае, лицензия- это разрешение на осуществление юридическим или физическим лицом деятельности по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерения, выдаваемое органом Государственной метрологической службой на закрепленной за ним территории. Действие лицензии распространяется на всю территорию Российской Федерации. Для получения лицензии на изготовление средства измерений юридические и физические лица должны располагать сертификатом об утверждении типа средства измерений. В свою очередь, система испытаний и утверждение типа средств измерений предусматривает:

· проведение испытания средств измерений с целью утверждения типа;

· принятие решения о выдаче сертификата об утверждении типа;

· проведение испытаний средств измерений на соответствие утвержденному типу;

· утверждение типа средств измерений (результатов испытаний типа, проведенных соответствующими зарубежными организациями);

· информационное обеспечение органов государственного управления, контроля и надзора, а также потребителей измерительной техники.

Тема 7.

Затраты на управление

 

Создание и обеспечение качества строительной продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, надежность продукции и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех её этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до её реализации и послепродажного обслуживания. На рис. 1.1 показана технологическая последовательность формирования затрат и стоимости строительной продукции.

Маркетинговые исследования и прогнозирование «предложения»


 

 

Проектирование
Консультационное и правовое обеспечение
Снабжение
Хранение входящих запасов
Производство
Хранение готовой продукции
Отгрузка и продажа готовой продукции
Послепродажное обслуживание
Организация, подготовка и производство работ
Планирование объема работ иуслуг

 

 


Рис.1.1 Последовательность формирования затрат и создания стоимости СП

 

Технологическая последовательность позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т.е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевают под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

Обеспечение требуемого качества связано с выявлением, устранением и предотвращением дефектов. Эти действия влекут за собой затраты строительной организации на:

- оценку качества строительной продукции;

- устранение дефектов, обнаруженных при производстве стро­ительной продукции;

- устранение дефектов, обнаруженных после сдачи объекта в эксплуатацию;

- мероприятия по предупреждению дефектов.

К затратам на оценку качества строительной продукции относятся затраты на следующие виды контроля:

входной контроль: контроль качества и комплектности проектно-сметной документации, материально-технических ресур­сов, поступающих на стройку; контроль качества работ, вы­полненных по договорам субподряда;

операционный контроль качества строительно-монтажных работ в процессе производства;

промежуточный контроль качества скрытых работ, закончен­ных конструктивных частей и элементов зданий и сооружений;

приемочный контроль качества законченного и подготовлен­ного к эксплуатации объекта.

К затратам, связанным с устранением дефектов при производстве строительной продукции, относятся затраты на:

устранение неисправимого брака: ликвидацию строительно-монтажных работ, содержащих дефекты, исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также повторное производство строительных работ;

исправление дефектов строительно-монтажных работ (уси­ление конструкций, выравнивание поверхностей и т. п.);

исправление дефектов продукции, принятой у поставщиков материально-технических ресурсов, или работ субподрядчиков;

простои, вызванные нарушением графика производства ра­бот из-за дефектов строительной продукции или ошибок в планировании строительного производства.

Затраты, вызванные устранением дефектов, обнаруженных после сдачи объекта в эксплуатацию, включают затраты на исправление дефектов в готовой строительной продукции, выявленных в течение гарантийного срока эксплуатации, и юридические санкции, предусмотренные законодательством РФ для производителей некачественной продукции.

Затраты на мероприятия по предупреждению дефектов стро­ительной продукции включают затраты на:

анализ причин дефектов строительной продукции;

планирование качества, разработку мероприятий по ликви­дации причин дефектов строительной продукции;

внедрение новой техники, технологии и организации стро­ительства, средств контроля, обеспечивающих повышение ка­чества строительной продукции;

повышение квалификации работников строительной органи­зации.

Существующая система оперативного и бухгалтерского учета выделяет только затраты, вызванные дефектами строи­тельной продукции. Для определения значимости групп и ви­дов затрат на обеспечение качества в общем объеме этих зат­рат строительных организаций был проведен опрос специали­стов. Результаты обработки данных опроса представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Значимость затрат строительной организации на обеспечение качества

Группа затрат Среднее значение группы Вид затрат Среднее значение вида затрат Значимость вида затрат
Затраты на оценку качества строитель- ной продукции 0,27 Входной контроль Операционный контроль Промежуточный контроль Приемочный контроль 0,28 0,40 0,21 0,11 Итого 1,00 0,07 0,11 0,06 0,33
Затраты на устранение дефектов при производстве строительной продукции 0,57   Неисправимый брак Исправление дефектов строительно-монтажных работ Дефекты продукции поставщиков и субподрядчиков Простои из-за дефектов строительной продукции и ошибок в планировании 0,03     0,86   0,07     0,04 Итого 1.00 0,02     0,49   0,04     0,02  
Затраты на устранение дефектов после сдачи объекта в эксплуатацию 0,10     Исправление дефектов в течение гарантийного срока эксплуатации объекта Юридическая ответственность за качество продукции     0,88   0,12 Итого 1.00     0,09   0,01
Затраты на мероприятия по предупреждению дефектов   0,06   Анализ причин дефектов строительной продукции Планирование качества Внедрение новой техники, технологии и организации строительства Повышение квалификации работников     0,08 0,06     0,78 0,08 Итого 1,00   0,004 0,005     0,047 0,004
Итого 1,00     1,00

Большая часть затрат строительной организации на обеспе­чение качества (67%) приходится на ликвидацию дефектов, обнаруженных при производстве строительно-монтажных работ и в готовой строительной продукции. Эти затраты являются потерями строительной организации. Дефекты, обнаруженные после сдачи объекта в эксплуатацию, кроме прямых потерь строительной организации, несут в себе потенциальные потери продаж из-за ухудшения репутации строительной организации, так как эти дефекты обнаруживаются потребителями строитель­ной продукции. Затраты на оценку качества составляют 27% от суммарных затрат. Эти затраты, с одной стороны, не добавляют ценности строительной продукции, а лишь служат для определения сте­пени соответствия качества строительной продукции предъяв­ляемым к ней требованиям. С другой стороны, контроль ка­чества позволяет выявлять дефекты на ранних стадиях произ­водства, что снижает потери строительной организации на исправление дефектов.

Затраты на предупреждение дефектов, составляющие 6% от суммарных затрат, позволяют повысить качество строительной продукции и уменьшить другие группы затрат на обеспечение качества, т. е. потери строительной организации, вызванные де­фектами строительной продукции, и вследствие этого, затраты на контроль качества строительной продукции, необходимость в котором уменьшается с повышением ее качества.

Таким образом, затраты на предупреждение дефектов способствуют повышению качества строительной продукции и снижению ее себестоимости, а также улучшению репутации строительной организации на рынке подрядных работ и увеличению объема строительно-монтажных работ, что дает возможность получить дополнительную прибыль.

Если представить деятельность предприятия по вертикали, то и в этом случае очевидна актуальность управления стоимостью строительной продукции.

Высший уровень управления предприятием (руководство предприятием)


Оперативный уровень подразделений основного производства
Контролирующий уровень подразделений основного производства
Исполнительный уровень отделов
Контролирующий уровень отделов

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Вертикальный разрез деятельности предприятия

 

Затраты на качество формируются как снизу вверх, так и сверху вниз, различаясь по составу, величине, способу формирования и отнесения на работы (услуги) и готовую строительную продукцию.

Рисунок помогает понять, что затраты на качество связаны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением этим производством.

Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные.

Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.

В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:

- Транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта; технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений – его набор и оплату труда.

- Снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья, конструкций и комплектующих материалов). Их можно разделить на непосредственно материальные – соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы.

- Затраты на подразделения, контролирующие производство.

- Затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел (своевременное составление планов), финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.

- Затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через калькулирование затрат на эксплуатацию механизмов и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).

С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента её снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с её усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.

Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.

К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям.

Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включать затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе её техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.

Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией.

Затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необходим их глубокий качественный и количественный анализ.

Тема 8.

Экономические аспекты качества.Экономическая эффективность новой продукции.

целью управления качеством служит достижение экономического эффекта (прибыли) и что административное управление качеством также должно опираться на экономические факторы.

Только через проектирование эффективной системы качества в организации, как утверждает Международный стандарт Международной организации по стандартизации МС ИСО 9004-1 версии 1994 года, могут быть обеспечены следующие требования к продукции, которая должна:

а) соответствовать области применения, назначению, четко определенным потребностям;

б) отвечать требованиям потребителей;

в) соответствовать принятым техническим условиям и стандартам;

г) удовлетворять требования и запросы общества;

д) отвечать требованиям охраны окружающей среды;

ж) быть экономически выгодной, приносить прибыль.

 

Производство продукции более высокого качества по сравнению с заменяемой должно сопровождаться и повышением эффективности производства за счет снижения затрат.

Методы расчета экономической эффективности можно укрупненно классифицировать по четырем основным направлениям.

Первое направление включает в себя применение новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства, новых способов организации и труда, усовершенствованной технологии, обеспечивающих повышение качества проекции при одновременной экономии производственных ресурсов, при выпуске одной и той же продукции.

В этом случае расчет годового экономического эффекта производится по формуле:

Э = (З1 – З2) х В2,

где Э – годовой экономический эффект, ден. ед;

З1, З2 – приведенные затраты единицы продукции (работы), производимой с помощью базовой (1) и новой (2) техники, ден. ед.;

В2 годовой объем производства продукции (работы) с помощью новой техники в расчетном году, нат. ед.

Расчеты снижения себестоимости продукции должны учитывать только те затраты, которые изменяются в связи с производством и использованием новой техники.

Если новая техника повышает производительность, одновременно снижая накладные расходы (цеховые и общезаводские), экономия отражается прямым счетом на статьях затрат.

В случае, когда новая технология отличается от базовой только изменением одной или нескольких операций, годовой экономический эффект рассчитывается с помощью сравнения изменяющихся элементов затрат на этих операциях.

Второе направление проводимых организационно-технических мероприятий включает в себя производство и использование новых средств труда долговременного применения (машины, оборудования) с улучшенными качественными характеристиками (производительность, долговечность, издержки эксплуатации и т.д.).

Третье направление включает в себя производство и использование новых или усовершенствованных предметов труда, к которым относятся такие материальные ресурсы, как материалы, сырье, топливо, а также средства труда со сроком службы менее одного года.

Четвертое направление проводимых оргтехмероприятий включает в себя производство и использование новой техники, не имеющей аналога, а также новой продукции и продукции повышенного качества (с более высокой ценой), разработанной на основе НИР и ОКР для удовлетворения нужд населения в этой продукции.

Расчет годового экономического эффекта имеет широкое применение в практике экономических расчетов. Его величина показывает общую экономию годовых затрат по сравниваемым вариантам. Методы расчета величины годового экономического эффекта различаются в зависимости от показателей, характеризующих объект новой техники как в сфере производства, так и в сфере использования.

Каждое из рассмотренных четырех направлений внедрения в производство инновационных достижений в области научно-технического прогресса имеет свою специфику, которая и учитывается в расчете показателя годового экономического эффекта.

Тема 9.

Метрология в управлении качеством в России и за рубежом

С началом переходного периода, возникновением рыночных отношений и появлением негосударственных форм собственности возникли противоречия между требованиями к выполнению метрологических работ, бытовавшими при командной централизованной экономике, и требованиями, вытекающими из законов рынка, рыночной экономики. В этой связи в апреле 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял закон "Об обеспечении единства измерений", появление которого было продиктовано необходимостью ревизии правовых, организационных и экономических основ метрологической деятельности, явилось реакцией на изменение характера производственных отношений при переходе к рыночной экономике. Закон очень широко трактовал основную цель - защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Подобный подход, предусматривающий защиту экономики, отсутствует в законодательствах многих зарубежных государств.

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) выполняет следующие основные функции:

· принятие правил создания, утверждения и хранения эталонов единиц физических величин;

· обеспечение руководства деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

· осуществление государственного метрологического контроля;

· принятие и утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;

· принятие и утверждение государственных эталонов, находящихся в ведении Гост. России;

· сертификация технических устройств как средств измерений;

· организация и координация деятельности государственных метрологических центров, Государственной метрологической службы и ее органов, Государственной службы времени и частоты, Государственной службы стандартных образцов, Государственной службы стандартных справочных данных;

· аккредитация государственных центров испытаний средств измерений;

· аккредитация метрологических служб юридических лиц на осуществление права проверки средств измерений;

· утверждение типа средств измерений;

· ведение государственного реестра и т.д.

По новому Закону "Об обеспечении единства измерений" государственное регулирование распространяется только на следующие виды метрологического контроля:

· утверждение и регистрация типа средств измерений;

· поверка средств измерений (включая эталоны);

· организация лицензирования деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.

Всю нормативную базу Системы испытаний и утверждения типа средств измерений, которая согласована с документами Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) составляют следующие документы:

· "ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений" ПР 50.2.009-94;

· "ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их аккредитации" ПР 50.2.010-94;

· "ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений" ПР 50.2.011-94.

Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" предусматривает осуществление поверки средств измерений (подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору) в следующих случаях:

· при выпуске из производства или после ремонта;

· при ввозе по импорту;

· в процессе эксплуатации.

При этом осуществление купли-продажи или выдачи на прокат разрешается только средств измерений, прошедших поверку. Поверка средств измерений - это совокупность действий органов Государственной метрологической службы или иных аккредитованных организаций, направленных на определение и подтверждение соответствия средств измерений принятым техническим требованиям и образцам.

Средства измерений подлежат:

· первичной;

· периодической;

· внеочередной;

· инспекционной;

· экспертной поверке.

Первичная поверка обязательна для всех средств измерений утвержденных типов при выпуске из производства, окончания ремонта и при ввозе по импорту. Однако, если имеется соответствующее соглашение, заключенное Госстандартом России с зарубежными странами о признании результатов поверки, проведенной в них, в этом случае первичная поверка не осуществляется.

Периодическая поверка проходит через определенные интервалы. Ее объект- средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Первый межпроверочный интервал фиксируется при утверждении типа. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного срока, продолжительность которых корректируется органами государственной метрологической службы по согласованию с метрологической службой юридического лица. Владельцы средств измерений сами составляют перечни средств измерений, подлежащих поверке.

Государственный метрологический надзор направлен на достижение основной цели Закона - защиту интересов государства и его граждан от отрицательных последствий, вызванных неправильными результатами измерений. При этом следует учитывать, что степень действенности закона в любой сфере определяется эффективностью надзора за его осуществлением. В нашей стране выполнение функций государственного метрологического надзора возложено на органы Государственной метрологической службы, осуществляющей следующие виды надзора:

1. Надзор за состоянием и применением средств измерений, методик выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм. 2. Надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.

3. Надзор за количеством фасованных товаров.

Метрология - это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности измерений. Достижение единства и точности обеспечивается применением государственных эталонов, "привязки" к ним производимых измерений и разработкой и реализацией соответствующего набора метрологических правил и норм, применяемых как с самим измерениям, так и средствам измерений.

Единство измерений- состояние, процесс измерений, результаты которых выражаются в общепринятых, узаконенных единицах, характеризующихся размерами равными в установленных пределах размерам единиц, воспроизводимых эталонам первичного образца. При этом отклонения результатов измерений прогнозируются с заданной вероятностью, не выходя за установленные пределы.

Таким образом, можно перечислить основные принципы соблюдения единства измерений:

· размер единиц государственных средств измерений равен размерам единиц, воспроизводимых первичными эталонами;

· результаты измерений выражаются в общепринятых, узаконенных единицах;

· отклонения результатов измерений известны и прогнозируемы;

· отклонения измерений находятся в рамках установленных пределов.

С целью обеспечения единства измерений в России принята Международная система единиц (СИ). На ее основе разработан и введен в действие единый ГОСТ 8.417-81 "ГСИ. Единицы физических величин".

Международная система единиц включает в себя семь основных единиц (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, моль, кандела) и две дополнительные (радиан и стерадиан) и ряда производных.

Система воспроизведения единиц и передачи их размера рабочим средствам измерений является одной из функциональных частей системы обеспечения единства измерений. При этом единица физической величины (метр, килограмм, секунда и т.д.) воспроизводится государственным эталоном, который представляет собой первичный, исходный эталон, т.е. обладает наивысшими метрологическими свойствами из имеющихся эталонов.

Эталон единицы физической величины - это средство измерений (комплекс средств измерений) для воспроизведения и хранения единицы величины (ее производных) с целью передачи ее размера другим средствам измерений величины.

Государственный эталон - это эталон единицы величины, принятый в качестве исходного на территории страны. Государственные эталоны единиц величин утверждаются и находятся в ведении Госстандарта Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

Первичный эталон - государственный эталон, обеспечивающий воспроизведение единицы с наивысшей в стране точностью.

Вторичные эталоны - эталоны, которые создают и утверждают в случаях, когда необходима организация поверочных работ, а также в случаях предохранения первичных эталонов от излишнего износа.

Эталон сравнения - эталон, предназначенный для сличения эталонов, сравнить которые непосредственно друг с другом нельзя по каким-либо причинам.

Рабочие эталоны - эталоны, служащие для передачи размера единицы рабочим средствам измерений. По уровню точности они могут подразделяться на рабочие эталоны 1 разряда и рабочие эталоны 11 разряда. Следует уточнить, что возможно изготовление и использование рабочих эталонов высшей степени точности (0 - разряда).

Для технических измерений в производстве и лабораториях применяются рабочие средства измерений (РСИ). Они не предназначены для передачи размера единиц.

Более 100 государственных эталонов, 70 установок высшей точности и 250 вторичных эталонов образуют в настоящее время эталонную базу Госстандарта Российской Федерации.

Тема 10. Опыт управления качеством в зарубежных странах




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.