Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание природы человеческой индивидуальности




Интерпретация результатов наблюдения в рамках обыденного сознания в первом случае, и эксперимента, специаль­ного исследования как методов научного познания — во втором, оказывается необходимым компонентом, вклю­ченным во взаимодействие между обыденным и научным знанием.

Процесс трансформации знания представляет движение по спирали, а не замкнутый цикл интеракции, обеспечивая на каждом этапе необходимое при­ращение информации.

 

Рис. 2 Взаимная трансформация обыденного и научного знания

Все это говорит о необходимости более внимательного (а не снисходительного, как это принято в академических кру­гах) отношения ко "всем-и-каждому" известным фактам о природе индивидуальности человека, содержащимся в до­научных областях знания.

Многие психологи разделяют об­щеизвестное утверждение о том, что избежать в научных исследованиях влияния здравого смысла невозможно, зато можно вообще не осознавать наличие этого влияния.

Отметим самые необходимые блоки, слагаю­щие фундамент науки о различиях между людьми.

1. Вариативность среди особей — есть универсальный фе­номен (Darwin, 1859; Galton, 1869/1978). Как отмечал В.Штерн (1911/1994), "вариабельность, внутри- и межин­дивидуальная, является существеннейшей чертой челове­ческого поведения — а также поведения всех живых орга­низмов".

2. В различиях проявляется действие наиболее общих законов человеческого поведения, и, с другой стороны, "конкретное проявление любого общего закона психоло­гии всегда включает в себя... фактор индивидуальности" (Теплов).

3. Сопоставляя наблюдаемые различия в поведении с другими известными сопутствующими феноменами, "воз­можно выявить относительный вклад различных факторов в развитие поведения" (Anastasi, 1937).

4. Относимые к категории дифференциально-психоло­гических формальные характеристики индивидуальности обладают рядом признаков (о чем свидетельствуют работы многих авторов) — устойчивостью проявлений, кросс - ситуативностью, стабильностью во времени, в чем проявляется их отличие от более изменчивых, социально-обус­ловленных характеристик.

5. Индивидуальные различия по определению связаны с измерением и квалификацией (Кеттел, 1890).

В соответствии с этим (далеко не полным) перечнем основных положений формулируются задачи дифферен­циальной психологии, среди которых важнейшими со вре­мен Ф. Гальтона, А.Бине и В.Штерна остаются:

1. Изучение различных источников вариабельности среди измеряемых признаков,

2. Исследование соотношений между измеряемыми ха­рактеристиками.

3. Анализ группового распределения признаков.

Рассматривая специфику внутренних областей (подраз­делов) дифференциальной психологии, можно сказать, что акценты расставляются следующим образом (по номерам пунктов); (1) область индивидуальных различий; (2) область типологических различий; (3) область групповых различий.

1.6.Универсальные дихотомии человекознания: дифференциально-психологический аспект

Область изучения различий между людьми тесно связа­на с проблемой иерархизации подсистем индивидуально­сти. Исследование этих подсистем ведется с учетом коор­динат, задаваемых универсальными конструктами, в со­держании которых в концентрированном виде отобража­ются основные направления познания человеком собствен­ной природы.

"Сходство—различие"

Этот конструкт является, пожалуй, наиболее очевид­ным для дифференциальной психологии, так как показы­вает основной вектор приложения исследовательских уси­лий, направленных на поиск различий, а не общего (как это происходит в общей психологии).

«Формальное – содержательное»

Как уже отмечалось, целью дифференциальной психо­логии является выявление и изучение формальных свойств (добавим — также и в их отношении к содержательным). Важно отметить, что возможны следующие соотношения этих категорий (Асеев, 1988): полного соответствия, гар­монии; противоречия, находящегося в процессе разреше­ния; полного несоответствия (противоречие типа антаго­низма).

Относительность этих понятий (не умаляющая их теоретической и эмпирической ценности) подчеркивает­ся поступательным характером развития индивидуальнос­ти, в процессе которого формальный признак, достигая определенного уровня развития, приобретает все более содержательный оттенок. В свою очередь, некоторые со­держательные черты, типизируясь, например, в случае жесткого стереотипного поведения, все более формализу­ются. С позиций дифференциальной психологии и психо­физиологии проблема формальное—содержательное часто соотносится с проблемой биологическое—социальное или врожденное—приобретенное.

"Наследственное—приобретенное"

Эта дихотомия является частным случаем широко об­суждаемой уже много десятилетий проблемы "природное-социальное". Рад авторов (см. Равич-Щербо, 1988) спра­ведливо указывает, что в психологии и психофизиологии эту проблему целесообразно ограничить формулой генотипическое—средовое. При этом надо отчетливо понимать, что "речь идет о роли наследственного и средового не в историческом становлении психики человека, а в межин­дивидуальной вариативности психологических признаков".

К этому измерению в познании человека также тесно примыкают пары конструктов "объективное— субъективное" (где под субъективным понимается возмож­ность влияния самой индивидуальности — в противопо­ложность средовому, как биологическому, так и социаль­ному, на свое самопроявление) и «конъюнктивное—дизъ­юнктивное» (Брушлинский, 1978), в контексте которого взаимодействию наследственных и средовых, биологических и социальных факторов по типу "или—или" противо­поставляется более эффективное "и—и".

"Детерминизм—индетерминизм"

Эта дихотомия имеет более широкий диапазон влия­ния, по сравнению с предыдущей, и заслуживает выделе­ния в качестве самостоятельного пункта. Применение это­го конструкта к области изучения индивидуальности свя­зано с развитием представлений о психологической диф­ференциации — то есть усложнением иерархической струк­туры индивидуальности и разведением ее подструктуры приобретающих автономный характер, — в процессе раз­вития от простого к сложному. Этому процессу сопутству­ет также увеличение количества степеней свободы во вза­имодействии конкретного свойства с внутренней (субъект­ной) и внешней (объективной) средой, и, следователь­но, увеличение индетерминистских тенденций в поведе­нии и саморегуляции системы в целом.

" Общее— единичное"

В дифференциально-психологическом контексте прояв­ляется в двух ипостасях. Во-первых, при разведении раз­личий на индивидуальные и групповые, и, во-вторых, в исследовании индивидуальных и типологических особен­ностей. Производная от рассматриваемой дихотомии три­ада "индивидуальное—типологическое—групповое" опи­сывает внутренний аспект онтоло­гического статуса дифференциальной психологии.

"Идентификация—индивидуализация"

Как координата, отображающая реальные процессы че­ловеческой жизни, связана с двумя фактически противопо­ложными тенденциями в развитии человека, обозначаемы­ми как "социализация—индивидуализация". Под социализа­цией понимается процесс формирования в течение жизни индивидуальных поведенческих паттернов, ценностей, стан­дартов, навыков, установок и мотивов в соответствии с об­разцами, наиболее желательными в данном обществе. Также как и предшествующий двухполюсной конструкт, эта дихотомия связана с выявле­нием родо- видовых отношений в процессе самореализации индивидуальности в системе социальных отношений.

"Физическое—социальное"

Это деление отображает вычленение внутри физичес­кой реальности особой области человеческих, социальных отношений. В ряде исследований отмечается, что даже на начальных стадиях развития уже на психобиологическом уровне (темперамент) происходит разграничение реакций человека на физическое и социальное окружение. В дифференци­альной психологии указанная дихотомия трансформиру­ется в конструкт "предметное—коммуникативное" (или "предметное—социальное" — см, Kagan, 1986; Русалов, 1990), в котором полюс предметности отображает направленность субъекта на взаимодействие с вещами в физическом смысле слова, а полюс коммуникативности, соответственно, на взаимодействие с людьми.

"Сознательное—внесознательное"

Этой координатой нельзя пренебречь. Протекающие вне сферы сознания процессы оказывают не меньшее, но, зачастую, значительно большее влияние на форму прояв­ления индивидуального поведения. Особое значение учет силы воздействия на поведение со стороны внесознательной сферы психики имеет для психометрических измере­ний. По этому поводу Мюррей, один из основоположни­ков современной психологии личности, писал: "Дети вос­принимают неточно, очень мало осознавая свое внутрен­нее состояние, и сохраняют свои заблуждения в воспоми­наниях. Большинство взрослых вряд ли лучше в этом отно­шении" (Murray, 1938).

"Внешнее—внутреннее"

Последняя по списку, но не по значимости, пара ко­ординат реализуется в двух встречных направлениях в исследованиях индивидуальности:

а) изучение интер(меж-)индивидуальных различий, и

б) анализ закономерностей интраиндивидуальной реальности.

С этими направления­ми связана важнейшая задача дифференциальной психо­логии (кстати, образующая еще одну опору в сооружении независимого статуса этой науки) — изучение механизмов, опосредующих; а) взаимодействие субъекта с предметной и социальной (коммуникативной) средой, б) взаимо­действие между собой различных параметров индивидуаль­ности, и наконец в) соотношение этих двух типов взаимо­действия в процессе функционирования целостной инди­видуальности как саморазвивающейся системы..

Классическое дихотомическое видение мира, основанное на первичной, безусловно необходимой на первых этапах познания, жесткой категоризации явлений по принципу "да— нет", конечно, позволяет представить достаточно контраст­ную, хотя и черно-белую, картину.

Ускользающее в этом случае богатство цветовой палитры — хотя, быть может, и не имеющее решающего, с точки зрения науки, значения — довольно досадный факт.

Возможно, поэтому кажутся такими перспективными (или необходимыми как шкала настройки изображения) концепции "постепенного нарастания изме­нений признака", "нормального распределения признака в популяции", согласно которому индивидуальные особенно­сти представляются не в виде отдельной точки, а в виде не­прерывного континуума.

Общим, пожалуй, для всех выделенных дихотомий яв­ляется следующее положение. Важно не только конста­тировать нерасторжимость, неотделимость, недизъюнктивность формального и содержательного, наследственного и приобретенного, общего и единичного, физического и социального etc,, но исследовать специфику соотношения между этими факторами, проявляющуюся в иерархической организации мира психической реальности и фено­мена индивидуальности как центральной его части.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.