Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка и реализация выступления

Лекция № 5

I. Риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

1. Схема Квинтилиана:

1) Изобретение;

2) Расположение;

3) Исполнение;

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

2. Схема Аристотеля:

1) Этос;

2) Пафос;

3) Логос.

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Эпос - условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпов речи.

Пафос - замысел речи, предполагающий внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

Логос - словесное наполнение речи, воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

 

II. Тема и цель речи

1. Итак, работая над содержанием речи, ее составитель должен ответить для себя на два вопроса:

· зачем делается сообщение (цель)?

· о чем делается сообщение (цель)?

Тему обычно формулируют словом или фразой, которые указывают на характер вопросов, намеченных оратором для обсуждения.

Осознание оратором цели своего выступления и точное оформление ее в слове — важное условие успеха. Психологи считают, что четко сформулированная цель «запускает» возможности человека для выполнения любого дела. Для создания хорошей речи нужно научиться определять общую и конкретную цель.

2. Чтобы найти общую цель, нужно ответить на вопрос:

· каково в этой речи главное намерение говорящего?

· что хотел сделать автор: информировать адресата: убедить его? сагитировать? заставить задуматься о нравственных проблемах? развлечь?

При этом надо учитывать, что в одной речи могут совмещаться несколько задач, но все же нужно определить ведущую, определяющую цель.

Чтобы определить конкретную цель, следует выделить:

а) основной тезис речи (что в ней утверждается, если речь убеждающая; к чему конкретно призывает говорящий, если речь агитирующая);

б) тему речи, если речь информирующая (о чем в ней

сообщается);

в) предмет речи, если речь эпидейктическая (хвала или хула, торжественная речь) — то, чему она посвящается: любовь, дружба, зависть и т.д.

Конкретная цель речи — это общая цель речи плюс ее тезис, тема или предмет».

Приведем пример.

Конкретная цель: убедить (общая цель) в том, что овладеть ораторским искусством должен каждый менеджер (тезис).

Конкретная цель: информировать (общая цель) о реформировании системы образования в России (тема).

 

 

II. Риторический канон и современное публичное выступление Изобретение содержания речи. Риторический канон и современное красноречие.

При подготовке публичного выступления перед каждым встает вопрос, как облечь выбранный материал в достойное словесное выражение.

Создание речи — процесс творческий. По-настоящему интересная речь та, в которой отражается индивидуальность автора, его мысли, чувства, его стиль. Еще раз хочется подчеркнуть, что, употребляя слово «речь», мы имеем в виду не только публичное выступление, но и повседневную речевую практику. В учебном пособии «Риторика» Е. В. Клюев пишет о том, что риторику следует трактовать как науку, связанную с творческим мышлением, и что «…соотносилась она (риторика) изначально не столько с «искусством красиво говорить», сколько с «искусством говорить», а это, как очевидно, разные вещи. Так что с утратой риторики мы отнюдь не утратили прежде всего красноречия (это как-нибудь еще можно было бы пережить!) — мы утратили фактически дар речи, что пережить уже гораздо труднее» (13, 4). Как же пробудить в себе дар речи? Каким образом сведения из области классической риторики использовать и в повседневной речи, и в практике делового общения?

Классическая риторика разработала образец (канон), согласно которому речь на своем пути от мысли к слову проходит пять этапов (в соответствии с этими этапами называются и разделы риторики). Итак, риторика «возложила на себя контроль за всеми стадиями процесса трансформации предмета в слово». (13,10). Назовем эти разделы (этапы):

 

1. Инвенция (лат. Inventio) или «нахождение», «изобретение» — invenire quid dicere — «изобрести, что сказать».  

На этом этапе, по рекомендации риторики, отбирался материал для будущего сообщения. Речь шла прежде всего отнюдь «не о языковом материале» — речь шла о предметах реальной действительности, часть которых предлагалось выбрать из всего предметного многообразия мира, а выбрав, отграничить от прочих, чтобы в дальнейшем перейти к их изучению: во-первых, по отношению к «другим предметам», оставшимся в стороне после отбора, и, во-вторых, изнутри. Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент времени знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении» (13, 11). Итак, инвенция поставила во главу угла предмет и обеспечивала «доброкачественность предметного содержания сообщения».

2. Диспозиция (лат. Dispositio) — «расположение»- inventa disponere — «расположить изобретенное».  

Второй раздел, «получив в свое распоряжение уже «готовый к

употреблению» предмет, превращал его в понятие и помещал в систему других понятий.

Понятия становились объектом логических и аналогических процедур. Они определялись, делились, сочетались между собой, сополагались и противополагались». (13, 11). Весь этот процесс регулировался определенными правилами, соблюдение которых позволяло говорящему избежать логических ошибок.

Кроме того, диспозиция «предлагала модели расположения понятий в составе единого речевого целого».

Таким образом, центральное место в диспозиции занимало понятие, «диспозиция гарантировала доброкачественность понятийного аппарата говорящего».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зависимость растворимости веществ от температуры и природы растворителя | А. Правила инвенции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.