Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей




Теория темперамента Русалова.

Сравнительный анализ теорий темперамента

Изучение темперамента в отечественной школе психологов

Факторные теории темперамента

Гуморальная и конституциональная теория темперамента

Темперамент, как совокупность психических свойств

Роль правого полушария в организации творческого мышления

Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга

Функциональные асимметрии больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей

ТЕМА 4.ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АССИМЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ПСИХОЛОГИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА

Лекция 4.

РАЗДЕЛ 2. ИНДИВИДУАЛЬЕЫК РАЗЛИЧИЯ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

В проблеме соотношения задатков и способностей не был рассмотрен вопрос о специальных задатках и способностях. Среди огромного множества разновидностей человеческой деятельности есть такие, которыми может овладеть каждый индивид с нормой общего интеллекта, а есть и такие, которыми любой овладеть не может. Даже высокий интеллектуальный потенциал не может обеспечить успешность, скорость и легкость овладения некоторыми видами деятельности. В таких случаях психологи говорят об отсутствии у личности специальных способностей и стараются выяснить причины такой невозможности.

Рядом с общими способностями выделяют специальные человеческие способности, понимая под ними такие психологические особенности, которые присущи одним индивидам, и отсутствуют у других. К специальным способностям относятся музыкальные, художественные, математические, литературные, поэтические и прочие способности. Действительно, не каждый из нас может стать художником или поэтом, музыкантом или математиком (имеется в виду - способным) даже при использовании совершеннейших методов для развития специальных способностей. Исходя из соотношения "врожденно - приобретенное", будем учитывать, что задатки являются необходимым условием для развития способностей, а природа задатков скрыта во врожденных конструктивных и функциональных особенностях головного мозга человека.

В исследованиях И. П. Павлова и его сотрудников были установлены общие типы ВНД, одинаковые для животных и людей. Стараясь объяснить отличие между высшей нервной деятельностью человека и животного, Павлов подчеркивал, что в психике человека имеет место "чрезвычайное приложение" - речь. Это прибавление Павлов назвал второй сигнальной системой в отличие от первой сигнальной системы (образы ощущений и восприятия). Великий физиолог понимал, что в высшей нервной деятельности человека существует относительное преобладание одной сигнальной системы над другой. С его точки зрения по преобладанию люди могут быть разделены на три специальных типа: "художественный", "мыслительный" и "средний". Изобразим такое преобладание схематично:

a. ІСС > ІІСС - "художник"

b. ІСС = ІІСС - "средний"

c. ІСС < ІІСС - "мыслитель"

Последователи Павловского учения о двух сигнальных системах начали изучать условные "рефлексы рефлексов", то есть образование у людей условных рефлексов не только на первосигнальный раздражитель (свет, цвет, звук, удар током), а и на слово, которое означает раздражитель. Такие исследования проводились, как физиологами, так и психологами. Кстати, исследование условных рефлексов на речевые раздражители велись и на кафедре психологии Одесского университета. Но результаты этих исследований мало что давали для дифференциации специальных задатков и способностей. Ученым понадобилось еще пол столетия, чтобы понять чем же действительно обусловлена детерминация специальных способностей. В конце XІХ и в начале XX столетия, встречаясь с фактами поражений больших полушарий головного мозга человека, исследователи обнаружили разные варианты нарушений и расстройств отдельных свойств высших психических функций (восприятия, памяти, речи, мышления, интеллекта, личностных свойств). Эти факты разрешили сделать вывод, что определенные участки коры больших полушарий головного мозга имеют свое специфическое назначение и функционально обеспечивают соответствующие составные психики в интегративной деятельности личности. Накопление фактов показало, что в левом полушарии сосредоточены центры речи, а правое полушарие обеспечивает образное отражение объектов окружающего мира. Направление таких исследований получило название "нейропсихология". Одним из основателей этого направления был профессор Лурия А. Р.

(Большой вклад в понимание функций правого и левого полушарий внесли наблюдение за пациентами в условиях нейрохирургического вмешательства. Для проведения операций использовался метод торможения функций одного из полушарий головного мозга. При заторможенности одного полушария, второе полушарие начинало вести себя в режиме максимума собственных функциональных возможностей. Ученые приходили к выводу, что в каждой личности находятся два человека: левополушарный и правополушарный. Так, левополушарный человек очень говорлив, находится в эйфоричном состоянии положительных эмоций, строит нереальные "прожекты", целенаправлен в будущее. Правополушарный человек, наоборот, молчалив, агрессивен, связан с образами прошлого. Как очень точно подметили известные исследователи функций правого и левого полушарий головного мозга человека Н. М. Брагина и Т. А. Доброхотова, личность переживает собственное время, которое "течет" слева направо. Здесь имеется в виду функционально асимметрическая ориентация левого полушария в будущее, а правого в прошлое.

Во многих экспериментальных исследованиях было выяснено, что восприятие предметов окружающего мира обеспечивается именно парной работой анализаторов (бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное ощупывание).

Каждый анализатор, как выяснилось, имеет свое центральное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Так, левый глаз, левое ухо, левая рука имеют свои представительства в правом полушарии, а правый глаз, правое ухо, правая рука - в левом полушарии. В парной работе один из анализаторов выполняет функцию ведущего, а второй ведомого. Соответственно с представительством анализаторов можно говорить о ведущем и ведомом полушариях головного мозга. Эти факты показывают, что левое и правое полушария функционально неравнозначны в обеспечении отображения предметной среды. Соответственно с этой функциональной неравнозначностью относительно медиальной плоскости пространство человека делится на левое и правое.

В других исследованиях было установлено, что преобладание функций правого полушария над левым обуславливает леворукость, а преобладание функций левого полушария над правым обуславливает праворукость} Так, изучая преобладания функций органов в парной работе анализаторов (ведущий - ведомый орган) были разработаны исследовательские приемы функционального преобладания левого - правого полушарий головного мозга человека. Объединяя все признаки преобладаний, ученые стали говорить о функциональных асимметриях больших полушарий головного мозга. Было также установлено, что преобладание может быть полным, или частичным (парциальным). Учитывая все накопленные в этом направлении факты, психологи пришли к выводу, что именно функциональные асимметрии мозга могут рассматриваться как задатки специальных способностей индивида.

Мы рассматриваем задатки как врожденные особенности строения головного мозга. Исследования в этом направлении показывают, что каждый индивид рождается полушарно асимметричным. Так, по данным некоторых исследователей, в человеческой популяции рождается приблизительно одинаковое количество индивидов с преобладанием функций правого полушария (левши) и функций левого полушария (правши). Но, в реальности количество леворуких индивидов встречается значительно реже. Здесь надо сделать некоторые объяснения. Во-первых, имеют место разные варианты разного преобладания функций - полное, или частичное.

Конечно, учитывая сложную структуру коры больших полушарий, вариантов частичного преобладания может быть намного больше, но задача тонкого расщепления этих вариантов преобладания не разрешима в дифференциальной психологии. Во-вторых, левое полушарие, рождаясь "немым", начинает "говорить" (напомним, что все центры речи находятся в левом полушарии) на определенном возрастном периоде развития индивида. В-третьих, так исторически сложилось, что человечество создало праворукую культуру. Все это вместе предопределяет торможение проявления леворукости у определенной части индивидов, которые родились с частичным преобладанием правого полушария над левым. Под влиянием указанных причин эти индивиды превращаются в "скрытых леворуких", сохраняя при этом преобладание функций правого полушария над функциями левого. Среди правополушарных под вышеупомянутым социальным давлением "выживает" и сохраняется около половины (по данным американских психологов 20-25%) леворуких индивидов.

Подводя итоги, следует отметить, что в специальной организации психики индивида главную роль играют врожденные функциональные асимметрии больших полушарий головного мозга. Именно последние и определяют задатки, степень проявления которых реализуется в специальных способностях личности. Существуя в единстве, функциональные асимметрии накладывают свою печать на индивидуальные свойства общего типа, прибавляя к формально-динамическим свойствам темперамента специальную направленность.

 

приблизительная карта функциональных зон головного мозга

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.