Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Правила диспозиции

Фаза выбора и фаза погружения

В фазе выбора начинается этап самоограничений, на котором нужно определить:

• главное — второстепенное

• существенное — несущественное

• старое — новое

• известное — неизвестное

• общепринятое — оригинальное

• понятное — непонятное.

Далее, по мнению классической риторики, можно приступить к работе с энциклопедическим материалом, словарями, справочниками, монографиями, научными и деловыми документами, которые дают устоявшиеся представления о действительности.

Таким образом, уже отобранный и упорядоченный корпус фактов получает перспективу — историческую, культурную, научную.

Задачей фазы погружения является гармонизация материала разного

происхождения: сейчас нужно проверить достаточность фоновых сведений и самостоятельных наблюдений, наличие противоречий.

Итак, на этапе «инвенция»,

· во-первых, происходит определение того, материал какого рода и в каких пропорциях составит сообщение;

· во-вторых, тема предстает как единство определенного количества аспектов, которые могут быть представлены на разном уровне глубины,

· в-третьих, позиция автора получает завершенное выражение.

Подводя итоги, подчеркнем, что инвенция отвечала за то, что подготовленный материал доброкачествен, систематизирован и может быть основой будущей речи. Организовать само сообщение была призвана диспозиция.

Cледующий после инвенции этап создания речи — диспозиция.

Еще древние риторики сравнивали деятельность говорящего с деятельностью полководца. Выбор «воинов — идей» осуществлялся на этапе изобретения, а вот расстановка и передвижение этих войск — на этапе диспозиции. Этот раздел риторики фактически представлял собой «науку развития мысли, давая ощутить сообщение как процесс».

Основные требования к диспозиции были таковы:

• установить четкое членение сообщения;

• обеспечить внутреннюю связность между частями.

Таким образом, возникает вопрос о соотношении плана и композиции речи.

Классическая и современная риторика не отождествляет эти понятия.

«План отражает внутреннюю структуру речи, это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи…» (20, 33).

«В отличие от плана — внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция выступления — это его реально — речевая, внешняя структура (что, за какой частью и как излагается)» (20, 34).

Для того чтобы понять, чем отличается план от композиции, представим себе, что вы задумали построить дом. Для этого сначала вы обсуждаете свои замыслы (идеи) с архитектором: что должно быть в этом доме, как он должен выглядеть и т.д. Затем вместе с архитектором составляете план дома. Т.е. план будущего дома можно рассматривать как идею. Но чтобы реализовать эту идею в жизни, нужно продумать план строительства будущего дома. В

риторике реализация идеи-плана и называлась композицией.

За многовековую историю риторика разработала множество образцов, которые помогают структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простейшая композиционная схема:

• вступление;

• основная часть;

• заключение.

Композиция описания и повествования

Н. Ф. Кошанский в«Общей реторике» дает такие рекомендации для описания:

Как описывать предмет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А. Правила инвенции | III. Конец
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.