Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность — психологический носитель социальных свойств




Отмечая различия между понятиями "индивид" и "лич­ность", обычно указывают, что это формально- логически равнозначащие понятия, относящиеся к одному и тому же классу объектов (Ломов, 1984), хотя в каждом из них раскрываются разные признаки субъекта. При этом в "понятии "личность" фиксируются те признаки, которые определяются принадлежностью индивида к обществу (со­циальное качество)" (там же).

Совсем недавно так широко распространенное опреде­ление личности лишь как совокупности свойств (или фак­торов) постепенно становится достоянием исторической психологии. На современном же этапе исследователей привлекают "своей простотой" два круга проблем — 1): ис­точники возникновения личностных черт, анализ слож­ной природы их детерминации; и 2) стремление понять личность как особый, не сводимый ни к каким другим уровням психической реальности, феномен:

"Как же можно вычленить собственно личностные харак­теристики субъекта, которые не совпадали бы с общепсихо­логической, или, точнее говоря, дифференциально-психо­логической, традицией... и не растворялись без остатка в меж­субъектных связях как предмете социально-психологическо­го исследования?" {Петровский, Ярошевский, 1994, с.400). Одни считают, что источники индивидуального своеобразия организации человеческой личности скрываются в специфике нервной системы, другие убеждены, что лич­ность — чисто социальный феномен, никак не связанный с таким "заземленным" понятием, как организм.

Прогрес­сивную установку выражает мнение Л.М.Веккера (1981; 1998), считающего личность основным носителем именно психосоциальных свойств человека. Обозначить границу при переходе от концепции личности к пониманию инди­видуальности, интегральной по самой своей природе, очень сложно.

Можно лишь указать на трудноуловимую грань меж­ду процессами интериоризации и экстериоризации {Вы­готский, 1926), в которых отражается специфика "собст­венно-личностного" и "личностно-общественного" про­явления.

Наконец, личность, особенно в своих высших проявле­ниях, оказывается, по мнению многих категоричных в своих выводах авторов, структурой, максимально разведенной с исходными — организмическим и индивидным — уровня­ми (в смысле их влияния на личностные образования). Вместе с тем, вряд ли даже эти авторы стали бы оспари­вать положение об обратном влиянии личности на все про­цессы протекающие в организме, чему есть многочис­ленные свидетельства из области экспериментальной пси­хосоматической медицины, включая применение самовну­шения, аутотренинга и гипноза, основанного на действии второй сигнальной системы (то есть речевых символах).

Для объяснения этих фактов в необходимом нам диф­ференциально-психологическом контексте необходимо введение следующего, интегрального уровня, ответствен­ного за появление эффектов компенсации, сопряжения, дифференциации и координации при функционировании целостной системы индивидуальности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.